Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна





Скачать 80.19 Kb.
НазваниеКонспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна
Дата публикации30.09.2013
Размер80.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

по истории России в 6 классе

Тема урока: Московское государство в конце XV – начале XVI века.
1. Злобина Людмила Николаевна

2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ельцовская средняя общеобразовательная школа

3. Учитель истории и обществознания

4. История

5. 6 класс

6. Тема: Русь Московская, урок №5 в теме

7. Учебник «История России с древнейших времён до конца XVI века» под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной, М., Просвещение, 2011г.

8. Цель урока: сформировать представление о содержании и формах великокняжеской власти. Рассказать о реформах Ивана III.

9. Задачи урока: способствовать

  • развитию умения понимать информацию, заложенную в тексте;

  • формированию умения высказывать отношение к изложенному материалу;

  • формированию умения выделять основную идею темы;

  • развитию умения работать с опорной таблицей;

  • развитию коммуникативных навыков;

  • развитию умения излагать свою точку зрения;

  • развитию умения работать с историческим источником;

  • развитию критического мышления;

  • воспитанию чувства патриотизма.

10. Тип урока – Урок – введение нового материала с использованием ЭОР при ведущей роли учителя.

11. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

12. Оборудование: экран, проектор, компьютер.

13. Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


п/п

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время (в мин.)

1

Введение нового материала

ЭУМ И — типа http://fcior.edu.ru/card/1323/russkoe-gosudarstvo-pri-ivane-iii.html

Учитель указывает на тему урока.

На экране демонстрируются иллюстрации «Иван III» и «Софья Палеолог»

Ученик формулирует цель урока.

5

2

Объяснение нового материала.

Первый вопрос темы – Великокняжеская власть

ЭУМ И — типа http://fcior.edu.ru/card/3422/ivan-iii-gosudar-vseya-rusi.html

Объясняет новый материал, используя данный учебный модуль как основу наглядности.

Вопросы учителя:

- что означает единое государство?

- что значит самодержец?

- символы власти самодержца?

Что дал брак Ивана III с Софьей Палеолог?

Работа с историческим источником. «Тонким был дипломатом Иван III. И брак с Софьей был ему нужен для укрепления международного статуса Руси, провозглашения её преемницей Византийской империи (а значит, и его, Ивана, преемником императора Константина XI).

Какой титул принял Иван III?

Ученики должны сказать: единое государство – это единый правитель, единые законы, единая система управления.

Самодержец – значит сам держит власть, т.е. хозяин государства.

Скипетр, держава, шапка Мономаха.

Позволил русскому государю стать преемником византийских императоров, заимствовать герб Византии, как символ государства.


«Государь всея Руси».

25




Изучение вопроса – Единая система управления.


Проверка практического задания.

ЭУМ П — типа http://fcior.edu.ru/card/3422/ivan-iii-gosudar-vseya-rusi.html

Единый государь – единая система управления. При Иване III система управления выглядела следующим образом:

- Государь, самодержец;

- Боярская Дума – совещательный орган – опора царя;

- Дворец;

- Казна.

Вызывает ученика для выполнения задания ЭУМ П – типа: расставить в порядке значимости органы управления.

Ученики, прослушав учителя, работают с опорной таблицей «Органы управления». Самостоятельно должны вписать основные функции центральных учреждений.

Выполняет данное задание, проверяет один из одноклассников.







Рассмотрение вопроса – Судебник 1497г.




Вопрос-размышление: как вы думаете, что означает слово «Судебник»? с какими словами ассоциируется?

Верно, Судебник – новый закон государства, отразивший экономические, политические и социальные изменения в государстве.

Теперь важно рассмотреть данные изменения.

Что было опорой русского князя?

Да, но в данное время на смену дружине пришло постоянное войско. Рост его численности вызвал необходимость обеспечить службу земельными пожалованиями – поместьями. (словарь урока)

Почему поместья были условным держанием?

Как звали хозяина поместья?

Предоставление земель и живущих на них крестьян новым землевладельцам – помещикам привело к необходимости закрепить крестьян за определённой территорией, закрепить их переход. Так появился Юрьев день – 26 ноября.


Ответы. Судебник – закон, решение.

Ученики записывают данный вывод в тетради.

Дружина.

Ответ – земля давалась под условие службы.

Помещик.







Работа с историческим источником.

Работа с текстом учебника.






Прочтите ст.57 Судебника 1497 г.
Стр. 191-192 учебника.


Вопрос: Так, что такое Юрьев день?

Что значит «пожилое»?

Что изменилось в положении крестьян?
Дети, читаем абзац на стр. 189-190 и выделяем группы крестьян.


Ученики читают текст: «О крестьянском выходе. А крестьянам выйти из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы пожилое платят в полях за двор 1 рубль, а в лесах – полтина».
Определённый срок, когда можно было крестьянину перейти из села в село.

«Пожилое» - плата за пользование землёй прежнему хозяину.

Они теряли часть свободы. Становились зависимыми людьми. Исчезла однородность крестьян.

«Владельческие» - живущие на земле помещиков.

«Черносошные» - лично свободные крестьяне, проживающие на государственных (черных) землях.

«Дворцовые» - крестьяне, живущие на землях великого князя.




3

Закрепление изученного материала.




1.Почему изменился характер княжеской власти в начале XVI века?


2. В чём вы видите причины ограничения крестьянской свободы?


Ребята, попробуйте сформулировать выводы по уроку.

Потому что образовалось единое государство с сильной великокняжеской властью.

В связи с изменениями в земельных отношениях – появились новые держатели земли – помещики.

1.Усилилось единовластие.

2.Появился пышный дворцовый церемониал.

3.Появился новый закон.

4. Ухудшилось положение крестьян.




5


4

Подведение итогов и домашнее задание.




Домашнее задание:

Дифференцированное, изучаем тему, самостоятельно вопрос «Территориальное деление страны». Более подготовленные ребята оп данному вопросу составляют опорную схему.




5


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Иван III – государь всея Руси.

ЭУМ И- типа

Иллюстрации (Персоналии).


http://fcior.edu.ru/card/1323/russkoe-gosudarstvo-pri-ivane-iii.html


2

Русское государство при Иване III

ЭУМ И - типа

Иллюстрации.

http://fcior.edu.ru/card/3422/ivan-iii-gosudar-vseya-rusi.html

3

Русское государство при Иване III

ЭУМ П - типа

Тестовые задания.

http://fcior.edu.ru/card/3422/ivan-iii-gosudar-vseya-rusi.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconМосковское государство в конце XV – начале XVI века. Государь всея Руси Иван Васильевич III
Тема: Московское государство в конце XV – начале XVI века. Государь всея Руси Иван Васильевич III целевая аудитория: 6 класс
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна icon«Московское государство в конце XV начале XVI века»
...
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconКонспект открытого урока по истории Тема: Россия в начале XVI века
...
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconПлан урока Тема
Тема: «Многообразие кубанских рушников в конце 19 начале 20 века. Узоры на рушниках»
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconКонспект Урока истории в 11 классе, курс базовый. Урок разработан...
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconУрока: Новые явления в русской культуре XVI века
Открытый урок по истории России в 10м классе. Дата проведения: 3 февраля 2010 года
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconКонспект квалификационного урока в 9 «В» классе по всеобщей истории....
Приветствие (в начале урока учащиеся слушают преподавателя стоя): Здравствуйте, ребята! Проверьте ваши учебные принадлежности – учебник,...
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconЦерковь и государство в конце XV начале XVI века
Она поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой Ордой Александра Невского, вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую...
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Курс «История России с древнейших времен до конца XVI века» в 6 классе является началом системного изучения отечественной истории....
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconКонспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов»
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconКонспект урока по истории для 9 класса (базовый уровень) Фахриева...
Образовательные: определить международные отношения в конце XIX – начале вв., выяснить причины войны, охарактеризовать цели воюющих...
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconМетодические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории...
Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.)
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План урока истории в 10 классе «Восточные славяне в VIII-IX вв.» (по учебнику Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до...
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconКонспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская...
...
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconКонспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая...
План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское государство в конце XV начале XVI века. Злобина Людмила Николаевна iconКонспект урока всемирной истории для 10 класса по теме: Международные отношения в начале XX века
Автор: Аллахвердиева Индира Казимовна, учитель истории и географии средней школы №5, город Костанай, Республика Казахстан


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск