«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности»





Скачать 220.56 Kb.
Название«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности»
Дата публикации27.06.2014
Размер220.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
0001-00_OZ-001MS-2010
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6


Раздел: Предметы, изучаемые в школе

Предмет преподавания: Биология


«Роль ИКТ при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности»

учитель биологии МОУ СОШ № 6

Гундарева Людмила Ивановна,

0001-00_OZ-001MS-2010
2010 г

Оглавление


Оглавление 2

I.Введение 3

II.Применение средств ИКТ на уроках биологии 4

1.Мультимедийная презентация 4

1.1.Правила при работе в Power Point 5

2.Использование CD и DVD дисков 6

3.Использование Интернета 7

4.Использование цифрового микроскопа 8

В системе обучения предметам естественнонаучного цикла лабораторные и практические работы занимают одно из важнейших мест. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования. 8

Основы формирования умений и навыков выполнения лабораторных и практических работ по биологии закладываются с 6 класса. Основными задачами лабораторного практикума по общей биологии являются развитие исследовательской культуры учащихся, их устойчивого познавательного интереса к изучению биологии. 8

III.Заключение 9

IV.Библиография 10



  1. Введение


«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Одной из целей моей работы: оказание помощи ученикам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм своих действий, создание условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно- ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности.

Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы смог решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек по К. Роджерсу, который:

  • «ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

  • более полно принимает себя и свои чувства;

  • становится более уверенным в себе и автономным;

  • начинает принимать и понимать других людей». [1]

Отсюда очевидна моя главная задача как учителя - принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. На этой основе создаю атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.

В своей деятельности я использую следующие педагогические технологии: развивающее, проблемное обучение, ТРИЗ, использование ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Для возможности самовыражения учащихся, профессиональной мотивации включаю учеников в общественно-значимую практическую деятельность (общественная экспертиза, проектная деятельность, исследовательская работа, профессиональные пробы, работа на пришкольном участке, выступления перед учениками, родителями на научно- практических конференциях и т.п.).

Я преподаю биологию по следующим УМК:

  1. Издательство «Дрофа», под редакцией В.В. Пасечника:

– 5-й класс: Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая»;

– 9-й класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию». Данный учебник имеет качественные иллюстрации, что способствует более качественному восприятию материала. Положительным аспектом учебника можно считать в конце каждой главы отображение важнейшего материала, после параграфов основные термины. Для учащихся девятого класса этот учебник очень сложный. Касаясь теоретического материала, можно отметить слишком большой объем, связанный с происхождением и развитием жизни на Земле. Материал по генетике сжат.

Но, «минусом» является отсутствие лабораторных и практических работ, большое количество терминов. Материал изложен сухим, научным языком. В учебнике нет дополнительной информации взятой из повседневной жизни.

- 10–11-го класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология».

Учебник содержит весь необходимый материал, предусмотренный федеральным компонентом государственного стандарта по биологии для средней (полной школы). Чёткое изложение материала сопровождается иллюстрациями, рисунками, фотографиями, что обеспечивает усвоение учебного материала.

  1. Издательством «Баласс», под редакцией Вахрушева А.А:

– 5-й класс: Еськова К.Ю. и др. «Земля и люди»;

– 7-й класс: Биология. От амебы до человека. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

В курсе 7-го класса продолжается знакомство со сравнительным методом биологии и систематикой. Очень удобно, что в учебник внесены параграфы для повторения, содержащие вопросы и термины, которые необходимо знать учащимся.

В учебнике использовано большое количество иллюстративного материала, схем и таблиц. Содержание учебника легко иллюстрируется мультимедийными пособиями разных авторов.

  1. «Издательство «Просвещение», УМК «Сферы», под руководством Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С.:

- 6-й класс: Биология. Живой организм. Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С.

Серия «Сферы» включает: программу, тетрадь-практикум, тетрадь-тренажер,

тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации, CD диск.

Учебник доступный для данного возраста учащихся, красочный, соответствует программе. Хорошо иллюстрированный и доступный для понимания текст учебника, интересные, творческие задания в тренажёре, подробные инструкции по выполнению лабораторных работ в практикуме способствуют привлечению внимания учащихся к новому для них предмету - биологии, формируют познавательный интерес и творческую активность. Неотъемлемой частью УМК является электронное приложение, которое позволяет продемонстрировать учащимся различные особенности изучаемых биологических объектов. При этом эффективность уроков повышается в несколько раз. Большое внимание авторы УМК уделяют вопросам подготовки школьников к ЕГЭ по биологии. В тетради-тренажёре и электронном приложении широко представлены тестовые задания разных типов.

Модернизация образования невозможна без широкого использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса и в первую очередь обучении.

В настоящее время учитель и ученик должны так владеть компьютерными знаниями, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников будь то Internet или CD-диски. Эта потребность продиктована временем. Современный урок не должен быть ограничен учебником по предмету, классной доской и учителем. По современным требованиям образовательного стандарта, традиционная форма урока не сможет дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий.

«Под термином «информация» подразумевается:

- учебное сообщение, осведомление о различных явлениях, условиях их протекания, закономерностях и т.п., воспринимаемое и осознаваемое учащимися.

Понятие «информация» мы отличаем от понятия «информационный «поток»»

При изучении биологии используются различные наглядные средства, но с внедрением компьютерной технологии представляло интерес произвести классификацию этих средств обучения и дать их подробную характеристику» (ресурсы Интернет).

1. Наглядность I рода – то, что ученики видят на экране, работая с компьютерными программами (таблицы, схемы, рисунки, фотографии).

2. Наглядность II рода - это символьная (модельная) запись, опорные схемы, выполненные учащимися.

3. Наглядность III рода – наглядность, которая сочетает в себе наглядности I и II рода, т.е. мультимедиа.

  1. Применение средств ИКТ на уроках биологии



  1. Мультимедийная презентация


В своей педагогической практике я довольно широко использую информационные технологии: презентации к урокам, тесты, анимированные таблицы, кроссворды – вот неполный перечень использования компьютера на уроке.

Биология – это наука экспериментальная, но проведение экспериментов на уроке в условиях нашей школы возможно далеко не всегда. Поэтому достаточно большое значение приобретает моделирование эксперимента с помощью компьютера, т.е. демонстрация эксперимента в режиме реального времени, расчеты погрешностей при выполнении лабораторных работ.

В настоящее время существует большой выбор электронных справочников, энциклопедий, которые можно использовать в качестве дополнительной литературы или как иллюстративный материал на уроке.

Большое внимание уделяю реферативной и исследовательской деятельности учащихся, и здесь не обойтись без компьютера: обработать собранную в ходе эксперимента информацию, подготовить электронные таблицы и документы в текстовом редакторе.

Можно много говорить о прописных истинах, что «развивающим и воспитывающим современное обучение может быть при максимальной активизации учащихся, поэтому на любом уроке большое значение имеет умение учителя активизировать учащихся, побуждать, стимулировать и направлять мышление своих учеников». Интерес к предмету как раз и формируется под непосредственным влиянием учителя, его увлеченности предметом, умения передать учащимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу самосовершенствования в данной отрасли.

Для того чтобы быть в ногу не только со временем, с современными технологиями в процессе преподавания, но и с самими учениками - приходится дополнительно познавать компьютерную грамотность самому учителю. Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, опираясь на свои склонности, интересы. А что должен делать в этих условиях учитель? Учитель должен использовать новые технологии, а чтобы их использовать, нужно уметь владеть содержанием своего предмета, уметь моделировать свое занятие, владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя.

Использование информационных технологий в процесс обучения школьников позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечить доступ к большому объему информации,

  • использовать образно- наглядную форму представления изучаемого материала,

  • осуществить поддержку активных форм обучения,

  • моделировать процессы и явления и т.д.

Созданная электронная презентация с анимационными эффектами наиболее понятна и доступна. После просмотра презентации есть возможность проверить степень усвоения материала – решить тест и получить оценку.

Презентации учащиеся выполняют с помощью следующих компьютерных программ: Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Microsoft Excel.
Один из главных вопросов, который возникает у учителя, когда он начинает создавать презентации, где брать элементы визуального ряда для сопровождения урока.

Существует, по крайне мере, 4 источника, которыми можно воспользоваться:

А. Рисунки, созданные средствами Power Point.

В. Интернет.

C. CD-продукты.

D. Сканирование.

Одним из важных источников фотографий, особенно, для биологов является Интернет.

Для создания иллюстраций использую сканер. И тогда любой учебник, любое иллюстрированное пособие появится в презентации. В этом случае можно объединить рисунки из разных учебников в одном документе.

    1. Правила при работе в Power Point




  1. Презентация - это опорный конспект. Формулировка текста должна быть предельно сжатой, понятной и простой. Не дублируйте свою устную речь

  2. Оптимальный размер шрифта в тексте 32-40, а заголовка 60-120. Всегда выравнивайте текст.

  3. При выборе фона важен контраст с текстом: либо светлый шрифт на темном фоне (при работе с проектором), либо темный фон на светлом или слабом фоне (монитор или телевизор). Для ослабления цвета фона используйте вкладку Спектр. Ни в коем случае нельзя использовать красный, «кричащий» фон или сложный.

  4. Урок не должен превышать 25 слайдов при объяснении учителем урока, но может достигать 50 слайдов, если урок используется для самостоятельного изучения материала.

  5. Анимация хороша при разбиении текста или таблиц внутри одного слайда. Однако не увлекайтесь анимациями, особенно при смене слайдов. Они увеличивают размеры файла, но главное отвлекает школьников от темы урока.

Power Point позволяет внедрять в урок короткие видеофрагменты, анимацию и музыку. Здесь без труда можно совмещать на одной странице фото и видео материал. Хочу отметить, что продолжительность видео не должна превышать 1,5-2 минут. Главное в презентации это - тезисность для учителя и наглядность для ученика.

Могут быть показаны самые зрелищные моменты темы: превращения в форме мультипликации, портреты ученых, схемы, таблицы, цитаты, графики, звуковое сопровождение и т.д.

На экране могут появляться определения, которые учащиеся переписывают в тетрадь. Тесты могут быть использованы на уроке при проверке домашнего задания и при закреплении.

Использование компьютера, как электронного наглядного пособия, позволяют дополнить «сухой» рассказ учителя красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка, через эмоционально-чувственное восприятие, а, следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации.

Разработанные уроки-презентации с включением дополняющих технологий – самая удобная и не сложная форма для учителя при проведении урока.

  1. Использование CD и DVD дисков


Для внеклассной работы по предмету я использую следующие мультимедийные пособия: энциклопедия Кирилла и Мефодия, Зеленый пакет, «Живая родословная», Альфред Брем. Жизнь животных, Биология. 9 класс. Анатомия и физиология человека, Ботаника. 6-7 классы, Зоология. 7-8 классы, Анатомия. 8-9 классы, Биология. Подготовка к ЕГЭ, Открытая биология. Версия 2.6, Биология. 6-11 классы. Лабораторный практикум, Биология. 6-9 классы, Биология, химия, экология, Биотехнология и т.д.

Большим удобством в использовании этих изданий является открытость их ресурсов, т.е. объекты могут быть скопированы из оболочки на жесткий диск и экспортированы в другие оболочки. Это позволяет мне создавать мультимедийные презентации в программе Microsoft Power Point для сопровождения урока или его фрагментов.

Возникает вопрос: почему не использовать сам диск на уроке?

Как правило, структура диска редко соответствует схеме урока, размеры рисунков и содержание текстов не всегда соответствуют требованиям учителя.

Также использую диски для создании своих видеофрагментов в программе Pinnacle Studio 11.

Программа «Биологические исследования» содержит 65 лабораторных работ для индивидуального изучения по различным разделам курса биологии. Это дает возможность заниматься не только в школе, но и дома на персональном компьютере.

Использование компьютерного варианта программы «Экологические исследования» позволяет школьникам подготовиться к слету – конкурсу юных экологов.

УМК «Зеленый пакет»: комплект – современное учебное пособие. Он отличается глубиной содержания, интересен по формам работы, позволяет использовать ИКТ в УВП.

«Зелёный пакет» даёт импульс для творчества учителя.

«Зелёный пакет» - не только мультимедийный, но и «мультипредметный» комплекс.

Уроки с использованием «Зелёного пакета» занимательны, иллюстративны, информативны.

«Зеленый пакет» содержит различные печатные, видео-, цифровые материалы, в числе которых - пособие с планами проведения занятий и раздаточными материалами для учащихся, видеокассета с анимационными клипами и учебными фильмами, компакт-диск с обширной информацией, доступной в интерактивном режиме, которая охватывает 22 темы в области окружающей среды и устойчивого развития. «Зеленый пакет» не просто предоставляет фактическую информацию, он нацелен на формирование у учащихся новой системы ценностей и новых моделей поведения в школе, дома и в обществе.

Комплект имеет междисциплинарную природу и будет полезен как в рамках учебной программы при подготовке различных уроков, так и во внеклассной и внешкольной работе.

Информационные технологии дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры.

Особое место в условиях глобальной информатизации занимают информационные технологии, которые рассматриваются мною как:

  1. средство обучения, обеспечивающее эффективность образовательного процесса;

  2. инструмент познания, способствующий формированию естественнонаучного мировоззрения;

  3. средство развития личности, способной адаптироваться к новым достижениям научно-технического прогресса;

  4. объект изучения, расширяющий кругозор и открывающий новые возможности для совершенствования учебно-познавательной деятельности;

  5. средство коммуникации, обеспечивающее оптимизацию решения учебных задач.

Конструирование урока с использованием информационных технологий требует детальной проработки каждого его элемента.

Использование ИКТ способствуют:

  • развитию аналитических способностей (анализ информацион­ных моделей, сравнение, обобщение);

  • развитию проекционных и конструкторских способностей;

  • развитию психических функций (логическое мышление, па­мять, внимание, воображение, восприятие, др.);

  • формированию коммуникативных навыков;

  • развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов;

  • развитию умения предвидеть последствия принимаемых реше­ний и делать правильные выводы;

  • выявлению адекватности и применяемости способа к условию задачи;

  • готовности к самостоятельной работе.

Но, применение ИКТ возможно, также и на внеклассных мероприятиях по предмету.

Внеклассная работа имеющая цели, задачи и планируемый результат достижения, имеет большое учебно-воспитательное значение. Имеет широкие возможности интеграции предметов, использование заданий связанных с проведением наблюдений и постановкой опытов развивает у школьников исследовательский интерес.

Учащихся привлекает внимание работа, связанная с приборами, современными техническими средствами компьютером, цифровым микроскопом. Возможностью не только приготовить микропрепарат, рассмотреть под микроскопом, но и сфотографировать объект исследования.

Кружковая работа имеет большое значение в решении учебно - воспитательных задач в современном образовании, при формировании личности школьника.

Внеклассная работа позволяет не только закрепить учебные навыки, но и расширить кругозор учащихся, ознакомить с различными областями науки, узнать новые профессии, способствует развитию их мышления, наблюдательности. Увлечение аквариумными рыбками может развить интерес к ихтиологии, проблемам экологии, охраны природы и рыбных запасов, проблемам рыболовства. Внеклассная работа дает возможности осуществить связь теории с практикой и реализовать принципы проффилизации.

Проведения олимпиады является развитие у школьников интереса к научной деятельности по решению экологических и биологических проблем, повышение творческой активности, пропаганда знаний.

  1. Использование Интернета


Интернет прочно вошел в нашу жизнь и в образование. Число ресурсов постоянно растет, но использование интернета на уроках без определенного плана, невозможно.

«Зачем и для чего используется Интернет?

  1. Найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями.

  2. Отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение.

  3. Сделать обзор по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика» (ресурсы Интернет).

Для удобства работы с Интернетом создала каталог сайтов, который доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что, используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записываю на доске адреса соответствующих сайтов.

На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делает его более интересным, эффективным, повышает мотивацию учащихся к изучению биологии.

В компьютерном классе нашей школы стало возможным использовать в работе локальную сеть и интерактивную доску.

В локальной школьной сети – энциклопедия Кирилла и Мефодия с видеофрагментами. Обратите внимание: компьютер включается лишь на 10-15 минут в определенный момент урока, как дополнение в общении учитель-ученик и для возможности проводить дифференцированное обучение. Ведь постоянно горящий на уроке экран мультимедийного проектора еще не означает «Урок с использованием ИКТ».

Это заметно повышает эффективность урока, позволяет каждому ученику работать в своем темпе, выбирать нужную ему степень сложности выполняемых тестовых заданий. Интерактивная доска позволяет подчеркнуть, выделить главную мысль любого объекта, подписать любое недостающее звено, на котором нужно акцентировать внимание школьников.

  1. Использование цифрового микроскопа



В системе обучения предметам естественнонаучного цикла лабораторные и практические работы занимают одно из важнейших мест. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.

Основы формирования умений и навыков выполнения лабораторных и практических работ по биологии закладываются с 6 класса. Основными задачами лабораторного практикума по общей биологии являются развитие исследовательской культуры учащихся, их устойчивого познавательного интереса к изучению биологии.


На практических и лабораторных работах использую цифровой микроскоп, который имеет множество достоинств.

  1. Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик в 10, 60 и 200 раз.

  2. Использовать в качестве исследуемых равно как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные.

  3. Исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик.

  4. Фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы.

  5. Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера.

  6. Задавать параметры съёмки, изменяя частоту кадров – от 4-х кадров в секунду до 1 в час.

  7. Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее.

  8. Экспортировать результаты для использования в других программах.

  9. Собирать из полученных результатов фото- и видеосъёмки демонстрационные подборки-«диафильмы».

  10. Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах.

  11. Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране, если к компьютеру подключён мультимедиа проектор.

Что даёт учителю и ученику цифровой микроскоп, применительно к урокам биологии?

Одна из самых больших сложностей, подстерегающих учителя биологии при проведении лабораторной работы с традиционным микроскопом, это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят его ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно – в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина…

В этом случае реально производимые и одновременно демонстрируемые через проектор действия с препаратом и получаемое при этом изображение – лучшие помощники.

Они наглядно предъявляют ученику правильный образ действия и ожидаемый результат. Важно и то, что можно указать и подписать части препарата, собрав из этих кадров слайд-шоу. Сделать это можно как сразу на уроке, так и в процессе подготовки к нему.

И вот на 10-15 минут включается электронный микроскоп и на экране мы видим почечные ткани, состав крови и еще много такого, чего ни в учебнике, ни в Интернете не увидишь. Натура наблюдения в биологии действительно необходимая составляющая в понимании предмета, обеспечить всех учащихся микроскопами – непросто, скоординировать такую работу – еще сложнее. Нет гарантии, что вместо состава крови, учащийся не будет рассматривать летящие пылинки или свой палец. Электронный микроскоп не заменит работу с обычным микроскопом, но как демонстрационный вариант очень полезен.

Ученики с удовольствием участвуют в таких мероприятиях, развивают свои творческие способности, совершенствуют навыки работы с компьютером. Реализация проектной деятельности с использованием этой технологии в учебно-воспитательном процессе способствуют обеспечению активизации познавательной деятельности школьников.

На этапе актуализации знаний, для того чтобы вовлечь в работу весь класс, делаю опрос интересным. В ходе опроса по теме «Клетка» даю задание: «Рассмотрите препарат растительной клетки. Какие органоиды клетки можно рассмотреть на микропрепарате? Какие функции выполняют данные органоиды?»

Весь класс проверяет правильность ответа, так как результат работы выводится на экран монитора. Другой ученик выступает оппонентом, добавляет и, если необходимо, поправляет ответ товарища. Третий ученик задает вопросы по данному объекту. Так реализуется коллективная познавательная деятельность учащихся класса, в результате которой знания всех ребят совершенствуются, а три ученика получают оценки.

На этапе изучение нового материала применение цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение микропрепарата на большом экране с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру.

Так, коллективную лабораторную работу «Ткани» в 8 классе провожу по инструктивной карточке, где учащиеся знакомятся с различными видами тканей, рассматривают строение и доказывают соответствие выполняемой функции. Завершается работа выполнением рисунка, заполнением таблицы, формулировкой вывода.

  1. Заключение


Применение компьютерных технологий позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, степень обученности учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти. Такие уроки вызывают больший интерес, являются более наглядными, разнообразными.

Незаменимым помощником оказывается компьютер для учителя в плане подготовки тематического планирования по предмету, планов уроков. Причем ежегодно возможна, только корректировка имеющейся информации, ее изменение и дополнение.

Использование текстовых процессоров и графических редакторов дает возможность подготовки разнообразных дидактических материалов: справочной информации для учащихся, разноуровневых карточек-заданий, тестов с выбором ответа и т.д.

Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. На уроке с использованием компьютера учащиеся больше приобщаются к усидчивости, вниманию, развиваются все виды памяти, компьютер приучает к самообучению и самовоспитанию.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.

В заключении мне хотелось бы привести примеры конкурсов, в которых принимали участие мои ученики с разработанными исследовательскими работами на уроках биологии и во внеурочное время:

  1. Городской конкурс исследовательских и краеведческих работ учащихся:

ноябрь 2006 г., диплом I степени; ноябрь 2007 г., диплом I степени; ноябрь 2008 г., диплом II степени;

  1. Городская декада наук: Морозихина Анастасия, апрель 2009 г., призер II место;

  2. XII Всероссийский фестиваль «Экология. Творчество. Дети»: Кириллова Оксана, март 2007 г, диплом лауреата.

  3. Городской экологический конкурс «Чистый город»: июнь 2007 г, I место; июнь 2008 г, II место; июнь 2008 г, I место; июнь 2009, работа на конкурсе.

  4. Всероссийский экологический конкурс «Зеленый город»: ноябрь 2007 г, специальный приз.

  5. Ежегодный городской конкурс исследовательских и реферативных работ школьников Москвы и России «Мы и биосфера»: декабрь 2007 г, диплом II степени; апрель 2008 г, диплом II степени; апрель 2009 г, диплом III степени; апрель 2009 г, диплом III степени.

  6. Городской конкурс информационных материалов «Эко – 2008»: май 2008 г, диплом I место.

  7. Городской конкурс «Юный исследователь»: май 2008 г, диплом II место.

  8. Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»: 2007 – 2008 учебный год, диплом; 2008 – 2009 учебный год, диплом.

  9. IV городской конкурс интернет-сайтов «История детского движения в моей школе»: май 2008 г, диплом III место.

  10. Городской конкурс «Моя семья»: май 2008 г, II место.

  11. Городская олимпиада: 2007 г, II место по экологии; 2007 г, II место по биологии; 2008 г, I место по экологии; 2008 г, III место по экологии.

  12. Областная олимпиада по экологии, МГОУ: декабрь 2009 г, призер
  1. Библиография




  1. Источник интернет: http://www.studs.ru/ref/id38/zip/id37.zip

http://www.hpsy.ru/public/x928.htm

http://www.ito.edu.ru/2003/VIII/VIII-0-1806.html

  1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003.

  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера – 2-е изд., стериотипное – Москва. Мир.

  3. Павлов И. Ю., Вахненко Д. В., Москвичев Д. В. Биология. Словарь – справочник. Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс»,1997.

  4. Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6.

  5. Смирнов В.А., Соломин В.П. ЭВТ на уроках биологии. Учебное пособие. — СПб.: Образование, 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconУроке и во внеурочной деятельности» Урок применения знаний по теме...
«Проектная работа как средство развития речи и коммуникативных умений учащихся на уроке и во внеурочной деятельности»
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconРеферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время»
Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную...
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconИ. Н. Аксенова использование икт при организации самостоятельной...
Овершенствования навыков всех видов речевой деятельности на основе аутентичного материала. Рассматривается важность самостоятельной...
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» icon«Система работы с одарёнными детьми в мбоу лсош №16». Она рассказала...
Витебская Галина Николаевна (учитель русского языка и литературы мбоу сош №16) на открытом уроке «Ономастика и лингвокраеведение...
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconПрограмма внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину»
Целью программы внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» является информационная поддержка...
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconДоклад к конференции «Панорама педагогических технологий» на тему:...
«Роль информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы учащихся при изучении математики»
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconПлан Система работы учителя начальных классов по подготовке учащихся...
«Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся начальных классов во внеурочной деятельности»
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconИспользование икт в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Учитель...
Компьютер занимает все более прочное и видное место в образовательном процессе. Почему же все большее количество учителей используют...
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconУрок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса»
Применение на уроке икт способствует в более доступной наглядной форме донести до учащихся роль деятельности животных в экосистеме...
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconФормирование здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности
Врачи забили тревогу, и учителя стали активнее включать в урочную и внеурочную деятельность мероприятия по здоровьесбережению. Мне...
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconО районной научно-практической конференции учащихся «В мир поиска,...
Идринского района, моу дпо ммц «Идринский» с целью создания условий для выявления и развития способных к научно-исследовательской...
«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» iconПрограмма внеурочной деятельности
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск