Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема





Скачать 82.33 Kb.
НазваниеУрок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема
Дата публикации17.03.2015
Размер82.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Учитель русского языка и литературы Чикина Наталья Николаевна

Открытый урок литературы в 7 Б кассе

Дата 23 декабря 2010 года.

Тема «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

Триединая цель урока:

Обучающая: Прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви русских женщин, жён-декабристок.

Развивающая: Развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; учить выделять главное; обогащать речь.

Воспитывающая: Воспитывать уважение, чувство ответственности и преклонения перед женщинами; воспитывать любовь к русской литературе и родному слову; воспитывать ответственности в любви.

Методы работы: проблемно-исследовательский

В самом начале урока была поставлена проблема. Для ее решения была использована аналитическая работа с текстом (единство формы и содержания), предварительная самостоятельная работа с историческими материалами и инсценировками диалога. Письменная работа с аргументами (губернатор и Трубецкая) способствует выявлению нравственных ценностей героини. На уроке реализованы принципы научности, доступности, наглядности, преемственности обучения, связь с жизнью. На уроке использованы самостоятельно разработанные электронные материалы.

Оборудование урока: портрет Н.А. Некрасова, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя

  2. Просмотр презентации «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова» (приложение). Одновременное сообщение учащегося о Некрасове.

  3. Тема женщины — одна из главных тем творчества Н.А. Некрасова. Слово учителя. Просмотр презентации «Жены декабристов» (приложение).

Чтение эпиграфа урока.

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный.

Н.А. Некрасов

Открыв первую страницу, мы читаем название главы: «Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие. В чём же тогда смысл замены? На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.

Вспомним вместе с учениками, что им известно о восстании декабристов и об их жёнах.

В свою поэму Некрасов включает шутку Ростопчина:

В Европе сапожник, чтоб барином стать,

Бунтует, — известное дело!

У нас революцию сделала знать:

В сапожники, что ль, захотела?

Почему же у нас “революцию сделала знать”? Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”

Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.

Открыв первую страницу, мы читаем название:»Княгиня Трубецкая». Первоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это точное заглавие. В чем же тогда смысл замены? На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.

Свой путь начинают они от порога родного дома.

“Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?

Увы! Надежды нет.

Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг, — я слёз не принесу

В проклятую тюрьму —

Я гордость, гордость в нём спасу,

Я силы дам ему!

Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.

Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена?

Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог.)

Инсценировка (разыгрывается сцена: встреча с губернатором).

Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Прочитать вслух, отметить цитаты, выпишем в тетради.)

Доводы губернатора

1. Отъезд убил отца.

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

3. Соблазны столичной жизни.

Здесь — там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)

В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.

4. Уязвлённая гордость.

5. Отречение от прав.

6. Дорога вместе с каторжниками.

— Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая. Княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем

Так прикажите ж! Я прошу…

-княгиня выдерживает напоминание о горе отца.

Но долг другой…меня зовёт…

-она морально готова к жизни на каторге.

Ужасно будет , знаю я…

Живут же люди в том краю,

Привыкну я…

-княгиня бесстрашна

Пусть смерть мне суждена

Мне нечего жалеть!...

-тверда и мужественна

Всем вашим пыткам не извлечь

Слезы из глаз моих!

-на разрыв с прежней жизнью решается осознанно , разделяя убеждения мужа.

Там места нет , там друга нет

Тому, кто раз прозрел!

-высота гражданских чувств княгини Трубецкой.

Но знаю : к родине любовь

Соперница моя…

-готовность к героическому поступку:

Велите ж партию сбирать

Иду , мне всё равно…

- Как воспринимается финал этого поединка?

(Нравственная победа беззащитной женщины .Характер её уже сложившийся, мужественный и сильный, несет силу и поддержку своему мужу.)

Ученики делают выводы:

-Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.

Сцена «Трубецкая- губернатор» – вершинный эпизод поэмы. Не удалось губернатору запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей, эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину. Что ожидало её впереди?

Опрос-беседа:

- Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом? (Да, это был настоящий подвиг для них , привыкших жить в неге и беззаботности. Когда же наступил час испытания , эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу).

-Идейный смысл поэмы, созданной Н.А.Некрасовым, - подвиг русских женщин во имя святого долга жен. Какие черты характера выступают на первый план? (Самопожертвование, достоинство, терпение.)

Выводы учащихся. Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

Слово учителя. Закончив работу над поэмой “Княгиня Трубецкая “, Некрасов вскоре начал новую поэму - “Княгиня Волконская…”, которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.

Первая глава написана в форме диалога, а вторая имеет подзаголовок «Бабушкины записки». Совсем по-другому проводила Волконскую в далёкий путь её семья. Но даже проклятие отца не остановило княгиню. Почему? В её ответе мы найдём уже знакомое нам слово:

Старик говорил: — Ты подумай о нас,

Мы люди тебе не чужие:

И мать, и отца, и дитя, наконец, —

Ты всех безрассудно бросаешь,

За что же? — “Я долг исполняю, отец!”

М.Н. Волконская — дочь генерала Раевского, героя войны 1812 года. Любимица семьи, блиставшая в свете. Получила воспитание, характерное для того времени, которое никак не готовило женщину к трудностям жизни. В неё был влюблён сам А.С. Пушкин. Что же заставляет её всё бросить и ехать за мужем? Что же роднит этих княгинь с русскими крестьянками? (Три горькие доли имела судьба...)

Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)

Пускай горька моя судьба —

Я буду ей верна!

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?

Так о чем эта поэма “Русские женщины”?

Выводы учащихся:

О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость.

Итоги урока. Давайте же теперь ответим на вопрос : «Почему Некрасов первоначально свою поэму назвал «Декабристки», а затем сменил заглавие?» В чём же тогда смысл замены?

-Русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт”.

Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”.

Какие же качества, по мнению Некрасова, присущи русским женщинам?

- Самопожертвование, достоинство, терпение.

Оценки за урок.

Домашнее задание «Соответствует ли современная русская женщина Некрасовскому идеалу?»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconУрок № Дата 8 декабря 2011 года Тема: «Правописание суффикса -чик ( -щик )»
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconПрограмма на 2010-2013 годы 13 декабря 2010 года
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема занятия, дата проведения: в качестве открытого мероприятия представлено предновогоднее занятие для подростков. Это двенадцатое...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconПрограмма областной конференции, посвященной Дню работников автомобильного...
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconУрока: Новые явления в русской культуре XVI века
Открытый урок по истории России в 10м классе. Дата проведения: 3 февраля 2010 года
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconКонспект урока: Урок №38 Дата: 26. 01. 12 Класс: 4 а тема раздела:...
Базовый умк: Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconСправка-доклад по обстановке на территории Пермского края на 08. 00 25 апреля 2013 года
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconСправка-доклад по обстановке на территории Пермского края на 08: 00 21 марта 2013 года
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconТени чернобыля
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconВ. А. Геодакян о теоретической биологии
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconФ. М. Достоевский русская философия
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconСовещание по безопасности гтс
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconЕН. 13 – Основы научных исследований
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconАналитический Доклад 1 августа 2011 г
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconЭлектронный журнал «исследовано в россии»
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Урок литературы в 7 б кассе Дата 23 декабря 2010 года. Тема iconПрезидент ОАО «ржд» В. И. Якунин
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск