Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время»





Скачать 257.91 Kb.
НазваниеРеферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время»
Дата публикации03.11.2014
Размер257.91 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат
Караидельский районный отдел образования

муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Артакульская средняя общеобразовательная школа

муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан


РЕФЕРАТ
« ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»

Выполнил: учитель физики Ахметдинов Р.Р.,

имеющий первую квалификационную категорию,

заявляемая квалификационная категория – первая.

Артакуль 2013 г.
Оглавление


  1. Введение 3 стр.

  2. Формы и методы организации исследовательской работы. 6 стр.

  3. Примерный алгоритм исследовательской работы. 17 стр.

  4. Всероссийская научно – практическая конференция 20 стр.

  5. Заключение 24 стр.

  6. Литература 25 стр.



Введение
Физика, как общеобразовательный предмет, вносит свой вклад в решение задач обучения, воспитания и развития учащихся, подготовки их к труду и жизни. Оживить процесс обучения, создать атмосферу, сопутствующую поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной, пробудить у учащихся тягу к знаниям поможет решить постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой познавательной деятельности, развитие теоретических и практических умений, овладение школьниками основами естественнонаучного мировоззрения. В исследованиях показано, что учебно-познавательная деятельность, одной из форм которой являются исследования, играет важную роль в развитии учащегося. Организация исследовательской деятельности – один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне. Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную деятельность. В ходе решения исследовательских задач формируются исследовательские умения обучающихся.

Главное богатство современной России - ее интеллектуальный по­тенциал, и система образования должна быть нацелена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научных взглядов на мир. Для решения этого социального заказа и организована исследовательская работа. Исследовательская деятельность ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности и мыслительных способностей. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. Мой опыт работы, убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения применимо ко всем ученикам без исключения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования дети учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, будет жить творческой жизнью. Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывает с помощью взрослых мир. Главное для преподавателя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. В результате многолетней практики я пришел к выводу, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка.

Целью исследования стало развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования и развития исследовательских способностей.

Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;

- стимулировать интерес к наукам;

- поддержать интерес к самостоятельному изучению окружающего мира;

- выявить одарённых детей;

Чтобы ребёнок захотел участвовать в исследовательской работе, у него необходимо «разбудить» желание, сформировать исследовательскую мотивацию. Исследование позволяет поднять учащихся на более высокий уровень развития познавательного интереса, так как он связывает теорию с практикой, показывает применение теоретических знаний и необходимость их экспериментального подтверждения.

При организации исследовательской деятельности ребята учатся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни; приемам мышления: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения; использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;подкреплять знания практическими делами, с использованием специфических для физики методов сбора, анализа и обобщения информации.

Я стараюсь учебный процесс построить таким образом, чтобы учащиеся на каждом уровне испытывали радость от доказанности или опровержения своих предположений. Я убежден, что развитие учебно-исследовательских навыков напрямую влияет, как на предметные, так и на личностные результаты учащихся. Исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время позволяют ребятам приобретать умения, которые формируют полноценную, способную к дальнейшему развитию личность ученика, что и является основной целью образования.

Формы и методы организации исследовательской работы
Исследовательский подход - один из способов познания человеком окружающего мира, а дети уже по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых знаний, любознательность проявляются в желании экспериментировать и искать истину. В основе моей исследовательской деятельности собучающимися лежит работа по изучению и исследованию вопросов, связанных с самой разнообразной тематикой. А  также формированию навыков практической и самостоятельной работы. Формы работы, которые мною используются самые разнообразные: теоретические, экспериментальные, работа с научной литературой, экскурсии, тестирование, создание презентации.

На уроках физики большое внимание уделяется учебно-исследовательским работам обучающихся. Они включают:

Лабораторные самостоятельные работы по инструктивным карточкам

Тема: “ От опытных фактов – к научной гипотезе”

Цель:Обучение физическим приемам мышления, способам и методам постижения истины.

Класс делится на 3 рабочие группы. В каждой надо выбирать руководителя, экспериментатора, теоретика, лаборанта и научных сотрудников. Задания получают руководители групп, оборудование – лаборанты, проводят опыты экспериментаторы, остальные помогают им. Затем все вместе обсуждают результаты и готовят выступления.

Карточка №1

Оборудование: мел, пузырек с кристаллами марганцовокислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка.

Ход работы:

  1. Проведите пальцем по поверхности мела. Ч вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

  2. Бросьте в стакан с чистойводойнесколько крупинок марганцовокислого калия. ( Будьте осторожны!Не до конца растворенные кристаллы или крепкий раствор этого вещества вызывают ожог!)

  3. Размешайте раствор палочкой и перелейте несколько его капели во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз.

  4. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах.


Ответьте на вопросы:

- Сохранилось ли основное свойство вещества – цвет – при уменьшении концентрации раствора?

- Вспомнив размеры кристалликов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать что – либо о размерах мельчайших частиц вещества?




Карточка №2

Оборудование: дощечка с двумя вбитыми в нее гвоздями, монета, пинцет, спиртовка.

Ход работы:

  1. Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями.

  2. Возьмите монету за край пинцетом и с разрешения учителя выдержите её около минуты в пламени спиртовки. Проходит ли монета теперь между гвоздями?

  3. Подождите, пока монета охладится. Повторите попытку. Как вы можете объяснить результаты опыта?




Карточка №3

Оборудование: колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в нее трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка.

Ход работы:

  1. Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Попросите учителя зажечь спиртовку.

  2. Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут, после чего сообщите учителю об окончании опыта.

  3. Обсудите результаты опыта.


Многоуровневые лабораторные работы

Чтобы организовать работу каждого ученика с наибольшей для него отдачей, можно предложить ученикам многоуревневую лабораторную работу. Уровней может быть несколько. Первый и второй носят воспроизводящий характер, третий и четвертый – частично – поисковый характер, пятый уровень – исследовательский.

К каждой работе составлен лист самоподготовки, в которой входят:

- вопросы для теоретической подготовки (контроль усвоения материала).

- вопросы практической подготовки (упражнения по отработке отдельных экспериментальных действий, измерительных навыков, технике расчетов).

В зависимости от сложности работы листы самоподготовки выдаются за несколько дней. Оценки выставляются с учетом выполнения заданий листа самоподготовки и уровня сложности выполнения работы.

Тема: « Исследование архимедовой силы»

Цель работы:

- исследовать зависимость архимедовой силы сначала от объема погруженной в жидкость части тела, а потом от плотности жидкости.

- исследовать независимость архимедовой силы от глубины погружения, плотности и веса тела.

Оборудование: динамометр, металлические цилиндры, стакан с водой, стакан с раствором соли.
Ход работы

Первый уровень

  1. Подвесьте чугунный цилиндр к крючку динамометра. Медленно опуская цилиндр в стакан с водой, наблюдайте за показаниями динамометра. Зависит ли архимедова сила от объема погруженной части цилиндра?

Вычислите архимедову силу, действующую на чугунный цилиндр при полном погружении в воду. Результат запишите в таблицу 1:

Архимедова сила в пресной и соленой воде, действующая на одно и то же тело

Жидкость

Р1

Р2

FA = Р1 – Р2




























  1. Перенесите чугунный цилиндр в стакан с раствором соли и снова измерьте архимедову силу при полном погружении цилиндра в раствор. Зависит ли архимедова сила от плотности? Результаты занесите в таблицу.

  2. Измерьте и вычислите архимедовы силы, действующие на алюминиевый и латунный цилиндры того же объема при полном погружении их в воду. Численные значения архимедовой силы, действующей на каждый цилиндр, занесите в таблицу №2. Зависит ли архимедова сила от плотности вещества, из которого сделано тело? Зависит ли архимедова сила от веса тела?

Архимедова сила в пресной воде, действующая на тела одинакового объема, но разной плотности

Цилиндр

Р1

Р2

FА = Р1 – Р2

Чугунный










Алюминиевый










Латунный











Второй уровень

Выполните пункты 1 – 3 работы первого уровня.

  1. Подвесьте опять к крючку динамометра чугунный цилиндр и опускайте его в воду постепенно: сначала на ¼ объема (объем пропорционален высоте цилиндра), затем на 1/3 и т. д. Каждый раз вычисляйте архимедову силу, а результаты заносите в таблицу №3.

Архимедова сила в зависимости от погруженной в жидкость

частиобъема тела

Часть объема тела, погруженная в воду

¼

1/3

1/2

2/3

3/4

1

FA, H



















  1. Сформулируйте и запишите выводы.


Третий уровень

Выполните пункты 1 – 5 предыдущих уровней.

  1. Проанализируйте результаты, сформулируйте обобщенные выводы.


Четвертый уровень

Проведите опыты по обобщенному плану:

  1. Сформулируйте (уясните) цели исследования.

  2. Выдвиньте и обоснуйте гипотезу, на основе которой могут быть достигнуты эти цели.

  3. Продумайте проект экспериментальной установки, сконструируйте ее.

  4. Определите порядок проведения эксперимента.

  5. Проведите эксперимент, выполните необходимые наблюдения и измерения.

  6. Производите обработку результатов измерений.

  7. Проанализируйте полученные результаты, сформулируйте выводы.

Пятый уровень

  1. Ознакомьтесь с экспериментальными (творческими) заданиями. Выберите одно из них.

  2. Подберите необходимые приборы и материалы.

  3. Продумайте и оформите порядок выполнения работы.

  4. Выполните работу.

  5. Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод


Предлагается лист самоподготовки (для всех уровней):

- Кем и когда было установлено существование выталкивающей силы?

- Какие явления, указывающие на существование выталкивающей силы, вам известны?

- Как Архимеду удалось узнать, сделана ли корона Гиерона из чистого золота или нет?

- Какой вы знаете опыт, с помощью которого можно определить значение архимедовой силы? и т.д.
Домашние опыты, самостоятельные задания (на выбор)

- Пробирка, с кусочком пластилина внутри, плавает в жидкости. Изменится ли глубина погружения пробирки, если из нее вынуть пластилин и прикрепить его ко дну пробирки снаружи?

- В сосуде с водой плавает кусочек льда, внутри которого находиться кусочек свинца. Что будет с уровнем воды после таяния льда?

- В сосуде с водой плавает кусок льда, внутри которого находится кусочек пробки. Что станет с уровнем воды после таяния льда?
Практические работы

- Пользуясь барометром – анероидом и линейкой, определите силу давления атмосферы на поверхность: стола, книги.

- Каким будет показание динамометра, если железную гирю объемом 150 см3 полностью погрузить в бензин?
Экспериментальные задачи

Класс разбивается на группы по 2 – 4 человека, на решение задачи отводится не более 10 минут. Каждой группе дается одно задание.

  1. С помощью динамометра и масштабной линейки определите удлинение данного резинового шнура под действием силы 1, 2, 3, 4 Н. Сделайте вывод.

  2. Имеются флакон (пузырек), вода и динамометр. Определите объем этого флакона.

  3. С помощью динамометра измерьте силу трения при движении данного бруска по столу. Изобразите силы графически.


Когда я впервые занялся организацией исследовательской работы с учениками, то столкнулся спроблемой включения ребёнка в самостоятельную исследовательскую деятельность. Сейчас я пришел к выводу, что надо построить работу так, чтобы ученик сам захотел принимать в ней участие. Поэтому теперь начинаю работу с того, что предлагаю ребятам сделать сообщение по той или иной теме для урока. Это самый простой вид исследования. Рекомендую им следующее: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника.Обычно сообщение делается устно, но оно может быть иллюстрированным, с 3-5 картинками. Затем слушаем это сообщение и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал. Постепенно подвожу их к мысли, как и зачем пишется научная работа.

Второй уровень сложности – доклад. В нем обычно используются 2-3 источника, тема излагается коротко, но аргументировано. Ученик может высказать свое отношение к теме.

Реферат – расширенное (15 стр) изложение изученного, с собственными выводами, собственным отношением к теме. Реферат обязательно оформляется печатным или письменным способом соответственно требованиям. Объем доклада 3-5 страниц, 5-7 слайдов. Реферат пишется по структуре: введение, основная часть, заключение - выводы. Указывается список литературы.

Предлагаю ребятам экскурсию в библиотеку. Провожу игры: “Отыщи нужную информацию”. Самое главное – выявить интерес ученика, его желание искать, узнавать новое и поддержать его стремления.

Если говорить об исследовательской работе, то она начинается с выбора и обоснования темы, а также ее актуальности для сегодняшнего дня. Это является, на мой взгляд, одним из важных моментов в исследовательской работе. Тема может быть выбрана, как самим ребёнком, так и предложена научным руководителем в соответствии с возрастом и наклонностями ребёнка.

При данной работе с детьми необходимо учитывать следующее:

- тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, так как исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта и превратится всё это в скучное, добровольно-обязательное мероприятие. Поэтому необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки;

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Способность находить необычные оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты.

- тема, конечно же, должна быть доступной для обучающегося.

- тема исследовательской работы должна быть реальной, так как отсутствие необходимой материальной базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению.

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как способность ребенка долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, ограничена. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Часто приходится наблюдать, что начатая с увлечением и не доведенная сразу до конца работа так и остается незаконченной. Выполнить исследование "на одном дыхании" очень сложно, действовать следует быстро, пока интерес у ребенка не угас, особенно это касается начинающих исследователей. Постепенно, как показали наблюдения, интересы становятся устойчивее.

Исследовательская работа начинается с постановки проблемного вопроса, который даёт рождение большому количеству разнообразных по содержанию, объёму исследования и сложности тем. Например, проблема связанна с строением вещества, с размерами молекул. Работая над данной проблемой, ребятам предлагаю следующие темы исследований: "Определение размеров молекул масла», «Объяснение способности веществ расширяться и сжиматься» и множество других. Такое разнообразие тем позволяет ребятам комплексно изучить исследуемый объект.

Тема выбрана. Начинается неспешная, кропотливая работа. Я работаю с каждым ребенком индивидуально, ведь подготовка, опыт исследовательской работы у каждого ребенка разный.Для того, чтобы работа была плодотворной, обсуждается и составляется так называемый "план действий" в котором, поэтапно расписываются шаги исследования к заданной цели. Порой нельзя предугадать те или иные моменты, и поэтому на протяжении всей работы в план вносятся изменения.

Следующим этапом является работа с литературой по выбранной теме. Ребята отправляются в библиотеку для самостоятельного поиска. А также ищут необходимый материал в Интернете и на компакт - дисках.

Следующий этап -это выбор методов и подбор материалов. Мы стараемся использовать такие методики исследования, которые не требуют сложных или специфических приборов и материалов, проводим экскурсии, выбираем и составляем анкеты, работаем с архивами.

Полученный материал систематизируем, а затем проводим анализ полученных данных или результатов, выявляем закономерности. Ребята заполняют таблицы, строят графики и   диаграммы. Обрабатываем данные сами, используя статистические и математические методы исследования.

В каком виде могут быть представлены результаты исследования?Этот непростой вопрос нуждается в индивидуальном рассмотрении. Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, например публичный доклад, мультимедийная презентация и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.

"Обучая других, обучаешься сам" - эта точная мысль Яна Амоса Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита работы или проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей. В ходе защиты ребенок учится излагать найденную информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Все это позволяет ребятам быть настоящими исследователями.

Примерный алгоритм исследовательской работы


Этапы работы

Цели и задачи УИР

Содержание

1.Предварительный

Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов обучающегося.

Письменные и устные задания,вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по выбранной теме. Выявление способностей и интересов участников к учебно–исследовательской работе. Подготовка сообщений, рефератов. Проведение исследований.

2. Выбор темы исследования

Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования

Обсуждение возможных тем исследования (Тема может быть выбрана как самим ребёнком, так и предложена научным руководителем, но должна быть желаемой для участника).

3.Изучение научной литературы, статей.

Приобретение участником практических навыков работы со справочной и научной литературой.

Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ в форме беседы, рассказа.

4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов

Формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определения методов в зависимости от объектов исследования).

Консультирование по вопросам формулирования темы, понимания целей и задач работы по методике проведения исследования

5. Сбор материала

Изучение выбранной темы.

Работа со справочным материалом, интернет ресурсами по выбранной теме.

6.Обработка полученного материала

Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п.

Обработка полученного материала . Составление диаграмм.Составление презентации в POWER POINT.


7. Формулирование выводов

Выработка умения составлять алгоритм исследовательской работы, формулировать выводы.

Систематизация и обобщение результатов работы.

8. Создание текста исследовательской работы

Практическое овладение научным стилем речи. Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста.

Написание текста исследовательской работы. Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана

9. Представление результатов работы

Овладение навыками устного публичного выступления.

Представление работы в группе, в школе и на конференции.

10. Оценка работы

Рефлексия на продукт и результат исследовательской работы

Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов


Всероссийская научно – практическая конференция
Самым "горячим" моментом стала для нас подготовка к выступлению на научно-практической конференции, а значит, к защите работы. Здесь самое главное –умение преподнести материал. Проводили предзащиту работы. Вместе с Айнуром писали план выступления. Для того чтобы сформировать уверенность в себе, он читал свою работу вгруппе, отвечал на вопросы товарищей и с гордостью демонстрировал свою презентацию по теме «Теплопередача и пчелы».

Всероссийская научно – практическая конференция школьников «Совенок - 2012» проводился в городе Бирск.

«Теплопередача и пчелы»

Зимовке пчел на воле посвящено немало работ. Боль­шинство исследователей и пчеловодов считают этот способ зимовки прогрессивным. И все же многие продолжают убирать пчел на зиму в помещения. Они не учитывают того, что пчелы исторически приспособились переносить холод и в зимнее время в большей мере страдают от недостатка корма и излишней сырости.

Целью данной работы является выяснение зависимости температуры внутри улья от снежного покрова, распределение потоков воздуха внутри улья.

Мы многократно измеряли температуру в различных точ­ках клуба пчел, улья и воздуха, окружающего его, и всегда получали данные, сходные с результатами дру­гих исследователей. Выяснилось, что температура в улье при откры­том нижнем летке практически не зависит от толщины его сте­нок и температуры пчелиного клуба, а изменяется в прямом соответствии с колебаниями температуры наружного воздуха.

Измерения показали, что температура на поверхности снежного покрова, с декабря по март, колебалась от 35 градуса мороза до 2 градусов тепла, в то же время под снегом она оставалась постоянной и не превышала даже од­ного градуса мороза. Такую же температуру под снегом по­казывали и термометры.

Изучение теплоизоляционных свойств снега проводили и в естественной толще снега на различной высоте. Результаты измерений приведены в таблице.

Высота снежного покрова

(см)

Температура

На поверхности снега

Под снегом

10

-13

-5

15

-19

-3

20

-23

-3

25

-23

-1

30

-23

-1

Каждый сантиметр снежного покрова при минимальных температурах повышает температуру на один градус. В толще снега она не опускается ниже минус одного градуса. В ульях, присыпанных сне­гом, пчелы сидели спокойно.

Для утепления гнезд применяют различные материалы, чем меньше коэффициент теплопроводности, тем меньше будут тепловые потери. Предпочтение следует отдавать материалам с волокнистой структурой, обладающим при уплотнении некоторой упругостью. Некоторые показатели распространенных утепляющих материалов приведены в таблице

Утепляющий материал

Коэффициент теплопроводности, Вт/м °С

Пакля

0,037 – 0,041

Вата

0,037

Мох

0,04

Соломенные маты

0,05 – 0,06

Снег

0,001 – 0,35

Поговорим ещё и о поведении воздуха, входящего в улей.
Холодный воздух, поступая в улей, всегда стелиться по дну, пока не будет захвачен восходящими потоками. При равенстве температур поступающего воздуха и внутриульевого наблюдается горизонтальное распределение. При подаче более тёплого воздуха, он по пути наименьшего сопротивления устремляется вверх. Распределение потоков воздуха зависит от температуры входящих в улей воздушных потоков и типа летка.
Перемещение воздуха в системах естественной вентиляции происходит:
- Вследствие разности температур наружного (атмосферного) воздуха и воздуха в улье, так называемой аэрации (Аэра́ция (от греч.ἀήρ — «воздух») — естественное проветривание, насыщение воздухом, кислородом)
- Вследствие разности давлений "воздушного столба" между нижним уровнем (входом) и верхним уровнем – (выходом). Такой воздухообмен называют конвекцией.
- В результате воздействия, так называемого ветрового давления
Эффект аэрации используется в ульях с одним летком или сетчатым дном. Чем выше разность между температурой воздуха в улье и атмосферой, тем интенсивнее воздухообмен. Если размер входного отверстия (летка или сетчатого дна) недостаточен, то в улье возможно образование тумана или конденсата. При увеличении размера входного отверстия возможно увеличение аэрации, что может привести к уравниванию температур и переохлаждению гнезда. В ульях с избытками тепла воздух всегда теплее наружного. Более тяжелый наружный воздух, поступая в улей, вытесняет из него более легкий теплый воздух. При этом в замкнутом пространстве улья возникает циркуляция воздуха, вызываемая источником тепла, подобная той, которую вызывает вентилятор. Этот эффект называется конвекцией. Это явление наблюдается в ульях с нижним и верхним летком. В ульях любой конструкции при зимовке на воле, без защиты летков возможен эффект ветрового давления, который усиливает и аэрацию и конвекцию.
Выводы:

1. Полученные данные говорят о том, что снег обладает хоро­шими теплоизоляционными свойствами и является доступным естественным утепляющим материалом для ульев в районах с устойчивым снежным покровом.

2. Перемещение воздуха в системах естественной вентиляции может происходит: естественным проветриванием (аэрация), конвекцией, ветровым давлением.
За выполненную исследовательскую работу был присужден диплом третей степени. Данная работа вошла в сборник Всероссийской научно – практической конференции школьников «Исследование как метод познания…», «Совенок 2012»

Заключение
Таким образом, исследовательская работа с обучающимися это большой и кропотливый совместный творческий труд. Основная цель которого – сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы.

Учебно-исследовательская работа помогает ребёнку приобрести новый подход к пониманию окружающего мира, создаёт особый творческий, исследовательский тип мышления, помогает развитию личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму.

Через организацию учебно-исследовательской деятельности педагог подбирает ключик к внутреннему миру ребёнка, учится лучше понимать и чувствовать его.

Учитывая тот факт, что каждое последующее поколение умнее, развитее предыдущего и честно признавая это, учитель не только помогает ученику, но и растёт с ним вместе, следовательно, учебная исследовательская деятельность есть путь к развитию не только учащихся, но и самих педагогов.

Результаты исследования показали, что организация исследовательской деятельности повышает познавательную мотивацию, что приводит, в свою очередь, к повышению успеваемости; позволяет учащимся проявить себя в полной мере на таких занятиях; способствует развитию ситуации психологического комфорта в классе.


Литература


  1. Физика 7, 8, 9 кл. А.В.Перышкин, Е.М. Гутник, Дрофа, М – 2008 г.

  2. Физика 10, 11 кл, Г.Я Мякищев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, 2003 г

  3. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении физике, Виноградова Е.А., Ярославь, 2011 г.

  4. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.

  5. Полат Е.С Новые педагогические технологи в системе образования.

  6. Методическое пособие .Карсонов В.А, Фанзова В.К. Современные педагогические технологии., 2002 год.

  7. Поурочные разработки по физике. Волков В.А, Полянский С.Е., ВАКО, 2005

  8. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.

  9. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.

  10. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.

  11. Полат Е.С Новые педагогические технологи в системе образования.

  12. Методическое пособие . Карсонов В.А, Фанзова В.К. Современные педагогические технологии., 2002 год.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» icon«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на...
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных...
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconПрограмма районного семинара учителей трудового обучения по теме:...
«Информационные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время»
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию...
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconУроке и во внеурочное время ( в помощь учителю)
По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» icon5. Руководство учебными исследованиями
Создание условий для формирования ключевых компетентностей школьников через организацию исследовательской деятельности во внеурочное...
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconОрганизация внеурочной деятельности в рамках фгос второго поколения...
Сса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность,...
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconФормирование учебно исследовательской деятельности учащихся на уроках...
«Анализ питьевой воды источников деревень Аксеново, Окатово, Цикуль Гусь-Хрустального района Владимирской области». «Определение...
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся начальной школы мкоу «Новокваниковская сош»
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconЛ. Н. Толстой говорил, что знания чего-то стоят, если они добыты...
Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению в процессе обучения решает главную задачу школы – раскрытие способностей...
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» iconМетоды и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...
Цель урока: обучение диалогическому высказыванию; обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «Животные», «Числительные»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск