Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 48.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.04.2014
Размер48.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Методические рекомендации

Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии – химии

МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»

Верховажский район Вологодская область
Тема: Основы экологии

Имя урока: Гармония дряхлости и старости.

Тема урока: « Характеристика естественной экосистемы пня»

Продолжительность урока: 1- 2 часа (в зависимости от наличия времени)

Образовательная цель: способствовать формированию понятийного поля.

Воспитательная цель: способствовать формированию экологической культуры учащихся (бережное отношение к природному объекту – пню), эстетическому воспитанию (поиск красоты и гармонии).

Развивающая цель: способствовать формированию ОУУН: учебно-информационных, учебно-логических, учебно-организационных и учебно-коммуникативных умений.



На запрос в Интернете: «Урок по биологии «Экосистемы» находится множество страниц с разработками урока о БГЦ леса, луга, пруда, парка и пр. Изучаются знакомые крупные по размерам экосистемы – макросистемы и мезосистемы. Но, нет ни одной разработки урока, посвященной мини-экосистемам: стоячей луже, лишайниковой подушке на дереве или камне, муравейнику, и в том числе, старому пню.

Изучение экосистемы пня на уроке даёт возможность составить план описания подобной экосистемы в полевых условиях учащимися с высоким уровнем мотивации к изучению предмета биологии, отработать навыки исследовательской работы, т.е. данный урок носит и прикладной характер. Для изучения крупной экосистемы леса требуется применение методики изучения БГЦ с помощью закладки пробных площадок 10 х 10 м и пр. Экосистема пня может быть изучена с помощью ножа для отделения коры, фотоаппарата.

План исследования может быть таким:

1.«Подставь к картинке» - т.е. путем сравнения визуального объекта и соответствующей фотографии определить, кто перед нами.

2.Собрать материал полевых исследований, провести его камеральную обработку, т.е. первоначально структурировать.

3. Изучить теоретический материал по данной теме, подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.

4.Обобщить и сделать выводы.
У данной темы «Экосистема пня» есть ещё и прекрасная возможность формирования нравственных качеств человека – уважительного отношения молодежи к старым людям. Поэтому имя моего урока: «Гармония дряхлости и старости».
На первый взгляд простой материал о цепях питания вызывает у учащихся затруднения, не случайно, вопрос о цепях и сетях питания обязательно включается в ЕГЭ. Описания видов дают возможность составления реальных цепей питания для экосистемы пня, а не таких, как, например, эта:

Трава (без видового названия растения) → хомяк (животное степи) → ястреб (животное леса).

При составлении цепей питания учащиеся видят, что в данной экосистеме пастбищные цепи начинаются с древесины, коры пня. Детритные цепи тоже начинаются с древесины или коры пня, и даже паразитическая цепь: живое дерево → трутовик (опёнок). Получается, что пень служит многим видам в качестве основной пищи – своеобразная «монокультура».

Здесь же можно увидеть и тонкую грань между паразитами и сапрофитами: если гриб поселяется ещё на живом дереве – он паразит, но если на пне – сапрофит. Но ведь пень после того, как спилили ствол дерева, ещё какое-то время остается живым: корни продолжают всасывание воды и минеральных веществ из почвы, и они сочатся из пня.
Пень – пример неустойчивой экосистемы:

Количество видов достаточно мало по сравнению со всем лесом, группа продуцентов, растущих непосредственно на пне – незначительна, цепи питания – короткие. Организмы используют энергию Солнца (растения) и энергию, получаемую при разложении органических веществ пня (микроорганизмы: бактерии, грибы).
Можно проследить основные типы биотических взаимоотношений: симбиоз, паразитизм, хищничество, квартирантство, конкуренция.
Пень – хороший объект для определения экологических нишей организмов. Определенные виды усачей, короедов поселяются на определенных видах деревьев, в пределах одного дерева «адрес» короедов - пространство между корой и древесиной - может быть у разных видов разный - от корня до вершины дерева, «профессия», т.е. пища – кора. В древесине могут жить личинки усачей, бронзовки, жука-носорога, древоточца и пр.
Самое главное: природные миниатюры – пни уникальны. Пни различаются по видовому составу, степени разложения древесины, особенностям увлажнения, а значит, обрастанием разными видами мхов или лишайников. Норы в пне- убежище, место гнездования опять же различных животных.
На уроке учащиеся могли получить знания из разных источников. Было обращение к собственным знаниям (ассоциации со словом «пень», определение биоты и биотопа пня), работа по аналогии (пень - в «матрешке» экосистем), работа с художественными текстами (А.Пантелеев «У щучьего озера», Г.Скребицкий «На лесной полянке. Зима», В.Бианки «Солнечная ванна», «Бросают оружие», хокку М.Бару, П.Сафаров «Свечение грибов») Переработка данных текстов помогла в определении биоты пня, но главный смысл её заключался в формировании образа пня. Работа с биологическими текстами заключалась в выделении главного, заполнении граф таблицы «Видовая структура пня».
Эстетическому восприятию материала способствовали голоса птиц: соловья, кукушки, завирушки, дятла и др.
На уроке с целью сокращения времени на работу с видовыми описаниями каждый учащийся начинал заполнение таблицы с определенного вида. О коммуникативной культуре учащихся можно было судить по мини-выступлениям.
Методическая цель данного урока: показать возможность формирования и диагностики сформированности ОУУН.

Для самодиагностики учащимся предлагалась следующая таблица:

Самооценка сформированности ОУУН

Фамилия имя:




Тип ОУУН

Содержание

Баллы

Примечания

1.

УОУН

Постановка цели (задач) урока




6 баллов




УЛУН

Ассоциации со словом «пень»




По количеству словосочетаний




УИУН

«матрёшка» экосистем




6 баллов




УЛУН

МО «конкретизация» биота и биотоп пня




По количеству видов




УИУН

Выбор главного из художественных текстов




По количеству видов




УИУН

Заполнение таблицы «Видовая структура пня»




По количеству заполненных строк




УЛУН

Обобщение и вывод об устойчивости экосистемы пня




9 баллов




УКУН

Работа в паре, в группе




0-5 баллов




УКУН

Публичное мини-выступление




0-5 баллов




УОУН

Умение вести записи по ходу урока




0-3 балла




УЛУН

Навыки критического мышления:

«плюсы» и «минусы» урока




0-5 баллов







Моя оценка за урок










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск