5. Руководство учебными исследованиями





Скачать 383.35 Kb.
Название5. Руководство учебными исследованиями
страница1/4
Дата публикации28.05.2015
Размер383.35 Kb.
ТипРуководство
100-bal.ru > Физика > Руководство
  1   2   3   4
Материалы педагогического опыта:

Создание условий для формирования ключевых компетентностей школьников через организацию исследовательской деятельности во внеурочное время.

Выполнила:

Ксенофонтова Зинаида Ивановна

учитель физики МОУ СОШ № 67


Хабаровск

2010г.


Содержание:
Введение.
Основная часть.

1.Актуальность темы.

2. Ценность образования — это не знания, а действия.

2.1 Ключевые компетентности.

2.2. ИД - процесс совместной работы.
3. Усовершенствование педагогического опыта.
4.Описание опыта.

4.1. Структура организации внеурочной исследовательской деятельности школьников.

4.2. Руководство исследовательской деятельностью .

4.3. Структура НОУ (предметная область – физика).
5. Руководство учебными исследованиями.

5.1. Обучение приемам исследования.

5.2. Выбор темы исследовательской работы.
6. Мотивация.

6.1. Проблема школьной мотивации.

6.2. Из опыта работы.

6.3. Ожидаемые результаты.
7. Уровни представления работ.
Заключение: результативность работы в технологии учебного и научного исследования.

Библиография.
Приложение (методическое обеспечение).
Введение.

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Традиционное образование является закрытой, жестко структурированной системой, задающей для всех одни и те же параметры. В ХХI веке продолжает нарастать ее кризис. Сегодня школа не может ограничиваться только трансляцией тщательно отобранных знаний. Ни у кого не вызывает сомнения то, что традиционная система обучения не в состоянии изменить тип мышления школьников, развить у них творческие способности.

Во-первых, классическая методика обучения очень проста: учитель объясняет, разъясняет, доказывает, показывает, а ученики воспринимают, запоминают и пересказывают; учитель предлагает типовые задания, а ученики воспроизводят образец. При этом главные психологические механизмы: - механическое запоминание и воспроизведение. Здесь нет места творчеству.

Во-вторых, программу сильно сократили. Физика - сложный предмет, интерес к изучению предмета у учащихся резко снизился. Встал вопрос: как учить дальше? Как поднять интерес к предмету?

Как в условиях модернизации Российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Нужно учащихся научить самих добывать знания, поэтому и нужен новый подход к изучению содержания образования - компетентностный, который строят на основе личного опыта учащегося.

Одной из самых многозначных, в области спектра возможных применяемых решений, является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью.

Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин.

Использование полученного опыта позволило превратить исследовательскую деятельность школьников в эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению физики, а также для межпредметной поддержки курсов ряда школьных дисциплин.

Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты руководителей-организаторов, которые, опираясь на взвешенные решения ряда общих проблем, а также используя индивидуальный подход к учащимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди школьников.


1.Актуальность темы.

«Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь» К. Прутков

Одним из направлений национальной инициативы «Наша новая школа», объявленной президентом на заседании совета по национальным проектам, является: развитие системы поддержки талантливых детей

Актуальность темы данной работы определяется рядом противоречий, сложившихся в сфере педагогической работы с детьми.

  • между социально-педагогическими требованиями к саморазвивающейся личности и существующими ныне целенаправленно организуемыми формами обучения и воспитания школьников;

  • между необходимостью развития полноценной творческой личности и отсутствием комплексной педагогической поддержки личностного саморазвития;

  • между потребностью общества в талантливой молодежи, способной к творческому решению нестандартных ситуаций и недостаточной педагогической практикой опыта работы.

Современное школьное обучение должно ориентироваться на создание условий для формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В Стандартах второго поколения «Физика. Естествознание» выделен раздел «Внеурочные занятия по физике», в котором дана примерная программа внеурочных занятий. Реализация её возможна в условиях опоры на исследовательское поведение.

В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

Поскольку в рамках традиционной классно-урочной системы возможно лишь достижение нормативного уровня знаний, умений и навыков, то современная система образования, интегральным результатом которой является образованность - достижение личностных компетентностей, должна предоставлять учащимся возможности развития через разнообразные формы деятельности, в том числе и исследовательскую. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность учащихся осуществляется в учебной и внеурочной деятельности, предполагает работу по использованию ИКТ, способствует самореализации школьников и их социализации. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать. Современный мир требует самоотдачи, самореализации, самостоятельности. У детей появляется боязнь ответственности, страх оказаться в центре внимания, замкнутость. Роль учителя мобилизовать ученические ресурсы. Все выше сказанное побудило меня применять в педагогической деятельности исследовательский метод.

Педагогические задачи, которые я решаю в ходе работы над этой проблемой:


  • Изучить психолого-педагогические и методические основы компетентностного подхода в образовании;

  • Совершенствовать профессиональные навыки в использовании современных педагогических технологий, методов и приемов по формированию ключевых компетентностей обучающихся;

  • Изучить и проводить диагностику, мониторинг и анализ результатов использования компетентностного подхода.


Задачи, которые должно решать обучение детей через организацию исследовательской деятельности - создание условий для:


  • развития способностей учащихся формировать свое мнение и умение его отстаивать;

  • выявления склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности;

  • развития умения самостоятельно, творчески мыслить;

  • развития аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и проведения исследований..

  • развития интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений

  • развития самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

  • развития абстрактного мышления, необходимого учащемуся;

  • развития умения общаться с аудиторией.

  • Привития желания в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

  • Помощи в выборе профессии.


Постановка этих задач по отношению к обучению одаренных детей имеет первостепенное значение, что связано как с особенностями таких детей, для которых традиционная задача обучения - усвоение знаний, умений и

.навыков - может стать причиной негативного отношения к школе, так и со спецификой социального заказа. Ведь с точки зрения социального заказа забота об одаренных детях обусловлена тем, что именно на них в первую очередь возлагаются надежды на решение проблем, стоящих перед обществом, с ними связывают ожидания по внесению наибольшего вклада в развитие культуры и науки, экономики и техники.

То же можно сказать и о еще одной, чрезвычайно важной задаче обучения – создание условий для развития творческой личности ребенка.

Педагогическая деятельность, как часть образовательной среды, направленной на формирование исследовательской деятельности школьников, имеет свои специфические особенности. Прежде всего, педагог должен четко осознавать личностный смысл своей деятельности, без этого он не сможет организовать целенаправленную работу своих учеников.

2. Ценность образования — это не знания, а действия.

2.1 Ключевые компетентности.
В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для российской школы. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности. В этих условиях важно научить учащихся умениям приобретать знания. К тому же на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения исследовательских работ приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Мною представлена система работы по созданию условий для формирования ключевых компетентностей школьников через организацию исследовательской деятельности во внеурочное время.

Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач.

Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, является следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельностного опыта.

По словам Г. Спенсера «Великая ценность образования — это не знания, а действия».

Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности. Различают основные группы компетентностей: ключевые, общепредметные для одной образовательной области (например, естествознание) и предметные (в рамках одного предмета).

Анализ особенностей содержания предмета физики и возможностей обучающихся, уровня их развития позволяет мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетентности: ценностно-

смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, информационные.

(Классификация А.В. Хуторского доктора пед наук, академика международной пед академии «Ключевые компетентности как компонент личностно- ориентированного образования» Н.О. №5 2003г).

Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей обучающихся я могу представить так:

во-первых, это изменение своей личной позиции в организации внеурочной деятельности, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: наставника, координатора, партнера. Моя задача – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества Ш. Амонашвили.

во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей, включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

ориентация процесса внеурочных занятий на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; организация продуктивной групповой работы;

Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей.

Наряду с традиционными способами повышения мотивации, я отдаю предпочтение таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка.

С какого возраста можно заниматься исследовательской работой?

Что такое учебное, научное исследование?

С чего начать?

Главным смыслом исследования в школе есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. В науке главной целью является производство новых знаний. В образовании цель исследовательской деятельности - приобретение учащимися функционального навыка исследования, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Ребенок любознателен, то есть ему всё «любо знать», всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врожденные исследовательские качества? С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. В раннем детстве интересно абсолютно всё! Но проходит совсем немного времени, и проявляется избирательность – исследуется только то, что вызывает настоящий интерес. Ребенок идет в школу и ему приходится уделять внимание разнородным материалам, запланированным программами и стандартами. И очень часто на исследование того, что вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил. И это несмотря на личностно-ориентированный подход в обучении!

Исследовательские качества, конечно, не угасают совсем, но переходят в пассивный багаж. А в 7-8 классах, когда начинаются олимпиады, конференции, учителя пытаются «развивать исследовательские умения и качества», но фактически приходится не столько развивать, сколько реанимировать «впавшее в кому» врожденное желание познавать мир. Исследовательский дух может проснуться и проявить себя очень бурно в старшем школьном возрасте, а может так и провести всю жизнь в спячке

Для учащихся среднего и старшего звена эффективны:


  • проведение межшкольных предметных недель;

  • семинары и конференции типа «школьники – студенты» (живое общение, экскурсии, конкуренция в проектировании дадут гораздо больше, чем профориентационная беседа представителей учебных заведений);

  • защита проектов, рефератов.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

5. Руководство учебными исследованиями icon"Поезд здоровья"
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconИнформационно-консультационный центр
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconЗачёт по теме «Южная Америка»
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconТема 12. Экономика и экономическая наука
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconПрограмма вступительных экзаменов по обществознанию
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconИгра по станциям «День здоровья»
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconТема: Научные основы организации сельскохозяйственного производства
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconК экономической сфере жизни общества непосредственно не относится
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconТема Предмет, функции и методология экономической науки
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconХозяйственная деятельность и правовое регулирование хозяйственной...
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconУважаемые коллеги! 22-24 мая 2013 года в фбу «СПбниилх»
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconГорбачева наталья Юрьевна организационно-экономический механизм развития животноводства
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями icon«Уральская государственная академия ветеринарной медицины» фгбоу впо «угавм»
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconКонцепция развития охотничьей отрасли и водных биологических ресурсов чувашской республики
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...
5. Руководство учебными исследованиями iconМетодические указания и темы контрольных работ для студентов заочной...
«по заказу предприятия». К студенту на время выполнения работы кафедра прикрепляет преподавателя, который консультирует или осуществляет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск