Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая





НазваниеXvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая
страница1/5
Дата публикации26.09.2014
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Глава XVI. Русская культура на рубеже XIX – XX веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной

и социальной жизни общества

XIX век, особенно вторая половина этого исторического времени, стал эпохой всестороннего подъема русской национальной культуры. Неудержимая жажда знаний, охватившая многомиллионные массы народа, просветительное движение среди передовых представителей русского образованного общества, появление целой плеяды писателей, художников, артистов, ученых, педагогов, вышедших из широких демократических кругов, расцвет литературы и искусства, крупнейшие успехи науки и рост грамотности, образованности населения – все это составляет характерную особенность второй половины XIX века. Подъем русской культуры в 60-80-е годы этого столетия – прямой результат дальнейшего развития русской нации, роста национального самосознания народа, его могучих творческих сил и прогрессивных исторических устремлений.


Н.А. Бердяев, тяготевший к образной метафоричности в своей яркой философии, первым данный период назвал «культурным ренессансом», «серебряным веком» («Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века» (1918) и др.). Определение затем закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н. Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1903), а вслед за изданием книги С. Маковского «На Парнасе серебряного века» (1962) окончательно вошло в литературный оборот.

О понятии

«серебряный век»

с точки зрения культурологии
Наступивший рубеж XIX-XX вв. ознаменовался бурными процессами и событиями, радикальными изменениями не только в политической, социально-экономической жизни России, но и в сфере культуры, общественного сознания, настроениях различных слоев народных масс. Рубеж столетий – это особый период в культурной истории России, который теперь общепринято называть «серебряным веком». Метафорический термин «серебряный век» весьма условен и не имеет четкого и строго научного определения ни в содержательном, ни в хронологическом отношении. Многие авторы время «серебряного века» ограничивают 20-25 годами на рубеже XIX–XX вв., другие расширяют его до 40 лет. По аналогии с пушкинским периодом (20-40-е годы XIX века) – «золотым веком» конец XIX–начало XX века именно литературоведами был назван «серебряным веком» на основании того, что в эти годы русская поэзия вновь переживала состояние своего блистательного развития. В данном («узком») контексте метафора «серебряный» вполне оправдана, ибо она отражала новые явления в художественной культуре, в первую очередь, в поэзии, изобразительном искусстве, архитектуре, а также в общественно-интеллек-туальной мысли, прежде всего философии. Поэты, художники, музыканты, зодчие, а рядом с ними философы различных направлений выражали, с одной стороны, явную неудовлетворенность российской действительностью на рубеже XIX–XX вв. («обыденной серостью»), а, с другой, жаждали новых открытий невиданных ранее «миров», ставили множество экспериментов, как и их предшественники давали свои, нередко оригинальные, ответы на «вечные» русские вопросы «кто виноват?» и «что делать?».

Однако в общесоциологическом, культурно-историческом (т.е. «широком» – культорологическом) смысле метафора «серебряный» не позволяет охватить и оценить все многообразие и полноту социокультурных процессов, явлений и противоречий, проявившихся в российском обществе на рубеже XIX-XX вв., в том числе, естественно, и в русской национальной культуре в целом. Между тем следует помнить, что любой культурный процесс, как и отдельные проявления культурной жизни общества, могут быть адекватно понимаемы при одном непременном условии, а именно: необходимо знать, понимать и учитывать политическую, социально-экономическую обстановку в стране на конкретном историческом этапе, условия, время и место развития как позитивных, так и негативных тенденций. Культура, являясь продуктом человеческой деятельности, не может существовать вне сферы всей совокупности общественных отношений…

Р
На изломе русской культурной истории:

новые проблемы и противоречия
убеж веков (конец XIX–начало XX вв.) – один из сложнейших и интереснейших периодов в социокультурном развитии России, время, отмеченное важнейшими сдвигами как в социальной, так и в духовной жизни общества.

СФЕРА ЭКОНОМИКИ: в России быстро развивался новый общественный уклад – капитализм. Глубинными основами этого исторического процесса являлись развитие хозяйства, капиталистическая индустриализация экономики, распространение машинного производства и товарно-денежных отношений, возрастание роли городов (урбанизация страны) в общественно-хозяйственной и культурной жизни России. За десятилетие (1891-1900 гг.) страна совершила огромный рывок в своем развитии: объем промышленного производства удвоился. В 1883-1900 гг. было построено 22 тыс. км железных дорог, что вдвое больше, чем за предшествующие 20 лет. Росли капиталовложения в новые отрасли промышленного производства, развивались производительные силы страны: Россия стремилась догнать передовые индустриально развитые страны Европы. За период с 1885 по 1913 гг. среднегодовые темпы роста промышленного производства России составили 5,8%, США – 5,2%, Германии – 4,5%1. Страна лидировала по показателю концентрации производства, а энерговооруженность труда в российской промышленности была выше, чем в германской и французской. Но процесс ускоренного развития капитализма в стране, во-первых, вел к новому напряжению всех сил народа, прежде всего трудового населения (крестьян и рабочих), а, во-вторых, к неизбежному усложнению и обострению социальных и политических проблем. Так, широкое привлечение иностранных капиталов делало экономику России зависимой от западноевропейского рынка. В 1900-1903 гг. (время мирового экономического кризиса) в стране было закрыто свыше 3-х тыс. предприятий, работы лишились 112 тыс. рабочих2. Промышленная индустриализация вела к разорению кустарного, ремесленного и промыслового производства, в первую очередь связанного с сельским хозяйством. (Число «кустарей» в России было велико: только в Среднерусской черноземной зоне их число составляло 500 тыс., в то время как на заводах работало 127 тыс. рабочих). Происходило разорение и самого крестьянства, за счет которого увеличивался городской пролетариат. Экономический кризис 1900-х годов поставил деревню (4/5 населения страны) в угрожающее положение3.

СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: в процессе капитализации России качественные изменения происходили в социально-классовой структуре общества на рубеже XIX-XX вв. А это значит, что изменения происходили в самом субъекте русской культуры: он усложнялся и дифференцировался. Деревенская, крестьянская Русь быстро меняла свой облик: за первые полтора десятилетия XX века городское население России увеличивалось на 8,6 млн. человек. В 1914 г. в городах империи уже насчитывалось почти 23,5 млн. жителей. Большие города из камня, кирпича, цемента, железа и стали росли гораздо быстрее малых. Все больше сельского люда отрывалось от занятия земледелием, переходило в промышленность, в торговлю. Уездная, сельская Россия, страна помещичьих усадеб, монастырей и церквей, уступала место индустриальной, городской, рабочей России. Взятый правительством курс на индустриализацию привел к формированию наемного рабочего нового типа – потомственного пролетария. К началу XX века этот социальный слой насчитывал уже 2,8 млн. человек. Всего же рабочих в России в это время насчитывалось от 7 до 9 млн. Большинство из них относились к наиболее бесправным слоям населения: только 25% рабочих жили в своих домах, 31% снимали жилье у частных лиц, 44% пользовались фабричными помещениями (казармы, описанные М. Горьким в повести «Детство», образ этих жилищ). Среди рабочих быстро нарастало недовольство своим положением, которое, в конце концов, вылилось в открытые выступления против власти.

Проникновение капитализма в сельское хозяйство сопровождалось расслоением крестьянства. Из него выделялись: a) буржуазия – крупное крестьянство; б) среднее крестьянство; полупролетарии или парцеллярное крестьянство (т.е. те, которые лишь частично обеспечивали себя продовольствием с собственного или арендуемого участка земли); г) пролетарии (наемные сельскохозяйственные рабочие).


Маргинальный (от лат. marginalis – находящийся на краю: margo – край, граница) – понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» человека между социальными слоями, потерю им своего социального статуса.
Этот процесс был детерминирован экономически. В результате экономической дифференциации сельхозпроизводства прежде всего стал формироваться и расширяться социальный слой людей в деревне, главным источником богатства который был не сам труд в сельском хозяйстве, а торгово-ростовщическая эксплуатация односельчан. Их в деревне стали звать «кулаками», они в начале XX века составляли до 3% сельского населения. К ним примыкали 7–8% зажиточных крестьян («середняки»), имевших, как правило, 4 лошади и 4 коровы. 25% хозяйств России были «безлошадными», а примерно 10% – не имели и коровы. Их удел – батрачество или занятие отхожим промыслом. В русской деревне стало увеличиваться избыточное население, численность которого в начале XX столетия составила 23 млн. человек. В стране рос социальный слой маргинального населения: по далеко неполным данным, насчитывалось 36200 нищих и бродяг, а также 96000 заключенных4.

Вместе с развитием капитализма в России быстро рос класс буржуазии, включавший в себя различные категории в зависимости от источников и размеров капитала. Выделялись две основные группы буржуазии:

a) поместное дворянство, владевшее гигантскими средствами в виде земельной собственности (в 1905 г. она оценивалась в 4 триллиона рублей, что на 60% превышало общую массу акционерных капиталов в стране);


Буржуазия (франц. bourgeoisie, от позднелат. burgus – укрепленный город) – господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью на средства производства и существующий за счет использования (эксплуатации) наемного труда.
б) новый слой финансовой олигархии – директора и члены правлений акционерных предприятий и банков (Рябушинские, Морозовы, Гучковы, Мамонтовы, Кнопы, Поляковы);

в) особую группу буржуазных предпринимателей составляли иностранцы: к 1900 году им принадлежала треть акционерного капитала в России. С поворотом России на капиталистический путь развития в хозяйство страны буквально хлынул иностранный капитал. «… Громадный успех некоторых фирм привел в замешательство весь деловой мир. Все теперь стремятся в Россию», – так сообщал из Одессы в 1894 г. бельгийский консул5.


Наконец, важнейшую роль в социальной, духовной и политической жизни России на рубеже XIX-XX вв. играла интеллигенция. Она была крайне неоднородной как по своему социальному составу (дворянская, буржуазная, разночинная, рабочая), так и по своим воззрениям, духовно-ценностным ориентациям: консервативно-монархическая, либерально-демократическая, радикально-революционная. В начале XX столетия интеллигенция, несмотря на разнородность своего состава, превращалась в наиболее свободомыслящую и оппозиционную – по отношению к монархическому укладу – часть общества. Она жаждала радикальных перемен в России. Русский философ Н.А. Бердяев, живший и творивший в переломную эпоху, считал, что «вся история русской интеллигенции подготовляла коммунизм»6А экономист, историк, член партии кадетов М.И. Туган-Барановский писал, что «социалистическая симпатия русской интеллигенции составляет одну из ее наиболее характерных отличительных черт», «русский интеллигент иногда фанатически привержен социализму»7

Изменения в сфере социально-экономических отношений, усложнение и дифференциация субъекта культуры не могли не сказаться на духовной культуре российского общества. ДУХОВНАЯ СФЕРА общественной жизни России была отмечена крупнейшими культурными изменениями и поворотами. «Дух эпохи», психологическая атмосфера рубежа столетий, с одной стороны, были наполнены ощущением исчерпанности прежнего пути развития страны, чувством приближающегося исторического «возмездия», а с другой, – надеждой на «спасение», обновление, выход на новые рубежи социального и культурного творчества. Для такого сложного и противоречивого самочувствия у общества были веские основания:

  • экономические изменения стимулировали развитие образования в России. Если в 1885 г. в стране было всего шесть университетов, то в начале XX в. уже работали 100 высших учебных заведений, в которых обучалось около 130 тыс. человек. Если в 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, то в середине 90-х годов – 600;

  • происходит дальнейшее развитие науки, в особенности естественных отраслей знания. И.И. Мечников и И.П. Павлов первыми из русских ученых были удостоены Нобелевской премии. Н.Е. Жуковский создал теоретические основы самолетостроения. А.Ф. Можайский первым в мире сконструировал самолет. Под руководством И.И. Сикорского были построены первые в мире самолеты «Илья Муромец», «Русский витязь». К.Э. Циолковский разработал теорию ракетного движения, заложил основы космонавтики. Работы физика А.Г. Столетова подготовили условия для создания электронного оборудования. Изобретение радио А.С. Поповым стало огромным достижением не только русской, но и всей мировой технической мысли. П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин ввели в практику использование системы электрического освещения. А.М. Бутлеров заложил основы современной органической химии. Всемирное признание получили исследования Д.И. Менделеева, открывшего периодический закон химических элементов;

  • на подъеме находится и гуманитарная сфера русской национальной культуры. Литература была представлена целым созвездием ярчайших талантов: Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, В. Короленко, А. Куприн, И. Бунин, Л. Андреев, А. Толстой, Ф. Сологуб, А. Блок, В. Брюсов, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин; живопись: В. Суриков, В. Серов, М. Врубель, К. Коровин, М. Нестеров, А. Бенуа, К. Сомов, Н. Рерих, В. Кустодиев, В. Борисов-Мусатов, А. Архипов, А. Рябушкин, В. Кандинский, К. Малевич; скульптура: П. Трубецкой, А. Голубкина, С. Коненков, С. Волнухин, Н. Андреев; архитектура: Ф. Шехтель, А. Щусев, И. Фомин, И. Жолтовский, И. Рерберг; театр: К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, И. Москвин, В. Качалов, Л. Леонидов, В. Лужский, В. Комиссаржевская, В. Мейерхольд; музыка: Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С. Рахманинов, А. Скрябин, С. Танеев; оперное искусство: Ф. Шаляпин, И. Ершов, Л. Собинов, А. Нежданова; балет: А. Павлова, Т. Корсавина, В. Нижинский и др. Такого созвездия великих имен наша духовная культура раньше не знала.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconЭлементы
Новой истории. Модерни-зация. Три эшелона модер-низации. Модернизация в экономической, полити-ческой и духовной сферах жизни общества....
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconРеферат "Золотой век" русской культуры в XIX веке
Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX...
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconТематическое планирование 8 класс
Новой истории. Модерни-зация. Три эшелона модер-низации. Модернизация в экономической, полити-ческой и духовной сферах жизни общества....
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconФакультет журналистики Русская литература конца XIX -начала XX вв
России к. XIX- нач. XX вв. Проявления духовного кризиса. Декадентство как тип мироощущения. Духовные поиски, богоискательство. Синкретизм...
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconXv. Взлет отечественной культуры XIX века как выражение национального...
Цессе, оказать огромное благотворное влияние на культурное «поле» Европы, на движение всего человечества вперед по пути социального...
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
М: Вентана-Граф, 2007,стр. 118-144; авторской программы: С. А. Зинин. Профильное обучение. Русская литература xix—xx веков./Методические...
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconРабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов
России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для...
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconЛекция. Музыка России конца XIX- начала ХХ века На рубеже XIX-XX...
Русское оперное и балетное искусство покорило европейскую публику. В развитии музыкального театра важную роль сыграли Императорский...
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconМетодические рекомендации по курсу история России XIX в. 8 класс
Родины. Задумываясь о будущем, мы должны понять систему ценностей, прерванных октябрьским переворотом и приходом в нашу страну “самого...
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для...
Истории России. XIX век (1800-1900 гг.); истории Нового времени (1800-1913) (8 класс)
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconПрограмма дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45....
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconПрограмма дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45....
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной и социальной жизни общества XIX век, особенно вторая iconПрограмма дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск