Республиканский конкурс «Планета открытий - 2013»
Урок – виртуальная экскурсия в 5 классе
Предмет: история
Тема: Столица искусств Эллады
Номинация: Урок (занятие) с использованием информационных технологий
Автор: Блинова Ольга Анатольевна, учитель истории МБОУ СОШ № 88 г.Ижевск
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 8
Список, используемых источников 9
Введение
В работе представлена разработка урока-экскурсии по Древне Греции, по городу Афины. В рамках введения ФГОС роль учителя переходит из повествовательной в направляющую. В ходе урока учащий самостоятельно должен выбирать путь продвижения по изучаемой теме. Таким образом, урок-экскурсия поможет учащимся ознакомиться не только при помощи учителя с историей Древних Афин. Встает вопрос, как помочь учащимся больше узнать о древнем городе, об его истории, но так, чтобы учащимся было интересно и познавательно. Для решения данного вопроса можно использовать современную компьютерную технику. С учащимися ИКТ технологии помогут совершить путешествие.
Цель работы: Разработать урок-экскурсию с применением ИКТ технологий по теме «Столица искусств Эллады».
Задачи: изучить материал по данной теме в литературе для создания конспекта урока, изучить информацию сайтов для создания презентации – экскурсии по Афинам, показывающую культурную ценность произведений архитектуры Древней Греции.
Также актуальным становится использование компьютерной презентации в рамках создания собственных проектов-презентаций учащимися по проведению экскурсий. Реализация разработки рассчитана на 45 минут. В дальнейшем презентация может быть выложена в локальную сеть или в Интернет для дальнейшего изучения учащимися темы и использовании гиперссылок на сайты, по которым проведена подборка материала.
Презентация снабжена гиперссылками на фото объекты и на текстовые документы по определенным, изучаемым объектам. Учащийся может воспользоваться ими для получения дополнительной информации по изучаемой теме.
Данная разработка может быть использована любым учителем истории, МХК при изучении истории и культуры Древней Греции. Для реализации необходим: компьютер учителя, компьютеры учащихся (хотя бы один на группу), проектор, экран, подключение к сети Интернет, презентация, карта «Древняя Греция», Учебник: Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др. История Древнего мира 5 класс.М.:Баласс, 2012
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научаться:
Создавать презентации с использованием гиперссылок, пользоваться Интернет ресурсами при создании собственного продукта, соблюдать правила медиабезопасности и авторского права.
Самостоятельно выбирать маршрут для получения информации по заданной теме.
Цель урока:
создание условий для формирования у учащихся знаний об искусстве города Афины, его особенностях и вкладе в мировую культурную сокровищницу
Задачи:
- совершенствовать исследовательские умения: выдвигать предположения, анализировать и оценивать информацию, делать выводы
- совершенствовать умения работать в сотрудничестве: слушать и слышать других, уважать мнение своих товарищей; создание условий для осознания учащимися ценности достижений древних греков в сфере материальной и духовной культуры
Ход урока:
Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по Древней Греции и отправимся в один из ее полисов – в Афины.
| Слайд 1
| Но мы далеко не первые, кто посетил этот город.
Побывавший в Афинах французский писатель Эрнест Ренан писал: «Есть место, где существует совершенство. Это место - одно единственное, и оно здесь. Я в жизни не мог себе представить ничего подобного. То, что я созерцал, было Идеалом… не меньше». Как вы считаете, какое впечатление произвел древнегреческий полис на писателя? Свой ответ аргументируйте.
А как вы думаете, что именно так восхитило Ренана? Запишите 5 версий ответа на этот вопрос в тетрадях.
| Слайд 2
| Послушаем ваши предположения. (фиксируются на доске). Обратите внимание, ребята, что версии очень разнообразны. Что же в действительности так привлекало жителей других государств и греческих полисов в Афины? На этот вопрос нам предстоит ответить после экскурсии.
| Слайд 3
| Стадия осмысления
Нам пора отправляться в путь. Ваши тетради на сегодня – это ваш путевой дневник, в который вы делаете записи – пометки о том, что вас особенно удивило в Афинах. Это поможет нам ответить на главный вопрос.
Первая наша остановка, друзья, порт Пирей.
В этих местах мы не бывали ранее, но вы без труда мне скажете, для чего греки построили порт. (учащиеся высказывают свои мнения). Действительно, Пирей был построен, как торговая и военная гавань. Здесь продавали и покупали ремесленные изделия, продукты питания, а также рабов. Здесь же располагались военные корабли, готовые в любой момент отправиться в бой.
| Слайд 4
| Долго здесь мы задерживаться не будем, нам пора спешить в Афины! Отправляемся в путь мы на повозке, так как от порта до города 5 км. На протяжении всей длины дорога обнесена с двух сторон Длинными стенами.
| Слайд 5
| Как вы считаете, почему афиняне построили эти стены?
| Слайд 6
| Свой ответ аргументируйте. (учащиеся высказывают свои мнения).
Продолжим путешествие. Следующая наша остановка – это район гончарных мастерских Керамик. Что мы видим? Узкие немощеные улочки, грязь и неприятный запах помоев. Каково ваше впечатление? (учащиеся отвечают).
Но! Внимание! Этот район известен во всей Элладе! В путевых дневниках сделайте пометку: что привлекает греков в этом месте.
| Слайд 7
| Продолжим экскурсию. Наша следующая остановка – рыночная площадь Агора. Это – сердце города. Вся площадь заставлена торговыми лавками. Здесь можно купить все. Торговцы со всей Эллады съезжаются сюда.
| Слайд 8
| Слева от нас расположен храм бога Гефеста. Вспомните, чему покровительствовал этот бог. И почему на центральной площади построен храм в его честь? (учащиеся отвечают)
| Слайд 9
| Физкультминутка.
Задерживаться здесь надолго не будем. Нас ждет великолепный Акрополь. К нему мы поднимаемся по высокой мраморной лестнице. Встаньте, пожалуйста, пойдем все вместе (дети встают и выполняют упражнения). Мы поднимаемся, прошли уже 100 ступенек, впереди еще 400. Посмотрите направо, налево…какая красота вокруг! Протяните руки к небу, к солнцу. Посмотрите кто-то выронил телефон – наклонитесь – поднимите. А лестница еще не закончилась – мы продолжаем подниматься по ней. Не забудьте улыбнуться соседу справа, слева и тому, кто идет за вами. Молодцы! Мы вместе преодолели долгий путь и поднялись к вершине обрывистого холма.
| Слайд 10
| Слева нашему взору открывается храм Ники Бескрылой. Как вы думаете, почему афиняне лишили богиню победы крыльев? Свяжите свой ответ с имеющимися знаниями о греко – персидских войнах.
| Слайд 11
| Продолжим путь… перед нами мраморная колоннада – Пропилеи – это врата Акрополя.
| Слайд 12
| Мы проходим сквозь Пропилеи, и перед нашими глазами возникает бронзовая статуя богини Афины. Ее воздвиг греческий скульптор – Фидий. Он изобразил Афину грозной воительницей: в шлеме, со щитом и копьем.
| Слайд 13
| Слева от статуи Афины возвышается храм Эрехтейон. По преданию, именно на этом месте произошел спор Афины и Посейдона.
| Слайд 14
| А справа от богини Афины расположен самый величественный храм Акрополя – это Парфенон. Он построен из лучшего белоснежного мрамора и украшен множеством колонн.
| Слайд 15
| Внутри этого храма мы можем увидеть еще одну статую Афины, изготовленную из золота и слоновой кости.
| Слайд 16
| Любоваться Акрополем можно бесконечно, но в Афинах есть еще одно место, где нам стоит побывать. Это театр, посвященный богу Дионису. Поработайте, пожалуйста, с текстом учебника (страница 174 – 176) и дайте ответ на вопрос: какое значение для жителей Эллады имел театр и почему? Ответ запишите в путевых дневниках. (самостоятельная работа с текстом учебника).
| Слайд 17
| Озвучьте, пожалуйста, ваши ответы. Действительно, театр в жизни древнего грека имел очень большую роль, так как на его сцене изображались реальные события, происходившие в Афинах и во всей Элладе. Граждане получали возможность оценить важнейшие события жизни города. К тому же вход в театр был абсолютно бесплатным. Как вы думаете, почему?
Молодцы!
На этом наше путешествие по Афинам подходит к концу.
|
| Стадия рефлексии
Вернемся к главному вопросу урока: что привлекало в Афинах жителей других полисов и государств? В течение двух минут самостоятельно продумайте ответ на этот вопрос. Путевые дневники вам в этом помогут. Далее в группах по 4 человека сведите воедино ответы в виде кластера. (групповая работа с кластерами).
| Слайд 18
| Презентуйте ваши работы. (ребята презентуют составленные кластеры)
Спасибо большое!
Согласны ли вы с мнением французского писателя Эрнста Ренана об Афинах? Подтвердите или опровергните его.
Можно ли назвать Афины столицей искусств Эллады?
В заключение предлагаю вам, самим попробовать себя в роли поэтов и поэтесс. Составьте, пожалуйста, синквейн об Афинах или отдельной достопримечательности этого города.
Желающие поделиться талантом и мыслями – прочтите, что у вас получилось.
|
| Благодарю вас за проделанную работу. Запишите домашнее задание: параграф 28, составить собственный маршрут по Афинам в виде компьютерной презентации.
| Слайд 19
| Содержит ссылки на материалы, используемых сайтов.
| Слайд 20
| Заключение.
В работе была поставлена цель: разработка урока с использованием ИКТ технологий для развития исследовательского и познавательного потенциала учащихся. Формирования ИКТ компетентности и исследовательских навыков учащихся на сегодняшний день является актуальной темой в условиях перехода основного образования на реализацию образовательных стандартов нового поколения. Создание мультимедийных электронных ресурсов для использования увеличения познавательного интереса на уроках активно используется в современном преподавании. Разработанный урок позволяет совместить использование современных ИКТ технологий и современных педагогических технологий. На уроке использованы приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Данный тандем решит вопросы связанные и с повышением мотивации учащихся, и с самостоятельным выбором образовательной траектории. Научит учеников не просто воспринимать информацию, а активно принимать участие в разработке собственных электронных ресурсов.
Список используемых источников
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. М.: Просвещение, 2007г.
Данилов Д.Д., Сизова Е.В. и др. История Древнего мира 5 класс.М.: Баласс, 2012
Хрестоматия по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/37/Hephaisteion_2.jpg
http://arx.novosibdom.ru/story/ARX_HISTORY/HEAD/propilei.jpg&imgrefurl
http://travels.co.ua/rus/greece/athens/acropol/index.html
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Building_Nashville_-_Tennessee.jpg?uselang=ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 88 г. Ижевск
|