Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся Нормативно-правовой и методологической основой воспитательной программы на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года.
Минимальный социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (Письмо Минобразования РФ от 15.12.2002 г. № 30-51-914/16);
Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30» города Вологды (Лицензия – серия А № 306626, срок действия до 24.04.2014 г.).
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, города, школы, запросов общественности и семьи. При разработке программы были использованы методические рекомендации городской программы воспитания «Я – вологжанин», «Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» (автор И.А. Кузьмин), материалы программы «Истоки» (автор д.п.н. А.В.Камкин).
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся направлена на организацию особого уклада школьной жизни, основанного на системе духовных идеалов, нравственных ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
В связи с этим на этапе начального общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» целью программы является формирование системы духовно-нравственных ценностных ориентиров школьников посредством организации урочной, внеклассной, внешкольной деятельности.
Цель воспитания – развитие личности обучающегося, его духовно-нравственное становление.
Задачи уровня личностной компетентности (формирование личностной культуры):
• формирование способностей и навыков самоорганизации и самоконтроля в процессе учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной и творческой деятельности на основе непрерывного образования и самовоспитания;
• формирование нравственного самосознания личности, основанного на свободе выбора, духовно-нравственных традициях и ценностях;
• формирование способности к самореализации: формулировать свое мнение, выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, трудиться и реализовывать творческий потенциал посредством активного участия во внеурочной деятельности.
Задачи уровня социальной компетентности (формирование социальной культуры):
• развитие коммуникативных навыков на основе сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям в процессе общения и коллективных творческих дел;
• формирование основ семейной культуры, отношения к семье как основе российского общества в процессе взаимодействия и тесного сотрудничества с родительским коллективом.
Задачи уровня гражданской компетентности (формирование гражданской культуры):
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства личной ответственности за судьбу большой и малой Родины – Вологодской области, города Вологды;
• формирование патриотизма, гражданской солидарности и ценностного отношения к культуре страны;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
•формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения.
Важнейшим аспектом формирования ценностных основ воспитания в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» является учёт возрастных индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, запросов родителей, региональных условий и специфики образовательного учреждения.
Данная программа строится на следующих принципах:
Принцип идеала. Идеалы определяют смыслы воспитания, сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательно принимается учащимися.
Принцип примера. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации. Идентификация – устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалога. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Направления и содержание духовно-нравственного воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа №30» предполагает включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
физической культуры, навыков здорового образа жизни.
Воспитательный процесс, ориентирован на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; формирование у школьников уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям, толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом.
Патриотизм Ценностные установки
Основные направления:
Гражданско-правовое
Нравственно-этическое
Социально-трудовое
Художественно-эстетическое
Здоровье, экология, безопасность
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Личность
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Задачи по каждому из основных направлений раскрывают содержание духовно-нравственного воспитания. Содержание мероприятий корректируется в соответствии с годовым планом общегородских и областных мероприятий с учащимися.
Всё многообразие мероприятий, которые могут происходить в школе, разделяются на три официальных вида деятельности: урочная, внеклассная, внешкольная.
Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
Внеклассная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.
Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего, школьного двора, создании книги памяти своего микрорайона и т.п.).
Направления воспитания
| Задачи
воспитания
| Виды и формы воспитательных мероприятий
| Мероприятия
| Гражданско-правовое
| - сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России;
- развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре;
- сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- воспитывать уважение к защитникам Родины;
- развивать умение отвечать за свои поступки.
| - беседа, экскурсия (урочная, внеклассная, внешкольная);
- классный час (внеклассная);
- краеведческая работа (внеклассная, внешкольная);
- просмотр кинофильмов (урочная, внеклассная, внешкольная);
- путешествия по историческим и памятным местам (внеклассная, внешкольная);
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеклассная, внешкольная);
- творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внеклассная, внешкольная);
- участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детскими организациям (внеклассная, внешкольная);
- встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеклассная, внешкольная);
| 1 сентября – День знаний;
Праздник «День учителя»;
Патриотическая акция «Подарок солдату»;
День защитника России.
Праздник «Гордится папами страна»;
Смотр строя и песни;
День Победы (серия мероприятий);
1 июня – День защиты детей.
| Нравственно-этическое
| - сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- сформировать представления о правилах поведения;
- сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;
- развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
| - беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная, внеклассная, внешкольная);
- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции (внеклассная, внешкольная);
- художественные выставки, уроки этики ( внеклассная, внешкольная);
- встречи с интересными людьми (внеклассная, внешкольная);
- классный час (внеклассная);
- просмотр учебных фильмов (урочная, внеклассная, внешкольная);
- праздники, коллективные игры (внеклассная, внешкольная);
- акции благотворительности, милосердия (внешкольная);
- творческие проекты, презентации (урочная, внеклассная, внешкольная).
| День Рождения школы
День Учителя;
Посвящение в читатели школьной библиотеки;
Литературные утренники;
День Матери;
Новогодний праздник;
Семейные праздники;
Городской фестиваль (школьный этап) «Ромашковое поле»;
Праздник мам и бабушек;
Праздник первой оценки;
До свидания, школа! Здравствуй, лето!;
Праздник «За честь школы»
Выпускной в начальной школе.
| Социально-трудовое
| - сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- сформировать элементарные представления о профессиях;
- сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
| - экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий (урочная, внеклассная, внешкольная),
- беседа (урочная, внеклассная, внешкольная).
- презентации «Профессии наших родителей», сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внеклассная, внешкольная);
- праздники труда, ярмарки (внеклассная, внешкольная);
- конкурсы (урочная, внеклассная, внешкольная);
- работа творческих мастерских, трудовые акции (внеклассная, внешкольная).
| Творческий проект «Мастерская деда Мороза»;
Общешкольный субботник;
Экскурсии на производство (троллейбусное депо, почта, хлебокомбинат и т.д.);
Праздник «Профессии моих родителей»;
Выставки творческих работ учащихся и родителей;
Городской фестиваль (школьный этап) «Ромашковое поле».
| Здоровье
Безопасность
| - сформировать
ценностное отношение всвоему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.
| - беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеклассная, внешкольная);
- встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий (внеклассная, внешкольная);
- прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеклассная, внешкольная);
- урок физической культуры (урочная);
- спортивные секции (внеклассная, внешкольная);
- подвижные игры (урочная, внеклассная, внешкольная);
- туристические походы (внеклассная, внешкольная);
- спортивные соревнования (урочная, внеклассная, внешкольная);
- игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных учреждений (внешкольная).
| Спортивно-развлекательные семейные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья»;
Конкурс стенгазет;
Праздник «Если хочешь быть здоров»;
День здоровья и спорта;
Спортивно-интеллектуальная игра «Привет, Светофор»;
Спортивно-интеллектуальная игра «Свисток»;
Спортивные игры совместно с родителями «Веселые старты»;
Спортивно-интеллектуальная игра «Экстремальные ситуации».
| Экология
| - развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
| - предметные уроки (урочная);
- беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеклассная, внешкольная);
-экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеклассная, внешкольная);
- участие в деятельности детских
экологических организаций (внешкольная).
| Праздник осени «Осенняя карусель»;
Экскурсии в краеведческий музей;
Экскурсии в природу;
Участие в экологических акциях, трудовых десантах;
Конкурс плакатов на экологическую тему;
Викторина «День птиц» (1 апреля).
| Художественно-эстетическое
| - сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях;
- сформировать представления о душевной и физической красоте человека;
-сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским
спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- развивать интерес к занятиям художественным творчеством;
- развивать стремление к опрятному внешнему виду;
| - предметные уроки (урочная);
- беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеклассная, внешкольная);
-экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей; посещение музеев, выставок (внеклассная, внешкольная);
- посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок (внеклассная, внешкольная);
- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров (внеклассная, внешкольная)
- участие в художественном оформлении помещений (внеклассная, внешкольная).
| День Театра;
Ярмарка талантов «Звезды зажигают»;
Школьный конкурс «Танцевальный марафон»;
Конкурс чтецов;
Литературные утренники, посвященные юбилейным датам писателей и поэтов;
Посещение концертов и фестивалей;
Книжные выставки;
Библиотечные уроки;
Участие в художественном оформлении помещений школы (кабинет, рекреация) к праздничным датам.
| |