Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2»





НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2»
страница1/16
Дата публикации21.09.2014
Размер2.26 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Согласована

на методическом объединении

учителей начальных классов.

Председатель МО

______________ Е. В. Рубцова

«____» ______________ 2012 г.

Утверждена

на заседании педагогического совета.

Директор БОУ «Школа-интернат ООО № 2»

___________________ Е. А. Миядина

«_____» _____________2012 г.




ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ООО № 2»


Оглавление

1.Актуализация……………………………………………………………………………

2. Нормативно-правовая база………………………………………………………………

3. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………….

4. Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………

5. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………….......................

6. Основные направления, ценностные основы, виды деятельности и формы занятий духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………………………………………………

7. Реализация целевых установок средствами УМК «Школа России»…………………..

8. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся…………………….

9.Методический конструктор внеучебной деятельности …………………......................

10. Особенности построения календарно-тематического планирования ………………

11. Каленадарно-тематическое планирование воспитательных мероприятий в 1-ом классе………………………………………………………………………………………..

12. Каленадарно-тематическое планирование воспитательных мероприятий во 2-ом классе………………………………………………………………………………………….

13. Каленадарно-тематическое планирование воспитательных мероприятий в 3-ем классе…………………………………………………………………………………………..

14. Каленадарно-тематическое планирование воспитательных мероприятий в 4-ом классе…………………………………………………………………………………………...

15. Диагностика и исследование духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО………………………………..............................................

16. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО…..…………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………………………


3

4
5
7
10

12

19
21

22

32
33
38
44
48
53
64

67











  1. Актуализация



Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.


  1. Нормативно-правовая база



Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

  • Постановление Правительства Российской Федерации № 142 от 24 февраля 2009 г. «Правила разработки и утверждения ФГОС»

  • Концепция проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» утверждена Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности от 01.06.2009 г.

  • А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция).

  • УМК «Школа России».



  1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


В соответствии с Концепцией целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель нашей Программы - создание условий для обеспечения духовно-нравственного развития и формирования базовых социальных компетентностей обучающихся на ступени начального общего образования на основе приобщения воспитанников к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, ценностям своей этнической группы и социализация в современном обществе.

Задачи программы:

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации — социальными партнерами школы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования содержит:

  1. Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.

  3. Основные направления, виды деятельности и формы занятий духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

  4. Реализация целевых установок средствами УМК «Школа России».

  5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

  6. Календарно-тематическое планирование воспитательных мероприятий.

  7. Диагностика и исследование духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО

  8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся



  1. Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Принцип ориентации на идеал. Идеал — это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам Духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственнсого воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно- нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;

  • произведений искусства;

  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

  • духовной культуры и фольклора народов России;

  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • других источников информации и научного знания.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.


  1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы-интерната согласуются с традиционными источниками нравственности.

Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования, – это:

Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;

2) как мирового сообщества, представленного разными

национальностями;

3) как принципа жизни на Земле.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития...
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
«Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconРабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она определяет содержание и организацию образовательного...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
России, Концепции умк «Перспектива», «Школа России», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconРабочая программа по русскому языку 2
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования боу «школа-интернат ООО №2» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск