Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 68.68 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.05.2014
Размер68.68 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
Методические рекомендации

«Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы»

предназначены для учителей общеобразовательных учреждений, осуществляющих переход на федеральные Государственные образовательные стандарты начального общего образования.

В методические рекомендации включены материалы описывающие технологию системно-деятельностного-подхода, технологию проведения уроков деятельностной напаравленности, содержание и методику работы по «Технологической карте».

Технология системно-деятельностного подхода достаточно четко отражает процесс саморазвития ребенка уже на ранних стадиях формирова­ния способности к рефлексии, и именно этим объясняется ее эффек­тивность.

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности. Работая над методической темой ММО «Формирование и развитие профессиональной компетенции учителей начальных классов в условиях введения ФГОС НОО» руководители школьных методических объединений знакомились с инновационными процессами в образовании в целом и начального образования в частности. Перед ними были поставлены задачи:

- изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ФГОС;

- изучить типологию уроков при деятельностном подходе к обучению;

- освоить новый тип методической продукции «Технологическая карта».

Задача школы - не дать объем знаний, отсюда наш подход к стан­дартам, - а научить учиться. Что мы имеем в виду, когда говорим "учебная деятельность"? Учебная деятельность – это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс. Учебная деятельность (о ней говорил и В.В.Давыдов, Р.С.Немов.) - это деятель­ность, изменяющая самого субъекта. В ней ребенок-школьник приобретает два важнейших интегративных качества лич­ности — желание и умение учиться. Обеспечение процесса формирования учебной деятельности, овладения основными умениями учебной деятельности: принимать учебную задачу и решать её, определять последовательность учебных операций, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности.

Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться.

Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Важной особенностью ранее представленных УМК комплексов является то, что они позволяют успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Это положение наглядно представлено в таблице, в которой сравниваются позиции учителя и ученика:

Задачу по формированию  учебной деятельности начинать нужно с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции,  контроль и оценка  результата.

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.

Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного   подхода  возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения.

Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)

В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания.

  • Первое правило – «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику».

  • Второе правило– «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно».

  • Третье правило – «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»).

В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза.

Указанные правила позволяют обучающимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей – общего, абстрактного, к нижним – конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ.

Системно-деятельностный   подход  и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельнеости учащихся.

Что важно знать и уметь учителю начальной школы?

  • знать принципы  деятельностного   подхода;

  • уметь реализовать его на практике;

  • освоить новую систему оценивания – критериальную;

  • освоить принципы организации диалога на уроке.

Последовательная реализация системно –  деятельностного   подхода  повышает эффективность образования по показателям:

  • придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе  формирования   УУД , обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и  формирование  картины мира и компетентностей в любой предметной области познания

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура технологической карты включает:

  1. название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

  2. цель освоения учебного содержания

  3. планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)

  4. метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

  5. основные понятия темы

  6. технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

  7. контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Литература:

  1. Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.

  2. А.К. Дусавицкий., Е.М.Кондратюк., И.Н.Толмачева., З.И.Шилкунова «Урок в развивающем обучении»: Книга для учителя. – М.:ВИТА

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск