Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков





Скачать 494.42 Kb.
НазваниеФеномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков
страница1/4
Дата публикации07.04.2015
Размер494.42 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

ГАРИЧЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА


ФЕНОМЕН ПРЕОБРАЖЕНИЯ В РУССКОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ XVI-XX ВЕКОВ

Специальность 10.01.01 – русская литература


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук
МОСКВА

2009

Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и славистики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Литературный институт имени А.М. Горького»
Научный консультант: доктор филологических наук, профессор

УЖАНКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Литературный институт им. А.М. Горького
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

ЗАХАРОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Российский гуманитарный научный фонд

доктор филологических наук, профессор

ЕСАУЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ

Российский государственный гуманитарный университет

доктор филологических наук, профессор

МОТОРИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Ведущая организация:

ГОУ ВПО Петрозаводский государственный университет

Защита состоится 21 октября 2009 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.109.01 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при ГОУ ВПО «Литературный институт имени А.М. Горького» по адресу: 123104, г. Москва, Тверской бульвар, д. 25.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Литературного института имени А.М. Горького по адресу: г. Москва, Тверской бульвар, д. 25
Автореферат разослан______________ 2009 года
Ученый секретарь

Диссертационного совета

Стояновский М.Ю.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


В работе «Проблема текста» М.М. Бахтин называет исследование текста «опытом философского анализа», который осуществляется в пограничных сферах разных наук, текст Бахтин называет средством реализации духа. По мнению В.В. Виноградова, образ автора – это сфера, через которую вовлекаются в мир литературного искусства разные конструкции мировоззрения. Выбор определенной формы организации текста зависит от ценностно-эстетических установок автора и от жанра произведения.

А.П. Скафтымов раскрывает авторскую модель мира через систему персонажей и мотивы, которые группируются вокруг них, при этом в каждой детали исследователь стремится видеть внутреннюю цель автора. На наш взгляд, определяющей идеей и темой литературного произведения, в основе которого лежит православная модель мира, является преображение личности.

А.Н. Ужанков в истории развития русской литературы XI-XVIII веков считает переломным XVI век, поскольку именно в это время намечается рационализация сознания русского человека, а теоцентрическое мировоззрение сменяется антропоцентрическим. На наш взгляд, в древнерусской словесности XV-XVI веков проявляется феномен религиозного преображения в поэтике литературного произведения.

Обращая внимание на развитие традиций древнерусской словесности в творчестве Ф.М. Достоевского, Д.С. Лихачев утверждает, что писатель использовал летописное время как художественный способ изображения мира. В настоящее время ряд исследователей древнерусской словесности (М.Б. Плюханова, О.Н. Бахтина, М.М.Лоевская, Н.И. Пак и др.) убедительно показывают важность древнерусской традиции в становлении жанров литературы Нового времени.

По мнению Б.Н. Тарасова, основой религиозного преображения личности в произведениях писателя является христоподобная любовь. А.М.Буланов, опираясь на труды Нила Сорского и Тихона Задонского, стремится показать роль сердца в духовном существовании героев Достоевского. На наш взгляд, христоподобная любовь у христианина в произведениях Достоевского соединяется с осознанием своего несовершенства.

Ю.И. Минералов справедливо отмечает первостепенную важность для литературоведа историко-литературного анализа в словесно-текстовом ракурсе. В данном исследовании рассматривается воплощение феномена преображения в поэтике произведения, определяются художественные особенности, связанные с методом постижения «высшей реальности». Особое внимание при этом уделяется исследованию жанровой формы произведения, хронотопа, мотивов смирения, покаяния, страдания, евангельским аллюзиям, христианской символике, ведущей свое происхождение от Евангелия и Псалтири.

В.Н. Захаров, опираясь на работы М.М. Бахтина, считает, что жанровое своеобразие произведения определяется его хронотопом, и выделяет в творчестве Ф.М. Достоевского пасхальный и рождественский рассказ. На наш взгляд, в романах Ф.М. Достоевского проступают жанровые формы всех произведений древнерусской словесности, связанных с категорией религиозного преображения.

В.А. Котельников считает одной из составляющих православного сознания Ф.М. Достоевского «эсхатологическое беспокойство» в перспективе обетованного преображения и обновления мира. Мы придерживаемся позиции Р.В. Плетнева, который рассматривает символику Фаворского света и покоя не только в будущем, но и в настоящем времени, опираясь на святоотеческие источники. Мы обнаруживаем эту символику в тех произведениях Ф.М. Достоевского, которые связаны с житийными традициями, традициями жанра видения.

Авторская интенция всегда проявляется в черновиках, рукописных редакциях, в публицистических произведениях, создаваемых одновременно с художественными. Наконец, нельзя игнорировать историко-культурный фон, зачастую определяющий замысел и задачи автора. Все это образует единую систему, в которую входит отдельное художественное произведение.

Цель данного исследования – выявить формы воплощения феномена преображения личности в русской классической словесности XVI - начала XX века. Особое внимание уделяется произведениям Ф.М. Достоевского, который хотел найти пути восстановления «падшего человека», работал над планами к «Житию великого грешника». Совершенно очевидно, что проблема изучения базисной структуры русской словесности и форм ее воплощения требует решения ряда конкретных вопросов, которые и определяют задачи данного исследования:

- выявление художественных традиций древнерусской словесности в литературе Нового времени;

- установление связи модели произведений русской словесности XVI-XX веков с православной моделью мира;

- выявление своеобразия поэтики произведений русской словесности, обусловленной феноменом преображения;

- определение характера творческих связей писателей XIX века со своими литературными предшественниками и последователями;

- выявление трансформации художественных традиций, связанных с феноменом преображения личности, в творчестве писателей и поэтов XIX-XX веков.

Основным материалом исследования являются «Повесть от Жития Петра и Февронии», «Повесть о Савве Грудцыне», ода Г.Р. Державина «Бог», перевод «Ундины» В.А. Жуковского, «Портрет» Н.В. Гоголя, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Дневник писателя», повесть «Двойник», романы «Бедные люди», «Неточка Незванова», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, повести «Семейство Гольц», «Вне моды» А.А. Фета, «Дом в деревне», «Женитьба Атуева», «Рассказ вдовы», «Галлюцинат», «Шатков», «Психопатка», «Во дни помешательства», роман «Признания Сергея Чалыгина» Я.П. Полонского, романы «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, «Обломов», «Обрыв» И.А. Гончарова, «Соборяне», «На ножах», «Очарованный странник» Н.С. Лескова, рассказы «Три смерти», «Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник» Л.Н. Толстого, «Архиерей», «Черный монах», «Скрипка Ротшильда», «Студент» А.П. Чехова, роман «Петр и Алексей» Д.С. Мережковского, «Петербург» А. Белого, «Солнце мертвых» и «Неупиваемая чаша» И.С. Шмелева, «Голубая звезда», «Аграфена», «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К. Зайцева, рассказы «Река Потудань», «Возвращение», «Афродита», «Июльская гроза», «Семен», «Фро» А.П. Платонова, «Кладовая солнца» М.М. Пришвина, а также статьи и письма писателей об искусстве, рукописные и черновые варианты их работ, архивные материалы.

Методологической основой исследования является комплексный анализ материала, соединивший историко-литературный, структурно-системный, сравнительно-типологический, контекстный методы исследования. Диссертационное исследование основывается на работах М.М.Бахтина, В.В. Виноградова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Г.П.Федотова, А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева, С.И. Фуделя, В.Н. Топорова, М. Фуко, Б.П. Вышеславцева и др.

А.С. Лаппо-Данилевский в «Методологии истории» предлагает рассматривать первоисточники, которые использует автор, в комплексе методов интерпретации, анализа и синтеза. Интерпретация включает в себя методы типизирующие и индивидуализирующие, среди первых – принцип единообразия, который позволяет соотнести модель мира автора с типичными моделями, и принцип исторической связи, который обнаруживает преемственность между явлениями культуры, среди вторых – принцип ценности факта, который позволяет понять систему ценностей создателя произведения. Целостность источниковедческого анализа проявляется в том случае, если одно и то же явление можно рассматривать, используя разные методы и восходя к синтезу.

Теоретической основой исследования стали идеи А.П. Скафтымова, В.В. Кускова, В.Н. Захарова, И.А. Есаулова, А.Н. Ужанкова, Б.Н. Тарасова, А.Е. Кунильского, В.А. Котельникова, Т.Р. Руди, Г.Б. Пономаревой, В.Е. Ветловской и др.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Базисной структурой отечественной культуры и словесности является феномен религиозного преображения личности. Это категория самосознания личности, которая позволяет человеку выстроить личностную иерархию ценностей в соответствии с ценностями христианскими и которая определяет православную модель мира литературных произведений. Категория религиозного преображения личности получает выражение в идее, теме, композиции, в образах литературного произведения, а также в связанных с ними мотивах и символах.

2. Феномен преображения личности определяет своеобразие жанровой природы произведений (традиции жития, хождения, видения, проповеди, летописания), хронотопа (соединение вечного и временного плана), мотивов повествования (покаяние, страдание и смирение), диалоговой формы повествования (высшим проявлением которой становится молитва) и доминантной основы образов героев (образ раненого или горящего сердца). Символика образов, связанных с Царствием Небесным, восходит к синоптическим Евангелиям и Псалтири.

3. Наиболее ярко феномен преображения личности воплощается в тех произведениях русской литературы, которые продолжают традиции древнерусской словесности, в частности, в творчестве Ф.М. Достоевского. Традиции жития можно обнаружить в романах Ф.М. Достоевского «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы», традиции хождения – в романе «Подросток», видения – в романе «Братья Карамазовы» («Кана Галилейская»), летописания - в романе «Бесы», исповеди – в романе «Бедные люди».

4. Хронотоп произведений, в основе которых лежит православная модель мира, связан с богородичными праздниками, а также с Рождеством и Пасхой (в эти православные праздники происходит соединение вечного и временного плана произведений Достоевского, Шмелева, Зайцева). Символизация хронотопа и художественных образов происходит по прообразовательному принципу.

5. Выявление роли православной культуры Великого Новгорода в творчестве Ф.М.Достоевского позволяет доказать, что в основе его произведений лежит православная модель мира. Наиболее ярко православные традиции Великого Новгорода прослеживаются в романах «Подросток» и «Братья Карамазовы»: идея Третьего Рима, симфонии духовной и светской власти, идея заступничества Божией Матери, а также исихастская практика делания «умной молитвы» и принцип нестяжания.

6. В «Дневнике писателя» в текущей русской действительности Достоевский обнаруживает следующие типы: «безобразник» («Влас»), «смешной человек» («Бобок»), ребенок-жертва («Мальчик у Христа на елке»), русская женщина («Кроткая»), парадоксалист («Кроткая»), мечтатель пророческого типа («Сон смешного человека») и, наконец, поэт-пророк (речь о Пушкине). В них можно увидеть общее: невинного патриархального человека (ребенка) и испорченного цивилизацией (подпольного человека). Объединяет эти типы «раненое сердце», страдальческое начало, которое, по мысли писателя, является началом преображения личности. Рассматривая эти типы в развитии, писатель ищет точки соприкосновения их друг с другом и с высшим нададресатом. Эти же типы можно обнаружить в романах «Подросток» и «Братья Карамазовы».

7. Во временной протяженности категория религиозного преображения раскрывается в жанре кризисного жития. Автор при этом останавливает внимание на ключевых, переломных событиях в жизни героя. Традиции этого жанра можно обнаружить в романах Ф.М. Достоевского – «Преступление и наказание», «Подросток» и «Братья Карамазовы». В этих произведениях даны два образа героев - грешного и очистившего свое сердце страданием и состраданием (или переживающего кризис и переоценку ценностей), в их судьбе угадывается притча о блудном сыне.

8. В произведениях «Повести от Жития Петра и Февронии» и «Капитанской дочки» А.С. Пушкина прослеживаются традиции кризисного жития: возрождение образа Божьего в Петре Муромском и Савве Грудцыне называется обретением Ума, по святоотеческой традиции. Началом духовного восхождения Петра Гринева становится покаяние и мысль-молитва о других. Петр Гринев – это соборная личность, в которой соединяются статическое и динамическое начало.

9. Традиции кризисного жития можно обнаружить в романах Н.С. Лескова «Соборяне» (два образа Ахиллы – до и после смерти его духовного наставника) и «На ножах» (генерал Синтянин в начале и в конце романа, его жена – в своем письме-исповеди), в повести «Очарованный странник». Вместе с тем, смерть Подозерова, перерождение о. Савелия у источника и Ахиллы у гроба духовного наставника не являются религиозным преображением.

10. В произведениях символистов начала XX века Д. Мережковского («Петр и Алексей»), А. Белого («Петербург») не выражается идея религиозного преображения личности: главные герои не испытывают покаяния и не пребывают в смирении, их выбор определяется эгоистическими страстями, символика этих произведений отрывается от традиционной христианской.

11. Традиции древнерусской словесности и Достоевского продолжают писатели русского зарубежья, которые также тяготеют к жанру жития: «Неупиваемая чаша» и «Солнце мертвых» И.С. Шмелева, «Аграфена», «Голубая звезда», «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К. Зайцева.

12. В произведениях писателей эстетического направления второй половины XIX века (А. Фета, А. Майкова, Я. Полонского, А.К. Толстого), а также в творчестве И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, М.М. Пришвина, А.П. Платонова встречаются православная традиция и наследие романтиков. Общей является тема преображения личности и мира, которая получает выражение в поэтике произведений: хронотопе, притчевом характере, христианской символике.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется ее включенностью в разработку современной историко-культурной концепции отечественной словесности, в установлении структур, определяющих ее своеобразие, в раскрытии своеобразия поэтики литературных произведений, обусловленных базисной структурой. Результаты исследования могут использоваться в изучении курса истории отечественной словесности, культурологии, истории отечественной культуры.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах на Всероссийской и Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования» (Великий Новгород, НовГУ имени Ярослава Мудрого: 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 годы), Международной научной конференции «Достоевский и современность» (Старая Русса, дом-музей Ф.М. Достоевского: 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 годы), Международной научной конференции «Достоевский и мировая культура» (Санкт-Петербург, литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского: 2005, 2006, 2007, 2008 годы), Международной научной конференции «Православие и русская культура» (Санкт-Петербург, ИРЛИ: 2000, 2002 годы), Международной научной конференции «Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр» (Петрозаводск, ПетрГУ: 2005, 2008 годы), Международной научной конференции «Образы России в отечественной и мировой словесности, истории, культуре» (Калининград, РГУ имени И. Канта, 2006 год), Международной научной конференции «Феномен русской духовности» (Калининград, РГУ имени И. Канта, 2006 год), Международной научной конференции «Русская литература перелома XIX и XX веков» (Гданьск, Институт восточнославянской филологии Гданьского университета, 2006 год), IV Международной конференции «Иконология и иконичность» (Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008 год), VII Международной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, Московский государственный областной университет, 2008), III Международной научной конференции «Феномен творческой личности в культуре» (МГУ имени М.В. Ломоносова, 2008), Международной научной конференции «Икона в русской словесности и культуре» (Москва, Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына, 2009), Межрегиональной научной конференции «Творческое наследие Н.В. Гоголя и традиции русской культуры» (Москва, Литературный институт им. А.М. Горького, 2009).

Основное содержание исследования отражено в ряде публикаций, в учебном пособии «Образ человека в литературе и искусстве Древнего Новгорода» (Великий Новгород: Б.и., 2007. – 89 с.), в монографии «”Мир станет Красота Христова”. Категория преображения в русской словесности XVI - XX веков» (Великий Новгород: МОУ ПКС «Ин-т образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2008. – 298 с.).

Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав и заключения. Во Введении содержится обоснование актуальности темы исследования, показывается степень ее разработанности, определяются цель и задачи исследования, излагаются его методологические и теоретические основы, обосновывается научная новизна и практическая значимость проведенного исследования.

Первая глава «Феномен преображения в русской словесности XVI - первой половины XIX веков» состоит из шести параграфов.

В первом параграфе «Феномен религиозного преображения в русской культуре» утверждается, что определяющими модель мира категориями являются время и пространство. «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» М.М. Бахтин называет хронотопом1. По мнению этого исследователя, хронотоп выражается в жанровых формах и всегда несет в себе ценностное значение. «Вертикальный хронотоп», по мнению М.М. Бахтина, полагает «вечное как уже сущее и как бы уже современное», при этом идеал мыслится в будущем (Царствие Небесное). А.Н. Ужанков отмечает особенность времени христианина: оно не ограничивается днем нынешним, остается открытым для будущего. Поскольку идеал уже задан, хронотоп героя выстраивается в рамках евангельской модели мира. «Общие места» житийной литературы, по мнению Т.Р. Руди, объясняются идеей «подражания Христу». При этом происходит символизация хронотопа. С.С.Аверинцев рассматривает художественный символ как динамическое явление, полагая, что он уже задан.

Динамика личности героя определяется феноменом религиозного преображения, когда в его сознании одновременно существуют два образа: свой, несовершенный, греховный, и совершенный Образ Божий как цель, которую необходимо достигнуть. Таким образом, феномен религиозного преображения выражает категорию самосознания личности, но он также определяет и особенности поэтики литературного произведения. Наиболее ярко этот феномен воплощается в тех произведениях русской литературы, которые продолжают традиции древнерусской словесности. Летописание показывает осмысление исторических событий с точки зрения Замысла Божьего о совершенном мире. Житие раскрывает Образ Божий личности в ее земной жизни. Хождение (хожение) утверждает сознательное следование героя крестному пути Спасителя. Видение показывает Откровение, которое дается герою чистому сердцем. Исповедь несет осознание человеком своей греховной природы. Молитва устремляет человека к Богу, поскольку является отданием себя в волю Господа.

Религиозное преображение человека развернуто во времени в жанре кризисного жития, которое выделяется, по мнению М.М. Бахтина, из агиографической литературы тем, что в нем дается два образа героя: образ несовершенного человека и праведника, после перерождения. Здесь наблюдается концентрация времени на исключительных событиях в жизни героя, осмысление которых заставляет героя приступить к «построению нового образа очищенного и перерожденного». К жанру кризисного жития тяготел Ф.М. Достоевский, мечтающий создать «Житие великого грешника».

Второй параграф «Учение Отцов Церкви как один из источников творчества русских писателей XVI-XIX вв.» раскрывает святоотеческое учение о преображении личности в сочинениях, которые читали Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и другие писатели. Основные положения этого учения содержатся в трудах Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Иоанна Дамаскина, Симеона Нового Богослова, Нила Сорского, Тихона Задонского. Особое внимание уделяется тем трудам, о которых не писали исследователи. «Беседа на 6-ой псалом святого Анастасия Синаита», например, была в библиотеке Ф.М. Достоевского. Анастасий Синаит, опираясь на труды Платона и Аристотеля, объясняет притчу о блудном сыне внутренней противоречивостью человека, которая возникла после грехопадения, и подчеркивает, что преображение является результатом действия внутренней силы. Стяжание благодати, по святоотеческому учению, невозможно без смирения.

В третьем параграфе «Феномен преображения в древнерусской словесности XV-XVI веков» особое внимание уделяется тем произведениям русской словесности, где ярко раскрывается христианская антропология. А.В. Часовникова отмечает такую особенность христианского мироощущения как прообразовательное мышление. Восхождение к прообразу в христианском искусстве может осуществляться двумя путями: через образы - священные изображения, овеществляющие внешнее сходство Божественных и небесных лиц и предметов, через знамения – изображения, которые передают духовное значение Божественных истин, не изображая их непосредственно.

По замечанию Д.С. Лихачева, «Повесть от жития святых Петра и Февронии» создана в период формирования общерусского государства, для искусства этого периода характерен стиль эмоционального умиротворения, который возник под влиянием византийского исихазма и предполагает символическое видение мира. Во вступлении Ермолай-Еразм показывает мир как Божье творение, особое место отводится в нем человеку, поскольку он создан по образу и подобию Бога. Слово, исходящее от Духа и произнесенное человеком, утверждается как символ-знамение. Словом Божиим является Христос, человек может уподобиться Христу через Крещение. Желая сказать о том, как в человеке проявляется образ и подобие Божие, автор переходит на язык прообразовательных символов. Но в произведении это единственный фрагмент, где разворачивается процесс символизации. В остальных случаях автор позволяет читателю самому мысленно восходить к прообразу, раскрывать духовный смысл изображаемого. Если рассматривать разные редакции повести как работу интерпретатора, особенно заметно проявляется символизация во Второй и Третьей редакции. Кроме того, все редакторы ощущают значимость диалога в произведении. При отказе от диалога произведение утрачивает конкретное содержание. С помощью христианских символов в повести показано преображение Петра на пути к спасению с помощью Февронии. Петр обретает согласие с самим собой, с Февронией, с подданными. Согласие возможно только на основе любви.

Четвертый параграф первой главы «
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconУчебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconXvi в. О святых иконах. Максим Грек. XVII в. Вопросы и ответы по...
Атрибуты печатного издания: Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Сост., общ ред и предисл. Н. К. Гаврюшина....
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вузе к подлинным шедеврам русской и мировой словесности и в то же время дает весьма четкий понятийный и терминологический инструментарий...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconМежду православием и пантеизмом
В статье рассматривается коллизия русской словесности XIX века, оказавшейся в своих ценностных основаниях под влиянием Православия...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема года «Художественная культура ХIХ-ХХ веков: путь русской художественной культуры от вершин классики к противоречивым течениям...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconИстория средних веков
Примерной программы основного общего образования по истории, в соответствии с п ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к учебникам Данилова...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра; развивать мышление, речь, формировать умение передавать...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconXvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска...
Xvi. Русская культура на рубеже XIX – XX веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconТематическое планирование по курсу: «История средних веков» к учебнику...
«История средних веков» к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История средних веков» 6 класс М. «Просвещение» 2007г и «История...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconРабочая программа дисциплины (модуля) дв 2 русская литература и искусство...
Сформировать целостное эстетическое впечатление об этапах развития русской словесности, персоналиях процесса, основных шедеврах русской...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник «Серебряный век русской литературы» выходит в серии книг «Три века русской литературы». Называние веков русской литературы...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconРабочая программа предмета история по содержательным курсам «История средних веков»
«История средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Ярославского края до конца XV века»
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconРусская литература ХХ века
Они помогут сориентироваться в обширной художественной, научной и учебно-методической литературе. Пособие адресовано студентам филологам...
Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков iconФеномен улыбки в русской, английской и американской культуре
Ведущая организация: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А добролюбова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск