Скачать 0.81 Mb.
|
Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 10 «А» класса по предмету «Литература» на 2014-2015 учебный год
1.Пояснительная записка Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В основе Рабочей программы лежат следующие документы:
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители:Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2011) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Учебно-методический комплект, предлагаемый Г.С. Меркиным – «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы», учебник-хрестоматия для 10 класса в 2-х частях. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи: •сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа; •осознать своеобразие и богатство литературы как искусства; •освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений; •овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; •воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; •использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Изменения, внесенные в авторскую программу Так как программа по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина не предусматривает изучение произведений зарубежной литературы, то, следуя требованиям стандарта среднего (полного) общего образования, в рабочую программу включена тема: «Обзор зарубежной литературы 19 века» в 10-м классе: основные тенденции в развитии зарубежной литературы XIX века (обзор творчества писателей).О. де Бальзак «Гобсек»..Г. Де Мопассан «Ожерелье». 2. Место предмета в учебном процессе Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 10 классе предполагается обучение в объёме 136 часа (4 часа в неделю). Исходным материалом для программы явились программа и учебник под редакциейГ.С.Меркина,С.А.Зинина, В.А.Чалмаева. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 10 классе реализуется программа базового уровня. В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами. 3.Описание учебного курса Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала. Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету. В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся. Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности: – рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы); – репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); – продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария; – поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; – исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт. В 10 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико – литературных сведений представлен рубрикой «Основные понятия» Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе. При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально. Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 10 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся». Изучение курса реализуется через УМК:Литература: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.С.Меркин.- М.:ООО «ТИД» Русское слово-РС»,2011. Учебник Г.С.Меркина входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательныепрограммы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год Методы и формы обучения Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей. В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы. - Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки. - Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей - Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям - Уроки внеклассного чтения. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий - Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Формы организации учебного процесса Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы организации учебного процесса, как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный. Формы организации учебного процесса:
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний, умений и навыков: наблюдение, беседа, открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, фронтальный опрос, ответы на вопросы, письменные работы (сочинения), характеристики героев, анализ текста, отзывы на прочитанные произведения, тезисные, простые и сложные планы, исследовательские работы и проекты, чтение наизусть и др. Виды контроля Промежуточный: устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи; выразительное чтение текста художественного произведения; заучивание наизусть стихотворных текстов; устный или письменный ответ на вопрос; устное словесное рисование; комментированное чтение; характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений; установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства; определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением; работа свне текстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.); составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю; создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев; участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов. Итоговый: написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений; письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос; творческий зачёт; защита проектов. 4. Описание ценностных ориентиров Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)». |
1. Пояснительная записка Литература Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 10 «Б»... | Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной... Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 11 «Б»... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... Нормативно – правовая основа рабочей программы для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для 11 «Б»... | ||
Литература» для 6 класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы образовательных учреждений «Литература»... | Рабочая программа по технологии для 6 класса Маоу сош №2 уиия на 2014 2015 учебный год, годовым календарным учебным графиком маоу сош №2 уиия на 2014- 2015 учебный год, согласно... | ||
Рабочая программа для реализации общеобразовательной программы основного... Учебный план для 7-х общеобразовательных классов разработан для реализации основной общеобразовательной программы второго уровня... | Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса на 2014-2015 учебный год Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка:... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе... Федеральному компоненту Государственного стандарта образования и базисному учебному плану образовательного учреждения на 2014-2015... | Протокол №1 от Примерной программы основного общего образования по истории на базовом уровне для 5-9 классов, Положения о рабочей программе педагога... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального... Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31 марта 2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых... | Рабочая программа по истории для 6 класса учителя I квалификационной категории муниципального Аннотация к рабочей программе по предмету «история» на 2014-2015 учебный год для 6 класса | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2013- 2014 учебный год Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего... | Рабочая программа на 2014-2015 учебный год Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного... | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе разработана на основе... Мо и нрт №4154/12 от 09. 07. 2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений рт, реализующих... | Рабочая программа основного общего образования по истории 8 классы Пояснительная записка Нормативно-правовая база рабочей программы по истории для среднего общего образования (базовый уровень) |