Скачать 57.41 Kb.
|
МОУ Берёзовская СОШ Дистанционный конкурс «Лучший урок года – 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса». Учитель начальных классов: Соловьева Т.А. 2010г. «Окружающий мир», урок открытия нового знания. Тема: «Потребители и разрушители экосистемы леса». Продолжительность: 1 урок - 45 минут. Класс: 3, образовательная система «Школа 2100» ( автор учебника А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов и др.) Технологии: ИКТ, метод проблемного обучения, элементы групповой работы. Аннотация. Это второй урок, посвященный экосистеме леса, по-своему сложен. Наряду с изучением рисунка с изображениями обитателей этой экосистемы и знакомством с хвойными и лиственными деревьями, учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями. Внимание обращается на их роль в круговороте как «едоков» т.е. потребителей вещества и энергии, и их регуляторную роль. На уроке использован исследовательский метод изучения нового материала. Вместе с учителем ученики в ходе диалога обнаруживают уровень своего незнания и формулируют вопрос, на который они будут искать ответ на уроке. В ходе рассуждения учащиеся предлагают свои версии ответов на поставленные вопросы, проверяют себя, используя материал учебника. Ребята решают задачи в группах, парах и индивидуально, выполняют самоконтроль, делают выводы из своих наблюдений. Применение на уроке ИКТ способствует в более доступной наглядной форме донести до учащихся роль деятельности животных в экосистеме леса. Развивает у учащихся интерес, любознательность, внимание. Практическая реализация. Урок проведён 21 января 2010 года; на уроке присутствовала Бочарникова Г.Х. (директор), Рейндольф Т.А. (заместитель директора по УВР), Абнер И.Н.(учитель русского языка и литературы). Конспект урока. Цели:
Задачи: - повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»; - раскрыть взаимосвязи организмов, при которых лес будет устойчивой экосистемой; - научится приводить примеры организмов разных «профессий», цепей питания. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал (карточки с задачами), модели лесной экосистемы (деревья, кусты, трава, цветы). Оформление доски: слова для справки «цепи питания», «экосистема, «потребители», «разрушители», «круговорот веществ», «замкнутый», «незамкнутый», «ускоряет», «регулируют», « устойчивая». Ход урока. Ι. Организационный момент. Перемену отдохнули? И опять звонит звонок. Вы готовы? Стол в порядке? Начинается урок. - Сегодняшний урок будет не совсем обычный. Почему? Во-первых, сегодня у нас гости, а во-вторых, работать на уроке нам будет помогать наш друг компьютер. Выполнение дыхательной гимнастики, так как это четвёртый урок и на нем присутствуют гости (для снятия психологического напряжения.) ΙΙ. Постановка проблемы и актуализация знаний. Фронтальный опрос по изученному материалу. - С какими экосистемами мы познакомились на предыдущих уроках? (озеро, болото, луг, лес) (слайд 2) - Почему я поставила стрелки? Ч то с ними происходит со временем? (Озеро превращалось в болото, которое зарастало и превращалось в луг, который превращался в лес). - В чём причина неустойчивости? (Незамкнутый круговорот веществ). - О какой экосистеме мы говорили на прошлом уроке? (Экосистема леса) -Давайте смоделируем лесную экосистему. ( Работа с раздаточным материалом в парах). (Слайд 3)Ребята проверяют правильность моделирования экосистемы. - О каких организмах вы рассказывали? (деревья, кустарники, травы) -Как назвать их одним словом? (Растения) - Какую роль растения играют в лесу? (Производители) - Мы с вами не упомянули животных. Может быть, они в лесу не так важны? (Предположения ребят) - На какой вопрос мы должны ответить на нашем уроке? ( Какова роль животных в экосистеме леса? (Слайд 4) ФИЗМИНУТКА ΙΙΙ. Поиск решения проблемы. - Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока. - Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему. (учащиеся в парах работают по рисунку сначала самостоятельно) (Составляют цепи питания). (Слайд 5) - Итак, какова роль животных – потребителей? (Потребители участвуют в круговороте веществ.) - Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать ещё? (Слайд 6) - Короеды. Кто это? Что вы о них знаете? Почему эти жуки так названы? (Предположения ребят). Решение задач. Что произойдет с растениями, если короед поселиться на… (Приложение 1). (класс делится на две группы, с самопроверкой по учебнику с.63.). - Давайте проверим ваше предположение по учебнику (страница 63.) - А может, они ещё выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование. - Прочитайте текст на с.63. выделите ключевое слово. (Слайд 7) - Итак, какую роль играют животные в экосистеме леса? (Слайд 8) - Какое это животное? Какую роль он играет в экосистеме?(Разрушитель) - В каких условиях живут разрушители? Что им необходимо? (питательные вещества, влага) - А условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей? - Как их деятельность тогда отразиться на круговороте веществ? Какой он будет? (Разрушители будут справляться со своей работой, круговорот веществ будет замкнут). - Что мы можем сказать об экосистеме леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая экосистема). - Какой был вопрос урока? Как мы на него ответим? (Животные, являясь потребителями, регулируют круговорот веществ в экосистеме леса).(Слайд 9) - Какова была тема урока? (Потребители и разрушители лесной экосистемы) (Слайд 10) ФИЗМИНУТКА ΙV. Самостоятельное применение знаний. Группа ребят решают задачу необходимого уровня – 3 мин. (Приложение 2). Проверка с использованием интерактивной доски (тот, кто решил задачу раньше, вписывает слова-ответы). (Слайд 11) Три ученика решают задачу программного уровня индивидуально - 5 мин. (Приложение 3). Проверка с использование интерактивной доски (тот, кто решил задачу раньше, вписывает слова, в проверке участвует уже весь класс). (Слайд 12) - Человек влияет на жизнь в экосистемах? Как? ( Может нарушить полноценную жизнь леса). V. Итог. - Каких потребителей можно встретить в лесу? (Слайд 13) - Чем они питаются? - При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой? Оценки за работу на уроке. VΙ. Домашнее задание. - Чтение текста и ответы на вопросы к теме 16. - Выберете животное, вспомните, что интересного вы о нем знаете. Напишите коротко об этом. Рефлексия. - Кто доволен своей работой на уроке? - Какое задание вам сегодня больше всего понравилось? - Как надо вести себя в природе? - Урок окончен. Спасибо. Литература: А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2009. А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» часть 1, 3-й класс.- М.: Баласс, 2008 Приложение 1. Задача 1 Что произойдёт с растениями, если короед поселится на молодом, здоровом растении? Задача 2. Что произойдёт с растениями, если короед поселится на старом, больном растении? Приложение 2. Жёлуди дуба довольно тяжелы, поэтому они не могут разлетаться по ветру. Догадайся и напиши как, расселяются дубы. Осенью _________ находят жёлуди и закапывают их _________________ , чтобы сделать запас на зиму. Многие жёлуди остаются _________________ и _______________ . Приложение 3. Допиши фразы, и ты получишь рассказ о роли волков в экосистеме леса. В результате неумеренной ___________ и вырубки лесов лосей стало гораздо ___________ . Взялись за ______________ хищников – волков. Запретили охоту на лосей. В результате лосей стало так ____________ , что они ______________ все молодые побеги сосен. Место волков стали занимать __________________ . Они опасались лосей, поэтому стали часто нападать на ____________________ . Разладилось всё в экосистемах лесной зоны. Оказалось, что без ____________ невозможна полноценная жизнь леса. Слова для вставки: уничтожили, домашних животных, охоты, истребление, волков, много, одичавшие собаки, меньше. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока «Воздушное питание», урок №1 (58) в теме «Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники» | Тема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество Таблица «Деревья, кустарники, травы», картины леса, корзины с грибами и вопросами, предметная картинка Лесовика, телеграмма из леса,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка проблемного урока по теме «Деревья – главные производители экосистемы леса» | Урок по окружающему миру в 3-в классе Тема урока: «Производители леса» Формировать навыки бережного, чуткого отношения к природе, умение видеть её красоту | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок № Тема: «Музыка леса» Урок № Тема: «Музыкальная драматизация тем сказочных героев» | Урок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природные сообщества» «лесное сообщество», «этажи леса», определить практическое значение леса в жизни человека | ||
Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: Леса России А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок носит и прикладной характер. Для изучения крупной экосистемы леса требуется применение методики изучения бгц с помощью... | ||
Урок по предмету «Окружающий мир» в 3 «Д» классе Тема: «Прирожденные разрушители» Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы... | Урок во 2 классе по окружающему миру. Тема урока: «Деревья леса» В ходе урока учитель использует дополнительный материал, который расширяет кругозор детей. На уроке используются групповая работа... | ||
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного... | Конспект урока времена Должность: у читель начальных классов Гиззатуллина... Тема и номер урока: урок №8, тема: «Времена года» в разделе «Вселенная, время, календарь» | ||
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема Тема «Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины» | Конспект урока: Урок №38 Дата: 26. 01. 12 Класс: 4 а тема раздела:... Базовый умк: Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник... | ||
Вместе с Россией в акции «Урок успеха. Знаешь – научи!» С 20 октября по 20 ноября 2010 года в рамках года учителя проводилась общероссийская акция «20. 10. 2010 – Урок успеха. Знаешь –... | Учебник для 8 класса 2010 г. Тема урока: Общение в Интернете Вид... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 |