Принята на заседании
Педагогического Совета
26.08. 2011
Протокол № 1
| Согласовано
с Управляющим Советом
Китовской МСОШ
Протокол № 4
от 26.08.2011
Председатель
Управляющего Совета
____________ Сорокина А.С.
| «Утверждаю»
Директор Китовской МСОШ
__________Марова М.Б.
|
Программа развития
Китовской муниципальной средней общеобразовательной школы
Шуйского муниципального района
Ивановской области
на 2011-2015 г.г.
Содержание
1. Паспорт программы 3
2. Информационная справка о школе 6
2.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся 6
2.2. Организация образовательного процесса 12
2.3. Система воспитательной работы 20
2.4. Кадровые ресурсы 21
2.5. Система организационно-методической работы 27
3. Проблемный анализ состояния школы 30
4. Миссия школы 33
5. Концепция программы 33
6. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние 35
7. Сроки и этапы реализации Программы 42
8. Ожидаемые конечные результаты 43
9. Критерии и способы оценки эффективности реализации программы 44
10. Финансовое обеспечение Программы 46
1. Паспорт программы Наименование Программы
| Программа развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной школы на период 2011-2015 гг.
| Нормативные основы разработки Программы
| Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «Об образовании»
Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», (Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.);
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);
О внесении изменений в Закон Ивановской области «О нормативах обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение образования»
Распоряжение Правительства Ивановской области от 19 января 2010 г. № 16-
Приказ Департамента Образования Ивановской области от 27.08.2010 г. №950 «О создании школьных Центров здоровья»
Распоряжение Правительства Ивановской области «О мерах по формированию здорового образа жизни среди детей и молодежи на 2011-2012 годы от 18.03.2011»
План мероприятий по формированию здорового образа жизни среди детей и молодежи Ивановской области на 2011- 2012 годы
| Учредитель
| Администрация Шуйского муниципального района
| Заказчик Программы
| Учредитель, родители
| Разработчик Программы
| Рабочая группа, Управляющий Совет школы
| Миссия школы
| Школа, являясь системообразующим модулем социокультурного комплекса, предоставляет каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимые для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования их ключевых компетенций.
| Концепция программы
| Предполагается переориентация структуры и содержания образования на личностно-ориентированное, здоровьесберегающее обучение и воспитание детей и подростков готовых к успешной социализации в современном обществе путем создания единого образовательного пространства на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса, построенных на принципах гуманизации и традиционных культурных ценностей.
| Основная цель Программы
| Дальнейшая отработка модели школы – социокультурного комплекса, который позволит обеспечить право обучающихся на всестороннее развитие способностей и талантов в условиях культуроформирующих взаимоотношений участников образовательного процесса и социального окружения школы с ориентацией на духовно – нравственные ценности, здоровьеформирование, высокий уровень коммуникативности, открытость, информационную насыщенность.
| Основные задачи Программы
| - Обеспечение доступного качественного вариативного образования.
- Внедрение новых ФГОС.
- Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию общей культуры, гражданской ответственности, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
- Повышение профессиональной компетентности, формирование инновационной культуры педагогов.
- Развитие системы государственно-общественного управления школой.
- Повышение комфортности и безопасности образовательного учреждения.
- Создание условий для открытости школы в информационном пространстве.
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
- Повышение культуры здорового образа жизни.
| Исполнители Программы
| Школьное сообщество Китовской МСОШ (обучающиеся, родители, педагоги) и социальные партнеры
| Механизм управления реализацией и контроль исполнения Программы развития
| Контроль исполнения Программы развития осуществляет администрация школы.
По итогам каждого года реализации Программы проводится промежуточный мониторинг эффективности, вносятся необходимые корректировки. Отчет о ходе реализации программы предоставляется общественности в форме публичного доклада и публикаций на сайте школы.
По завершении срока действия Программы проводится итоговый анализ ее реализации.
| Источники финансирования Программы
| Источники финансирования Программы:
средства федерального, регионального муниципального бюджетов и внебюджетные средства
| Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
| - Доступность качественного вариативного образования.
- Переход на новые ФГОС и их освоение.
- Качественно-новая воспитательно-образовательная среда, в которую включены все субъекты образовательного процесса.
- Конкурентоспособность ОУ в развивающемся едином образовательном пространстве.
- Открытость школы в информационном пространстве.
- Формирование здорового образа жизни субъектов образования.
- Создание комфортных и безопасных условий для обучения и воспитания.
- Обеспечение высокого качества образования.
- Повышение гражданской активности и общей культуры социума, установление партнерских отношений.
- Уменьшение числа неблагополучных семей и детей «группы риска».
| Преимущества Программы Развития
| - отвечает требованиям социального заказа;
- обеспечивает возможность достижения обучающимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа;
- соответствует образовательным стандартам нового поколения;
- способствует интеграции учебной и внеучебной деятельности;
- стимулирует использование современных эффективных образовательных технологий;
- соответствует кадровым, материальным и финансовым возможностям школы;
- соответствует требованиям президентской инициативы «Наша новая школа»;
-не требуется основательного изменения основ учебно-воспитательного процесса;
-экономия бюджетных средств в связи с ближайшим размещением социальных объектов.
| Сроки реализации Программы развития
| Первый этап (2011-2012 годы) – проектно-мобилизационный.
Совершенствование модели развития образования школы. Разработка проектов. Установление договорных отношений с партнерами. Разработка программы деятельности. Формирование творческих групп. Определение критериев и показателей .Финансовая и организационная подготовка условий.
Второй этап (2013-2014 годы) – основной.
Реализация мероприятий, направленных на переход образовательного учреждения в новое качественное состояние с учетом изменяющейся образовательной среды. Разработка нормативно-правовой базы. Освоение и использование новых педагогических технологий. Организация мониторинга. Создание единого информационного пространства.
Третий этап (2015 год) – обобщающий.
Анализ достигнутых результатов, обобщение и презентация опыта, определение перспектив дальнейшего развития школы. Внешняя экспертиза.
| Индикаторы (качественно - операционные показатели)
| - положительные тенденции роста успеваемости и качества знаний, умений и навыков обучающихся;
- повышение количества выпускников средней школы, продолжающих образование;
- повышение количества обучающихся, принимающих участие в конкурсах различного уровня;
- достижения обучающихся в предметных олимпиадах различного уровня;
- повышение профессионализма педагогов;
- повышение (стабильность) уровня воспитанности обучающихся;
- снижение (не повышение) уровня заболеваемости обучающихся и учителей;
- развитие материально-технической базы образовательного процесса.
| 2. Информационная справка о школе
2.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся
Китовская МСОШ - Китовская муниципальная средняя общеобразовательная школа Шуйского муниципального района Ивановской области
Учредитель: Администрация Шуйского муниципального района Ивановской области
Лицензия:
Свидетельство о государственной аккредитации: ГА 003901 от 15 декабря 2008 г. (регистрационный номер 358)
Директор: Марова Марина Борисовна
Адрес: 155927 Ивановская область, Шуйский район, с. Китово, ул. Северная, д. 3
Телефон: 35-685
e-mail: kitovoschool@yandex.ru
Китовская муниципальная средняя общеобразовательная школа – это сельская школа с большой 115-летней историей, своими традициями, своим «лицом», своими подходами к воспитанию и обучению.
Сегодня – это современное трехэтажное здание, рассчитанное на 400 мест. Школа имеет все необходимое для осуществления полноценного учебно-воспитательного процесса: актовый зал на 200 посадочных мест, спортивный зал площадью 275 кв.м, спортивные и игровые площадки, лыжную базу, 2 компьютерных класса, хорошо оборудованные учебные кабинеты (18), производственные мастерские, библиотеку (книжный фонд – 7108 экз.), музей, медицинский кабинет, столовую на 200 посадочных мест, пришкольно-опытный участок площадью 0,3 га.
Все помещения соответствуют требованиям пожарной безопасности (установлена автоматическая система оповещения, сигнализация) и действующим СанПиНам. В школе в достаточном количестве имеются первичные средства пожаротушения. За последние 3 года никаких случаев чрезвычайных происшествий на территории образовательного учреждения не было. Серьезных предписаний со стороны противопожарных служб, СЭС, Энергонадзора также не было, а текущие замечания исправлялись быстро и в срок.
Администрацией школы большое внимание уделяется работе по охране труда и безопасности учреждения. В рамках регионального компонента ведется предмет ОБЖ. Преподаватель-организатор ОБЖ работает в школе второй год, но, несмотря на это, работа в этом направлении ведется активно и серьезно. Кабинет ОБЖ укомплектован необходимым учебным оборудованием (плакаты, видеокассеты, средства индивидуальной защиты), но хотелось бы приобрести более современное учебное оборудование и экспонаты.
С работниками учреждения и учащимися регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности, оформлен стенд «Это должен знать каждый». Один раз в четверть проводятся объектовые тренировки. В школе организовано круглосуточное дежурство, а также дежурство родителей во время вечерних массовых мероприятий.
В течение ряда лет была значительно обновлена и пополнена материально-техническая база, приобретено современное оборудование, заменена мебель, частично произведен капитальный и косметический ремонт.
Китовская школа является самостоятельным юридическим лицом, имеет все необходимые учредительные документы: Устав, свидетельство об аккредитации, свидетельство о регистрации и постановке на учет в налоговых органах, лицевой счет, локальные акты, договора. С 2009 года Китовская школа является базовой.
Учредителем школы является Администрация Шуйского муниципального района. Финансирование осуществляется через финотдел, централизованную бухгалтерию. Кроме государственного финансирования используются средства местного бюджета и родительские средства.
Органами самоуправления школы являются: Управляющий Совет, педагогический совет, школьная ученическая дума. Административно-хозяйственная деятельность осуществляется под руководством директора школы.
В 2010-2011 учебном году в школе обучается 196 человек в 11 классах-комплектах.
I ступень (1 – 4 кл.) – 4 класса – 84 чел.
II ступень (5 – 9 кл.) – 5 классов – 91 чел.
III ступень (10 – 11 кл.) – 2 класса – 21чел.
Средняя наполняемость классов – 17,8 чел. Наименьшее количество учащихся в 6 классе (16 чел.), наибольшее – в 1 классе (23 чел.), 5 классов-комплектов имеют численность 19 человек и более. Организована работа 3-х групп продленного дня, численностью 75 человек из учащихся 1-4 классов.
Набор учащихся в школу осуществляется с территории Китовского поселения (с. Китово и близлежащие населенные пункты). Дети принимаются в школу все, без ограничений.
Режим работы школы
Для учащихся 1 – 7 кл. установлена пятидневная учебная неделя, для 8 – 11 классов – шестидневная. Начало учебных занятий в 8.30. Продолжительность уроков 45 минут (для первого класса – 35 минут).
Количество учебных занятий по расписанию не превышает допустимой недельной нагрузки, количество уроков в день не превышает шести. Перемены между уроками составляют 10 минут, большая перемена – 20 минут.
Группы продленного дня функционируют с 12.00 до 18.00. Все дети обеспечиваются горячим питанием, работает буфет, в приготовлении пищи используются овощи с пришкольного участка. С 14.00 до 20.00 – работа факультативов, кружков, секций.
Социальный фон
Село Китово, где находится школа, - является фактически пригородом г. Шуи. Население – 3 тыс. человек. В 80-е годы быстро развивается, растет, строится благодаря стабильной работе крупных сельскохозяйственных предприятий: птицефабрике «Шуйская» и совхозу «Ворожино». В середине 90-х годов ситуация меняется, предприятия закрываются, люди теряют работу, село переживает упадок. Возросли цены на коммунальные услуги, приостановились мероприятия по благоустройству когда-то столь перспективного населенного пункта, расположенного на центральной трассе Шуя – Иваново.
Ситуация усугубилась вследствие демографического спада в целом по стране, что привело к сокращению контингента прежде всего в сельских школах.
Усилился миграционный процесс, что также отразилось на социальном фоне. Вместо семей сельской интеллигенции, кадровых работников сельскохозяйственных предприятий, коренных жителей приехали граждане ближнего зарубежья, молодые семьи из глубинки, имеющие в основном низкий образовательный уровень и низкий социальный статус.
Социальный статус семей
2010-2011 учебный год
Критерий
| Количество семей
| В них школьников
| Всего семей
| 180
| 196
| из них:
|
|
| многодетные
| 6 (1,9%)
| 19
| неполные
| 68 (37,2%)
| 91
| неблагополучные
| 4 (3,9%)
| 5
| безработные
| 8 (3,9%)
| 13
| малообеспеченные
| 37 (17,9%)
| 40
| Имеющих детей-инвалидов, в том числе обучающихся на дому
| 4
| 10
| опекаемые
| 5(1,9%)
| 7
| Педагогическим коллективом школы проводится большая работа в рамках программы «Семья», которая предусматривает:
профилактическую работу с неблагополучными семьями;
составление социальных паспортов школы, классов;
организацию работы по правовой пропаганде среди школьников и родителей.
В школе действует своя комиссия по делам несовершеннолетних (КДН), которая эффективно и своевременно проводит работу с семьями и подростками «группы риска». На данный момент на учете в школьной КДН состоит 4 школьника, которые периодически пропускают учебные занятия, нарушают дисциплину. Но своевременная и эффективная работа школьной комиссии позволяет снизить количество учащихся нашей школы, состоящих на учете в районной КДН (с 8 в 2008 учебном году до 2 человек в текущем).
Школа является центром воспитательной работы в селе. На ее базе проходят массовые мероприятия для жителей села Китово, поэтому все население хорошо информировано о положении дел в школе. Школьный социологический центр часто обращается к китовчанам, родителям с анкетами по выяснению общественного мнения об организации учебно-воспитательного процесса. Материалы по итогам опроса публикуются в школьной газете и в средствах массовой информации, выставляются на школьный сайт.
Раз в год проходит «День открытых дверей», где все желающие могут посетить уроки, кружковые занятия, пообедать в столовой и поучаствовать в спортивных соревнованиях.
Родители часто обращаются за помощью по проблемам воспитания детей к социальному педагогу, классным руководителям, директору школы. Среди родителей начального звена наблюдается высокая активность в посещении родительских собраний, особенно в начале года, когда директор вместе с членами родительского комитета отчитывается о результатах работы за прошедший учебный год и летний период. В среднем и старшем звене родительская активность падает и в основном работа строится через родительские комитеты.
Здоровье школьников
В рамках реализации программы «Здоровье» и открывшегося в октябре 2010 года «Школьного центра здоровья» делается немало:
ежегодно проводится мониторинг физического развития учащихся;
школа участвует в региональной программе «Межведомственная программа оздоровления школьников»;
используются активные формы учебной деятельности: ролевые игры, деловые игры, уроки-практикумы;
в ходе уроков I и II ступеней регулярно проводятся разнообразные физкультминутки и динамические паузы;
в 10 и 11 классах в учебный план введен 3-ий дополнительный час физической культуры, в 8 и 9 классах - дополнительный час ПФТ за счет элективных курсов
занятия для отдельных групп учащихся проводятся в тренажерном зале;
при хорошей погоде, в том числе и в зимний период, уроки физкультуры проводятся на улице;
во время перемен дети имеют возможность поиграть в теннис, разрядиться в спортивном зале или игровой;
в режиме работы ГПД предусмотрены спортивные часы, активные прогулки, динамические игры;
формирование навыков ЗОЖ происходит через внеклассную работу и содержание учебного материала; в школе работает 2 экспериментальные площадки по здоровьесбережению;
раз в четверть организуются Дни здоровья;
на родительских собраниях выступают медицинские работники и психолог;
в течение учебного года, а также в каникулы дети выезжают на санаторное лечение в оздоровительные центры за счет средств соцстраха;
на базе школы летом организуются оздоровительные лагеря с дневным пребыванием;
в школе оборудован медицинский кабинет; Классификация
| Количество (процент) учащихся
2010- 2011 учебный год
| Заболевания органов зрения
| 30 (15,4%)
| Заболевания опорно-двигательной системы
| 38 (19,4%)
| Заболевания центральной нервной системы
| 39(19,8%)
| Заболевания эндокринной системы
| 15 (7.7%)
| Заболевания сердечно-сосудистой системы
| 7 (3,5%)
| Мониторинг здоровья обучающихся Китовской МСОШ 2009-2011 г.г. № п/п
| Название показателей
| Годы
|
| 2009/10
| 2010/11
| абс
| %
| абс
| %
| 1.
| Общее количество детей (осмотрено)
| 217
| 100
| 196
| 100
| 2.
| По группам здоровья:
|
| I группа
| 217
| 13,8
| 196
| 17,3
| II группа
| 70
| 64,4
| III группа
| 13,8
| 15,8
| IV группа
| 1,4
| 2,5
| 3.
| По физкультурным группам:
|
| основная
| 217
| 75,6
| 196
| 65,8
| подготовительная
| 12,9
| 29,6
| специальная
| 1
| 2
| освобожденные
| 11,5
| 2,6
| 4.
| Физическое развитие:
|
| среднее
| 217
| 71,9
| 196
| 72
| в / среднего
| 13,7
| 14
| н / среднего
| 14,3
| 13,5
| 5.
| Травматизм
| 0,1
| 0,5
| В настоящее время в школе обучаются 4 ребенка-инвалида и 1 ребенок с задержкой психического развития (обучающийся по специальной программе школы VIII вида). Работа с ними ведется в форме домашнего обучения и по специальной коррекционно-развивающей программе соответственно.
Оздоровительные мероприятия Учебный год
| Курортно-санаторное лечение
| Отдохнули
в оздоровительных лагерях, в том числе школьных
| 2009-2010
| 20 (10%)
| 91 (46,4%)
| 2010-2011
| 48 (24,5%)
| 111 (56,4%)
|
|