Скачать 50.91 Kb.
|
ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРАТ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО НАПИСАНИЮ Защита реферата – одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, глубокое изучение, изложение результатов и выводов. Термин "реферат" имеет латинские корни и в дословном переводе означает "докладываю, сообщаю". Словари определяют его значение как "краткое изложение в письменном виде или форме публичного содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников". Однако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к этой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению. Написание реферата по истории и последующая его защита на экзамене разрешается тем учащимся, которые проявили особый интерес и способности к предмету. 1. Тема реферата и ее выбор. Основные требования к этой части реферата: – тема доклада должна быть сформулирована грамотно с исторической и литературной точки зрения; – в названии темы следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком -узкими или слишком широкими (например по истории не следует допускать названия типа «Наполеон Бонапарт» или «Николай Второй»); – следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий. Тематика рефератов определяется учителем на основе тех вопросов, которые помещены в экзаменационных билетах по всемирной истории и истории Беларуси. Учитель предлагает выпускнику тематику рефератов, помогает определить индивидуальную тему для написания, затем проводит ряд консультаций для учеников. 2. Требования к оформлению титульного листа. Название учреждения образования Название реферата. Выполнил(а) Фамилия Имя Отчество ученик(ца)... класса Место нахождения учреждения образования, год. 3. Оглавление и структура. Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных "мелочей" начинается культура научного труда. Школьный реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы и приложение (при необходимости). Оглавление реферата включает названия структурных частей с указанием нумерации страниц арабскими цифрами. 4. Основные требования к введению. Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части также необходимо показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из .практических соображений. Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиции ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т. д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата. Введение должно содержать также короткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет три - четыре страницы. 5. Требования к основной части реферата. Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблем. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала Средний объем основной части реферата, в частности, экзаменационного – 15-17 (17-19) страниц. Ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснование распределения материала на разделы и подразделы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных исторических источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты. 6. Требования к заключению. Заключение – часть реферата, в которой формулируются выводы по разделам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий наложение проблемы. Объем заключения – 3-4 страницы. 7. Основные требования к списку изученной литературы. Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилии авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания. 8. Основные требования к написанию реферата. 1. Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т. д.). 2. Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности. 3. Необходимо придерживаться следующего объема реферата (первая цифра – при компьютерном наборе, вторая – при написания от руки): экзаменационный реферат – 15-17 (17-19)страниц; учебный реферат: 9 класс – 8-10 (10-12) страниц; 10 класс – 12-14 (14-15) страниц; 11класс – 15-17 (17-19) страниц. При компьютерном наборе необходимо использовать шрифт 15пт, интервал – 1,5. 4. В тексте необходимо указывать ссылки на источники, материалы (в скобках указывается номер по списку литературы, номер страницы, откуда взят данный материал). Ссылки в тексте могут быть также приведены в виде подстраничных примечаний, нумерация которых приводится на каждой странице (начиная с единицы) в соответствии с правилами библиографического описания. 5. Введение и заключение должны быть осмысленней основной части реферата. 9. Процедура защиты реферата. Учитель-предметник заранее знакомится с рефератом. Рецензируется экзаменационный реферат по истории по желанию учителя. В ходе экзамена члены комиссии выступают оппонентами выпускника, поэтому целесообразно комиссии познакомиться с содержанием реферата заранее. Во время защиты нет смысла требовать от ученика полного пересказа основной части работы. В то же время превращение защиты реферата в «вечер вопросов и ответов» не дает школьнику возможности высказаться, не учит строить грамотно и логически обоснованно свой ответ. Поэтому очень важно, чтобы защищающий реферат в течение 10-15 минут мог рассказать о актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Таким образом, совершается отход от механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы, после чего задаются вопросы по представленной проблеме. 10. Выставление оценки за экзамен. В итоге оценка складывается из ряда моментов: – соблюдение формальных требований к реферату; – грамотного раскрытия темы; – умения четко рассказать о представленном реферате;. – способность понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них. Литература: 1.Інструкцыя аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах РБ // Зборнік нарматыўных дакументаў МА РБ. – 2008. – №17. – С.3-36. 2. Сякацкая К.I. Экзаменацыйны рэферат па гісторыі: Метадычныя рэкамендацыі, прыкладная тэматыка // Беларускі гістарычны часопіс. – 1996. –№1. – С.149-152. |
Школьный реферат и основные требования к его написанию «Наполеон Бонапарт» или «Николай ii», по литературе – «Творчество А. С. Пушкина», по биологии – «Обитатели Океана», по географии... | Список тем рефератов по курсу «психология аномального развития» (автор... Требования к написанию реферата: реферат может быть напечатан или написан от руки | ||
Школьный реферат Защита реферата одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей... | Школьный реферат Защита реферата одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей... | ||
Методические рекомендации по написанию реферата (для учащихся профильных классов) Реферат представляет собой основные сведения по теме и краткое точное изложение содержания первоисточника (документа). Реферат обязательно... | Требования к устному высказыванию Реферат жанр письменного высказывания. Защита реферата подчиняется законам устного высказывания. К защите нужно готовиться специально... | ||
Основные требования к написанию реферата Словари определяют его значение как ”краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения,... | Основные требования к написанию реферата Словари определяют его значение как ”краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения,... | ||
Основные требования к написанию реферата Словари определяют его значение как ”краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения,... | Реферат и аннотация. Общие требования// гост 9-95 (исо 214-76) Настоящий стандарт устанавливает требования к содержанию, построению и оформлению текста реферата (информативного реферата) и аннотации... | ||
Основные требования к написанию вступительного реферата Это позволяет углубить и расширить полученные знания, систематизировать их, использовать в ходе работы над выбранной диссертационной... | План работы обязательные требования. Формальные требования к реферату. Содержание реферата Поэтому целью данной работы будет не всестороннее изучение и подробное изложение теории о написании письменных работ, но, максимально... | ||
Основные требования к написанию реферата (могут незначительно варьироваться... Словари определяют его значение как ”краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения,... | Основные требования к написанию реферата (могут незначительно варьироваться... Словари определяют его значение как ”краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения,... | ||
Основные требования к написанию реферата Структура работы включает: титульный лист, план работы (оглавление), введение, основную часть, заключение, список используемых источников... | Основные требования к написанию реферата Структура работы включает: титульный лист, план работы (оглавление), введение, основную часть, заключение, список используемых источников... |