Закон Российской Федерации «Об образовании»





Скачать 223.54 Kb.
НазваниеЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Дата публикации28.09.2014
Размер223.54 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Культура > Закон
Программа формирования культуры здорового

и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

В течение дня для учащихся МОУ «Гимназия № 46 города Чебоксары» организовано горячее питание следующим образом:


после

второго урока (10.10 – 10.30)

1а, 1б, 1в, 1г

2а, 2б, 2в, 2г, 2д

после

третьего урока (11.10 – 11.30)

3а, 3б, 3в, 3г

4а, 4б,4в, 4г

после

четвёртого урока (12.15 – 12.35)

5а, 5б, 5в, 6а, 6б, 6в

7а, 7б, 7г, 8а, 8б, 8в

старшие классы

после

пятого урока (13.20 – 13.35)

старшие классы

ГПД

после

шестого урока (14.20 – 14.35)

старшие классы

ГПД

технический перерыв


с 12.50 до 13.20


В гимназии также организовано горячее питание по свободному выбору (через буфет) для учащихся старших классов (9 – 10 классы, 11-х классов в этом учебном году нет).
К Дню Здоровья учащиеся готовят проекты по здоровому питанию. Здесь представлен пример работы о рациональном питании.























Здание гимназии на 900 посадочных мест по типовому проекту имеет оборудованный спортивный зал общей площадью 363 кв.м., бассейн общей площадью 265 кв.м., современный тренажерный зал 78 кв.м., кабинет ритмики 56 кв.м.

График работы, уборки и проветривания помещений соответствует нормам СанПина.

На прилегающей к зданию территории расположен стадион, с футбольным полем и беговой доржкой, с перекладинами и лабиринтом; с катком, лыжней и горками в зимнее время.

Здесь созданы условия для проведения уроков физкультуры и реализации оздоровительных программ во внеурочное время.

В школе работает медицинский кабинет.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:
Высококвалифицированные специалисты медицинской службы гимназии и города проводят плановые осмотры и диспансеризации учащихся, стоматологические услуги по специальному графику, профилактические прививки, оказывают первую медицинскую помощь контролируют проведение закаливающих мероприятий, следят за соблюдением санитарных и гигиенических норм, пребывания детей в школе.

В гимназии имеется кабинет психологической разгрузки, где психолог проводит мониторинг адаптации, уровня коммуникабельности и воспитанности, тревожности, агрессивности, поведенческой мотивации. Специалистом ведутся коррекционно-развивающие занятия по взаимоотношениям в коллективе и семье.
2. Использование возможностей УМК «Школа 2100» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа 2100».

Система учебников «Школа 2100» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№26-27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№26, 29 «Основы православной культуры») и др.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа 2100», в течение всего учебно-воспитательного процесса.

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Проведены тематические педагогические советы по вопросам оптимизации учебной нагрузки, нормирования домашней работы учащихся, замеры объема времени, расходуемого учащимися на выполнение тех или иных заданий.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа 2100» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Уроки информатики проходят в специализированных кабинетах, оснащенных компьютерами, проекторами, интегрированными досками. График работы, уборки и проветривания помещений соответствует нормам СанПина.

Использование технических средств обучения в классах применяют учителя, прошедшие курсы обучения и аттестации по работе с ИКТ.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа 2100» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

При гимназии работает подготовительный курс «Дошколенок», ставящей задачей подготовить ребенка к школе и самостоятельной работе с разноуровневыми заданиями и ситуацией их выбора.
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в гимназии направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, шейпинга, плавания, ритмики,в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

  • организацию занятий по лечебной физкультуре;

  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Вместо курсива образовательному учреждению необходимо описать конкретный опыт, сложившийся в школе. Можно «наполнить» предложенный перечень практическими примерами.


5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:


1.

Раздел

Необходимая информация

2.

Краткая информационная справка

МОУ «Гимназия № 46» г. Чебоксары, ул.Баумана, 4, тип-гимназия персонал – 52 педагога, 889 – учащихся, односменная.

3.

Характеристика инфраструктуры

Оздоровительная структура – типичная.

4.

Организация учебного процесса

Работа гимназии по гимназическому обучению и воспитанию учащихся ведется по существующему комплексному плану, где предусмотрены все разделы работы: учебный процесс, внеклассная и внеурочная деятельность, работа с родителями. Один раз в четверть вопросы о состоянии гимназического обучения и воспитания учащихся рассматриваются на педсоветах. Ежегодно проводится месячник, посвященный здоровому образу жизни. Один раз в четверть – Дни здоровья, праздник «Папа, мама, я - спортивная семья», а также уроки здоровья (по плану). В кабинетах начальных классов оформлены сменные уголки здоровья «Доктор Айболит». Элементы здоровьесберегающих технологий используются на всех уроках (физкультура и т.п.). Введены уроки плавания и ритмики в 1-4 класса (1 раз в неделю). Учитывая физиологические и психологические особенности учащихся 10-11 классов, для девочек уроки физической культуры проводятся в шейпинг-зале, для юношей – в тренажерном зале.

5.

Организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы

6.

Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

За последние три года 39 педагогов прошли курсы повышения квалификации в ЧРИО, где ими был прослушан курс « Валеология и ЗОЖ».

7.

Внедрение в практику образовательной деятельности федеральных, республиканских, авторских программ и области сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В 2009-2010 учебном году в учебный план гимназии для учащихся 11-х классов введены элективные курсы «Генетика человека» и «Биотехнология», составленные на основе республиканских программ по сохранению и укреплению здоровья детей.

8.

Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.

В гимназии сложилась система просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, а также система медико-психоло-педагогического сопровождения учащихся.

9.

Состояние медицинской помощи.

Уровень услуг медицинской службы Медицинское обслуживание школы организовано на базе «МУЗ ГДБ №3».
В гимназии функционируют полностью укомплектованные медицинский, процедурный и стоматологический кабинеты, где проводится:
1)прием больных детей и оказание первой медицинской помощи при различных заболеваниях и травмах;
2)проведение медицинских осмотров и направление к специалистам по результатам медицинского осмотра для дальнейшего обследования и наблюдения;
3)проведение профилактических прививок и прививок Манту;
4)осмотр на педикулез;
5)осмотр санитарного состояния школы;
6)проводится санитарно-просветительная работа:
- выпускаются санитарные бюллетени;
- проводятся лекции и беседы с детьми по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, профилактике травматизма.
Ежегодно в школе проводится диспансеризация детей, в ходе которой бригадой специалистов осматриваются учащиеся школы 1-х,5-х,7-х классов, юноши и девушки с 15 до 17 лет, остальные классы – школьным педиатром.
В ходе диспансеризации в Гимназии №46 выявлены следующие показатели физического здоровья за последние 3 года. таблица

Таблица


данные по группе здоровья

2008 год %

2009 год %

2010 год %

I гр.

25

2,9%

24

2,7 %

23

2,6 %

II гр.

558

65,9%

612

69,1%

644

73,3%

III гр.

263

31,0%

247

27,9%

209

23,8%

IV гр.

-

-

2

0,2

2

0,2

физ. группа осн.

518

61,2%

565

63,8%

605

68,9%

подг.

277

32,7%

251

28,3%

214

24,3%

спец.

44

5,2%

56

6,3%

53

6,0%

освоб.

7

0,8%

13

1,4%

6

0,6%

з-ие органов зрения

316

37,3%

313

35,3%

307

34,9%

з-я опорно-двиг.аппаратп

-

-

-

-

-

-

-сколиоз

120

14,1%

74

8,3%

56

6,3%

- наруш. осанки

384

45,3%

422

47,6%

359

40,8%

- органов С.С.С

2

0,2%

3

0,3%

2

0,2%

- органов дыхания

28

3,3%

21

2,3%

26

2,9%

-ЖКТ

64

7,5%

64

7,2%

48

5,4%

- ЦНС

25

2,9%

21

2,3%

31

3,5%

-почек

43

5,0%

51

5,7%

30

3,4%

аллер. з-я

44

5,2%

38

4,2%

31

3,5%

эндокрин. з-я

-

-

-

-

-

-

хр. тонзилит

38

4,4%

30

3,3%

26

2,9%

ожирение

19

2,2%

18

2,0%

8

0,9%

количество
учащихся

846

-

885

-

878

-



Анализируя результаты медицинских осмотров за последние три года наблюдается увеличение количества детей I группы здоровья (абсолютно здоровые дети) и II группы здоровья (дети, имеющие функциональные нарушения) и снижения количества детей III группы здоровья (имеющие хронические заболевания). В целях психо-эмоциональной разгрузки учащихся в учебный план гимназии введены предметы эстетического цикла – МХК, ритмика, для преодоления такой проблемы как малоподвижный образ жизни учащиеся нашей гимназии имеют возможность заниматься плаванием, посещать спортивные секций и танцевальные кружки.

10.

Наличие положительной динамики здоровья учащихся.

11.

Участие школы в международных, федеральных, республиканских проектах, программ

С 2005 года гимназия участвует в республиканском проекте «Школа здоровья».

12.

Методические, консультационные потребности школы в области здоровье сбережения

На 2010-2011 учебный год в плане работы гимназии предусмотрены следующие семинары-тренинги: Для учащихся:
1. Семинар-тренинг для подростков по проблеме ВИЧ (10кл).
2. «Азбука общения» (5-6 кл).
3. Большая психологическая игра «Хрустальные люди» (7-9 кл).
4. Жизненная стратегия поведения в конкурсно-кризисной ситуации (для 10 кл).
Для педагогов:
1. Новые подходы в профилактике здорового образа жизни.
2. «Эмоции и чувства» (психологический тренинг).
3. Психологическая компетентность педагога (семинар)
4. Психология, конфликты и способы его разрешения (семинар-тренинг)
Для родителей:
1. Причины появления детской тревожности.
2. « Мы – вместе» (тренинг родительской эффективности).
3. Профилактика психофизического утомления детей.

13.

Создание республиканской Сети школ содействующих здоровью.

С 2005 года МОУ «Гимназия № 46» является активным участником республиканской Сети школ, содействующих здоровью. Существует волонтерская служба «Школа здоровья».


ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий
не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны,
политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с суммарным
потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования.
Проектная идея: «Здоровая школа» - школа нового поколения. Проблематика проектного пространства школы не является
единичной в среде образования. Выпускник, здоровый физически, психически, социально и получивший образование высокого качества,
способный управлять своим здоровьем, – мечта любой школы. Успешность, социальное и материальное благополучие – идеальные,
желаемые составляющие результатов образования.
Реальная ситуация образования такова, что в погоне за качеством вопрос о здоровье ученика отдалён и занимает второстепенные
позиции, хотя о нём всегда помнят и говорят: «Беречь и сохранять здоровье – необходимая и первостепенная задача».
В действительности же существующий в школах способ получения знаний даже создаёт ситуацию угрозы для здоровья ребёнка.
Фактически каждая школа в той или иной мере решает вопросы, связанные со здоровьем в образовании. На современном этапе развития
образования и общества в целом очевидно наличие дефицитов в информационном, инновационном, научно-методическом обеспечении школ
по возможным путям решения выше указанной проблемы.
Чтобы период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в гимназии, не оказался периодом, в течение которого происходит
ухудшение состояния здоровья, педагогами нашей гимназии создаются все условия для формирования и становления сильной и здоровой личности.






6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.


Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.



Здесь целесообразно привести типичные примеры оценивания знаний и действий учащихся в области охраны и укрепления здоровья, используемые педагогами школы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон об образовании. Закон об образовании 2013 федеральный закон...
Ниже представлен полный текст федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29. 12. 2012 n 273-фз)
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13. 01. 1996г. №12-фз; от...
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по истории составлена на...
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания обучающихся Нормативно-правовой...
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №3266-1 (с последующими изменениями)
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-фз
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по обж 8 класс разработана...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе разработана на основе...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз)
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
Закон Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз)
Закон Российской Федерации «Об образовании» iconЗакон Россий ской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск