МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №106
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
СОВЕТСКОГО РАЙОНА г. ВОЛГОГРАДА
Конспект открытого урока
ТЕМА УРОКА: ПОХИЩЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ ИНФОРМАТИКИ.
(АЛГОРИТМЫ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА).
(УРОК-ИГРА)
(Класс 3) Учитель информатики Кострыкин Роман Александрович
Волгоград 2008 Цель: закрепить знания учащихся об основных алгоритмических структурах: линейные, с ветвлением, с циклом, с ветвлением и циклом.
Задачи: 1.Совершенствовать умение составлять алгоритмы разных видов;
Способствовать развитию логическое мышление, творческое воображение, фантазии, речи;
Воспитывать доброту, отзывчивость, трудолюбие, умение работать в коллективе.
Оборудование: учебник «Информатика в играх и задачах», проектор, экран для проектора, компьютеры, доска, видео записи сказочных персонажей, костюмы для сказочных персонажей, музыкальное сопровождение, ватманы, плакаты.
Ход урока.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| АОЗ
Учитель: Ребята сегодня у нас необычный урок информатики, сегодня мы с вами посетим прекрасную страну, которая называется «Страна Информатика», в ней правит добрая и прекрасная принцесса Информатика, дочь царицы всех наук Математики. Вы согласны отправится со мной в это путешествие?
(На экране проектора высвечивается уведомление о том, что пришло сообщение.)
Учитель: Ой, ребята нам с вами пришло сообщение по электронной почте. А кто мне может сказать, что такое электронная почта?
Учитель: Молодцы!!! Вы абсолютно правы. Давайте просмотрим сообщение.
(Учитель запускает запись с обращением Царицы наук Математики)
Математика: Ребята, помогите, мою дочь принцессу информатику похитил страшный злодей компьютерный вирус, который хочет женить ее на себе и завладеть «Страной информатики». Помогите, прошу вас.
Учитель: Ребята поможем спасти принцессу?
Математика: Для того чтобы спасти мою дочь вам необходимо поговорить с похитителем и узнать его требования. А чтобы он понял, что мы настроены серьезно, вы должны вспомнить как надо правильно вести себя в компьютерном классе, что можно и что нельзя делать, как надо правильно сидеть за партой и компьютерным столом. Математика: Молодцы ребята, теперь, я вижу, что вы готовы мне помочь, и не испугаетесь злого вируса.
Учитель: Ну, теперь мы готовы к разговору с похитителем. Давайте узнаем его требования.
(Разговор с Вирусом (видеозапись))
Вирус: кто побеспокоил меня, кто отвлек меня от приготовлений к свадьбе и коронации.
Учитель: Это мы учащиеся 3 класса. Мы не дадим тебе, женится на принцессе информатики.
Вирус: И как же вы мне помешаете, вы кто даже не знает, с чем очень сильно связанна Информатика, что такое алгоритм, как обозначается алгоритм, что может делать с информацией компьютер и какие виды информации существуют вообще.
Учитель: мы знаем ответы на эти вопросы. Правда, ребята?
Давайте ответим на вопросы Вируса?
С чем связанна наука Информатика, что она изучает?
Что делает с информацией компьютер?
Какие виды информации вы знаете?
Как мы можем обозначить алгоритм на письме?
Молодцы!!!
Вирус: Ну ладно, ладно, я вижу, вы знаете ответы на мои вопросы. Но для того, чтобы вам меня найти, вам нужна карта «Страны информатики», а она есть только у цыганки по имени Эсмеральда. Она вам ее просто так не отдаст. Ха – Ха. Попробуйте найти меня.
(Гаснет экран, Вирус исчезает.)
Учитель: ну что ребята мы должны, встретится с цыганкой Эсмеральдой, чтобы она помогла нам оттискать логово Вируса и спасти принцессу. А помогут нам в этом репортеры «Страны Информатики», Винтик и Шпунтик. Внимание на экран.
(На экране репортеры Винтик и Шпунтик.)
Винтик: добрый день. Сегодня мы ведем наш репортаж из «Страны Информатики», где была похищена царствующая принцесса Информатика.
По сообщению анонимного источника, место нахождения злого похитителя Вируса, может быть известно цыганке-гадалке по имени Эсмеральда. В настоящее время мы встречаемся с ней для получения информации.
(Звучит песня из кинофильма: Ах, Водевиль, Водевиль. «Ну, что сказать»)
(Появляется Эсмеральда.)
Эсмеральда: Ай, дорогой погоди, не проходи, позолоти ручку, а я тебе погадаю, всю правду расскажу. Ничего не утаю.
Винтик: да мы репортеры, нам сообщили, что вы знаете, где найти логово Вируса, подскажите нам с ребятами, а гадать нам некогда.
Эсмеральда: Знаю, знаю, ведаю зачем вы пришли, но помогу вам, только в том случае если вы докажите мне что умеете пользоваться картой. Выполните мое задание. По написанию стрелок нарисуйте узор и скажите мне, что у вас получилось. Если справитесь, дам задание посложнее выполнив которое, вы получите карту к логову Вируса, а, не выполнив не спасете нашу принцессу. Ну, что согласны?
Учитель: Ну, что ребята выполним задание цыганки?
(Эсмеральда читает последовательность выполнения действия, а ученики выполняют в обычных тетрадях в клетку)
( 2 2 2 2 2)
Эсмеральда: Ну, что у вас получилось?
Эсмеральда: Правильно, не думала, что у вас получится. Но вот задачка посложнее. Сделайте так, чтобы ваши домики были в 2 раза выше и прочтите мне, как вы это сделали.
Эсмеральда: Молодцы!!! Вы справились с моими заданиями, я вижу, что вы можете спасти принцессу, я помогу вам. Ждет вас дорога долгая и трудная, через замок Кощея бессмертного, через, леса разбойников, избушку бабы-яги,. Повстречаете вы на своем пути злую царицу и ее зеркало, Кота в сапогах, и Золушку, друга компьютера и еще многих сказочных жителей нашей страны. Вам надо выполнить их задания и получить ключи от дверей к следующему жилищу, только так вы спасете принцессу. Желаю вам удачи.
(На экране проектора карта, а объяснение Эсмеральды за кадром).
Учитель: Спасибо Эсмеральда, а мы отправляемся в путь и первая с кем мы повстречаемся, это Золушка.
(Эсмеральда исчезает под ту же музыку, а на экране появляется карта с ярко выделенным замком Золушки)
Винтик: Итак, мы в замке у Золушки и она как обычно хлопочет по хозяйству, давайте ее попросим нам помочь.
(Звучит легкая музыка, появляется Золушка)
Винтик: Здравствуйте Золушка, мы пришли к вам с ребятами за помощью. Злой Вирус похитил принцессу Информатику и хочет на ней жениться. Помогите нам ее спасти и оттискать 1-й ключ.
Золушка: Здравствуйте ребята, здравствуй Винтик, я бы вам помогла, но мачеха спрятала ключ у себя в комнате, чтобы я не поехала на бал. Чтобы нам его найти, надо сделать уборку. Но если мы займемся этим вместе, то у нас все получиться. Вы мне поможете?
(Детям предлагаются картинки с разными действиями Золушки при выполнении уборки. Ученики должны расставить правильную последовательность и записать алгоритм)
Золушка: Какие вы молодцы!!! Мы нашли ключ, спрятанный мачехой, возьмите его. Теперь вы можете продолжить свое путешествие, а я могу, отправится на бал, где меня ждет принц. Спасибо вам. (На экране золушка из служанки превращается в прекрасную принцессу и исчезает)
(Учитель достает из шкафа ключ)
Учитель: Спасибо Золушка. Ну а нам пора и следующим мы должны посетить дом лучшего друга принцессы, Компьютера. В путь.
(На экране высвечивается дом Компьютера).
Винтик: мы в гостях у доброго компьютера, но здесь случилась беда. Злые помощники Вируса, плохие программы, одолевают Компьютер, и он заболел. (Звучит тревожная музыка).
Программы: Ха-ха, ну зачем вам нужен этот старый зануда компьютер, от него никакого проку, не задерживайтесь здесь идите дальше, а мы останемся и помучаем его.
Учитель: Нет мы не оставим вам компьютер мы его уважаем, он наш лучший друг.
Программы: Ха-ха, а мы вам не верим, докажите, если вы смежите это сделать, то мы отступим, а нет компьютер наш.
Учитель: Ребята давайте покажем злодеям как нам дорог компьютер и спасем нашего друга.
Учитель: Ну, что как вам наши доводы.
Программы: ну ладно мы вам верим. Вы убедили нас, мы исчезаем.
Компьютер: Спасибо вам ребята, что вылечили меня, я очень рад, что вы такие добрые и отзывчивые. Я слышал про принцессу информатику и помогу вам. Возьмите этот ключ. (Передает ключ)
(Учитель достает ключ из ящика стола)
Учитель: Спасибо Компьютер, мы рады были тебе помочь. Правда, ребята.
Учитель: Теперь мы продолжаем наш путь и должны встретиться с Кощеем бессмертным
(На экране загорается карта с изображением замка Кощея)
Винтик: Я так боюсь, мы в замке у злого Кощея бессмертного. (Звучит тревожная музыка).
Кощей: Кто ко мне пожаловал, кто осмелился нарушить мой покой.
Учитель: Это мы ученики 3 класса.
Кощей: Зачем пожаловали.
Учитель: Мы хотим спасти принцессу Информатику, от злого Вируса. Нам нужна ваша помощь.
Кощей: А с чего вы взяли, что я буду помогать вам, нарушить планы моего брата просто так.
Учитель: Мы готовы выполнить любое ваше задание.
Кощей: Любое? Ну, смотрите. Сейчас я проверю, как вы знаете схемы алгоритмов. Я покажу вам несколько схем, - если на ней ветвление, вы показываете синюю карточку, если цикл – красную. Все понятно? Тогда смотрите внимательно.
Кощей: Ну ладно, уговорили. Вот ваш 3-й ключ. Надеюсь, он будет последним, который вы отыщете.
(Исчезает).
(Учитель достает из-за доски ключ)
Учитель: Нет, он будет не последним ведь наш путь лежит к избушке Бабы-яги.
(На карте появляется избушка на курьих ножках)
Винтик: Ох, зажарит нас бабка. Боюсь
Шпунтик: Да не бойся ты ведь с нами такой дружный класс. Они не дадут нас в обиду. Правда, ребята?
(Звучат звуки леса)
Шпунтик: Избушка, избушка повернись к лесу передом, а к нам задом. (Входят в избушку).
Баба-яга: Чую, чую, русским духом пахнет, сейчас я пообедаю, сейчас я пообедаю. Кто там?
Учитель: Это мы ученики 3 класса.
Баба-яга: Зачем пожаловали.
Учитель: Мы хотим спасти принцессу Информатику, от злого Вируса. Нам нужна ваша помощь.
Баба-яга: Ну, сейчас я вам помогу, обращу вас в карликов и великанов, а выживите вы или нет посмотрим. Ха, Ха.
(Учитель объясняет правила игры «Карлики и великаны». Если Баба-яга говорит карлики, все присаживаются на корточки, если великаны встают. Кто не правильно выполняет, садится на свое место. Задача Бабы-яги сбить ребят выполняя неправильные действия, задача класса остаться стоять в большем составе).
Баба-яга: Ну, молодцы, расколдую я вас, и дам ключ заветный, чтобы нашли вы следующего помощника. (Дает ключ). А теперь уходите, пока я не передумала.
Учитель: Спасибо бабушка, нам и, правда, пора, теперь мы должны посетить к Коту в сапогах.
(На карте дом кота в сапогах).
(Звучит музыка из кинофильма 3 мушкетера)
Винтик: Здравствуйте Кот Котофеевич, мы пришли к вам за помощью.
Кот: Я знаю, вам нужен ключ для спасения принцессы, но я занят, разучился фехтовать, помогите мне заново вспомнить мои приемы, тогда я смогу победить людоеда и достану для вас ключ.
(Учитель объясняет смысл задания 23 на стр. 20. Выполни алгоритм. Нарисуй путь в точку…)
Учитель: что у вас получилось? Молодцы!!!
Кот: Ай да ребята, ай молодцы!!! Научили мою шпагу меня слушаться, и я достал для вас еще один ключ.
Учитель: Спасибо кот мы рады были, с тобой познакомится.
(Кот уходит по звуки музыки из кинофильма 3 мушкетеры).
Учитель: А дальше наша дорога заворачивает к замку Злой царицы из спящей красавицы.
Царица: Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду доложи,
Яль на свете всех милее
Всех румяней и белее.
Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет,
Но у Вируса в темнице
Красна девица, томится
Та же всеж тебя милей,
та же всеж тебя белей.
Царица: Ах ты вредное стекло,
Что ты врешь мне все на зло.
(Хватает посох, чтобы разбить зеркальце.)
Винтик: Кхе-кхе, извините ваше высочество.
Царица: Кто там?
Винтик: Это мы, Винтик и Шпунтик и с нами ученики 3 класса. Мы пришли вас просить помочь спасти принцессу Информатику.
Царица: Я помочь принцессе? Ну, чтож если вы поможете своему другу Незнайке собрать яблоки в моем саду, я дам вам ключ. А то этот глупец опять принес мне только одно яблоко, хотя должен собрать все фрукты.
Незнайка: Да я все делал по плану, который вы мне дали (показывает страницу из учебника, вытирает нос рукавом), а все не так
Царица: Ты просто не умеешь работать по схемам алгоритма, ну нечего может эти детишки тебе помогут справится с этими яблоками, хотя я сомневаюсь!!!
(Выполнение задания 27 учебника Горячев в играх и задачах. Учитель объясняет подробно задание).
Учитель: Рассмотрите рисунок.
Как называется алгоритм
Прочитайте команды. Если Незнайка их выполнит, сколько получится сорвать яблок?
А сколько нужно сорвать?
Чего не хватает в алгоритме?
Какое условие можно поставить?
Царица: Ну, что у вас получилось. Мне доставили яблоки (держит яблоко в руке). Я дам вам ключ и угощу вас яблоком. Хотите?
Учитель: За ключ спасибо, но от яблок мы откажемся, Нам пора в дорогу.
Учитель: А следующая наша остановка у дома лесных разбойников. Но для того, чтобы мы попали в лес, нам нужен капитан Ворон. Он доставит нас туда на воздушном шаре. А вот и он!!!!
Ворон: Я знаю, зачем вы меня искали, я помогу вам, быстрее все на борт!!!
(Учитель объясняет смысл физминутки «Летит по небу шар», а Ворон ее проводит).
Ворон: Ну, вот мы и прилетели. Молодцы!!! Всем удачи, и будьте осторожны с лесными разбойниками, они очень коварны.
(Звучит песня из мультфильма бременские музыканты).
(Разбойники ловят Винтика и Шпунтика).
Атаманша: Ага, думали нас обвести вокруг пальца, а мы вас обвели, мы знаем, зачем вы пришли, и если хотите ключ, то уговорите Короля Ровно отвесить нам выкуп. Фруктами и овощами, тогда мы отпустим этих двоих и дадим вам ключ. Нам так голодно.
(Учитель сажает учеников за компьютеры, и они выполняют задание из обучающей программы «Веселая математика»)
Атаманша: молодцы. Мы наелись и возвращаем ваших друзей и дарим вам ключ. Удачи вам она понадобится.
Учитель: Последняя наша остановка будет у дома моряка.
Моряк: Здравствуйте, зачем вы пришли?
Учитель: Мы хотим спасти принцессу информатику, из заточения. Нам нужен ваш ключ.
Моряк: Я бы помог вам, но мой ключ в сундуке, который стоит на острове, который охраняют злые пираты, помогите мне вернуть сундук и не попасть в лапы к пиратам. А я отдам вам ключ.
(Учитель сажает учеников за компьютеры, и они выполняют задание из обучающей программы «Веселая математика»)
Моряк: Молодцы!!! Бравые ребята, вам всем надо служить на флоте. Вот мой ключ. Удачи!!!
(Уходит)
Учитель: Ну, вот мы и пришли к замку Вируса.
(Вирус появляется на экране).
Вирус: Ну что справились, нашли меня. Но вы не думайте, я так просто не отдам принцессу, сначала ответите на мои вопросы.
С чем связанна наука Информатика, что она изучает?
Что делает с информацией компьютер?
Какие виды информации вы знаете?
Как мы можем обозначить алгоритм на письме?
Вирус: Вы справились, я обезврежен. Забирайте свою принцессу, и чтоб духу ее здесь не было.
(В классе появляется принцесса Информатика)
Информатика: - Здравствуйте ребята,
- Спасибо, что спасли меня,
-За это я вас награжу медалями, почетного гражданина страны «Информатики».
(Вешает медали на шеи учащихся)
- А теперь давайте я спою вам песню, о нашей стране. ( Поет песню маленькая страна).
-Есть в паутине Интернета страна Информатика,
- Там люди с умными глазами,
- Там смысла жизнь полна
- Там Алгоритмы и Ветвленья
- Там ветви Да и Нет
-Наш лучший друг компьютер
- Всем детям даст ответ.
Припев:
- Страна Информатика,
- Страна Информатика,
-Где Алгоритмы и Ветвленья
-Где смысла жизнь полна
- Страна Информатика,
- Страна Информатика,
- Только в душе всегда ты знаешь, где она, где она (2 раза).
(Принцесса Информатика прощается и уходит. На экране воссоединение принцессы с мамой царицей математики).
Математика: Спасибо, что спасли мою дочь, вы настоящие друзья.
Учитель: На этом мы прощаемся со страной информатики, но не надолго. На следующий урок, нас снова ждет увлекательное путешествие.
Всем спасибо.
| Да
Электронная почта – это почта, в которой письма посылаются не в конвертах, а через Интернет, с использованием компьютера.
Да.
(Дети вспоминают технику безопасности и обращают внимание на плакат, как надо правильно сидеть за компьютерным столом)
Да
Информацию.
Хранит, передает, получает, обрабатывает.
Аудиоинформация, видеоинформация.
Алгоритм – пошаговое выполнение определенного действия.
С помощью геометрических фигур, или стрелочками.
Да
Домик (Дети демонстрируют)
(Ученики выполняют и зачитывают ответ.)
( 2 4 2 4 2)
Да.
Ответ: Начало
Открыть кладовку
Взять Веник и совок
Закрыть дверь кладовки
Пойти в комнату Мачехи
Подмести пол
Замести мусор на совок
Выкинуть мусор в мусорное ведро
Подойти к кладовке
Открыть кладовку
Поставить веник и савок
Закрыть кладовку.
Конец
(Ученики выполняют и демонстрируют учителю, Золушке и друг другу, что у них получилось, зачитывая ответ)
(Ученики выходят к доске и рассказывают заранее приготовленные стихотворения о компьютере).
1 ученик:
Мой компьютер просто класс! Я играю целый час. Игры, ребусы, задачи – Все придумали для нас. Не играть я не могу, Я компьютер свой люблю. Научусь печатать я Будет рада вся семья. Много разных есть программ Для детей и пап и мам. Это умная машина Пригодится нам всегда: Быть хорошим инженером Или строить города. 2 ученик:
Механизм в машине разный Есть процессор, провода. Много в ней и информаций, Много книжек где слова Много дел с машиной этой, Много радости, хлопот. Но потом поймешь ты это, Как легко с машиной этой Без нее прольется пот 3 ученик:
Знать компьютер очень важно Как, когда, куда нажать. А для этого ребята Весь компьютер надо знать!
Да
Да.
3 схемы: (ветвление, цикл, ветвление).
1.
2.
3.
Да
Выполняют
Ученики выполняю задания по стрелочкам самостоятельно.
Дети демонстрируют ответ.
Алгоритм с циклами.
1 Все
Повтора, цикла
Есть ли еще яблоки?
(Самостоятельно выполняют задание и демонстрируют. Что получилось).
Выполняют 2 мин
Выполняют 3 мин
Информацию.
Хранит, передает, получает, обрабатывает.
Аудиоинформация, видеоинформация.
Алгоритм – пошаговое выполнение определенного действия.
С помощью геометрических фигур, или стрелочками.
|
|