Скачать 0.51 Mb.
|
Республика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 «Источник» (МОУ «Средняя школа №2») Обсуждена и согласована Утверждаю на заседании методического Директор________С.Ф. Макаренко объединения учителей «1» сентября 2012 года гуманитарного цикла Протокол № 1 Приказ № 331 « 30 »_августа_2012 года Руководитель методического объединения Шувалова А.А. Принята на педагогическом совете Протокол № 7 «30» августа 2012 года Рабочая программа учебного курса «Литература» 10А класс Разработчик программы учитель русского языка и литературы Дужик Светлана Николаевна 2012 - 2013 г. Пояснительная записка. Вид учебной программы, ее особенности. Данная программа составлена на основе программы Коровиной В.Я., с использованием учебников Ю.В. Лебедева «Русская литература 19 века» в 2-х частях и В.П. Журавлева «Русская литература 20 века» в 2-х частях. Содержание курса на историко-литературной основе представляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений 19- 20 века. Программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю, 105 часов в год. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесенность общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает возможность учителю обратиться к «вечным» темам. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности,усилить их нравственно-эстетическое воздействие на обучающихся. Цели и задачи Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Цель изучения литературы в старших классах- приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Одна из составляющих литературного образования- литературное творчество обучающихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально- нравственные ориентиры. Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить обучающихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе. Монографические темы дают достаточную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие- более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений. Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей. Задачи: - формировать способность понимать и эстетически воспринимать произведения русской классической литературы, - обогащать духовный мир обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к произведениям литературы писателей Карелии, - развивать и совершенствовать устную и письменную речьобучающихся, - обеспечить освоение теоретических понятий, способствующих более глубокому постижению конкретных художественных произведений. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений,связанных с развитием воображения и творческой деятельности ученика. Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теорико- литературных понятий. Курс литературы в старших классах опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий, связанных со знаниями и умениями обучающихся: - Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. - Выразительное чтение, в том числе и наизусть, любого художественного текста. - Использование в своих ответах различные виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием. - Ответы на вопросы и решение тестов, раскрывающих знание и понимание текста произведений. - Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов. - Анализ и интерпретация произведения, устное оформление собственного мнения о прочитанном материале. - Составление конспектов изученных критических статей, написание отзывов о произведении. - Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. - Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними, в том числе с использование ИКТ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности: - выделение характерных причинно-следственных связей, - сравнение и сопоставление, - умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома, - самостоятельное выполнение различных видов творческих работ, - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развернутом виде, - осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выборочное и т.д.). - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, презентация, аудиовизуальный рад и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, - составление конспекта, тезиса, плана, опорной схемы, - подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной и письменной речи результатов своего исследования, - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет- ресурсы и другие базы данных, - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Технологии организации образовательного процесса, обоснование целесообразности их использования. Учитывая то, что в основном старшеклассники уже подготовлены к восприятию литературного материала, на уроках в 10 классах приходится вести диалог, наиболее приемлемыми технологиями для этого являются: - работа в парах или группах, - творческая мастерская и ее элементы, - дискуссия, - эвристический подход к изучению нового материала, - ролевая игра, - проектная деятельность, - ИКТ технологии, - технологии работы с текстом. Типы уроков тоже строятся в соответствии с уже имеющимися у выпускников знаниями: - библиотечный урок (проводится в библиотеке, строится на использовании обучающимися справочными пособиями с использованием индивидуальных заданий). - семинарские занятия, требующие подготовки каждого обучающегося и совместной работы в классе. - практикумы по составлению таблиц и схем, систематизирующих изучаемый материал. - уроки развития речи. - уроки внеклассного чтения Межпредметные связи. Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета- важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно- историческую память обучающихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Реализация национально-регионального компонента. В часы регионального компонента введено изучение современной литературы Карелии, видеоматериал, связанный с осознание исторических процессов, происходящих на «малой Родине» обучающихся : « Соловки- жемчужина Севера» и повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Знакомятся старшеклассники и с лирическими произведениями карельских писателей. Распределение учебного материала
Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (3 часа в неделю, 105 часов в год)
Основные виды устных и письменных работ. Устно: выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение. Устный пересказ всех видов, подготовка характеристики героев, рассказ, сообщение о мастерстве писателя, сопровождаемое презентацией, подготовленной дома. Выделение стилистических особенностей литературных произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного, рецензия на прочитанный текст.
- А.С. Пушкин. 2 стихотворения (по выбору учащихся). - М.Ю. Лермонтов. 2 стихотворения (по выбору учащихся). - А.А. Фет. «На заре ты ее не буди», «Я пришел к тебе с приветом», «Какая ночь!». - Н.А.Некрасов. «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди», «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок по выбору). - А.Н.Островский. «Гроза» (монолог по выбору). - И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (отрывок по выбору). Основные виды письменных работ. Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю, опорных схем. Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев литературных произведений. Создание оригинальных произведений. Подготовка конспектов критических статей. Подготовка к тестам различной направленности в соответствии с материалами ЕГЭ. Создание рецензии на прочитанный литературный материал. Организация контроля знаний.
В течение года: словарные диктанты, написание сочинений, контрольные тесты по изученной теме. Учебно- методическое обеспечение предмета.
1. Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс, Учебн.: в 2 ч..- М.: Просвещение. 2007г. 2. Тексты литературных произведений. 3. Чертов В.Ф. Тесты. Вопросы и задания по курсу литературы 19 и 20 века.- М: Просвещение. 2004 г. 4. Москвин В.П. Стилистика русского языка: приемы и средства выразительной и образной речи ( общая классификация)- Волгоград, 2004г. 2. Литература для учителя: 1. Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс, Учебн.: в 2 ч..- М.: Просвещение. 2007г. 2. Русская литература 20 века: Учебн. для 11 кл. в 2 ч. под ред. В.П. Журавлева.- М.: Просвещение.2007г. 3. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература. 10 кл.: Поурочные разработки.- М.: Просвещение, 2006г. 4. уроки литературы: 11 кл.: Кн. Для учителя / под ред. В.П.Журавлева.- М: Просвещение, 2002, 2003 г. Для подготовки уроков используются материалы лаборатории филогов, а также Интернет- ресурсы. 5. Каплан Е.И. Анализ произведений русской классики. Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента.- М.: Новая школа,1997г. 6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы.- М:Дрофа, 2002 г. 7. Косивцова Л.И., Тропкина Л.А. Открытые уроки по литературе. 9-22 классы.- Волгоград: Учитель- АСТ, 2002. 8. Скорпина Н.М. Анализ лирического произведения в старших классах.- Влогоград: Учитель- АСТ, 2002 г. Материально-техническая база С сентября 2009 учебного года уроки русского языка возможно проводить в кабинете №353, оснащенного специальной компьютерной техникой (монитор, проектор, колонки, системный блок). Рабочее место учителя в кабинете №353, а также компьютеры в кабинетах информатики имеют возможность выхода в Интернет. Компьютеры используются учителями-предметниками для составления электронной базы данных образовательного процесса. В школе создан и регулярно пополняется информацией о проводимых мероприятиях школьный портал. С сентября 2009 в школе работает предметная лаборатория учителей русского языка и литературы. Преподавание русского языка в общеобразовательных и коррекционных классах ведётся по программе по программе проф. В. В. Бабайцевой. Как дополнительные используются пособия Г. А. Богдановой. Преподавание литературы ведётся по программе В. Я. Коровиной. На уроках используются дидактические материалы по литературе В. Я. Коровиной «Читаем, думаем, спорим…», видеоматериалы (учебные фильмы, фрагменты экранизированных произведений), репродукции картин, аудиозаписи, ИКТ-технологии. Учителя русского языка и литературы проводят следующие специальные курсы:
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Односторонние таблицы: 1. Таблица: Виды строф в лирике (восьмистишие). (1) 001294010000
Двусторонние таблицы:
Республика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа |
Моу «Средняя школа №38» за 2012 2013 учебный год 185000 Республика Карелия Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа | Открытый информационный доклад Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа Средняя общеобразовательная школа №10 | ||
Правила внутреннего распорядка воспитанников муниципального бюджетного... Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида №83 «Звездочка» | Информация о выполнение Плана мероприятий на 2011-2015 годы по реализации... Плана мероприятий на 2011-2015 годы по реализации на территории Петрозаводского городского округа Концепции демографической политики... | ||
Комитет образования администрация Заводоуковского городского округа... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Публичный доклад директора муниципального общеобразовательного учреждения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» открыто в 1966 году. Учредителем оу является... | ||
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение петрозаводского городского округа | Администрация Петрозаводского городского округа комитет социального развития приказ Обеспечивать целостность педагогического процесса при внедрении новых форм планирования воспитательно-образовательной работы | ||
Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 городского округа Тольятти | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организатор конкурса – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Петрозаводского городского... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского... Алексеева С. А., учитель начальных классов моу гимназия №3 городского округа город Шарья | Постановление От 30 сентября 2010 г n 1704 об утверждении долгосрочной... Михайловка от 22. 07. 2008 n 990 "Об утверждении Положения о долгосрочных целевых программах городского округа город Михайловка",... | ||
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | Находкинского городского округа муниципальное бюджетное общеобразовательное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная | ||
Администрации городского округа шуя муниципальное учреждение «городской... Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь | Тема реферата Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области |