Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса»





Скачать 57.41 Kb.
НазваниеУрок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса»
Дата публикации07.07.2015
Размер57.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
МОУ Берёзовская СОШ

Дистанционный конкурс

«Лучший урок года – 2010».

Тема урока:

«Потребители и разрушители

экосистемы леса».
Учитель начальных классов:

Соловьева Т.А.

2010г.

«Окружающий мир», урок открытия нового знания.

Тема: «Потребители и разрушители экосистемы леса».

Продолжительность: 1 урок - 45 минут.

Класс: 3, образовательная система «Школа 2100» ( автор учебника А.А.Вахрушев,

Д.Д.Данилов и др.)

Технологии: ИКТ, метод проблемного обучения, элементы групповой работы.

Аннотация. Это второй урок, посвященный экосистеме леса, по-своему сложен. Наряду с изучением рисунка с изображениями обитателей этой экосистемы и знакомством с хвойными и лиственными деревьями, учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями. Внимание обращается на их роль в круговороте как «едоков» т.е. потребителей вещества и энергии, и их регуляторную роль. На уроке использован исследовательский метод изучения нового материала. Вместе с учителем ученики в ходе диалога обнаруживают уровень своего незнания и формулируют вопрос, на который они будут искать ответ на уроке. В ходе рассуждения учащиеся предлагают свои версии ответов на поставленные вопросы, проверяют себя, используя материал учебника. Ребята решают задачи в группах, парах и индивидуально, выполняют самоконтроль, делают выводы из своих наблюдений. Применение на уроке ИКТ способствует в более доступной наглядной форме донести до учащихся роль деятельности животных в экосистеме леса. Развивает у учащихся интерес, любознательность, внимание.

Практическая реализация. Урок проведён 21 января 2010 года; на уроке присутствовала Бочарникова Г.Х. (директор), Рейндольф Т.А. (заместитель директора по УВР), Абнер И.Н.(учитель русского языка и литературы).
Конспект урока.

Цели:

  • уметь объяснять взаимные приспособления организмов в лесной экосистеме;

  • развивать мышление, память, воображение, речь, самостоятельность, познавательные интересы, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале,;

  • воспитывать любовь к животным и ко всему живому, аккуратность и прилежание.


Задачи:

- повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»;

- раскрыть взаимосвязи организмов, при которых лес будет устойчивой экосистемой;

- научится приводить примеры организмов разных «профессий», цепей питания.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал (карточки с задачами), модели лесной экосистемы (деревья, кусты, трава, цветы).
Оформление доски: слова для справки «цепи питания», «экосистема, «потребители», «разрушители», «круговорот веществ», «замкнутый», «незамкнутый», «ускоряет», «регулируют», « устойчивая».
Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Перемену отдохнули?
И опять звонит звонок.
Вы готовы? Стол в порядке?
Начинается урок.

- Сегодняшний урок будет не совсем обычный. Почему? Во-первых, сегодня у нас гости, а во-вторых, работать на уроке нам будет помогать наш друг компьютер.

Выполнение дыхательной гимнастики, так как это четвёртый урок и на нем присутствуют гости (для снятия психологического напряжения.)

ΙΙ. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Фронтальный опрос по изученному материалу.

- С какими экосистемами мы познакомились на предыдущих уроках? (озеро, болото, луг, лес)

(слайд 2)

- Почему я поставила стрелки? Ч то с ними происходит со временем? (Озеро превращалось в болото, которое зарастало и превращалось в луг, который превращался в лес).

- В чём причина неустойчивости? (Незамкнутый круговорот веществ).

- О какой экосистеме мы говорили на прошлом уроке? (Экосистема леса)

-Давайте смоделируем лесную экосистему. ( Работа с раздаточным материалом в парах).

(Слайд 3)Ребята проверяют правильность моделирования экосистемы.

- О каких организмах вы рассказывали? (деревья, кустарники, травы)

-Как назвать их одним словом? (Растения)

- Какую роль растения играют в лесу? (Производители)

- Мы с вами не упомянули животных. Может быть, они в лесу не так важны? (Предположения ребят)

- На какой вопрос мы должны ответить на нашем уроке? ( Какова роль животных в экосистеме леса? (Слайд 4)

ФИЗМИНУТКА

ΙΙΙ. Поиск решения проблемы.

- Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока.

- Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему. (учащиеся в парах работают по рисунку сначала самостоятельно) (Составляют цепи питания). (Слайд 5)

- Итак, какова роль животных – потребителей? (Потребители участвуют в круговороте веществ.)

- Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать ещё?

(Слайд 6)

- Короеды. Кто это? Что вы о них знаете? Почему эти жуки так названы? (Предположения ребят).

Решение задач. Что произойдет с растениями, если короед поселиться на… (Приложение 1).

(класс делится на две группы, с самопроверкой по учебнику с.63.).

- Давайте проверим ваше предположение по учебнику (страница 63.)

- А может, они ещё выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование.

- Прочитайте текст на с.63. выделите ключевое слово. (Слайд 7)

- Итак, какую роль играют животные в экосистеме леса?

(Слайд 8)

- Какое это животное? Какую роль он играет в экосистеме?(Разрушитель)

- В каких условиях живут разрушители? Что им необходимо? (питательные вещества, влага)

- А условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей?

- Как их деятельность тогда отразиться на круговороте веществ? Какой он будет? (Разрушители будут справляться со своей работой, круговорот веществ будет замкнут).

- Что мы можем сказать об экосистеме леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая экосистема).

- Какой был вопрос урока? Как мы на него ответим? (Животные, являясь потребителями, регулируют круговорот веществ в экосистеме леса).(Слайд 9)

- Какова была тема урока? (Потребители и разрушители лесной экосистемы) (Слайд 10)

ФИЗМИНУТКА

ΙV. Самостоятельное применение знаний.

Группа ребят решают задачу необходимого уровня – 3 мин. (Приложение 2). Проверка с использованием интерактивной доски (тот, кто решил задачу раньше, вписывает слова-ответы). (Слайд 11)

Три ученика решают задачу программного уровня индивидуально - 5 мин. (Приложение 3). Проверка с использование интерактивной доски (тот, кто решил задачу раньше, вписывает слова, в проверке участвует уже весь класс). (Слайд 12)

- Человек влияет на жизнь в экосистемах? Как? ( Может нарушить полноценную жизнь леса).
V. Итог.

- Каких потребителей можно встретить в лесу? (Слайд 13)

- Чем они питаются?

- При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой?

Оценки за работу на уроке.
VΙ. Домашнее задание.

- Чтение текста и ответы на вопросы к теме 16.

- Выберете животное, вспомните, что интересного вы о нем знаете. Напишите коротко об этом.

Рефлексия.

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Какое задание вам сегодня больше всего понравилось?
- Как надо вести себя в природе?
- Урок окончен. Спасибо.
Литература: А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина. Методические рекомендации для учителя.- М.:

Баласс, 2009.

А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику

«Окружающий мир» часть 1, 3-й класс.- М.: Баласс, 2008

Приложение 1.

Задача 1 Что произойдёт с растениями, если короед поселится на молодом,

здоровом растении?

Задача 2. Что произойдёт с растениями, если короед поселится на старом, больном

растении?

Приложение 2.

Жёлуди дуба довольно тяжелы, поэтому они не могут разлетаться по ветру. Догадайся и напиши как, расселяются дубы.

Осенью _________ находят жёлуди и закапывают их _________________ , чтобы сделать запас на зиму. Многие жёлуди остаются _________________ и _______________ .

Приложение 3.

Допиши фразы, и ты получишь рассказ о роли волков в экосистеме леса.

В результате неумеренной ___________ и вырубки лесов лосей стало гораздо ___________ . Взялись за ______________ хищников – волков. Запретили охоту на лосей. В результате лосей стало так ____________ , что они ______________ все молодые побеги сосен. Место волков стали занимать __________________ . Они опасались лосей, поэтому стали часто нападать на ____________________ . Разладилось всё в экосистемах лесной зоны. Оказалось, что без ____________ невозможна полноценная жизнь леса.

Слова для вставки: уничтожили, домашних животных, охоты, истребление, волков, много, одичавшие собаки, меньше.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Воздушное питание», урок №1 (58) в теме «Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники»
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconТема урока: Жизнь леса. Лес природное сообщество
Таблица «Деревья, кустарники, травы», картины леса, корзины с грибами и вопросами, предметная картинка Лесовика, телеграмма из леса,...
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка проблемного урока по теме «Деревья – главные производители экосистемы леса»
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconУрок по окружающему миру в 3-в классе Тема урока: «Производители леса»
Формировать навыки бережного, чуткого отношения к природе, умение видеть её красоту
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок № Тема: «Музыка леса» Урок № Тема: «Музыкальная драматизация тем сказочных героев»
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconУрок-игра. Время проведения: 1-й урок по теме: «Природ­ные сообщества»
«лесное сообщество», «эта­жи леса», определить практическое значение леса в жизни человека
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconУрок окружающего мира в 4 классе Тема урока: Леса России
А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок носит и прикладной характер. Для изучения крупной экосистемы леса требуется применение методики изучения бгц с помощью...
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconУрок по предмету «Окружающий мир» в 3 «Д» классе Тема: «Прирожденные разрушители»
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы...
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconУрок во 2 классе по окружающему миру. Тема урока: «Деревья леса»
В ходе урока учитель использует дополнительный материал, который расширяет кругозор детей. На уроке используются групповая работа...
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема: Экосистема леса и его обитатели
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о лесе, как о природном сообществе на примерах растительного и животного...
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconКонспект урока времена Должность: у читель начальных классов Гиззатуллина...
Тема и номер урока: урок №8, тема: «Времена года» в разделе «Вселенная, время, календарь»
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconУрок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема
Тема «Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconКонспект урока: Урок №38 Дата: 26. 01. 12 Класс: 4 а тема раздела:...
Базовый умк: Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник...
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconВместе с Россией в акции «Урок успеха. Знаешь – научи!»
С 20 октября по 20 ноября 2010 года в рамках года учителя проводилась общероссийская акция «20. 10. 2010 – Урок успеха. Знаешь –...
Урок года 2010». Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» iconУчебник для 8 класса 2010 г. Тема урока: Общение в Интернете Вид...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск