| УТВЕРЖДАЮ
Директор муниципального образовательного учреждения Охотничьевской средней общеобразовательной школы
Протокол №_____5____
От «__29___»___мая___2013 г.
______________Э.А.Бухареева
|
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕВСКОЙ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
П.Ст. Охотничья
2013г.
Содержание
Общие положения ………………………………………………… 3
Целевой раздел ……………………………………………………...
Пояснительная записка …………………………………….. 4-11
Планируемые результаты освоения обучающимися
ООП ООО ……………………………………………….......11-34
Система оценки достижения планируемых
результатов освоения ООП ООО …………………………………………………………………34-49
Содержательный раздел
Программа развития универсальных учебных действий
на ступени основного общего образования ………………..50-85
Программы отдельных учебных предметов, курсов……….86-96
Воспитание и социализация обучающихся
на ступени основного общего образования ………………..98-125
Программа коррекционной работы Школы……………….125-132
Организационный отдел
Учебный план ООО МОУ Охотничьевской СОШ………132-136
Система условий реализации образовательной
программы ……………………………………………….…136-146
Мониторинг и показатели внешней оценки качества реализации ООП ………………………………………………………...146-151
Приложения …………………………………………………………….151-254
Общие положения Образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – Стандарта), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.
Образовательная программа основного общего образования направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвития и самосовершенствования обучающихся. Программа обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Нормативно – правовая база
Конституция Российской Федерации (ст.43);
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. (с дальнейшими изменениями и дополнениями, внесёнными федеральными законами);
Распоряжение от 7 февраля 2011г. № 163-р «О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009г. № 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2012г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 01.02.2011г. № 19644);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минобрнауки РФ от 27.12.2011г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учрждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Примерная основная образовательная программа ОУ. Основная школа/ (сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».
Структура программы определена в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения, а её содержательное наполнение учитывает рекомендации Примерной основной образовательной программы основной школы.
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Целями основной образовательной программы основного общего образования МОУ Охотничьевской средней общеобразовательной школы являются:
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;
создание условий и информационно-образовательной среды на протяжении обучения в основной школе.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации муниципальным образовательным учреждением Охотничьевской средней общеобразовательной школой основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям Стандарта;
обеспечить преемственность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечить доступность получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установить требования к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
осуществлять взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организовывать интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество, проектную и учебно-исследовательскую деятельность;
обеспечивать участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включать обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
организовывать социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровья обучающихся, обеспечивать их безопасность;
обеспечить подготовку выпускников основной школы к обучению в старшей школе; сформировать ключевые компетентности учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;
осуществить индивидуализацию образовательного процесса на основе широкого использования средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения;
раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников
Сроки реализации программы Для реализации ООП основного общего школьного образования определяется нормативный срок – 5 лет (11-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития:
первый этап - 5-6 классы - переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, бесстрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
второй этап – 7-9 классы - этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможных видений в учебном предмете (предметах).
Основная образовательная программа общего образования МОУ Охотничьевской средней общеобразовательной программы обеспечивает преемственность с ООП начального общего образования и формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевремен-ность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Программа соответствует основным характеристикам современного образования: доступности, открытости, перспективности и научной обоснованности развития, вариативности, технологичности, поликультурности, носит личностно ориентированный характер.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социаль-ной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
|