Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика»





Скачать 216.36 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «геральдика»
Дата публикации22.01.2015
Размер216.36 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Оренбургский государственный педагогический университет»





Исторический факультет

Кафедра истории России
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Е.Г. Матвиевская/

__________ _____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«ГЕРАЛЬДИКА»
Направление подготовки

050100. 62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки

История

Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Оренбург

2013 г.

Рецензенты:
Хисамутдинова Р.Р., д.и.н., проф., зав. кафедры истории и методики преподавания истории и обществознания
_________ ______________

(дата) (подпись)


Авторы/составители рабочей программы учебной дисциплины:
ФИО, ученое звание, кафедра

Матюшко И.В., к.и.н. доц. кафедры истории России
__________ ______________

(дата) (подпись)

Содержание

Пояснительная записка
Дисциплина знакомит с основными правилами и законами создания гербов; правилами описания гербов, особенностями становления геральдики и современными гербами личными, земельными и городскими. В целом, содержание курса способствует формированию умений и навыков по составлению гербов.

В ходе лекций студентам излагаются теоретические основы геральдики; в ходе семинарских занятий дополнительно изучаются различные аспекты личной, земельной, городской геральдики и составляется собственный проект герба.


  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций в вопросах истории развития геральдики, правил геральдики, расшифровки гербов и получение навыков составления гербов.

Задачи освоения дисциплины:

  1. Дать представление о процессе возникновения и развития гербов, а также основных тенденций и закономерностей геральдики, начиная с зарождения в отдаленной древности в виде родоплеменной эмблематики и заканчивая оформлением официальной герольдии;

  2. Изучить особенности развития геральдики в Западной Европе и России;

  3. Познакомиться с символикой в геральдике;

  4. Обучить основным правилам составления и описания гербов.

  5. Научить создавать гербы для муниципальных учреждений, а также личные и родовые гербы.




  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


«Геральдика» относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного цикла Б.3.В.ДВ.3. Дисциплина преподается в 2-ом семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.

Курс логически, теоретически и методологически связан с учебными дисциплинами «Вспомогательные исторические дисциплины».


  1. Требования к результатам освоения содержания
    дисциплины



Процесс изучения дисциплины «Геральдика» направлен на формирование следующих компетенций:

Коды
компетенции


Наименование компетенции

Структурные элементы
компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)


ОК-1

Владеет культурой мышления, способностью к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать приемы обобщения и анализа.

Уметь ставить цели и выбирать пути ее достижения

Владеть культурой мышления.

ОК-2

Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать наиболее общие проблемы повседневного существования человека.

Уметь осуществлять анализ социально и личностно значимых проблем.

Владеть приемами данного анализа.

ОК-3

Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать современные принципы толерантности.

Уметь понимать значение культуры как формы человеческого существования.

Владеть средствами диалога и сотрудничества

ОК-6

Способен логически верно использовать устную и письменную речь.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать различные приемы устной и письменной речи.

Уметь их использовать.

Владеть навыками публичных выступлений.

ОК-13

Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать об имеющихся в распоряжении преподавателя нормативных правовых документах.

Уметь их применять в профессиональной деятельности.

Владеть навыками работы с нормативными документами.

ОК-14

Готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать современные принципы толерантности.

Уметь понимать значение культуры как формы человеческого существования.

Владеть средствами диалога и сотрудничества

ОК-15

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать основные закономерности истории повседневности.

Уметь понимать движущие силы исторического процесса и место человека в нем.

Владеть навыками предвосхищения закономерных исторических событий

ОК-16

Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать приемы ведения дискуссии и полемики.

Уметь их использовать.

Владеть навыками публичной речи.

ОПК-1

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать место своей будущей профессии в социуме.

Уметь обосновывать ее социальную значимость.

Владеть мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- правила геральдики;

-принципы составления личных, родовых или муниципальных гербов;

- особенности развития геральдики в России и Западной Европе;

- геральдическую символику.

Уметь:

- описывать и анализировать различные гербы;

- моделировать гербы по геральдическим законам и правилам, используя различные источники информации.

Владеть:

- навыками расшифровки гербов;

- составлять гербы личные, родовые или муниципальные

Приобрести опыт деятельности:

- учебно-образовательной;

- научно-исследовательской;

- практической.


  1. Содержание и структура дисциплины




    1. Содержание разделов дисциплины


В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: устный опрос на семинаре (СЗ), самостоятельное изучение вопросов (СВ), понятийный диктант (ПД), контрольный срез (КС), коллоквиум (К), подготовка рефератов (Р).


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Введение.

1. Предмет и задачи геральдики, ее место в системе вспомогательных исторических дисциплин. Причины ее появления.

2.Отличие гербов от других знаков и символов.

СЗ


СВ

2

Возникновение геральдики.

1. Средневековые геральдические трактаты и герольды. Бестиарий.

СЗ, Р

3

Теоретическая геральдика.

1. Понятие о гербе и его составных частях.

2. Классификация гербов по различным признакам.

КС

СЗ

4

Личные и земельные гербы.

1. Структура личного герба.

2. Блазонирование. Земельные гербы Оренбургской области: проблемы исторической преемственности.

СЗ, Р
СЗ, К


К формам текущего контроля отнесены устный опрос на семинаре (СЗ), контрольный срез (КС), коллоквиум (К), подготовка рефератов (Р).


    1. Структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
Распределение трудоемкости дисциплины
по видам работ
по семестрам


Вид учебной работы

Трудоемкость

зач. ед.

час.

семестр

8

Общая трудоемкость по учебному плану

2

72

72

Аудиторные занятия




36

36

Лекции (Л)




14

14

Семинары (СЗ)




22

22

Самостоятельная работа (СВ):




36

36

Подготовка к семинарским занятиям, коллоквиуму, творческий проект, контрольный срез, понятийный диктант




30

30

Реферат




6

6

Вид контроля: зачет












Разделы дисциплины и виды занятий


раздела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеауд.
работа


СР

Л

С

1

Введение. Предмет и задачи курса. Геральдика как научная дисциплина.

26

6

8

12

2

Возникновение геральдики

10

2

4

4

3

Теоретическая геральдика

22

4

6

12

4

Личные и земельные гербы

14

2

4

8




ИТОГО:

72

14

22

36



    1. Лекции



Раздела

Наименование раздела/наименование лекции

Кол-во часов

1.


Введение.




1. Предмет и задачи геральдики

2. Отличие гербов от других знаков и символов.


2

2


2

Возникновение геральдики




1. Средневековые геральдические трактаты и герольды. Бестиарий.


2

3


Теоретическая геральдика




1. Понятие о гербе и его составных частях.

2. Классификация гербов по различным признакам.

2

2


4


Личные и земельные гербы




1. Структура личного герба.

2. Блазонирование. Земельные гербы Оренбурсгкой области: проблемы исторической приемственности.

2

2





ИТОГО:

14




    1. Практические занятия (семинары)






раздела



занятия

Наименование
практических занятий (семинаров)

Кол-во часов

1

1

Геральдика как научная дисциплина

2

2

2-4

Начальный период развития геральдики

6

3

5-8

Теоретическая геральдика

8

4

9-11

Личные и земельные гербы

6




ИТОГО

22




    1. Лабораторные работы


Лабораторные работы не предусмотрены.
4.6. Курсовые работы (курсовые проекты)
Курсовые работы (проекты) не предусмотрены.
4.7. Самостоятельное изучение разделов дисциплины




раздела

Содержание самостоятельной работы

Кол-во

часов

1

Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста, выписки из текста, подготовка сообщений к выступлению на семинаре

12

2

Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста, выписки

из текста, подготовка сообщений к выступлению на семинаре.

4

3

Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста, выписки из текста, подготовка к выступлению на семинаре.

Творческий проект


12


4

Подготовка к семинарскому занятию: конспектирование текста, выписки из текста, подготовка к выступлению на семинаре.

8




Итого

36



  1. Образовательные технологии




    1. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы


В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: творческий проект, коллоквиум, презентации, круглый стол.


    1. Интерактивные образовательные технологии, используемые
      в аудиторных занятиях



Интерактивный процесс понимается как компонент дидактической технологии, предполагающий интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов; взаимодействие между студентами внутри учебной группы.

Специфика дисциплины допускает лекционно-практические формы обучения с использованием проектора с подключением к компьютеру и возможностью доступа в Интернет для демонстрации материала лекции на большом экране (мультимедийные электронные презентации по курсу «Геральдика», в том числе:

- интерактивная лекция - основная форма теоретического обучения. Интерактивная лекция отличается от обычной двусторонним потоком информации, включает проблемные вопросы со стороны преподавателя, эвристический тип обучения, допускает прерывание рассказа педагога и обсуждение, вызвавшей затруднения или заинтересовавшей темы, импровизированное выступление студентов по теме лекции. Целью интерактивной лекции является донесение информации и активное усвоение этой информации студентами, a не обмен мнениями. Используются такие интерактивные лекции как:

- проблемная лекция, начинающаяся с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Лекция строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. Обязателен диалог преподавателя и студентов;

- лекция-визуализация, которая учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальной форме; используются схемы, рисунки, исторические карты и т.п.;

- лекции с разбором конкретной ситуации, в процессе которой студенты совместно анализируют и обсуждают представленный материал.

Лекционная форма при переходе к последующим этапам обучения постепенно заменяется дискуссиями, докладами, обсуждениями, делающими процесс освоения знаний и навыков более активным.


Семестр


№ раздела

Вид занятия

(Л, ПР)

Тема

Используемые
интерактивные
образовательные технологии

Кол-во
часов

2

1-2

Л

Герб – элемент средневековой европейской культуры.


Проблемная лекция

2

ПР

Отличие гербов от других знаков и символов

разбор конкретных ситуаций

2

3

Л

Почетные и простые фигуры в геральдике

презентация

2

ПР

Мифические фигуры в геральдике

Круглый стол

2

4

Л

Гербы средневековых рыцарей Западной Европы и гербы дворян России


коллоквиум

4

ПР

Гербы городов Оренбургской области

рефераты

6

ПР

Современные гербы (проект составленного герба)

доклады

2

ИТОГО:

20


Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 23%.


  1. Оценочные средства текущего контроля
    успеваемости, промежуточной аттестации и
    реализуемых в дисциплине компетенций





    1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости


Поскольку фонд оценочных средств является отдельным документом и элементом учебно-методического комплекса, то в настоящей рабочей программе описываются только вид и типы оценочных средств. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды и типы оценочных средств: устный опрос, проверка презентаций и проектов гербов.
По данной дисциплине предусмотрена итоговая форма отчетности: зачет


    1. Оценочные средства промежуточной аттестации и
      реализуемых в дисциплине компетенций студентов



Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет.
Вопросы к зачету:

  1. Предмет и задачи геральдики.

  2. Символы и гербы: проблема отличия.

  3. Причины и время появления гербов.

  4. Происхождение гербов (гербовые эмблемы и символы в рабовладельческих государствах)

  5. Рыцарские и городские гербы средневековой Европы.

  6. Бумажная геральдика.

  7. Геральдическая эмблематика и терминология (происхождение термина; составные части герба; варианты щитов

  8. Понятия «щит». Формы щитов.

  9. Цвета в геральдике и их графическое изображение.

  10. Основные правила и принципы в геральдике.

  11. Составные части герба: главные и второстепенные.

  12. Деление щита их взаимоотношение.

  13. Геральдические фигуры: естественные, искусственные и легендарные фигуры и их изображения на гербах; девиз герба).

  14. Блазон. Правила блазона.

  15. Геральдическая символика.

  16. Гербы городов Оренбургской области.

  17. Элементы герба, связанные с социальным статусом владельца: «мантия», «корона», «шлем», шейный клейнод.

  18. Традиция личных гербов в России: история и современность.

  19. Правила составления личных гербов.

  20. Правила составления муниципальных гербов.

  21. Типы муниципальных корон в геральдике.

  22. Правовые нормы, регулирующие гербовую деятельность.




    1. Критерии оценки формируемых в дисциплине
      компетенций



Итоговой формой контроля по дисциплине является зачет. Приводятся критерии выставления оценок «зачет», «незачет».

«Зачет» студенту ставится, если он:

- прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает,

- умеет тесно увязывать теорию с практикой,

- свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний,

- не затрудняется с ответом при видоизменении заданий,

- использует в ответе материал монографической литературы,

- правильно обосновывает принятое решение,

- владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

«Не зачтено» выставляется студенту если:

- обнаружены пробелы в знаниях основного учебного материала,

- студент не знает значительной части программного материала,

- неуверенно и с большими затруднениями выполняет практические работы,

- в изложении работы допущены существенные ошибки.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение
    дисциплины





    1. Основная литература




  1. Медведев М.Ю. Основы геральдики. СПб., 2008.

  2. Михнюк Л.З. Геральдика. Оренбург, 2007.

    1. Дополнительная литература

  1. Арсеньев Ю.В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском археологическом институте в 1907 – 1908 гг. Ковров, 1997.

  2. Каменцева Е.И. Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М.,1971.

  3. Ключи к тайнам Клио. Учебное пособие под ред. Кобрина В.Б., Леонтьевой Г.А., Шорина П.А. М.,1994, раздел «Геральдика».

  4. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990.

  5. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археография, геральдика. – Практическое пособие для вузов. М., 2000.

  6. Похлебкин К.М. Международная символика и эмблематика. М., 1991.

  7. Борисов (Ильин) И.В. Родовые гербы России. М., 1997.

  8. Ди Сассоферрато Б. О знаках и гербах // СВ. Вып. 52. М., 1989.

  9. Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М., 1977.

  10. История родов русского дворянства. В 2-х кн. М.,1991.

  11. Каменцева Е.И., Луппол А.Н. Государственный герб СССР и гербы союзных республик//Советская историческая энциклопедия. Т. 4. М., 1983.

  12. Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XI вв. - М.,1981.

  13. Стукалова Т.Ю. Истоки европейской геральдики // Гербовь, 1997, 11(23).

  14. Михнюк Л.З. Геральдика. Оренбург, 2007.

  15. Медведев М.Ю. Рождение геральдической историографии // Из истории и культуры средневековья. СПб., 1991.

  16. Шаповалов В.А. Геральдика. Учебное пособие. - Белгород., 1997.

  17. Шаповалов В.А. О гербе города Белгорода//К истории Белгородчины. Вып. 1. - Белгород., 1990.

    1. Периодические издания

Стукалова Т.Ю. Истоки европейской геральдики // Гербовь, 1997, 11(23).

    1. Интернет-ресурсы


Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве сайт (Геральдика.ру)

  1. Материально-техническое обеспечение
    дисциплины




    1. Учебно-лабораторное оборудование

Не предусмотрено.
8.2. Технические и электронные средства обучения и контроля
успеваемости

Для обеспечения преподавания данной дисциплины необходимы

- аудитория;

- технические средства обучения: DVD-плеер, принтер лазерный, копировальный аппарат, сканер;

- мультимедийный проектор, компьютер и экран;

- наглядные пособия, карты, приборы, учебно-методические пособия

- электронная база данных для создания тематических разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы со студентами.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной ООП ВПО по направлению подготовки 040100.62 Педагогическое образование, профиль история.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины «геральдика» iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск