Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину»





НазваниеПрограмма внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину»
страница1/6
Дата публикации28.04.2015
Размер0.78 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4   5   6
Программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину»

А.Г. Паутова

Целью программы внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» является информационная поддержка проектной деятельности учащихся по всем предметам школьного курса и развитие умений использования современных информационных технологий в образовательном процессе.

Основные задачи программы: — развитие проектных, исследовательских умений младших школьников; навыков набора текста; — формирование начального опыта поиска информации в Интернете и фиксации найденной информации; — развитие умений разработки мультимедийных презентаций и публичных выступлений в ходе их сопровождения; способов обработки графических информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов). Форма организации внеурочной деятельности: проектная деятельность. Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю (34 ч — 2 класс, 34 ч — 3 класс, 34 ч — 4 класс).

Организационно-методические указания Внеурочные занятия по программе «Путешествие в Компьютерную Долину» предполагают создание и реализацию мини-проектов с помощью информационных технологий. Слепой десятипальцевый метод набора текста. Умение набирать текст слепым десяти пальцевым методом снижает трудоемкость работы на компьютере и повышает эффективность применения информационных технологий в образовательном процессе. Вместе с тем на уроках информатики и информационных технологий или на уроках по другим предметам школьного курса, проводимых с использованием компьютеров, нет возможности овладеть навыком слепого десятипальцевого набора текста. Поэтому формирование этого навыка следует перенести на внеурочные занятия. Для обучения десятипальцевому набору текста важно выбрать клавиатурный тренажер, содержащий рациональную методику обучения. Клавиатурный тренажер не должен иметь навязанного ритма, когда ребенок набирает падающие или убегающие буквы. рекомендуются следующие тренажеры:

  • для операционной системы Windows

  • «руки солиста» или «Клавиатор»;

  • для операционной системы MAC OS

  • в школу поставляются компьютеры с предустановленным клавиатурным тренаже- ром, который и следует использовать;

  • для Linux

  • «руки солиста».

Можно чередовать работу с клавиатурным тренажером и создание творческих рисунков с помощью символов в простейшем текстовом редакторе типа «Блокнот».

Создание мультимедийных презентаций. Публичные выступления. Мультимедийные презентации рассматриваются как средство сопровождения публичных выступлений. Внеурочные занятия в рамках программы «Путешествие в Компьютерную Долину» предоставляют ученикам не только возможность создания презентации, но и ее представления в группе, классе. Ученики знакомятся с этапами работы над проектом и учатся самостоятельно их выполнять. В этом случае создание презентации на компьютере является одним из этапов работы над проектом.

Учебный проект рассматривается как дидактическое средство, позволяющее с использованием технологии проектирования организовать целенаправленную деятельность по решению проблемы. Использование метода проектов позволяет развивать у младших школьников умения: выделять проблемы; ставить цель, планировать ход ее достижения; фиксировать результаты своей деятельности; оценивать соответствие результата цели.

Для организации работы школьников над проектом предлагаются следующие этапы:

  1. Определение темы проекта;

  2. Составление плана работы над проектом;

  3. Поиск аналогов (вариантов решения проектной проблемы);

  4. Создание продукта;

  5. Описание работы над проектом;

  6. Презентация проекта.

В ходе работы над проектом значимой является определение его темы. Она должны быть актуальной, социально-значимой, иметь практическую направленность и формулируется учителем в виде проблемы (проблемного вопроса). Возможно определение достаточно широкой темы, при этом каждый ученик конкретизирует (суживает тему) с учетом собственных интересов. Возможна одна общая тема для коллективного проекта, тогда каждый ученик должен понимать, какую часть общего проекта он выполняет. Каждый участник работы над проектом создает индивидуальный план работы, пункты которого включают указание результата работы. Учитель предлагает школьникам формулировки пунктов плана, которые каждый ученик конкретизирует самостоятельно. Например: Найти в школьной (домашней) библиотеке информацию о… Узнать, как работает… Выбрать из найденных… Найти (начертить) выкройки… Подготовить вопросы для проведения интервью… создать модель… сделать своими руками… работа над проектом предусматривает создание, изготовление конкретного продукта: модели, игрушки, плаката, подарка, учебного пособия, мультимедийной презентации и т.д. Ученики начальных классов постепенно учатся самостоятельному выполнению этапов проекта. В первом проекте первые четыре этапа выполняет учитель, то есть учитель предлагает тему проекта, структуру проектного продукта и план работы над проектом. Темой первого проекта может быть тема «Кто я?».

Продуктом данного проекта будет мультимедийная презентация. Поскольку тема не требует длительного поиска информации, ученики могут сосредоточиться на технологии создания мультимедийной презентации. Во время работы над следующим проектом «Альбом дикорастущих растений родного края» ученики учатся формулировать тему проекта и создавать план работы. Учитель предлагает общую тему, а ученики под руководством учителя ее конкретизируют. способы конкретизации темы могут быть различными, на- пример: «Альбом древесных растений родного края»; «Альбом луговых растений родного края»; «Альбом однолетних растений родного края»; «Альбом ягодных растений родного края». структуру презентации определяет учитель и обсуждает с деть- ми. Учитель формулирует определенные требования к проектированию, например: для каждого растения находится иллюстрация и описание; каждому растению в альбоме отводится один слайд; оформление всех слайдов альбома одинаковое и т.д. Ученикам предоставляется возможность рассказать о своем проекте одноклассникам. При этом ученик демонстрирует свою презентацию и обосновывает, почему он выбрал именно эту тему, где и как получил иллюстрации и описание растений.

Программа внеурочной деятельности предусматривает создание ещё двух–трех мультимедийных презентаций, которые ученик разрабатывает самостоятельно, при этом учитель выступает как консультант. Поиск информации в Интернете, фиксация и использование найденной информации. работа учеников начальной школы в сети Интернет может быть организована в двух направлениях: поиск учебной информации с помощью поисковых машин по простым запросам (рисунки и описание конкретных растений, животных, архитектурных сооружений и т.д.); поиск информации на сайтах, заданных учителем. Ученик должен уметь: сохранить нужный рисунок, найденный в сети Интернет, в личную папку; выделить фрагмент текста на сайте и скопировать его через буфер обмена в текстовый редактор. Поиск информации с помощью поисковых машин связан, как правило, с работой над проектом. рекомендуется использовать для работы учеников следующие сайты:

  • сайт Президента России для детей школьного возраста, http://www.uznai-prezidenta.ru/ (разделы Кремль, Россия, История власти, река времени);

  • сайт Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», http://kizhi.karelia.ru/ (раздел «Виртуальные путешествия», «Усадьба карельского крестьянина»).

Перед тем, как приступить к изучению сайта, ученики получают от учителя конкретные задания. Примеры: выясните, из каких помещений состоял дом карельского крестьянина; выясните, как назывались и для чего были предназначены изделия из бересты в быту карельского крестьянина; расскажите, как строился Московский Кремль. Визуализации численной информации с помощью круговых и столбчатых диаграмм. Построение круговых и столбчатых диаграмм можно осуществлять в любой офисной программе (текстовый процессор, редактор презентаций, электронные та- блицы). Предпочтительно использовать электронные таблицы (Windows — MS Excel). Начинать знакомство с диаграммами следует с задач, смысл которых очевиден для учеников. Например, подсчитать количество мальчиков и девочек в классе и по- строить круговую диаграмму. Затем можно переходить к менее очевидным заданиям. Например, подсчитать количество конфет разного цвета в пачке конфет M&M’s и построить столбчатую диаграмму.

Тематическое планирование

2 класс (34 ч)

Тема, название проекта

Компьютерная программа

Кол-во часов

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Клавиатурный тренажер, текстовый редактор типа «Блокнот»

13

Проект «Кто я?»

Редактор презентаций (MS PowerPoint)

5

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Редактор презентаций (MS PowerPoint)

16

Характеристика деятельности учащихся во 2 классе

Слепой десятипальцевый метод набора текста. Тренировка автоматической правильной постановки рук на клавиатуру. Последовательное выполнение тренировочных упражнений клавиатурного тренажера. самостоятельное принятие решений о переходе к следующему заданию. создание рисунков из сим- волов клавиатуры в текстовом редакторе. Проект «Кто я?». создание презентации из 4–5 слайдов под непосредственным руководством учителя. Применение дизайна и разметки слайдов. создание гиперссылок на другие слайды презентации. Обработка цифровой фотографии и вставка ее в презентацию. Проект «Альбом дикорастущих растений родного края». Конкретизация и сужение темы проекта. составление плана работы над проектом. Проектирование структуры мультимедийной презентации. Поиск изображений в Интернете, обработка цифровых фотографий, сканирование изображений. Клавиатурный ввод текста. создание мультимедийной презентации самостоятельно с опорой на конспект «создание презентации». создание текстового описания работы над проектом. Публичная презентация проекта.

3 класс (34 ч)

Тема, название проекта

Компьютерная программа

Кол-во часов

Поиск в Интернете. сайт музея-заповедника Кижи

Интернет-браузер. сайт http:// kizhi.karelia.ru/ («Виртуальные пу- тешествия», «Усадьба карельского крестьянина»)

6

Коллективный проект «Веселая азбука»

редактор презентаций (MS PowerPoint)

5

Коллективный проект «Кулинарная книга»

Текстовый процессор, обработка изображений

5

Поиск в Интернете.

сайт Президента россии для детей школьного возраста с мультиками

Интернет-браузер. сайт http://www.uznai-prezidenta.ru/ раздел «Кремль»

6

Поиск в Интернете. «Башни Кремля»

Интернет-браузер

6

Проект «Чему я научился на уроках информатики»

Интернет-браузер

6

Характеристика деятельности учащихся в 3 классе

Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы: Из каких помещений состоял дом карельского крестьянина? Как назывались и для чего были предназначены изделия из бересты в быту карельского крестьянина? Что видно из окон дома карельского крестьянина? Где крестьяне хранили молоко? Найди и отгадай загадки карельских крестьян. Коллективный проект «Веселая азбука». самостоятельное создание презентации, каждый слайд которой посвящен одной или нескольким буквам русского алфавита. Каждый слайд со- держит рисунки, созданный учеником в графическом редакторе, и стихотворение. рекомендуется использовать книгу Александра Шибаева «Веселая грамматика». Коллективный проект «Кулинарная книга». создание страницы кулинарной книги с любимым домашним рецептом. Обработка и вставка цифровых иллюстраций. Объединение страниц, созданных учениками класса в единый файл. создание оглавления. Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста с мультиками. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы: Как строился Московский Кремль? Назови этапы строительства. Какие реки омывают Московский Кремль? Чем занимались крестьяне, поселившиеся у стен Кремля? сколько сторожевых башен в кремлевской стене и как называются самые крупные? Какова длина стен Московского Кремля? Для вычисления используй калькулятор. сколько было проездных и сколько глухих башен Кремля? Поиск в Интернете. «Башни Кремля». Поиск в Интернете изображений и описания заданной учителем башни Кремля. создание и форматирование текстового документа с описанием баш- ни Кремля. Объединение страниц, созданных учениками класса, в единый файл. создание оглавления. Проект «Чему я научился на уроках информатики». Ученик самостоятельно составляет план работы над проектом, отбирает содержание для презентации, создает презентацию, выступает с сообщением перед одноклассниками.

Характеристика деятельности учащихся в 4-м классе

Проект «Круговая диаграмма». создание таблицы с верхним и боковым заголовками из двух столбцов и двух строк. создание круговых диаграмм. Проект «Тест на тему “Круговая диаграмма”». составление задач, проверяющих понимание круговых диаграмм. создание презентации со сложной навигацией. с помощью элементов навигации осуществить проверку правильности решения за- дачи. Создание мультфильма по стихотворению С.Я. Маршака. Выбор стихотворения. создание кадров анимации в графическом редакторе. Запись звука (чтение стихотворения). создание презентации. Настройка анимации и переходов слайдов. Проект «Моя родословная». создание дерева родословной, состоящей как минимум из трех уровней (ученик, родители, бабушки и дедушки). Обработка и вставка фотографий. сохранение проекта в виде web-страницы. Презентация проекта в коллективе одноклассников. Проект «Выбери путешествие по Компьютерной Долине». Отбор тем, пройденных на уроках информатики во 2–4 классах для презентации. создание из фигур блок-схемы алгоритма с ветвлением для выбора продолжения путешествия. Создание презентации со сложной навигацией.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Музей в твоем классе»

(Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова)

Цели программы:

– познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;

– дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность – к импрессионистической пленэрности;

– сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа двух картин одного и того же автора.

В ходе освоения курса «Музей в твоем классе» осуществляется формирование таких интеллектуальных умений обучающихся, как умение ориентироваться в жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в особенностях композиционного решения художником поставленной задачи.

Обучающиеся осваивают лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. («Если у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если дым из труб идет вертикально вверх, значит...», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в сторону, значит...» и т. д.)

В ходе усвоения содержания курса формируются умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.

Формы организации внеурочной деятельности: кружок, клуб, факультатив.

Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

Планируемый результат: подготовка экскурсоводов по репродукциям картин «Музей в твоем классе»; подготовка проектов по направлениям: «Моя коллекция», «Каталог репродукций “Музей в твоем классе”», «Каталог моей коллекции репродукций».

Примечание. «Моя коллекция» может содержать репродукции картин одного художника или разных художников одного жанра, или разных художников на одну тему. Например: «Пейзаж в творчестве художника...», «Портреты художника...», «Исторические события в России глазами художников-современников», «Портреты русских писателей», «Милая сердцу природа России», «Художники нашего края, области».

Организационно-методические указания

Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через наблюдение и рассматривание деталей – снова к целостному впечатлению, которое уже обогащено знанием подробностей.

Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части; лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.

Порядок следования репродукций в пособии подчиняется логике музейной педагогики: от более простого к более сложному через накопление опыта зрительского восприятия к возможности использовать этот опыт в дальнейшем. Эта логика учитывает прежде всего жанровую принадлежность картин и требует следующую последовательность знакомства с жанрами: от натюрморта и детского портрета – через пейзаж и исторический пейзаж – к исторической картине, бытовой картине и портрету (то есть от предметного мира и всего того, что понятно ребенку, – к миру социальных отношений и всему тому, что составляет мир взрослых).

Методический аппарат пособия «Музей в твоем классе» включает выделенные фрагменты и детали, которые вынесены на поля каждой репродукции. Педагогический смысл этого приема варьируется в зависимости от возраста и от конкретной задачи. Так, обучающимся 1-х и 2-х классов выделенные детали помогают внимательно рассматривать картину и находить места выделенных фрагментов с помощью инструментов, удерживать внимание на конкретной задаче. Школьникам, занимающимся ИЗО, вынесенные на поля увеличенные детали помогают рассмотреть и проанализировать особенности живописной манеры художника: выяснить форму и фактуру мазка, которым художник пользуется, изображая разные поверхности и предметы (высокое качество репродуцирования позволяет это сделать).

Для обучающихся всех возрастных групп на полях репродукций помещается дополнительный изобразительный материал. Это фрагменты других картин того автора, чья картина помещена на основной репродукции, или фрагменты картин других художников, необходимые для сравнительного анализа.

При рассмотрении исторических сюжетов на полях репродукции помещаются фотографии предметов и реалий, которые могут воссоздать необходимый историко-культурный контекст.

Внеурочная деятельность с использованием этого пособия может быть построена как в рамках одного класса, так и с участием обучающихся разных классов.

Занятия могут проводить: учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, преподаватель изобразительного искусства. Любой учитель может использовать задания и вопросы из двух предметных областей.

Если занятия проводятся для детей одного класса, то учитель, как правило, использует вопросы и задания, адресованные возрастной группе, соответствующей обучающимся в его классе. Но, поскольку уровень подготовки школьников очень разный, то учитель может использовать вопросы и задания или более старшей, или младшей возрастной категории.

Если занятия проводятся с обучающимися разных классов, то учитель использует вопросы и задания разной степени сложности, адресованные разным возрастным категориям обучающихся, исходя из состава присутствующих на занятии детей.

Дифференцированность вопросов и заданий подразумевает, что учебное пособие рассчитано на детей разного возраста, разных типов восприятия и разного уровня подготовленности, в том числе и на детей с трудностями в обучении. Для детей, у которых есть речевые трудности (не хватает лексического запаса, трудно вербализовать свои наблюдения) или есть задержка в развитии (трудно сосредоточивается, недолго удерживает внимание), большим подспорьем является использование инструментов (рамок, которые можно передвигать по репродукции, лупы и т. д.). Ребенок, которому по той или иной причине еще трудно сказать или рассказать, имеет возможность показать то, что он обнаружил, на репродукции, и почувствовать, что он тоже справился с заданием.

На обороте обложки даны черно-белые изображения репродукций 17 картин, представленных в пособии. Это дает представление о размерах подлинных полотен, для чего рядом с репродукциями представлены силуэты детей трех возрастных групп: 1–2 классы, 3–4 классы, 5–6 классы. Последовательность размещения репродукций на этом листе подчиняется законам музейной экспозиции и соответствует логике исторического развития искусства за 100-летний период – с первой трети 19-го века по первую треть 20-го века.

К концу обучения по курсу «Музей в твоем классе» обучающиеся научатся:

• находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения;

• выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;

• устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения;

• объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconРазработка урока по информатике для 3 класса по теме: «Устройство компьютера»
Тема урока: Урок-игра «Путешествие в компьютерную долину. Архитектура программного компьютера»
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconРабочая программа по информатике и икт на 2013-2014 учебный год
Программа: Программы по информатике и икт макаровой Н. В. «Программа по информатике и икт» спб.: Питер, 2007
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconРабочая программа по информатике и икт
Рабочая программа по информатике и икт составлена для 8 класса на основе авторской программы Макаровой Н. В. Программа по информатике...
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconРабочая программа по информатике и икт в 8 (общеобразовательном) классе на 2013 2014 учебный год
Составлена в соответствии с «Примерной программой основного общего образования по информатике и икт». Учебник Информатика и икт....
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconУчебному предмету "Информатика и икт" учителя математики и информатики...
Рабочая программа по информатике и икт для 5 класса составлена на основе авторской программы Н. В. Макаровой «Программа по информатике...
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Древних Афин. Встает вопрос, как помочь учащимся больше узнать о древнем городе, об его истории, но так, чтобы учащимся было интересно...
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconРабочая программа по информатике и икт составлена на основе авторской...
Икт учащимися 8 классов в течении 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного...
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconРабочая программа по информатике и икт мбоу «Новокишитская основная общеобразовательная школа»
Рабочие программы по информатике и икт. 5-11 классы/авт сост. Т. К. Смыковская. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010. – 224с....
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconПрограмма внеурочной деятельности обучающихся по информатике «Творческая...
Программа кружка «Творческая мастерская «Создание видеофильма» разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 5,...
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconКалендарно-тематическое планирование по информатике и икт 11 класс
Угринович Н. Д. Программа по информатике и икт на базовом уровне (10 – 11 класс)
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconКалендарно-тематическое планирование по информатике и икт 10 класс
Угринович Н. Д. Программа по информатике и икт на базовом уровне (10 – 11 класс)
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconКалендарно-тематическое планирование по информатике и икт 11 класс
Угринович Н. Д. Программа по информатике и икт на базовом уровне (10 – 11 класс)
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconРабочая программа по информатике и икт для 8 класса Пояснительная...
Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconИтоговый тест по информатике и икт 9 класс Вариант 1 Часть 1
Для выполнения теста потребуется изучить материал учебника по информатике для 9 класса (Н. Угринович Информатика и икт. Базовый курс....
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconРабочая программа по информатике и икт составлена в соответствии...
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных...
Программа внеурочной деятельности по информатике и икт «Путешествие в Компьютерную Долину» iconРабочая программа по информатике и икт пояснительная записка рабочая...
«Информатика и икт» на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09. 03. 04 №1312)) в объеме 70 часов и адаптирована...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск