Скачать 0.89 Mb.
|
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА Программа и методические рекомендации в помощь самостоятельной работе студентов М О С К В А - 1999 Печатается по решению кафедры русской и зарубежной литературы Московского городского педагогического университета Русская литература ХХ века (после 1917 года). Программа и методические рекомендации. М.:1999. - 65 с. В пособии даны программа, справочный материал и рекомендации по изучению литературного процесса и творчества отдельных писателей, а также библиография. Они помогут сориентироваться в обширной художественной, научной и учебно-методической литературе. Пособие адресовано студентам - филологам и учителям словесности средних и высших учебных заведений. Редактор-составитель - д.ф.н., проф. Л.П.Кременцов Рецензент - д.ф.н., проф. С.А.Джанумов © Московский городской педагогический университет, 1999 ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ Программа - пособие состоит из трех разделов. В первом - в хронологической последовательности представлен в его основных моментах историко-литературный процесс с 1917 года по настоящее время. Во втором - рекомендации по изучению творчества отдельных писателей. Программа помогает выявить основные моменты в творческой эволюции художника, главные особенности его творческой индивидуальности. В третьем - собрана библиография. Здесь устанавливается круг чтения, указываются пособия по основным проблемам изучения как литературного процесса, так и отдельных писателей и произведений. Изучение русской литературы двадцатого века (после 1917 года) продолжается в течение трех семестров. Материал может быть распределен по семестрам таким образом: 1917-1940, 40-60-е годы, 70-90-е. В зависимости от конкретного учебного плана в это распределение могут быть внесены коррективы. Программа предусматривает выполнение студентом трех самостоятельных письменных работ в каждом семестре: подготовка литературного портрета писателя или фрагментов к нему; реферат по книге или статье, посвященным той или иной изучаемой проблеме; обзоры новых литературных журналов, включающие рецензирование как художественных произведений, так и литературоведческих материалов. На проверку каждой из этих работ устанавливается по 0,33 часа. Программа предоставляет необходимую для начала работы информацию: сведения о жизни и творчестве писателей, даты основных событий в литературной жизни, сведения о литературно-художественных журналах и альманахах, необходимый источниковедческий материал и т.п. В В Е Д Е Н И Е Методологические проблемы изучения и преподавания русской литературы двадцатого века. Двадцатый век как особая художественная эпоха в развитии мирового искусства. Основные литературные направления, течения, школы, группы. Модернистские и постмодернистские тенденции. Литература и мифология. Интерпретация мифа в литературе двадцатого века, ее своеобразие. Антиутопия в мировом литературном процессе двадцатого века. Русская литература в контексте мирового литературного процесса. Основные этапы и своеобразие исторического развития России в двадцатом веке. Традиции и новаторство в литературном процессе периода. Противостояние гуманистического и технократического сознаний. Русская философия и русская литература в двадцатом веке. Проблема художественного метода в русской литературе двадцатого века. Социалистический реализм и его место в литературном процессе. Трагическое разъединение русской литературы после 1917 года: русская советская литература (преимущественно социалистического реализма) - М.Горький, В.Маяковский, М.Шолохов и другие; русская литература, в СССР официально не признанная и не печатавшаяся - А.Ахматова, М.Булгаков, А.Платонов и другие; литература русского зарубежья - И.Бунин, В.Набоков, В.Ходасевич и другие. Основные этапы развития русской литературы после 1917 года. Дискуссии о периодизации русской литературы двадцатого века. 80 - 90-е годы - время воссоединения русской литературы как эстетического целого. Отмена идеологических, цензурных ограничений, возвращение к читателю недоступных ранее писателей и произведений. Восстановление приоритета общечеловеческих ценностей и статуса художественной литературы как одного из видов искусства. Проблема восприятия художественной литературы в двадцатом веке. Разновидности литературы и особенности психологии чтения художественного текста. Основные библиографические источники: книги Н.Мацуева "Советская художественная литература и критика"; справочники, подготовленные библиотекой им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге: "Русские советские писатели-прозаики", "Русские советские поэты"; ежемесячный библиографический указатель "Литературоведение" ИНИОН РАН, газета "Книжное обозрение", "Литературная энциклопедия русского зарубежья", "Лексикон русской литературы двадцатого века" В.Казака и другие. РАЗДЕЛ 1.ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС. 1. Литература 1917 - 1940 годов Движение истории. Первая мировая война. Революции 1917 года. Декреты о земле и мире. Гражданская война. Военный коммунизм и установление советской власти. Деятельность Пролеткульта . Новая экономическая политика. План создания "строя цивилизованных кооператоров". Возникновение СССР. Болезнь и смерть В.И.Ленина. Политическая борьба во второй половине двадцатых годов: Л.Троцкий - Н.Бухарин - И.Сталин. Год великого перелома: коллективизация сельского хозяйства, решение об индустриализации страны. Пятилетние планы развития социалистического хозяйства. Возникновение и укрепление тоталитарного, командно-административного государственного устройства. Политические процессы и массовые репрессии тридцатых годов. Развитие науки и техники, строительство фабрик, заводов, железных дорог, электростанций - с одной стороны; использование принудительного труда, аресты в среде ученых, военных, политиков, деятелей литературы и искусства, ограничение свободы творчества, некомпетентное вмешательство в проблемы искусства ("Сумбур вместо музыки") - с другой. Международное положение СССР. Пакт о ненападении с гитлеровской Германией. "Незнаменитая" война с Финляндией. Основные тенденции в развитии литературного процесса. События первых лет революции в оценке А.Блока ("Интеллигенция и революция"), М.Горького ("Несвоевременные мысли"), В.Короленко (письма к А.Луначарскому), И.Бунина ("Окаянные дни"), В.Розанова ("Апокалипсис нашего времени"), а также В.Маяковского, И.Шмелева, З.Гиппиус и других. Размежевание писателей в отношении к революции и советской власти. Эмиграция и депортация русской интеллигенции, в том числе литераторов - И.Бунина, Л.Андреева, А.Куприна, Д.Мережковского, В.Набокова, В.Ходасевича, И.Шмелева, Б.Зайцева и многих других. Отъезд в 1921 году за границу М.Горького. Преимущественное развитие поэзии как одна из главных особенностей литературы начала периода. Очерк и рассказ ведущие жанры прозы этого времени. Своеобразие драматургии и театра. Футуризм и имажинизм в искусстве первых лет революции. Литературная политика Пролеткульта. Содержание и форма пролеткультовских поэзии и прозы. Активизация литературной жизни в начале двадцатых годов. Появление новых писательских имен, новых литературно-художественных журналов: "Красная новь", 21*), "Печать и революция", 21, "Молодая гвардия", 22, "На посту", 23, "Новый мир", 25 и других. Возникновение и активное противостояние многочисленных литературных группировок - "Серапионовых братьев", РАППа, "Перевала", ЛЕФа, имажинистов, экспрессионистов, биокосмистов, ничевоков и т.п. Споры о путях развития новой литературы, ее месте в общественной жизни, особенностях содержания и формы ее произведений. Проблемы традиций и новаторства в литературных дискуссиях двадцатых годов. Позиции и творчество так называемых попутчиков. Резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы", 25. Особенности литературного процесса двадцатых годов. Художественные искания и эксперименты: богатство и разнообразие тенденций - от натурализма (И.Бабель, Л.Сейфуллина и другие) до гротеска и фантастики (М.Булгаков, Е.Замятин и другие). Активизация модернистской литературы - от футуристов до обэриутов. Многообразие жанрового репертуара новой литературы. Оригинальность ее стилевого облика: "рубленая проза", "сказ", "поток сознания", новаторство в стихосложении и т.п. Проблема массы-множеств-народа и личности как одна из центральных в литературе двадцатых годов. Трактовка стихийного и сознательного начал в изображении недавних событий революции и гражданской войны. Новые тенденции в русском искусстве двадцатых годов: живописи (К.Малевич, В.Кандинский и другие), музыки (С.Прокофьев, Д.Шостакович и другие), театра (Е.Вахтангов, Вс.Мейерхольд и другие), кино (С.Эйзенщтейн, В.Пудовкин и другие). От многоцветия и разнообразия искусства к единой, обязательной для всех системе художественных принципов, от безудержной фантазии, полной свободы творчества к жестким идеологическим ограничениям - основное направление движения русской советской литературы от середины двадцатых к сороковым годам. Гонения на лирико-романтическое начало в литературе конца двадцатых - начала тридцатых годов (А.Фадеев. "Долой Шиллера!", 29) Особенности литературной жизни тридцатых годов. Создание вместо самораспустившихся и разогнанных литературных группировок единого Союза советских писателей. Открытие новых журналов - "Наши достижения", 29, "Знамя", 31, "Интернациональная литература", 33 и других. _____________________ *) Здесь и ниже цифры указывают на дату появления книги, документа, периодического издания и т.п. В случае, если между временем окончания работы и временем его публикации большая дистанция, то через запятую указываются обе даты. Дискуссии о языке, о формализме, об исторических жанрах.. Первый съезд Союза советских писателей, 34. Принятие устава Союза. Утверждение социалистического реализма в качестве основного, а фактически - единственного метода советской художественной литературы и литературной критики. Усиление идеологического давления на искусство, введение жестких цензурных ограничений. Существование в России внутренней писательской эмиграции - О.Мандельштам, А.Платонов, А.Ахматова, М.Булгаков и другие. Особенности литературного процесса тридцатых годов: начало широкого активного внедрения принципов социалистического реализма, преобладание эпического начала во всех видах творчества, создание широких полотен, многотомных романов - М.Горький, М.Шолохов, А.Толстой, В.Шишков, С.Сергеев-Ценский и другие; активизация публицистики, очерковой литературы, массовой песни; появление т.н. "производственных" жанров. Программа и деятельность журналов "Литературный критик" и "Литературная учеба". Феномен литературы русского зарубежья, ее тематическое и жанровое богатство, споры о путях ее развития (И.Бунин - Г.Адамович). Главные центры русской эмигрантской литературы: Харбин - (А.Несмелов, В.Н.Иванов, Н.Федорова и другие), Берлин, 21-23 (А.Толстой, И.Соколов-Микитов, В.Ходасевич и другие) и Париж, 21-40 ( М.Алданов, К.Бальмонт, И.Бунин, А.Куприн, М.Осоргин, А.Ремизов, Н.Тэффи и многие другие). Эмигрантские журналы ("Рубеж", "Беседа", "Современные записки", "Возрождение" и другие) и издательства (З.И.Гржебина, "Слово", "ИМКА-пресс" и другие). Ностальгические воспоминания и размышления о будущем в духовной жизни и творчестве писателей русского зарубежья. Присуждение И.Бунину Нобелевской премии по литературе за 1933 г. П Р О З А. Преобладание малых жанров в послереволюционной прозе начального периода. Цикл очерков А.Серафимовича - "Революция. Фронт и тыл", 21. Публицистика и очерки Д.Фурманова. Деревенская и военная тематика в рассказах А.Неверова "Красноармеец Терехин", 19, "Марья-большевичка", 21; П.Романова - "Обетованная земля", 18; в повести Вс.В.Иванова "Партизаны", 21. Пролеткультовская проза: сборники рассказов И.Садофьева "Окровавленная лестница",20; А.Крайского "То, что было" , 21 - мотивы жертвенности и аскетизма, отсутствие психологизма, описательность. Первые романы: В.Зазубрин "Два мира", 21; Б.Пильняк "Голый год", 21, - воссоздавшие панораму революции и гражданской войны. Поэтизация в них стихийного начала, схематизм характеров - "кожаные куртки". Основные тенденции в эволюции прозы двадцатых годов, ее проблемно-тематическое и жанрово-стилевое богатство. Документально-художественная проза о революции и гражданской войне: А.Серафимович "Железный поток", 24; Д.Фурманов "Чапаев", 23, "Мятеж",25. Рассказы-очерки, рассказы-новеллы, циклы рассказов в прозе двадцатых годов, их проблематика и художественное своеобразие: М.Горький - "Рассказы 1922-1924 годов", В.Шишков - "Шутейные рассказы", 21-24; циклы И.Бабеля - "Конармия", 23-25 и "Одесские рассказы", 21-24; сборники рассказов М.Шолохова - "Донские рассказы" и "Лазоревая степь", оба - 26; сатирические рассказы М.Зощенко и П.Романова, рассказы А.Толстого - "Голубые города", 25 , "Гадюка", 26 и другие. Типология русского советского рассказа двадцатых годов. Своеобразие остросоциального конфликта и герой времени в повестях Ю.Либединского "Неделя", 22; Л.Сейфуллиной "Перегной", 22, "Виринея",24; Вс.Иванова "Бронепоезд 14-69", 22; К.Федина "Анна Тимофеевна", 23; В.Зазубрина "Щепка", 24,89 и других. Особенности жанра социального и социально-психологического романов в прозе двадцатых годов. Художественное исследование современной действительности и разнообразных человеческих характеров в книгах М.Булгакова "Белая гвардия",24, В.Вересаева "В тупике", 22, Ф.Гладкова "Цемент", 25, Л.Леонова "Барсуки", 24, "Вор", 27, А.Фадеева "Разгром", 26, К.Федина "Города и годы", 24; а также М.Осоргина "Сивцев Вражек", 28, А.Ремизова "Взвихренная Русь", 27 и других. Типологические сближения и неповторимость творческих индивидуальностей мастеров этого жанра. Историческая тематика в прозе двадцатых годов: Ю.Тынянов - "Кюхля",25, "Смерть Вазир-Мухтара", 28, "Подпоручик Киже", 28;.О.Форш - "Одеты камнем", 25, "Современники", 26, А.Чапыгин - "Разин Степан", 26, а также М.Алданов - "Мыслитель", 23-27, "Заговор", 26 и другие. Проблемы воспитания в прозе двадцатых - тридцатых годов: Л.Сейфуллина - "Правонарушители", 22, А.Неверов - "Ташкент - город хлебный", 23, Л.Пантелеев, Г.Белых - "Республика ШКИД",27, Н.Огнев - "Дневник Кости Рябцева", 27, А.Макаренко - "Педагогическая поэма", 36. Романтические тенденции в прозе двадцатых. Условно-символический характер изображения событий и героев революции и гражданской войны в произведениях А.Малышкина "Падение Даира",23, А.Неверова "Андрон Непутёвый", 23, Б.Лавренёва "Ветер", 24, Артема Весёлого "Реки огненные", 23, Россия, кровью умытая", 24. Мир романтической фантазии в прозе А.Грина - "Алые паруса", 23, "Бегущая по волнам",28. Особенности научно-фантастической прозы: "Аэлита", 23 и "Гиперболоид инженера Гарина", 27 А.Толстого; "Голова профессора Доуэля", 25 и "Человек-амфибия", 28 А.Беляева; "Плутония",24 и "Земля Санникова", 26 В.Обручева и другие. Социальная обусловленность возникновения в прозе двадцатых годов жанра антиутопии: Е.Замятин - "Мы", 20,88; А.Платонов - "Котлован", 30,87 и "Чевенгур", 28,88; А.Чаянов (Ив.Кремнев) - "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии", 29,88. Традиции русской антиутопии в зарубежной литературе: О.Хаксли - "О, дивный новый мир", 32, Д.Оруэлл "1984", 48. Многообразие сатирических жанров. Гротеск и гипербола, ирония и сарказм, фантастика и юмор в рассказах М.Зощенко и Е.Замятина, в повести М.Булгакова "Собачье сердце", 25,87, в романах И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев", 28 и "Золотой теленок", 31, Ю.Олеши "Зависть", 27, А.Платонова "Город Градов", 27; а также в произведениях писателей-сатириков русского зарубежья: А,Аверченко - "Дюжина ножей в спину революции", 21, А.Черного (Саши Черного) - "Несерьезные рассказы", 28, Дон-Аминадо - "Накинув плащ", 28. х х х Проза тридцатых годов: тяготение к крупным эпическим полотнам, расцвет "производственных" жанров, активизация очерковой публицистической литературы. Картины строительства в книгах Л.Леонова - "Соть",30, М.Шагинян - "Гидроцентраль", 31, В.Катаева - "Время, вперед", 32, К.Паустовского - "Колхида", 34, И.Эренбурга - "День второй", 34 и других. Судьбы современников в изображении А.Платонова - "Ювенильное море", 34,86, Ю.Крымова - "Танкер "Дербент", 38, А.Малышкина - "Люди из захолустья", 38, в повестях и рассказах Ивана Катаева и других. Процессы коллективизации в интерпретации М.Шолохова в "Поднятой целине", кн.1, 32, Ф.Панферова в "Брусках", 28-37. А.Платонова в "Котловане", 30 и других. Революция и гражданская война в книгах А.Фадеева, М.Шолохова, А.Толстого. Жизнь и творчество Николая Островского. Картины гражданской войны в романе "Как закалялась сталь", 32-34. Особенности эволюции исторических жанров в тридцатые годы. Интерес к переломным моментам отечественной истории в книгах : "Петр Первый", 29-45 А.Толстого, "Цусима",35 А.Новикова-Прибоя, "Севастопольская страда", 39 С.Сергеева-Ценского и других. Процесс переоценки прошлого в исторических произведениях этого времени. Типологические особенности исторического романа. Историко-биографический жанр в прозе тридцатых годов: О.Форш - "Радищев", 32, Ю.Тынянов - "Пушкин", 35-43, Г.Шторм - "Повесть о Болотникове", 30 и другие. Писатели - А.Антоновская, К.Паустовский, А.Чапыгин, В.Шишков, В.Ян - в работе над исторической тематикой. Создание М.Булгаковым "Театрального романа", 36-37, 65 и "Мастера и Маргариты", 27-40, 67. Судьба и проза Л.Добычина. Повесть Л.Чуковской "Софья Петровна", 39-40, 88 - одно из первых произведений русской литературы о трагической судьбе человека в условиях тоталитарного режима. Феномен научно-художественной литературы. Расцвет науки и техники - деятельность выдающихся ученых В.Вернадского, Н.Вавилова, К.Циолковского, И.Павлова, П.Капицы, С.Королева, А.Туполева и других - как стимул возрождения и эволюции научно-художественной литературы. Своеобразие ее содержания и формы. Книги К.Паустовского - "Кара-Бугаз", 32, "Черное море", 36, "Мещорская сторона", 39; В.Бианки - "Лесная газета", 28, М.Пришвина - "Жень-Шень", 33, Б.Житкова - "Пароход", 35, М.Ильина - "Рассказ о великом плане", 30 и другие. Проблематика и художественное своеобразие русской прозы за рубежом: И.Бунин - "Жизнь Арсеньева", 27-33, "Темные аллеи", 43; А.Куприн - "Юнкера", 28-33; И.Шмелев - "Солнце мертвых", 23, "Лето Господне", 33; Б.Зайцев - "Дом в Пасси", 35, "Путешествие Глеба", 37; В.Набоков - "Приглашение на казнь", 35-36, "Дар", 37; Н.Тэффи - "Городок", 28, "Ведьма",36, "О нежности", 38 ; Б.Поплавский - "Аполлон Безобразов", 34, 92; М.Алданов в тридцатые годы - "Ключ",30, "Бегство",32, "Пещера", 36 и другие. |
Республика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа... «Русская литература 19 века» в 2-х частях и В. П. Журавлева «Русская литература 20 века» в 2-х частях. Содержание курса на историко-литературной... | Тема урока час Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века | ||
Пояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована... Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа | Пояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована... Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа | ||
Утверждена Методические рекомендации по использованию учебников «Русская литература XIX века» под редакцией А. Н. Архангельского и «Русская... | Русская литература 18 века методические материалы для студентов фж темы рефератов Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. М.,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету литература 10 класса составлена на основе авторской программы. «Русская литература» (базовый уровень),... | Тематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура «Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»... | Приказ №129 от 14. 08. 2012 г. Рассмотрено руководитель Методического совета Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Программой для общеобразовательных учреждений 10-11... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... «Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой... | Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;... | ||
Литература. Цикл уроков: «творчество с. Есенина» Базовый учебник – «Русская литература 20 века в 2-х частях» /Под ред. В. П. Журавлёва | Литература 10 класс. «Русская литература 19 века» Ю. В. Лебедев часть 2 Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | ||
Литература 10 класс. «Русская литература 19 века» Ю. В. Лебедев часть... Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г | Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |