Скачать 53 Kb.
|
Открытый урок по истории России в 10м классе. Дата проведения: 3 февраля 2010 года. Учитель Е.И.Филобок. Медиа - семинар с элементами дискуссии. Тема урока: Новые явления в русской культуре XVI века. Цели урока: Образовательные задачи: - знакомство учащихся с развитием культуры России в XVI веке, выявление её новых черт, которые появились в эпоху Ивана Грозного. Развивающие: - развитие аналитических и логических видов мышления; - развитие умения кратко формулировать свои мысли; - развитие познавательной, коммуникативной, информационно – технологической, дискуссионной компетентности, подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Воспитательные: - способствовать воспитанию у старшеклассников высокой гражданственности, привитие чувства прекрасного, умения наслаждаться творениями искусства, формировать и развивать чувство уважения к культурному прошлому своей страны. Оборудование урока: 1.Наборы цветных открыток «Первопечатник Иван Фёдоров», «Декоративно – прикладное искусство России XVI века». 2.Презентации учащихся: «Домострой», «Начало книгопечатания», «Летописи и другие исторические сочинения», «Зодчество в XVI веке», «Новые черты в русской культуре XVI века», «Как одевались в XVI веке?» и др. 3.Д.Кедрин «Зодчие». 4.Плакат с изображением Покровского собора. 5.Выставка литературы по теме семинара: Лихачев Д.С.Культура русского народа X – XVII вв. М.-Л. – 1961 г. Россия и мир. Учебная книга по истории. Часть I. Автор. коллектив: М.Ю.Брандт, Л.М.Ляшенко, Л.Г.Косулина и т.д. М. «Владос», 1994 г. Тихомиров М.Н. Рус.культура X XVIII в.в. М. -1968 г. Муравьев А.В., Сахаров А.Г. Очерки истории русской культуры X XVII в.в. М.- 1984 Г. 6.Медиа - проектор. 7.Компьютер, настенный экран, колонки. 8.Учебники, тетради. 9.Тесты для закрепления нового материала в электронном виде. I.Организационный момент . II. Повторение. Вопрос классу: вспомните основные черты мировоззрения эпохи Нового Времени. Ученики выделяют следующие черты:
III. Изучение нового материала. Учитель: XVI век в истории нашей страны был драматическим: поражение в Ливонской войне, разгул опричнины, частые набеги войск Крымского хана - все это привело к запустению страны. Но как не иссушалась широкая душа народа, так и не умирала культура России, наоборот, она была живительным источником патриотизма народа, его высокой гражданственности, трудолюбия, мудрости. Этот период привнес новые черты во все сферы русской культуры: образование, живопись, зодчество и другие. Главным явлением русской культуры стало расширение её горизонтов, масштабов. На это повлияло дальнейшее укрепление и расширение русского централизованного государства. Создатели сказок, былин, храмов все больше ощущали себя жителями единой и сильной державы. В то же время все больше на их творчество оказывали влияние идеи самодержавной власти, опричного террора, борьбы Церкви с еретичеством и вольнодумством. Давайте проанализируем, каких высот достигла русская культура XVI века, какие новые явления появились в ней. Сейчас мы обсудим вопросы нашего семинара по данной теме. Задание перед семинаром: вы должны не только обсуждать вопросы нашего занятия, но и к концу урока составить тезисный план по теме «Новые явления в русской культуре XVI века». IV. План семинара с элементами дискуссии. 1.Новые явления, процессы, отразившиеся в русской культуре XVI века (выступают желающие ученики со своими презентациями), их сообщения могут дополнять другие школьники. 2.Новые мотивы и сюжеты в народном фольклоре. Выступают по желанию школьники, некоторые показывают на экране свои презентации. 3.Образование. Учитель: XVI век – это эпоха складывания нового государства, реформы местного и центрального управления. Они требовали все большего количества грамотных людей. Дальше ученик показывает презентацию. 4. «Домострой» Сильвестра. Демонстрируется ученическая презентация. Учитель задает впросы классу: А) Какие проявления домостроевских порядков можно наблюдать в современной жизни? Ваше отношение к этому? Б) Какие требования, предъявляемые «Домостроем» к главе семейства, его жене, детям и другим домочадцам, вы предпочли бы передать своим будущим детям и почему? 5. Летописи и другие исторические сочинения. 6.Новые явления в искусстве и жизни ( презентация). 7. Быт различных слоев народа (презентация). В дальнейшем идет обсуждение предложенных вопросов. В ходе его ученики демонстрируют собственные презентации. V. Закрепление нового материала. В конце урока проверяются составленные учениками тезисные планы. Тезисный план должен выглядеть, примерно, так:
Примечание: за составленный на уроке план ученики могут получить отметки.Таким образом, на уроке одновременно школьники и обсуждают вопросы семинара (к нему готовятся заранее), и составляют тезисные планы. Дисциплина на таких уроках очень хорошая. Почти все могут получить отметки. В продолжении закрепления нового материала задаются вопросы (элементы ЕГЭ), т.е. проводится тестирование по теме и подводятся итоги, выставляются отметки за урок с комментариями. VI.Домашнее задание: § 23 В середине урока проводится физминутка. Примечание: такой семинар, желательно, проводить на 2-х уроках. |
Xvi в. О святых иконах. Максим Грек. XVII в. Вопросы и ответы по... Атрибуты печатного издания: Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Сост., общ ред и предисл. Н. К. Гаврюшина.... | Тематическое планирование № Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика... Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой... | ||
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков Охватывают праздники, связанные с заступничеством Пресвятой Богородицы: Положения ризы и пояса Богоматери, Рождество Пресвятой Богородицы,... | Тематическое планирование по русской литературе в 10 классе Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века | ||
Программа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» РФ, Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, учебника А. А. Данилов,Л. Г. Косулина «История России... | Испания ко второй половине XVI века. Положение страны к началу завоевания Империи инков В начале XVI века Испания была поделена на два королевства – Арагон и Кастилию, которые только завершили борьбу с арабами, выдворив... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для изучения курса истории России с древности до конца XVI века на базовом уровне в его традиционном варианте... | Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ельцовская средняя общеобразовательная школа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Показать взаимосвязь русской литературы 20 века с мировой культурой, литературой других народов; обозначить основные темы и проблемы... | Ый план учебного предмета «Литература» Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса учителя 1 категории... Введение. Общая характеристика русской классической литературы 19 века. Общественный и гуманистический пафос русской литературы 19-го... | Название «порухи 70-80 годов XVI века» получил Какие иностранные политические силы поддерживали самозванцев в России в начале XVII века | ||
Урока: Образовательные: обобщить знания по теме «Световые явления» Итак, тема нашего урока: «Оптические явления». А что понимают под оптическими явлениями? | Сценарий урока по теме «Князь Владимир и Крещение Руси» А. А. Данилов, Л. Г. Косулина по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» | ||
Тема: База данных Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой... | Рабочая программа «История России с древнейших времен до начала XVI... Йших времен до начала XVI века» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы... |