Скачать 0.61 Mb.
|
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАБИНЕТ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ДОПУЩЕНО Председатель Президиума РЭС И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию РЭС Ю. А. Рябов Протокол № 1 от 10 сентября 2008 г. Утверждено на Совете факультета Декан О. Н. Журавлёва ПРОГРАММА элективного курса по истории России для учащихся 10-11 классов (35 часов) «Изучение актуальных вопросов истории России с древнейших времён до конца XIX века при подготовке учащихся к ЕГЭ» Автор-составитель: методист центра истории и обществознания СПбАППО, Заслуженный учитель РФ Рябов Юрий Александрович САНКТ-ПЕТЕРБУРГ2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа элективного курса по истории России для учащихся 10-11 классов создана в полном соответствии с положениями концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в школе и предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся по основным темам истории России с древнейших времён до конца XIX века в условиях проведения итоговой аттестации учащихся по истории России в формате ЕГЭ при реализации социально-гуманитарного профиля. Вместе с тем, данный элективный курс можно использовать при иной профилизации образовательных учреждений и классов, в том числе при универсальном (непрофильном) обучении. Содержательно-мировоззренческая направленность программы согласуется с основными целями стандарта среднего (полного) образования по истории на профильном и базовом уровне, достигаемыми посредством воспитания гражданственности, развития мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций; развития способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира; освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе, овладения умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников; формирования исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории и т. д. Данная программа обеспечивает систематизацию, углубление и закрепление знаний учащихся по актуальным вопросам истории России с древнейших времён до конца XIX века, опираясь на интерактивные методы обучения с учётом специфики итоговой аттестации учащихся выпускных классов в формате ЕГЭ. Большинство тем (за исключением тем, связанных с изучением вопросов культуры: № 4,8,12) рекомендуется изучать, опираясь преимущественно на групповые формы деятельности учащихся, активизирующие самостоятельный поиск в решении разнообразных познавательных задач и дающие возможность достаточно эффективно формировать различные учебные умения и навыки, необходимые для прохождения итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Вместе с тем это не отменяет право учителя использовать и другие формы учебной деятельности, активизирующие познавательную деятельность учащихся. В этой связи стоит отметить уместность и значимость подготовки учащимися тематических докладов и сообщений с последующим их заслушиванием и обсуждением на занятиях по темам программы, представляющим личный интерес. Завершающим этапом прохождения большинства тем является участие старшеклассников в тренинге, нацеленного на проверку их способности выполнять задания различного типа используемые в ЕГЭ применительно к изученному периоду истории России. Несколько отличается от представленного выше алгоритма методика изучения вопросов культуры (темы № 4,8,12), так как их изучение нуждается в широком использовании на занятиях аудиовизуальных средств обучения и компьютерных технологий. В этой связи важно подчеркнуть, что именно на уроках по изучению вопросов культуры, активизирующих эмоционально-чувственную сферу личности учителя и ученика, значительно повышается роль и значимость учителя как носителя гуманистических ценностей. Текстовой материал по данным темам рекомендуется использовать на уроках фрагментарно в контексте решения развивающих и воспитательных задач и использования аудиовизуальных и электронных носителей информации. Его систематическое изучение рекомендуется предложить учащимся в качестве самостоятельной работы во внеурочное время. Проверку знаний учащихся по вопросам культуры целесообразно осуществлять или на уроках-тренингах, относящихся к хронологически совпадающим темам по социально-политическим аспектам истории, или посвятить этому специальный урок, включив в него задания по всем темам, связанных с изучением вопросов культуры. Основной информативной базой для организации данных занятий в целом являются созданные автором учебные тексты на электронных носителях в форме развёрнутых планов-тезисов со значительным количеством примечаний по каждой из тем, дающих возможность в предельно сжатом виде эффективно углубить и систематизировать изучаемый материал, организовав его усвоение на уроках с опорой на интерактивные методы обучения. Таким образом, в процессе реализации данной программы создаются оптимальные условия для решения комплекса задач, связанных с обеспечением образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения на уроках истории в старших классах. Возможными формами оценки результатов освоения данного элективного курса могут быть: а) оценка личных достижений учащихся в решении конкретных учебно-познавательных заданий различного типа на занятиях элективного курса в рамках групповых форм деятельности; б) оценка достижений учащихся в выполнении ими заданий различного типа ЕГЭ по конкретным темам программы; в) оценка успехов учащихся в выполнении ими индивидуальных творческих заданий в процессе реализации программы. Возможными формами итоговой аттестации учащихся по окончании элективного курса могут быть: а) написание учащимся реферата по одной из заинтересовавших его тем курса с последующим участием на внутришкольном, районном или городском конкурсах исследовательских работ по истории России (данное участие считать желательным, но не обязательным); б) подготовка и защита докладов (рефератов) по изучаемым темам элективного курса; в) учёт индивидуальных достижений в процессе реализации групповой деятельности учащихся по конкретным темам курса; в) участие в текущих и итоговых зачётных работах в формате ЕГЭ по темам курса К возможным формам самостоятельной деятельности учащихся в рамках данного элективного курса можно отнести: а) групповую и индивидуальную работу учащихся с учебными материалами по данному элективному курсу для решения учебно-познавательных задач в урочное время; б) подготовку учащимися материалов к выступлению с докладами на уроках, конференциях, написанию рефератов во внеурочное время; в) участие в тренировочных работах по выявлению умений и навыков учащихся выполнять задания различных типов в формате ЕГЭ Говоря о методах обучения при реализации данной программы необходимо подчеркнуть, что учитель должен руководствоваться принципами их соответствия (адекватности) особенностям содержания конкретных уроков и многообразия форм и методов обучения, используемых в учебном процессе. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Введение (2 часа) Образовательные, развивающие и воспитательные задачи элективного курса. Основные методологические и методические подходы к реализации программы элективного курса. Стандарт исторического образования на базовом и профильном уровне обучения 2004 г. Перспективы совершенствования стандарта исторического образования. Контрольно-измерительные материалы нового поколения. Основополагающие документы ЕГЭ по истории России. Кодификатор. Спецификация. Демоверсия. Специфика и характерные черты интерактивных методов обучения, используемые на занятиях по прохождению программного материала. Тема 1. Восточные славяне в догосударственный период. Образование, развитие и распад Древнерусского государства (IX-XII вв.) ( 3 часа) Происхождение и ранняя история восточных славян. Источники знаний о древнейшей истории славян. Древнейший отечественный письменный источник (ПВЛ). Восточные славяне в догосударственный период. Древние славяне в мировой истории народов. Праславянская общность и время её существования. Научные версии о территории первоначального расселения праславян. Территория и характерные черты расселения восточных славян. Основные занятия восточных славян в древности. Общественные отношения, быт, верования, нравы. Соседи восточных славян и характер взаимоотношений восточных славян с ними. Образование государства у восточных славян. Понятие государства. Природно-географический и цивилизационный фактор в становлении государственности у восточного славянства. Восточные славяне в VIII-IX вв. Эпоха норманнов (викингов) (конец VIII-середина XI вв.) в истории западноевропейских народов и восточных славян. Норманнский фактор в образовании государственности у восточных славян. Становление российской исторической науки в XVIII в. и «норманнская теория» происхождения Древнерусского государства. Первые русские князья и их государственная деятельность. Летописные сведения о правлении Рюрика (862-879). Характерные черты правления князя Олега (879-912), Игоря Старого (912-945) и княгини Ольги (945-957). Правление князя Святослава (957-972).Основные этапы его государственной деятельности. Смерть Святослава и первые княжеские усобицы на Руси. Правление Ярополка Святославича (972-980). Правление великого князя Владимира I (980-1015) и его роль в дальнейшем укреплении и развитии Древнерусского государства. Русь от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого. Древнерусское государство после смерти Владимира I. Усобицы между сыновьями Владимира I и борьба за киевский престол Ярослава Владимировича (1015-1019). Расцвет Древнерусского государства. Характерные черты внутренней и внешней политики Руси в период правления великого князя Ярослава Мудрого (1019-1054). Русь после смерти Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей (1054-1093). Правление Изяслава Ярославича (1054-1068; 1069-1073; 1077-1078). Правление Святослава Ярославича (1073-1076). Правление Всеволода Ярославича (1078-1093). Окончание периода правления Ярославичей (1093) и возобновление борьбы за власть их потомками. Русь в конце XI-начале XII вв. Правление Святополка Изяславича (1093-1113) и судьба Владимира Мономаха. Правление Владимира Всеволодовича Мономаха (Владимира II) (1113-1125). Древнерусское общество и писаное право на Руси в XI – начале XII вв. Древнерусское государство накануне раздробленности. Последние годы существования единого Древнерусского государства. Правление в Киеве Мстислава Великого (1125-1132). Символические фигуры на сцене истории Древнерусского государства. Раздробленность на Руси. Причины образования новых политических центров и превращения Киевской Руси в своеобразную федерацию княжеств под номинальной эгидой (покровительством; руководством) великого Киевского князя с тенденцией постепенного формирования конфедерации независимых городов-государств. Политические, экономические и социальные предпосылки обособления русских земель. Вопрос о названии исторического периода, последовавшего за распадом Древнерусского государства. Обособление русских земель и возникновение новых политических центров (середина XII-середина XIII вв.). Судьба Киева в период раздробленности. Модели государственного управления: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская земля. Социально-экономическое и политическое развитие Руси и формирование неполноправных (зависимых) групп населения. Положительные и отрицательные последствия обособления земель в составе Древнерусского государства. Основные типы заданий ЕГЭ по истории России по данному периоду. Формирование знаний, умений и навыков учащихся отвечать на задания ЕГЭ по данному периоду. Тема 2. Русские земли и княжества в XIII- первой половине XV вв. Возвышение Москвы и превращение её в центр объединения русских земель. ( 3 часа) Восточные соседи Руси в начале XIII в. Провозглашение Темучина (Тэмуджина) в 1206 г. на съезде (курултае) монгольской знати великим всемонгольским каганом под именем Чингисхан и образование монгольского государства. Организация Чингисханом завоевательных походов против соседних народов и государств и создание монгольской империи (1206-1227). Битва русско-половецкого войска с монголами на реке Калке (31 мая 1223 г.) и её последствия. Империя монголов после смерти Чингисхана. Подготовка и начало похода на Запад. Нашествие монголо-татар на Русь и борьба русского народа с завоевателями c Востока в XIII в. Первый поход Бату-хана на Русь (1237-1238) и разгром северо-восточных земель Руси: вторжение монголо-татар в рязанские земли, разорение Владимиро-Суздальского княжества. Вторжение монголо-татар на территорию новгородских земель, в Смоленское, Черниговское княжество. Второй поход Бату-хана на Русь (1239-1240) и разгром юго-западных земель Руси. Захват и разорение Киева, галицко-волынских земель. Вторжение монголо-татар в Польшу, Венгрию, Чехию (1241-1242). Ордынское иго на Руси, его сущность и последствия. Русские княжества первые 20 лет после начала монгольского нашествия. Актуализация вопроса о внешнеполитическом курсе русских княжеств в условиях постоянной опасности нового вторжения монголов. Формирование разнонаправленной внешнеполитической ориентации русских князей. Окончательное складывание в 50-х-начале 60-х гг. XIII в. даннических отношений между Северо-Восточной Русью и Ордой. Окончательное оформление даннических отношений между Русью и Ордой (1257). Складывание на покорённых русских землях система баскачества (1257). Последствия нашествия монголо-татар и установления долговременной зависимости Руси от Орды. Её характерные черты. Отечественные историки о взаимоотношениях Руси от Орды. Борьба Руси с агрессией шведско-немецких завоевателей в XIII в. Начало военно-религиозной экспансии немецких и датских рыцарей на земли прибалтийских народов (конец XII в.). Основание Риги (1201) как форпоста германской экспансии в Прибалтийских землях. Создание Ордена меченосцев (1202) как орудия насильственной христианизации народов Прибалтики. Установление власти немецких рыцарей в землях эстов (1215-1216). Объединение сил немецких завоевателей для продолжения экспансии на Восток. Вторжение шведских захватчиков в Новгородскую землю. Невская битва (15 июля 1240 г.). Герои Невской битвы. Вторжение на Русь немецких крестоносцев. Осуществление Александром Невским совместного похода новгородцев и отряда Владимиро-Суздальского княжества (князь Андрей Ярославич) для освобождения Пскова и разгрома сил Ордена. Освобождение Александром Невским Пскова (1242) и движение русских войск в земли эстов на Дерпт (Тарту-Юрьев). Сражение русских войск с немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Ледовое побоище (5 апреля 1242 г.). Оборона северо-западных рубежей Руси от захватчиков в 40-х- 50-х гг. XIII в. Северо-Восточная Русь во второй половине XIII в. Оформление удельного Московского княжества в составе Владимирского великого княжения в 70-е гг. XIII в. Деятельность первых московских князей. Княжение Даниила Александровича (1276-1303) и его деятельность по укреплению Московского княжества и расширение его территории. Продолжение укрепления Москвы при князе Юрии Даниловиче (1303-1325). Начало противостояния Москвы и Твери. Юрий Данилович – великий Владимирский князь (1318-1322). Политические и неполитические факторы, способствовавшие укреплению и расцвету Московского княжества. Объединение земель вокруг Москвы и становление Московского государства в XIV- первой половине XV вв. Московское княжество при Иване (I) Даниловиче Калите (1325-1340). Начало превращение Москвы в духовно-религиозный центр Руси (первая четверть XIV в.). Рост могущества Москвы во время правления сыновей Ивана Калиты Семеона Ивановича Гордого (1340-1353) и Ивана (II) Ивановича Красного (1353-1359). Князь Дмитрий Иванович Донской (1359-1389) и его роль в дальнейшем укреплении Москвы как политического и духовного центра складывающегося единого Русского государства. Русские земли в составе великого княжества Литовского. Поход князя Дмитрия Ивановича на Тверь (1374-1375) и окончательный отказ Михаила Тверского от притязаний на Владимирский престол. Признание тверскими князьями старшинства московского князя (1375). Усиление усобиц в Орде в 60-70-е гг. XIV в. и обострение отношений между её временными властителями и русскими княжествами. Столкновение Москвы и Орды. Куликовская битва (8 сентября 1380 г.) и окончательное укрепление авторитета Москвы как политического и духовного центра объединяющихся русских земель. Наследники Дмитрия Донского и судьба Москвы в конце XIV - первой половине XV вв. Продолжение Василием I (1389-1425) политики собирания «собирания» земель. Внутридинастическая война между потомками Дмитрия Донского во второй четверти XV в. Обострение вопроса о престолонаследии в период правления Василия II Тёмного (1425-1462). Продолжение Василием II Тёмным политики «собирания земель». Укрепление духовных основ Московского государства. Русская Православная Церковь от Ферраро-Флорентийского собора (1438-1439) к автокефалии (независимости) и идее «Москва – третий Рим». Создание политических и духовных предпосылок для формирования единого Русского государства Основные типы заданий ЕГЭ по истории России по данному периоду. Формирование знаний, умений и навыков учащихся отвечать на задания ЕГЭ по данному периоду. Тема 3. Образование и развитие Московского (Российского) государства во второй половине XV – XVI вв. |
Программа дисциплины «Защита рэс от дестабилизирующих воздействий»... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программные продукты Ур кошелева Е. В, зав отделением по специальности Вострикова О. В., председатель пцк №1 Хейфец М. И., председатель пцк №2 Васильева... | ||
Содержание В этом номере мы знакомим вас с обзорами информационных бюллетеней трех секций ифла, деятельность которых более менее регулярно освещалась... | Рабочая программа по обществознанию учителя истории и обществознания... Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ||
Учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинета истории В сборник вошли программы по истории Древнего мира, Средних веков, по Новой и Новейшей истории зарубежных стран, по истории России... | Урока по обществознанию для 5 класса Нечаева Л. Г., учитель истории... Умк по обществознанию: Учебник «Обществознание. 5 класс» Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2012 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Председатель: Синеглазова Клементина Муратовна (89217997796) clementina70@mail ru Методист умц эстрадно- джазовой секции: Черных... | Рабочая программа по обществознанию 10 класс учителя истории и обществознания Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: Перечень нормативных документов | ||
Алексашина В. В., Тетиор А. Н., Самотесов Е. Д., Горбатовский В.... Книга предназначена для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительного комплекса | 06. секция медико-биологических проблем medico biological problems председатель секции Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Г. М. Пальдяева. – 3-е изд. Стереотип. –М.: Дрофа, 2011. и образовательных программ... | ||
Тематическое планирование секции спортивных игр: «волейбол» для учащихся 8-11 класса Программа секции «волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в 8-11ом классе моу «Большетарховская осш», проживающих в... | Учебники По истории 5-11 кл По обществознанию 6-11 кл | ||
Анализ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников моу «Каслинская... Злотникова Т. В., кандидат юридических наук, председатель Комитета по экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской... | Список участников секции математики Участники секции будут распределены... О муниципальной целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Кировского района рсо-алания» | ||
«Рассмотрено» на заседании методического объединения Учителей истории,... Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию для 6-9 класса (2004г)... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Использование икт в обучении истории и обществознанию. Индивидуализация обучения как средство активизации мыслительной и познавательной... |