И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс





НазваниеИ. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс
страница1/5
Дата публикации17.01.2015
Размер0.61 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАБИНЕТ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ДОПУЩЕНО

Председатель Президиума РЭС

И. Ю. Алексашина
Председатель секции

по истории и обществознанию РЭС

Ю. А. Рябов

Протокол № 1 от 10 сентября 2008 г.

Утверждено на Совете факультета

Декан О. Н. Журавлёва

ПРОГРАММА

элективного курса по истории России для учащихся 10-11 классов

(35 часов)

«Изучение актуальных вопросов истории России

с древнейших времён до конца XIX века при подготовке

учащихся к ЕГЭ»

Автор-составитель: методист центра истории и обществознания СПбАППО,

Заслуженный учитель РФ Рябов Юрий Александрович




САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа элективного курса по истории России для учащихся 10-11 классов создана в полном соответствии с положениями концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в школе и предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся по основным темам истории России с древнейших времён до конца XIX века в условиях проведения итоговой аттестации учащихся по истории России в формате ЕГЭ при реализации социально-гуманитарного профиля. Вместе с тем, данный элективный курс можно использовать при иной профилизации образовательных учреждений и классов, в том числе при универсальном (непрофильном) обучении.

Содержательно-мировоззренческая направленность программы согласуется с основными целями стандарта среднего (полного) образования по истории на профильном и базовом уровне, достигаемыми посредством воспитания гражданственности, развития мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций; развития способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира; освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе, овладения умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников; формирования исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории и т. д.

Данная программа обеспечивает систематизацию, углубление и закрепление знаний учащихся по актуальным вопросам истории России с древнейших времён до конца XIX века, опираясь на интерактивные методы обучения с учётом специфики итоговой аттестации учащихся выпускных классов в формате ЕГЭ. Большинство тем (за исключением тем, связанных с изучением вопросов культуры: № 4,8,12) рекомендуется изучать, опираясь преимущественно на групповые формы деятельности учащихся, активизирующие самостоятельный поиск в решении разнообразных познавательных задач и дающие возможность достаточно эффективно формировать различные учебные умения и навыки, необходимые для прохождения итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Вместе с тем это не отменяет право учителя использовать и другие формы учебной деятельности, активизирующие познавательную деятельность учащихся. В этой связи стоит отметить уместность и значимость подготовки учащимися тематических докладов и сообщений с последующим их заслушиванием и обсуждением на занятиях по темам программы, представляющим личный интерес.

Завершающим этапом прохождения большинства тем является участие старшеклассников в тренинге, нацеленного на проверку их способности выполнять задания различного типа используемые в ЕГЭ применительно к изученному периоду истории России.

Несколько отличается от представленного выше алгоритма методика изучения вопросов культуры (темы № 4,8,12), так как их изучение нуждается в широком использовании на занятиях аудиовизуальных средств обучения и компьютерных технологий. В этой связи важно подчеркнуть, что именно на уроках по изучению вопросов культуры, активизирующих эмоционально-чувственную сферу личности учителя и ученика, значительно повышается роль и значимость учителя как носителя гуманистических ценностей. Текстовой материал по данным темам рекомендуется использовать на уроках фрагментарно в контексте решения развивающих и воспитательных задач и использования аудиовизуальных и электронных носителей информации. Его систематическое изучение рекомендуется предложить учащимся в качестве самостоятельной работы во внеурочное время.

Проверку знаний учащихся по вопросам культуры целесообразно осуществлять или на уроках-тренингах, относящихся к хронологически совпадающим темам по социально-политическим аспектам истории, или посвятить этому специальный урок, включив в него задания по всем темам, связанных с изучением вопросов культуры.

Основной информативной базой для организации данных занятий в целом являются созданные автором учебные тексты на электронных носителях в форме развёрнутых планов-тезисов со значительным количеством примечаний по каждой из тем, дающих возможность в предельно сжатом виде эффективно углубить и систематизировать изучаемый материал, организовав его усвоение на уроках с опорой на интерактивные методы обучения.

Таким образом, в процессе реализации данной программы создаются оптимальные условия для решения комплекса задач, связанных с обеспечением образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения на уроках истории в старших классах.

Возможными формами оценки результатов освоения данного элективного курса могут быть:

а) оценка личных достижений учащихся в решении конкретных учебно-познавательных заданий различного типа на занятиях элективного курса в рамках групповых форм деятельности;

б) оценка достижений учащихся в выполнении ими заданий различного типа ЕГЭ по конкретным темам программы;

в) оценка успехов учащихся в выполнении ими индивидуальных творческих заданий в процессе реализации программы.

Возможными формами итоговой аттестации учащихся по окончании элективного курса могут быть:

а) написание учащимся реферата по одной из заинтересовавших его тем курса с последующим участием на внутришкольном, районном или городском конкурсах исследовательских работ по истории России (данное участие считать желательным, но не обязательным);

б) подготовка и защита докладов (рефератов) по изучаемым темам элективного курса;

в) учёт индивидуальных достижений в процессе реализации групповой деятельности учащихся по конкретным темам курса;

в) участие в текущих и итоговых зачётных работах в формате ЕГЭ по темам курса

К возможным формам самостоятельной деятельности учащихся в рамках данного элективного курса можно отнести:

а) групповую и индивидуальную работу учащихся с учебными материалами по данному элективному курсу для решения учебно-познавательных задач в урочное время;

б) подготовку учащимися материалов к выступлению с докладами на уроках, конференциях, написанию рефератов во внеурочное время;

в) участие в тренировочных работах по выявлению умений и навыков учащихся выполнять задания различных типов в формате ЕГЭ

Говоря о методах обучения при реализации данной программы необходимо подчеркнуть, что учитель должен руководствоваться принципами их соответствия (адекватности) особенностям содержания конкретных уроков и многообразия форм и методов обучения, используемых в учебном процессе.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Введение

(2 часа)

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи элективного курса. Основные методологические и методические подходы к реализации программы элективного курса.

Стандарт исторического образования на базовом и профильном уровне обучения 2004 г. Перспективы совершенствования стандарта исторического образования.

Контрольно-измерительные материалы нового поколения.

Основополагающие документы ЕГЭ по истории России. Кодификатор. Спецификация. Демоверсия.

Специфика и характерные черты интерактивных методов обучения, используемые на занятиях по прохождению программного материала.
Тема 1. Восточные славяне в догосударственный период. Образование, развитие и распад Древнерусского государства (IX-XII вв.)

( 3 часа)

Происхождение и ранняя история восточных славян. Источники знаний о древнейшей истории славян. Древнейший отечественный письменный источник (ПВЛ). Восточные славяне в догосударственный период. Древние славяне в мировой истории народов. Праславянская общность и время её существования. Научные версии о территории первоначального расселения праславян. Территория и характерные черты расселения восточных славян. Основные занятия восточных славян в древности. Общественные отношения, быт, верования, нравы. Соседи восточных славян и характер взаимоотношений восточных славян с ними. Образование государства у восточных славян. Понятие государства. Природно-географический и цивилизационный фактор в становлении государственности у восточного славянства. Восточные славяне в VIII-IX вв. Эпоха норманнов (викингов) (конец VIII-середина XI вв.) в истории западноевропейских народов и восточных славян. Норманнский фактор в образовании государственности у восточных славян. Становление российской исторической науки в XVIII в. и «норманнская теория» происхождения Древнерусского государства.

Первые русские князья и их государственная деятельность. Летописные сведения о правлении Рюрика (862-879). Характерные черты правления князя Олега (879-912), Игоря Старого (912-945) и княгини Ольги (945-957).

Правление князя Святослава (957-972).Основные этапы его государственной деятельности. Смерть Святослава и первые княжеские усобицы на Руси. Правление Ярополка Святославича (972-980). Правление великого князя Владимира I (980-1015) и его роль в дальнейшем укреплении и развитии Древнерусского государства.

Русь от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого. Древнерусское государство после смерти Владимира I. Усобицы между сыновьями Владимира I и борьба за киевский престол Ярослава Владимировича (1015-1019). Расцвет Древнерусского государства. Характерные черты внутренней и внешней политики Руси в период правления великого князя Ярослава Мудрого (1019-1054).

Русь после смерти Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей (1054-1093). Правление Изяслава Ярославича (1054-1068; 1069-1073; 1077-1078). Правление Святослава Ярославича (1073-1076). Правление Всеволода Ярославича (1078-1093). Окончание периода правления Ярославичей (1093) и возобновление борьбы за власть их потомками. Русь в конце XI-начале XII вв. Правление Святополка Изяславича (1093-1113) и судьба Владимира Мономаха. Правление Владимира Всеволодовича Мономаха (Владимира II) (1113-1125).

Древнерусское общество и писаное право на Руси в XI – начале XII вв.

Древнерусское государство накануне раздробленности. Последние годы существования единого Древнерусского государства. Правление в Киеве Мстислава Великого (1125-1132). Символические фигуры на сцене истории Древнерусского государства.

Раздробленность на Руси. Причины образования новых политических центров и превращения Киевской Руси в своеобразную федерацию княжеств под номинальной эгидой (покровительством; руководством) великого Киевского князя с тенденцией постепенного формирования конфедерации независимых городов-государств. Политические, экономические и социальные предпосылки обособления русских земель. Вопрос о названии исторического периода, последовавшего за распадом Древнерусского государства.

Обособление русских земель и возникновение новых политических центров (середина XII-середина XIII вв.). Судьба Киева в период раздробленности. Модели государственного управления: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская земля.

Социально-экономическое и политическое развитие Руси и формирование неполноправных (зависимых) групп населения.

Положительные и отрицательные последствия обособления земель в составе Древнерусского государства.

Основные типы заданий ЕГЭ по истории России по данному периоду. Формирование знаний, умений и навыков учащихся отвечать на задания ЕГЭ по данному периоду.

Тема 2. Русские земли и княжества в XIII- первой половине XV вв. Возвышение Москвы и превращение её в центр объединения русских земель.

( 3 часа)

Восточные соседи Руси в начале XIII в. Провозглашение Темучина (Тэмуджина) в 1206 г. на съезде (курултае) монгольской знати великим всемонгольским каганом под именем Чингисхан и образование монгольского государства. Организация Чингисханом завоевательных походов против соседних народов и государств и создание монгольской империи (1206-1227).

Битва русско-половецкого войска с монголами на реке Калке (31 мая 1223 г.) и её последствия.

Империя монголов после смерти Чингисхана. Подготовка и начало похода на Запад. Нашествие монголо-татар на Русь и борьба русского народа с завоевателями c Востока в XIII в. Первый поход Бату-хана на Русь (1237-1238) и разгром северо-восточных земель Руси: вторжение монголо-татар в рязанские земли, разорение Владимиро-Суздальского княжества. Вторжение монголо-татар на территорию новгородских земель, в Смоленское, Черниговское княжество.

Второй поход Бату-хана на Русь (1239-1240) и разгром юго-западных земель Руси. Захват и разорение Киева, галицко-волынских земель. Вторжение монголо-татар в Польшу, Венгрию, Чехию (1241-1242).

Ордынское иго на Руси, его сущность и последствия. Русские княжества первые 20 лет после начала монгольского нашествия. Актуализация вопроса о внешнеполитическом курсе русских княжеств в условиях постоянной опасности нового вторжения монголов. Формирование разнонаправленной внешнеполитической ориентации русских князей. Окончательное складывание в 50-х-начале 60-х гг. XIII в. даннических отношений между Северо-Восточной Русью и Ордой. Окончательное оформление даннических отношений между Русью и Ордой (1257). Складывание на покорённых русских землях система баскачества (1257). Последствия нашествия монголо-татар и установления долговременной зависимости Руси от Орды. Её характерные черты. Отечественные историки о взаимоотношениях Руси от Орды.

Борьба Руси с агрессией шведско-немецких завоевателей в XIII в. Начало военно-религиозной экспансии немецких и датских рыцарей на земли прибалтийских народов (конец XII в.). Основание Риги (1201) как форпоста германской экспансии в Прибалтийских землях. Создание Ордена меченосцев (1202) как орудия насильственной христианизации народов Прибалтики. Установление власти немецких рыцарей в землях эстов (1215-1216). Объединение сил немецких завоевателей для продолжения экспансии на Восток.

Вторжение шведских захватчиков в Новгородскую землю. Невская битва (15 июля 1240 г.). Герои Невской битвы.

Вторжение на Русь немецких крестоносцев. Осуществление Александром Невским совместного похода новгородцев и отряда Владимиро-Суздальского княжества (князь Андрей Ярославич) для освобождения Пскова и разгрома сил Ордена. Освобождение Александром Невским Пскова (1242) и движение русских войск в земли эстов на Дерпт (Тарту-Юрьев). Сражение русских войск с немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Ледовое побоище (5 апреля 1242 г.).

Оборона северо-западных рубежей Руси от захватчиков в 40-х- 50-х гг. XIII в.

Северо-Восточная Русь во второй половине XIII в. Оформление удельного Московского княжества в составе Владимирского великого княжения в 70-е гг. XIII в.

Деятельность первых московских князей. Княжение Даниила Александровича (1276-1303) и его деятельность по укреплению Московского княжества и расширение его территории. Продолжение укрепления Москвы при князе Юрии Даниловиче (1303-1325). Начало противостояния Москвы и Твери. Юрий Данилович – великий Владимирский князь (1318-1322). Политические и неполитические факторы, способствовавшие укреплению и расцвету Московского княжества.

Объединение земель вокруг Москвы и становление Московского государства в XIV- первой половине XV вв. Московское княжество при Иване (I) Даниловиче Калите (1325-1340). Начало превращение Москвы в духовно-религиозный центр Руси (первая четверть XIV в.).

Рост могущества Москвы во время правления сыновей Ивана Калиты Семеона Ивановича Гордого (1340-1353) и Ивана (II) Ивановича Красного (1353-1359).

Князь Дмитрий Иванович Донской (1359-1389) и его роль в дальнейшем укреплении Москвы как политического и духовного центра складывающегося единого Русского государства.

Русские земли в составе великого княжества Литовского.

Поход князя Дмитрия Ивановича на Тверь (1374-1375) и окончательный отказ Михаила Тверского от притязаний на Владимирский престол. Признание тверскими князьями старшинства московского князя (1375).

Усиление усобиц в Орде в 60-70-е гг. XIV в. и обострение отношений между её временными властителями и русскими княжествами. Столкновение Москвы и Орды. Куликовская битва (8 сентября 1380 г.) и окончательное укрепление авторитета Москвы как политического и духовного центра объединяющихся русских земель.

Наследники Дмитрия Донского и судьба Москвы в конце XIV - первой половине XV вв. Продолжение Василием I (1389-1425) политики собирания «собирания» земель. Внутридинастическая война между потомками Дмитрия Донского во второй четверти XV в. Обострение вопроса о престолонаследии в период правления Василия II Тёмного (1425-1462). Продолжение Василием II Тёмным политики «собирания земель».

Укрепление духовных основ Московского государства. Русская Православная Церковь от Ферраро-Флорентийского собора (1438-1439) к автокефалии (независимости) и идее «Москва – третий Рим».

Создание политических и духовных предпосылок для формирования единого Русского государства

Основные типы заданий ЕГЭ по истории России по данному периоду. Формирование знаний, умений и навыков учащихся отвечать на задания ЕГЭ по данному периоду.
Тема 3. Образование и развитие Московского (Российского) государства во второй половине XV – XVI вв.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconПрограмма дисциплины «Защита рэс от дестабилизирующих воздействий»...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconПрограммные продукты
Ур кошелева Е. В, зав отделением по специальности Вострикова О. В., председатель пцк №1 Хейфец М. И., председатель пцк №2 Васильева...
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconСодержание
В этом номере мы знакомим вас с обзорами информационных бюллетеней трех секций ифла, деятельность которых более менее регулярно освещалась...
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconРабочая программа по обществознанию учителя истории и обществознания...
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconУчебного и учебно-наглядного оборудования для кабинета истории
В сборник вошли программы по истории Древнего мира, Средних веков, по Новой и Новейшей истории зарубежных стран, по истории России...
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconУрока по обществознанию для 5 класса Нечаева Л. Г., учитель истории...
Умк по обществознанию: Учебник «Обществознание. 5 класс» Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2012
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Председатель: Синеглазова Клементина Муратовна (89217997796) clementina70@mail ru Методист умц эстрадно- джазовой секции: Черных...
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconРабочая программа по обществознанию 10 класс учителя истории и обществознания
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: Перечень нормативных документов
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconАлексашина В. В., Тетиор А. Н., Самотесов Е. Д., Горбатовский В....
Книга предназначена для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительного комплекса
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс icon06. секция медико-биологических проблем medico biological problems председатель секции
Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ...
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconТематическое планирование секции спортивных игр: «волейбол» для учащихся 8-11 класса
Программа секции «волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в 8-11ом классе моу «Большетарховская осш», проживающих в...
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconУчебники По истории 5-11 кл По обществознанию 6-11 кл

И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconАнализ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников моу «Каслинская...
Злотникова Т. В., кандидат юридических наук, председатель Комитета по экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской...
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconСписок участников секции математики Участники секции будут распределены...
О муниципальной целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Кировского района рсо-алания»
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс icon«Рассмотрено» на заседании методического объединения Учителей истории,...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию для 6-9 класса (2004г)...
И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование икт в обучении истории и обществознанию. Индивидуализация обучения как средство активизации мыслительной и познавательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск