Скачать 127.72 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного (английского) языка №1290 Авторы курса: Юдовская А.Я.Морозова С.А. Учитель: Банчикова А.Л. «СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»Программа элективного курса Методическое пособие. Элективные курсы. Профильное обучение. М., Дрофа, 2007 Москва 2011 Пояснительная запискаЭлективный курс (курс по выбору для учащихся средней школы) «Становление гражданского общества: исторические истоки» рассчитан на изучение его школьниками в рамках профильного обучения в 10 – 11 классах средней школы. Он имеет ряд особенностей: 1) содержит достаточно глубокий познавательный, воспитательный и обучающий потенциал знакомит школьников со сложной историей развития гражданского общества и правового государства, способствует формированию гражданственности; 2) создает условия для развития исторического и юридического мышления, а также критического восприятия социальной информации и определения собственной позиции по отношению к изучаемой проблеме; 3) воспитывает приверженность гуманистическим и демократическим ценностям и демократическим правовым институтам; 4) способствует самостоятельной познавательной деятельности; 5) формирует опыт применения полученных знаний в области гражданско-общественной деятельности; 6) содействует развитию профессиональных склонностей школьников; 7) углубляет знания учащихся о таких понятиях, как «общее право», «конституционное право», «гражданское общество», «гражданин», «правовое государство», «конституция», «демократия», «права личности», «политическая партия», «федерация», «конфедерация», «республика» и других, значимых для сегодняшней политической жизни и развития конституционализма, а также для анализа современной жизни; 8) тесно связан с историей Великобритании, США и Франции, но не дублирует программу по Новой истории и не является ее простым углублением, поскольку рассматривает только одно направление развития общества Нового времени – становление гражданского общества и правового государства, тем самым расширяя возможности ученика в поиске и выборе примеров для выполнения заданий части С ЕГЭ по обществознанию; 9) дает возможность учащимся ознакомиться с различными типами государственных правовых актов – конституциями, гражданскими кодексами, отдельными законодательными актами, создающими фундамент гражданского общества. Большое внимание в курсе отводится также изучению фрагментов монографий, статей ученых, что способствует более глубокому пониманию проблемы развития гражданского общества; 10) является межпредметным – наряду со сведениями из Новой истории Англии, США и Франции в его содержание входит изучение вопросов философии, политологии и права, связанных с проблемой зарождения и развития гражданского общества и правового государства. Важное место в курсе отводится знакомству с учениями мыслителей Нового времени, которые стремились объяснить сущность происходивших в обществе изменений. Речь идет прежде всего о теориях Т. Гоббса, Дж. Локка, ». де Монтескье, И. Канта и Г. Гегеля. Программа курса построена модульным образом. Курс состоит из четырех модулей (глав), что позволяет достаточно гибко использовать учебное время и организовать изучение предмета с учетом реально имеющегося времени. Цели и задачи элективного курса «Гуманитарная проблема заключается не в ответе, а в способе постановки вопроса, в поисках ответа, его аргументации, в способе презентации своего решения, в позиционировании (т. е. выборе рациональной позиции для решения ситуативной задачи), в убеждении окружающих (близких и не очень близких людей) в основательности собственных выводов и положений». Элективный курс «Становление гражданского общества» способствует самоопределению старшеклассников, повышает их возможности в реализации своих планов продолжения образования. Цели курса: • сформировать у учащихся целостную картину развития конституционализма как феномена Нового времени; • научить школьников соотносить объекты познания со своим жизненным опытом, привить им чувство гражданственности, убежденности в преимуществах гражданского общества перед другими формами его организации; • сформировать у старшеклассников базовые социальные компетенции для самостоятельного и группового решения проблем стабильного развития общества (исследование социальной ситуации, индивиду- альные и групповые формы учебной деятельности); • подготовить учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин; • расширить социальный опыт учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории. Задачи курса: • познакомить школьников с основными понятия- и категориями философии и правоведения, связанными с проблематикой гражданского общества государства; • познакомить учащихся с наиболее известными концепциями мыслителей Нового о гражданском обществе и правовом государстве; • дать им представление о тенденциях в развитии социума и государства в Новое время; • подготовить их к свободному ориентированию относительно понимания характера государства и организации общества, в котором они живут; • привить школьникам умения и навыки комплексной работы с различными типами исторических и правовых источников, поиска и систематизации исторической и правовой информации как основы решения исследовательских задач. Школьники, изучившие этот элективный курс, будут знать: • основные понятия по курсу Новой истории, обществознания, правоведения, предусмотренные государственным стандартом общего образования по этим предметам; • основные теоретические положения о гражданском обществе и правовом государстве; иметь представление: • об основных исторических событиях из истории развития гражданского общества в Англии, США и Франции; • об основных исторических источниках и памятниках права, заложивших фундамент развития конституционализма; научатся: • обрабатывать информацию, содержащуюся в различных источниках; • сравнивать и анализировать данные разных источников, выявлять сходство и различие информации; • систематизировать изучаемый материал; • готовить и проводить презентацию собственного исследования; • заниматься проектной деятельностью; • реконструировать исторические события; получат опыт: • участия в групповой работе; • ведения дискуссии; • подготовки и осуществления устной презентации; • рефлексии своей деятельности. Знания, умения и убеждения, полученные при изучении данного курса, должны способствовать организации юношами и девушками собственной жизни. Программа10 (11) класс 1 час в неделю, 34 часа в год Введение. 1 часЦели, задачи, структура. Определение исходного уровня знаний по данному курсу. Место курса в общей системе обществоведческих знаний. Значение курса. Феномен социального развития: гражданское общество и правовое государство. 4 часа.Мыслители Нового времени о гражданском обществе и правовом государстве. Современные представления о гражданском обществе и правовом государстве. Становление основ гражданского общества в Великобритании. Развитие государственности и эволюция права в Великобритании. 9 часов.Становление парламентаризма в Великобритании. Развитие конституционного права. Развитие конституционализма в Англии во второй половине XIX века. Конституционная монархия в Англии. Избирательные реформы XIX века. Законодательство о труде и профессиональных союзах. Основные конституционные гарантии в защиту личной свободы граждан. Развитие государственности и эволюция права в Великобритании. Обобщающий урок. Становление основ гражданского общества в США. Становление государственности в США. 9 часов.Образование независимого государства в США. Развитие государственности в США во второй половине XVIII века. Из истории развития американского конституционализма. Особенности американского конституционализма. Двухпартийная система. Усиление исполнительной власти. Поправки к Конституции. Значение американского конституционализма для развития правового государства и гражданского общества. Становление основ гражданского общества в США. Обобщающий урок. Становление основ гражданского общества во Франции. Развитие государственности во Франции. 9 часов.Развитие государственности во Франции до Великой французской буржуазной революции. Чего хотел народ Франции от революции. Люди рождаются сводными и равными в правах. Декларация прав человека и гражданина. Первая писаная Конституция Франции. «Политическое евангелие» нового порядка. «Деспотизм свободы» Трудный и долгий путь республиканской идеи. Наполеон Бонапарт и «Гражданский кодекс». «Юридическое Евангелие» нового порядка. От абсолютной монархии к гражданскому обществу и правовому государству. Становление основ гражданского общества во Франции. Обобщающий урок. Заключение. 3 часаПроблемы гражданского общества и правового государства в Европе и США. Итоговое обобщение. Библиография
ПриложениеУчебный предмет «Становление гражданского общества» КАЛЕНДАРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса «СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»
|