Скачать 39.6 Kb.
|
Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке и во внеурочное время в условиях школы с углублённым изучением иностранного языка. В.И.Тезиков, учитель английского языка Преподавание английского языка в средней школе с углублённым изучением языка характеризуется той особенностью, что перед учащимися поставлены задачи полноценного усвоения языка с целью его дальнейшего использования в ходе решения проблем практического общения с иностранцами, при подготовке к сдаче экзаменов разного уровня и назначения, для чтения специализированной и художественной литературы и т.д. В этом смысле большое значение имеет правильный и осознанный выбор методов и форм работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на занятиях и во внеурочное время. Метод обучающих влияний можно определить как совокупность информирующих, побудительных и контролирующих воздействий педагога на личность обучаемого с учётом психофизиологических особенностей усвоения, присущих только этому обучаемому индивиду. Практика преподавания позволяет вычленить следующие методы работы: 1)индивидуально ориентированное введение учебной информации; 2)с ним непосредственно связано дозирование объёма информации и времени её предъявления; 3)фронтальный и индивидуальный контроль усвоения учебного материала в условиях урока и во внеурочное время; 3)поддержание необходимой для усвоения мотивации учения-(за счёт умелого подбора учебного материала и создания, в т.ч. с помощью ТСО, обстановки обучения, имитирующей основные черты реального речевого общения); 5)условие положительной мотивации учения – это обеспечение психологического комфорта для обучаемых (включает доброжелательное отношение к ученику, стимулирование товарищеской, доверительной атмосферы на занятии, взвешенное использование поощрений, таких, как высокая оценка, похвала, подчёркивание прогресса в учении, в сочетании с необходимыми критическими замечаниями); 6)привитие навыков самостоятельного усвоения и использования речевых средств для достижения учащимся коммуникативных целей с дальнейшим выходом в реальное общение на иностранном языке (обучение умению учиться). Работа с учащимися реализуется в таких традиционных формах, как фронтальная, индивидуальная и дистанционная (с опорой на ресурсы Интернета). Важной категорией модели обучения иностранному языку считается методический приём - конкретная реализация педагогической концепции учителя, воплощаемая в реальных условиях обучения и охватывающая набор (номенклатуру) специализированных инструкций по мобилизации психофизиологических механизмов обучаемого индивида для решения практических коммуникативно-мыслительных задач. Анализ работы со слабоуспевающими учащимися в условиях конкретной школы показывает, что основными препятствиями при усвоении языкового материала и формировании речевых навыков являются: - недостаточность или отсутствие необходимой исходной основы овладения новой деятельностью для конкретного этапа обучения; - недостаток качества самих навыков учения (неумение учиться); - психологическая неустойчивость (отсутствие уверенности в своих возможностях); - незрелость учебной мотивации (отсутствие стойкого интереса к процессу обучения); - упрощённо-наивное представление о содержании новой для учащегося речевой деятельности. Зачастую проблематика обучения отягощается индивидуальными особенностями учащегося: - отсутствием или недостаточностью способностей, например, к качественному усвоению фонетической стороны речи (нет музыкального слуха, не сформировано чувство ритма); - отсутствием навыка (привычки) грамотного оформления письменной речи (неряшливый почерк, игнорирование знаков пунктуации); - неумением обобщать (что препятствует усвоению грамматических правил); - и, пожалуй, самое главное – отсутствием навыков (и потребности) пользования своими знаниями и умениями в сфере иностранного языка. Опытный педагог надёжно вооружён средствами, позволяющими успешно решать учебно-воспитательные задачи. Используя как ресурсы учебно-методического комплекта по английскому языку (О.В.Афанасьева, И.В.Михеева), так и разнообразные учебные издания зарубежных авторов, он может подобрать необходимые обучающие приёмы, воплощённые в конкретных упражнениях. Однако работу с использованием авторитетных учебников приходится часто сочетать с индивидуальными приёмами, если ученики слабоуспевающие. Иногда даже на этапе обучения, соответствующем среднему уровню в английской терминологии, бывает необходимо заново знакомить таких учащихся с английским алфавитом, с системой фонетической транскрипции, с правилами произнесения отдельных букв в разных морфемных позициях. Приходится постоянно возвращаться к ранним этапам усвоения английской грамматики, «реанимировать» навыки чтения вслух, произнесения звуков и интонации. Внеурочная деятельность слабоуспевающих учащихся должна быть насыщена упражнениями в технике чтения вслух, по возможности усилиями по овладению навыками аудирования (через прослушивание аудиоматериалов и просмотр видеопрограмм на иностранном языке). Контроль со стороны родителей приветствуется. Большие резервы таит использование нетрадиционных форм урока и внеурочных мероприятий. Такие уроки могут строиться на вычленении главных опорных элементов в содержании учебного материала, которые фиксируются на «опорном конспекте» (термин В.Ф.Шаталова). Интересны идеи Н.Филяровской, предлагающей строить урок грамматики через сказку. Очень многообещающи так называемые «иллюстративно-театрализованные» уроки. Творческое использование стандартных и нетрадиционных форм урока повышает мотивацию учения, способствует раскрытию творческих потенциалов учителя и учеников. |
Дебаты, круглый стол; судебное заседание; конференция. Методы, используемые... Кондратьева С. И. Дискуссия на уроке иностранного языка. Учитель – учителю. Из опыта работы учителей иностранного языка Белгородской... | Отчет о работе шмо учителей иностранного языка средней школы №8 с... Повышать образовательный уровень и профессиональную компетенцию учителей иностранного языка | ||
Уроки английского языка в начальной школе Средняя общеобразовательная школа №22 была открыта в 1938 году. В 1962 году нашей школе был присвоен статус школы с углубленным изучением... | С углубленным изучением английского языка Здание школы было построено в 1936 году, капитально отремонтировано в 1995 году и рассчитано на 740 учащихся. До 1995 года школа... | ||
Статистические методы контроля процессов производства протекторов... Государственное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Интерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности... | Программа деятельности по работе со слабоуспевающими детьми Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ – это работа со слабоуспевающими учащимися | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроке и во внеурочное время и формирование в этой связи соответствующих методических навыков и умений, что в совокупности должно... | План работы районного объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год. Проблема Проблема: Обеспечение эффективности учебной деятельности на уроке иностранного языка посредством использования современных образовательных... | ||
Мария штайнер Государственное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка | С углубленным изучением иностранного языка Инновационные технологии как средство совершенствования методики преподавания математики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному... | ||
Публичный отчет директора Т. В. Власовой о деятельности Государственного... Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с углубленным изучением английского... | Групповые формы организации работы на уроке иностранного языка Работа в группах активизирует деятельность всех учеников, содействует повышению самостоятельности и инициативности учащихся, развитию... |