Скачать 76.7 Kb.
|
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций в условиях образовательного пространства МБОУСОШ №7 (опорной школы по преподаванию кубановедения) и МБОУСОШ №4Компете́нция— способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта Компете́нтность - cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности. Компетенция - способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении. А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетенции. Проектная деятельность относится к методам формирования ключевых компетенций Процесс формирования ключевых компетенций у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий: - профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи, - формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей, - тьюторское сопровождение проектной деятельности; - мониторинг формирования ключевых компетентностей. В рамках школы проектирование следует рассматривать как один из основных видов познавательной деятельности школьников. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:
В большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. И таким образом, становится ясной основополагающая роль учителя. Часто именно учитель в одном лице представляет собой заказчика проектного продукта и руководителя работы по его созданию, вдохновителя будущих свершений и помощника в трудных ситуациях, благодарного зрителя-слушателя и осторожного критика. Кроме того, учитель должен в ходе работы над проектом еще и решать задачи обучения и воспитания. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата. Проект как метод обучения Проект характеризуется наличием:
По завершении работы над проектом должно быть сделано следующее:
Чем полезен проектный метод Работа над проектом позволяет выстроить особые отношения с учителем – отношения сотрудничества и равноправия. Проектная деятельность дает ученику возможность реализовать свой познавательный мотив, обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний. Это и есть те приобретенные знания, умения и навыки, ради которых организуется проектная деятельность. Проект для ученика и учителя Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования Типы проектов 1. Практико-ориентированный. Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. 2. Исследовательский. Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом. 3. Информационный. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Проектным продуктом могут стать оформленные статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете. 4. Творческий. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. 5. Игровой или ролевой. Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж). Тип проекта зависит от его цели и, в свою очередь, определяет ведущий тип деятельности, которую будет осуществлять учащийся в ходе работы. Иными словами, подбирая определенный тип проекта, учитель управляет активной деятельностью учащегося, формируя у него необходимые знания и умения. Этапы работы над проектом
Программа курса кубановедения предполагает обязательное использование метода проектов. В своей практике метод проектов мы используем как во внеурочное время, так как подготовка каждого проекта требует достаточно длительной подготовительной работы, так и в учебной деятельности, на стадии закрепления. С 2003 г. наши ученики ведут проектную деятельность. За эти годы собрался большой банк проектных работ. В основном это работы по истории и культуре родного края, района, города.
Макеты дольменов и стоянок Альбомы иллюстраций: «Греки в Причерноморье», «Золото скифов» Памятки «Берегите природу!» Путеводитель по храмам Апшеронского района Путеводитель по литературным тропам Кубани и Апшеронска Мультимедийные пособия: «Кубань православная», «Архитектура Кубани», «Южный город в предгорьях Кавказа», «История олимпийского движения», Web-сайты: «История кубанского футбола», «Первый гражданин Вселенной», «Кубанские космонавты», «Апшеронский район – моя Родина!»
«Страницы истории г. Апшеронска» «Хадыженск – град казачий» «Роль кубанского казачества в истории г. Хадыженска» «Славен человек делами своими» «Учитель, путешественник, краевед» «История семейных отношений моих одноклассников в истории Хадыженска» Сайт «История партизанского движения Апшеронского района» «Экологические проблемы Апшеронского района» История Свято-Покровского храма г.Апшеронска 3. Игровые или ролевые проекты: Инсценировки Игра – путешествие «Краеведческая копилка» Кубанский казачий хор 4. Творческие проекты: Геральдические проекты Проект «Свою школу строим сами!» Видеофильмы 5. Информационные проекты: Просветители Земли кубанской Информационный проект «Олимпийское движение» Информационный проект «Кроссворды» Метеонаблюдения за состоянием погоды в Хадыженске с 2002 года России верные сыны: А.Невский, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Г.К.Жуков, Ф.Ф.Ушаков Дни воинской славы России 18 февраля на базе опорной школы по кубановедению - МБОУСОШ №7 им. Ю.А.Гагарина была проведена районная Викторина по кубановедению «Кубань-жемчужина России» среди учащихся 5-11 классов. Интеллектуальные состязания посвящались 75-летию образования Краснодарского края. Команды 16 школ района соревновались в знании истории и культуры родного края. Заключительным этапом конкурсной программы была презентация проектной деятельности учащихся. Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. Ключевые компетенции формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности. В заключение хотелось бы сказать: чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод, учитель должен хорошо разбираться в этом сам, т.е. обладать навыками проектной работы. |
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности... | «Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации... Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моя методическая тема: Применение икт технологий на уроках географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся | Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская... Музей, который не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований фгос | ||
Томской области верхнекетского района ... | Анализ методической работы школы за 2012-2013 учебный год «Формирование ключевых компетенций у учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения» | ||
Общественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская... | Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых... Работая со студентами колледжа, которые выбрали себе профессию педагога, невольно задумываешься о том, как сохранить идеалы и любовь... | ||
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аналитическая справка о реализации Программы развития школы "Информационно-развивающая среда столичной школы как фактор формирования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность... Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | С. А. Кондаков Интерактивные лабораторные работы как средство формирования... В результате освоения образовательного модуля «Физика» у бакалавров направления 230100 – «Информатика и вычислительная техника» должны... | ||
Рабочая программа по биологии в 7 классе на 2011-2012 учебный год Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя,... | Методическими объединениями в школе были проведены Методическая тема школы «Индивидуальное сопровождение учащихся в учебном процессе как условие успешности социализации личности»,... |