Скачать 219.83 Kb.
|
ГБОУ СОШ с углубленным изучением физики и математики №2007 Рабочая программа по истории 6 класс (история России с древности до конца XVI века) Учитель Кузнецов Сергей Иванович 2013-2014 учебный год Москва Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы История Россия с древнейших времен до конца XVI века (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина)// История: 5-11 классы: сборник программ по отечественной и зарубежной истории. - М.: Просвещение, 2008. Программа предназначена для изучения курса истории России с древности до конца XVI века на базовом уровне в его традиционном варианте в объеме 40 ч (2 ч в неделю) на основе учебно-методического комплекта по курсу «России с древности до конца XVI века» проф. А.А.Данилова и доц. Л.Г. Косулиной издательства «Просвещение». Учебно-методический комплект адаптирован для преподавания по программе базового уровня для общеобразовательных школ. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. Рабочая программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Календарно-тематическое планирование
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ. Введение. История России — часть всемирной истории, науки, которая изучает человеческую деятельность, устанавливает исторические факты и события, объясняет и истолковывает их. Источники, раскрывающие древнюю историю: данные археологии, языкознания, антропологии, этнографии, фольклора, источники, раскрывающие историю России IX—XVI вв.: летописи, законодательные акты, документы государственных учреждений, литература и публицистика. Тема 1. «Восточные славяне». (2 часа) Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами. Основные понятия темы Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество. Тема 2. Русь Древняя (8 ч) Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Общество Древней Руси. Вечевое устройство и его особенности. Княжеская власть и ее задачи: государственное устройство и защита от внешней угрозы. Княжеская дружина, посадники, тысяцкие. Вотчина и княжеские слуги (тиуны, старосты). Свободное и зависимое население: люди, смерды, холопы, рядовичи, закупы. Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения. Основные понятия темы. Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм. Тема 3. Политическая раздробленность на Руси (10 ч.) Начало раздробленности Древнерусского государства .Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства. Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий. Образование Монгольского государства и завоевания Чингисхана. Монгольская империя: государственное устройство, военная организация, законы. Походы Чингисхана. Битва на Калке. Нашествие с Востока. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве. Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Основные понятия темы. Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык. Тема 4. Русь Московская (9 ч.) Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Начало противостояния Руси с Ордой: сражения на реках Пьянее и Вожже. Московский князь Дмитрий Иванович Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Итоги княжения Дмитрия Ивановича Донского. Московское княжество и его соседи в конце XIV—-середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Московское государство в конце XV – начале XVI века. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы. Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим». Культура и быт русского народа в XIII—XV вв. Ремесла: производство металлов и оружия, гончарное производство и ткачество, изготовление новых машин и механизмов, строительное дело. Просвещение. Литература: «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Нестяжатели и иосифляне. Архитектура Новгорода. Твери и Москвы. Основные понятия темы Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь. Тема 5. Россия в XVI веке (9 ч.) Хозяйство России в конце XV—XVI вв. Территория и население страны. Большая засечная черта. Сельское хозяйство. Поместное и монастырское землевладение. Города. Торговля. Появление ярмарок. Москва — центр сухопутных и речных путей страны. «Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси». Реформы Избранной рады. Политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики. Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны. Народы Сибири и поход Ермака. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Культура России в XV – XVI веках. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой». Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XV— начале XVI в. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение…» Афанасия Никитина. Строительство нового Московского Кремля и его оборонительных сооружений при Иване III и Василие III. Живопись Феофана, Грека, Андрея Рублева, Дионисия Основные понятия темы Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор. Итоговое повторение и обобщение (2 ч.) Цели обучения Главная цель школьного исторического образования — дать подрастающему поколению возможность осмыслить опыт России и человечества в целом, цели, намерения деятельность людей, причины изменения их ценностных ориентиров. Основными задачами изучения истории в школе являются: овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней, месте и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание в духе патриотизма и любви к своему Отечеству как обществу и государству, обладающих неповторимой многонациональной историей и культурой; развитие способностей анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях исторического прошлого; формирование умения применять исторические знания для осмысления современных событий и понимания своего места в окружающем мире; включают все аспекты деятельности человека: экономику, политику, общественные отношения, культуру, отношении с другими народами и государствами; не предписывают следование какой-либо одной теории для объяснения исторических процессов и фактов — авторы полагают, что в каждой из них содержится рациональное зерно; предполагают обращение к материалу региональной истории, которому может быть посвящено до 20% учебного времени; преподаватель сам определяет необходимую последовательность рассмотрения отдельных сюжетов, степень включения регионального материала. Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -учебную, общественную и др.; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают: - овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Требования к уровню подготовки учащихся Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: показывать на карте основные места расселения древнейшего человека на территории России; описывать условия жизни, занятия, верования кочевых и земледельческих племен; анализировать историческую карту и извлекать из нее дополнительную информацию. объяснять смысл понятия «Древнерусское государство», причины и следствия, его образования; показывать на исторической карте территорию Древней Руси, торговые пути, города, маршруты походов князей; систематизировать материал и составлять хронологическую таблицу о деятельности первых русских князей: характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в XI — начале XII в., отношения с соседними племенами и государствами; уметь оценить историческое значение крещения Руси, используя знания из курса всеобщей истории о возникновении христианства и его основных положениях; составлять характеристики Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. объяснять смысл понятия «удельная раздробленность», ее причины и последствия, используя знания из курса истории Средних веков; называть хронологические рамки периода удельной раздробленности; показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси, характеризовать особенности их социально-политического и культурного развития; уметь использовать материалы регионального компонента (участие в ролевой игре «Путешествие в древний Новгород»); рассказывать о развитии культуры Древней Руси и описывать исторические памятники; осуществлять поиск информации из различных источников для игровых занятий: «Путешествие в древнерусский город», «Мир русских былин». изучать различные исторические материалы, рассказывающие о походах монгольских завоевателей и крестоносцев (историческую карту, отрывки из летописи, записки путешественников), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения; характеризовать государственное устройство Золотой Орды. Культуру, быт и религиозные верования ее населения; уметь объяснять причины зависимости русских земель от ордынцев, характеризовать повинности населения; рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище; составлять характеристику Александра Невского. показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси и основные центры собирания русских земель; раскрывать причины и следствия процесса объединения русских земель вокруг Москвы, оценивать деятельность Ивана Калиты; рассказывать о Куликовской битве, ее историческом значении, роли Дмитрия Ивановича Донского и Сергия Радонежского в борьбе против ордынского владычества; характеризовать отношения Московской Руси с Литвой и Ордой; определять историческое значение и хронологические рамки процесса становления единого Российского государства; выявлять изменения в системе управления государством; анализировать положения Судебника 1497 г. для рассказа о положении крестьян; составлять характеристики Ивана Калиты, Дмитрия Ивановича Донского, Ивана III; составлять таблицу о достижениях культуры Руси в XIII —XV вв., проводить поиск информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. характеризовать состояние Российского государства в первой половине XVI в.; объяснять значение реформ Избранной рады, анализировать исторические документы и использовать их для характеристики исторического развития России в рассматриваемый период; объяснять причины, сущность и последствия опричнины, составлять характеристику Ивана Грозного и деятелей его эпохи; рассказывать о народах России, ходе Ливонской войны и походах Ермака, используя историческую карту; оценивать итоги правления Ивана Грозного; анализировать материал (отрывки из «Домостроя», иллюстрации и др.) и использовать его для характеристики нравов и быта русского общества; осуществлять поиск информации для подготовки сообщений об отдельных памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе, связанных с историей региона); участвовать в обсуждении видеоматериалов и кинофильмов на исторические темы. Учебно-методическое обеспечение Программа предназначена для изучения курса «История России с древности до конца XVI века» в его традиционном варианте в объеме 40 ч (2 ч в неделю) на основе учебно-методического комплекта: 1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до XVI в. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009. 2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до XVI в. 6 класс. Рабочая тетрадь. – М., 2011. 3. Симонова Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010 4. М.В. Короткова. Культура и быт России с древнейших времен до конца XX века. – М.: Дрофа, 2010
|