Скачать 34.59 Kb.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИКИ Донец Наталья Владимировна МОУ гимназия им. А. Платонова В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познавательных интересов к предмету. Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность приводит к использованию исследовательских работ в классе в качестве источника новых знаний. В этом случае самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер. На уроках создаются проблемные ситуации, которые приводят учащихся к необходимости стать исследователем:
Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемный вопрос учителя. Умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям. Экспериментальные исследования учащихся могут проводиться как отдельные фронтальные опыты и могут целиком занимать уроки, превращая их в уроки – исследования. На таких уроках во время объяснения учащиеся становятся исследователями, экспериментируя, учащиеся приучаются анализировать отдельные факты и явления:
4. Как удобнее записать результат. Такие исследования можно организовать, например, при выяснении вопроса: «Закономерности последовательного соединения проводников». Урок-исследование электрической цепи. По сути дела ученики выполняют лабораторную работу, но только без описания. Им предстоит самостоятельно продумать последовательность опытов, с помощью которых можно установить закономерности для токов, напряжений и сопротивлений на последовательно соединенных резисторах. Степень самостоятельности зависит от уровня подготовки класса. Учитель может наводящими вопросами направлять юных исследователей. В данном случае контролируются следующие умения:
Самостоятельное тематическое исследование, особенно в том случае, если за ним следует отчет о его результатах перед всем классом, вызывает интерес учащихся и желание работать. Предметом ученического исследования является переоткрытие уже открытого в науке. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще непознанного и именно самостоятельное познание делает полученное знание субъективно значимым для ученика. Экспериментальные задания формируют умения:
Можно предложить следующую методику организации самостоятельных исследований учащихся. 1. Учитель составляет список возможных исследований учащихся по данной теме, а также рекомендует литературу для дополнительного чтения. 2. Учащиеся добровольно выбирают задачу для самостоятельной работы. Подбирают литературу, выдвигают гипотезу, продумывают варианты решения. 3. В свободное от учебы время учащиеся составляют план проведения эксперимента, подбирают необходимое оборудование, собирают установку. Это конечно требует помощи со стороны учителя, но можно привлекать выпускников-студентов, а также родителей. 4. Результаты эксперимента тщательно обрабатываются, готовятся подробные теоретические обоснования. Отчет оформляется в виде презентации. 5. По желанию учащиеся могут сами предложить исследовательские задачи по данной теме. 6. Проводится обобщающий урок с отчетами учеников о проделанной работе. 7. Как итог исследовательской работы – участие в гимназической научно-практической конференции. В ходе исследовательской работы развивается интерес к предмету, ученик овладевает новыми видами учебной деятельности, в том числе практическими навыками, что расширяет и углубляет знания по предмету, способствует воспитанию самостоятельности. |
Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной... Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности | Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном... | ||
Реферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время» Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную... | Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... | ||
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | Программа организации проектно-исследовательской деятельности учащихся... Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся | ||
Л. Н. Толстой говорил, что знания чего-то стоят, если они добыты... Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению в процессе обучения решает главную задачу школы – раскрытие способностей... | Виды деятельности «Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся» | ||
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке... | План Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся... «Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности» | ||
«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на... Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных... | Галина алексеевна Организация учебной и научно – исследовательской деятельности учащихся с применением современных образовательных технологий | ||
План работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год Организация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в общеобразовательной школе | Конкурс исследовательских работ для учащихся 5-11 кл Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения географии | Доклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской... Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение... |