Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики





Скачать 34.59 Kb.
НазваниеОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики
Дата публикации05.07.2014
Размер34.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Бухгалтерия > Урок
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИКИ
Донец Наталья Владимировна

МОУ гимназия им. А. Платонова
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познавательных интересов к предмету.

Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность приводит к использованию исследовательских работ в классе в качестве источника новых знаний. В этом случае самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер. На уроках создаются проблемные ситуации, которые приводят учащихся к необходимости стать исследователем:

  • высказать и обосновать гипотезу;

  • провести доказательство высказанной гипотезы;

  • самостоятельно сделать вывод.

Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемный вопрос учителя. Умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.

Экспериментальные исследования учащихся могут проводиться как отдельные фронтальные опыты и могут целиком занимать уроки, превращая их в уроки – исследования. На таких уроках во время объяснения учащиеся становятся исследователями, экспериментируя, учащиеся приучаются анализировать отдельные факты и явления:

    1. Между какими величинами устанавливается зависимость;

    2. Какие условия опыта следует сохранить неизменными;

    3. Какую из величин легко изменить;

4. Как удобнее записать результат.

Такие исследования можно организовать, например, при выяснении вопроса: «Закономерности последовательного соединения проводников». Урок-исследование электрической цепи.

По сути дела ученики выполняют лабораторную работу, но только без описания. Им предстоит самостоятельно продумать последовательность опытов, с помощью которых можно установить закономерности для токов, напряжений и сопротивлений на последовательно соединенных резисторах. Степень самостоятельности зависит от уровня подготовки класса. Учитель может наводящими вопросами направлять юных исследователей. В данном случае контролируются следующие умения:

  • знать назначение, обозначение прибора и правильно составлять схемы его включения;

  • определять цену деления, пределы измерения прибора и записывать его показания;

  • проводить анализ результатов экспериментальных исследований;

  • предлагать измерительные приборы и оборудование для проведения исследования

Самостоятельное тематическое исследование, особенно в том случае, если за ним следует отчет о его результатах перед всем классом, вызывает интерес учащихся и желание работать. Предметом ученического исследования является переоткрытие уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще непознанного и именно самостоятельное познание делает полученное знание субъективно значимым для ученика. Экспериментальные задания формируют умения:

  1. Проведение прямых измерений физических величин и расчет по полученным данным зависимого от них параметра;

  2. Исследование зависимости одной физической величины от другой и построение графика полученной зависимости;

  3. Проверка заданных предположений;

  4. Наблюдение явлений и постановка опытов по выявлению факторов, влияющих на их протекание.

Можно предложить следующую методику организации самостоятельных исследований учащихся.

1. Учитель составляет список возможных исследований учащихся по данной теме, а также рекомендует литературу для дополнительного чтения.

2. Учащиеся добровольно выбирают задачу для самостоятельной работы. Подбирают литературу, выдвигают гипотезу, продумывают варианты решения.

3. В свободное от учебы время учащиеся составляют план проведения эксперимента, подбирают необходимое оборудование, собирают установку. Это конечно требует помощи со стороны учителя, но можно привлекать выпускников-студентов, а также родителей.

4. Результаты эксперимента тщательно обрабатываются, готовятся подробные теоретические обоснования. Отчет оформляется в виде презентации.

5. По желанию учащиеся могут сами предложить исследовательские задачи по данной теме.

6. Проводится обобщающий урок с отчетами учеников о проделанной работе.

7. Как итог исследовательской работы – участие в гимназической научно-практической конференции.

В ходе исследовательской работы развивается интерес к предмету, ученик овладевает новыми видами учебной деятельности, в том числе практическими навыками, что расширяет и углубляет знания по предмету, способствует воспитанию самостоятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconРеферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время»
Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconЛ. Н. Толстой говорил, что знания чего-то стоят, если они добыты...
Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению в процессе обучения решает главную задачу школы – раскрытие способностей...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconВиды деятельности
«Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся»
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики icon«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconПлан Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся...
«Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности»
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики icon«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на...
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconГалина алексеевна
Организация учебной и научно – исследовательской деятельности учащихся с применением современных образовательных технологий
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconПлан работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год
Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconКонкурс исследовательских работ для учащихся 5-11 кл
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения географии
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке физики iconДоклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской...
Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск