Скачать 136.81 Kb.
|
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 505 Красносельского районаПреподаватель: Жудина Алла ИвановнаТьютор: Софян Анна БорисовнаУчебная дисциплина: историяТема: ««Московское государство в конце XV – начале XVI века. Государь всея Руси Иван Васильевич III Целевая аудитория: 6 класс Цели: Знание: изучить процесс формирования великокняжеской власти и нового централизованного государства посредством реформ Ивана III, знать основные вехи развития власти на Руси Понимание: понимать роль личности и деятельности Ивана III в становлении самодержавия как формы правления Применение: отбирать из предложенных источников, фактов и событий те, которые относятся к становлению самодержавной власти Анализ: выделять основные слои населения, на которые мог опираться Государь всея Руси Синтез: обобщать информацию о слоях населения и государственных реформах с помощью таблицы, схемы Оценка: оценить деятельность Ивана III как преемника Византийских политических традиций, а также значение установления самодержавной власти для дальнейшего развития России; осуществлять самооценку деятельности по технологической карте. Оборудование:
Ход урока 1.Вводная беседа - Мы продолжаем изучение раздела «Русь Московская». Сегодня у нас третий урок, посвящённый изучению личности и деятельности Ивана III. - Вспомним, что такое государство (стр. 19). Какой признак вы можете выделить как самый важный? (признак власти и управления) - А зачем нам сегодня нужно обсуждать эту проблему? - Есть ли в европейской истории и в истории нашей страны правители, которых называют великими? - Первым правителем русских земель, кто вошёл в историю как великий государь, стал Иван Васильевич III. Проблемный вопрос: Почему с утверждением самодержавия Иван III вошёл в историю как великий государь всея Руси ? - Ответ на этот вопрос зависит от нашего представления о самодержавии. Итак, в конце урока мы должны обобщить наши знания, полученные в ходе трёх уроков, и сделать выводы. На доске представлены словосочетания, которые помогут вам правильно сформулировать свои мысли:
2.Проверка домашнего задания. Задание 1. Давайте вспомним основные этапы объединения русских земель.
Задание-вопрос: найдите в тексте учебника на стр. 174 строки, которые будут выводом к таблице …………………………………………………………………………………… Единое Русское государство с конца XV века, как было принято в Византии, стало называться Россией, а имя великого князя всея Руси Ивана по православному статусу стало звучать Иоанн. 3.Актуализация знаний. Задание 2. А теперь обратимся к литературному источнику – стихотворению Надежды Гончаровой. (демонстрируется иллюстрация картины «Иван III топчет ханскую басму») Наступил год 1480-ый … Обуяла татарского хана гордыня: Он потомок прямой Чингис – хана! Что-то мало ему подчиняется ныне Русь великого князя Ивана! Шлёт Ивану Ахмет своё слово: «А ты помнишь, как корчились ваши цари От Батыевой сабли жестокой? Сорок тысяч алтын на Руси набери, И отдай мне дань за три срока! Да ещё островерхий колпак свой вдави В знак покорности хану Ахмету, А не то потоплю твою землю в крови, По хребтам по боярским проеду …» Государь прочитал, и спокоен, и строг, Повернулся к Ахметовым людям, Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог И сказал: «Дань платить мы не будем! …» С той поры не решалась нас грабить орда, Иго тяжкое сброшено было. А в орде началось несогласье, вражда, И распалась татарская сила. Вопросы классу:
- Ребята, на уроке обществознания при изучении темы «История государственных символов» мы обсуждали личность Ивана III. (учащиеся показывают составленные кластеры «Иван Ш - преемник Византийских политических традиций», называют главные составляющие: демонстрация слайда). - Докажите, что Иван III сам держал власть (стр. 175 – имел право издавать законы, вести переговоры с другими государствами, объявлять войну и заключать мир, возглавлять военные походы, чеканить монету). Иоанн III как хозяин земли русской начал большую работу по установлению твёрдого порядка во всех своих землях. - Давайте послушаем очевидцев давно минувших дней, свидетелей тех событий и по их рассказам составим социальную лестницу, с помощью которой назовём все основные слои населения Руси и отразим властные решения Ивана III по отношению к этим людям. Рассказы-сообщения учащихся:
По ходу выступлений учащихся другие ученики заполняют 2-ую часть ступенчатой таблицы. Задание 3. Заполнение второй части таблицы-лестницы. Иоанн, божией милостью государь всея Руси, пожаловал:
Вопросы классу:
(ответ: титулы Ивана III –
(слайд с дополнением). Задание 4. Ребята, а теперь давайте представим и изобразим, как Иоанн, божией милостью государь всея Руси, управлял страной? Какие органы власти были им созданы? Заполняется схема управления (слайд) Государь всея Руси, великий самодержец Иван Васильевич III ?………… дума Единый закон ?…………. дума 1497 г…………? ……….? ………? ………….? Установление для крестьян …………………? уездов …………………? Московское войско в основном из …………………? 5. Подведение итогов (слайд картины Н.Овечкина «Иван III»). Почему с утверждением самодержавной власти Иоанн III вошёл в историю как великий государь всея Руси ? (учащиеся с помощью опорных слов делают выводы)
6. Домашнее задание: § 21 (п. 4 – пересказ), задания 3, 4, 5, 6 - в рабочей тетради. Технологическая карта урока истории для учащихся по теме: «Московское государство в конце XV – начале XVI века. Государь всея Руси Иван Васильевич III» Дата ________Ученик (ученица) ____________________ Класс ______
Критерии: Итого: я набрал(а) ___________________ баллов. Оценка «3» - от 7 до 13 баллов Оценка «4» - от 14 до 20 баллов Оценка «5» - от 21 до 27 баллов ________________________________________________________________ |
«Московское государство в конце XV начале XVI века» ... | Конспект урока «Иван III. Государь Всея Руси» Рабочая программа по обществознанию 10 класс составлена учителем моу ксош №32 Сасиной Е. Н | ||
Конспект модульного урока по истории России в 10 классе «Иван III государь всея Руси» Начальник 36 пожарно-спасательного отряда противопожарной службы Самарской области | Иван III – государь всея Руси. Образование единого государства. Учебный предмет Автор: Ашаткина Анна Ивановна – учитель истории и обществознания. Моу покровская оош, муниципального района Кинельский, Самарской... | ||
Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ельцовская средняя общеобразовательная школа | Церковь и государство в конце XV начале XVI века Она поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой Ордой Александра Невского, вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую... | ||
Ерма к В конце xv—начале XVI века на месте разрозненных русских княжеств образовалось обширное и могущественное Российское государство.... | Название «порухи 70-80 годов XVI века» получил Какие иностранные политические силы поддерживали самозванцев в России в начале XVII века | ||
Реферат по предмету «История Отечества» тема: Советское государство... Поэтому в городах в конце 1920 – начале 1921 г начались забастовки, в которых рабочие выступали за демократизацию политической системы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Время ужаса и страха Служил Иван Васильевич подводником на Балтийском море на крейсере «К-56», в команду которого входило 65 человек,... | ||
Методические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории... Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.) | Испания ко второй половине XVI века. Положение страны к началу завоевания Империи инков В начале XVI века Испания была поделена на два королевства – Арагон и Кастилию, которые только завершили борьбу с арабами, выдворив... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Показать, что в начале 12 века культура Руси достигла своего расцвета, познакомить с лучшими произведениями искусства 12 века | Реферат Причины Смуты в России в представлении европейца XVII в Целью моего исследования является раскрыть причины смуты в России в конце XVI- начале XVII века. Перед тем как начать исследования,... | ||
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Умелые руки0» Его гражданские социально-экономические изменения, в нашей стране в конце XX века и в начале XXI века привели к катастрофическому... | Реферата: конец XIX начало XX века Благотворительность безвозмездная деятельность, направленная на общественную пользу. И тема моей работы: Развитие Благотворительности... |