О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования





Скачать 122.19 Kb.
НазваниеО развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования
Дата публикации15.02.2015
Размер122.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования.

В «концепции национальных школ РА» сформулированы задачи национальной школы - «развитие национального общественного сознания за счет приобщения подрастающего поколения к духовным и культурным ценностям своего народа, понимание места и роли этих ценностей в мировой культуре, воспитание нового типа национального сознания, направленного на обогащающее взаимодействие нации и народностей при одновременном развитии своей национальной культуры, языка, самобытности, восстановление исторической памяти, воспитание чувства национальной гордости и самоуважения, чувства этнической идентификации»(4,с3-4)

Кош-Агачский район является многонациональным районом со своими исторически сложившимися культурными особенностями. В школах района изучаются кроме иностранных языков алтайский и казахский языки. Преподавание казахского языка в Кош-Агачском районе как отдельный предмет началось в 1949-50 годах. В то время казахский язык изучался в школах сел района Кош-Агача, Актала,Тобелер , Джазатора. С этого времени учебные планы включали изучение родного (казахского) языка и у его истока стояли такие люди как Конаков Ешимтай Айтмуканович, Смагулов Касмаран Бакраевич, Оспанов Токон, Дингельбаев Салимжан Кизатович, Баймашев Сункарбек,Ботажанов Амангали,Мади Исанович,Актаева Баден и другие. Хотя изучение казахского языка продолжили в школах сел района , в самом Кош-Агаче на некоторое время отменили и начали преподавать казахский язык как факультативный предмет. А возобновленное преподавание казахского языка началось с 1989года. И с этого времени казахский язык начали изучать и в других селах района.В историю Актальской, а затем в Жана-Аульской школы свой личный вклад по казахскому языку оставил учитель казахского языка и литературы, первый специалист, который закончил Семипалатинский педагогический институт Канапьянов Мурат Отепович. А также многие годы методистом казахского языка и литературы работал «Отличник народного просвещения» Чакеров Союз Чакерович. Также важно отметить учителей-ветеранов образования, которые преподавали и преподают казахский язык в школах района, это такие учителя как Ахметова Лидия Сапановна, Берсимбаева Асия Оразгалымовна,Конакова Джайнагуль Чаймашевна,Байдушкина Галина Ешимтаевна, Чакерова Фатима Куркебаевна, которая проработала более 50 лет,Смагулова Алия Касмарановна ,Самарханова Бибигуль Каметбаевна,Кыдырбаева Кульнар Наймантаевна и другие.

С введением концепции национальной школы казахский язык начали обучать во всех школах Кош-Агачского района и на сегодняшний день в шести общеобразовательных и в двух основных школах в старшем и младшем звене ведется преподавание предмета. Преподавание казахского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях района осуществляют 34 педагога, из них 32 учителя имеют высшее образование,2 учителя средне-специальное. В школах района 3 учителя казахского языка и литературы имеют педагогический стаж до 5 лет, а большинство составляют учителя со стажем работы более 10-15 лет. Большой стаж педагогической деятельности свидетельствует о достаточно высоком профессиональном уровне преподавания казахского языка и литературы. В целом качественный состав педагогических кадров по родному (казахскому) языку позволяет совершенствовать систему образования в школах района и качественно организовывать образовательный процесс.

Дорогие участники конференции! Сегодня уместно будет сказать, что реальным фактором, стимулирующим творческий потенциал и возможность повышения уровня оплаты труда педагогов, является аттестация учителей. На начало 2010-2011 учебного года работают 20 учителей казахского языка и литературы, имеющих первую квалификационную категорию,13 разряд,11 педагогов имеющих вторую квалификационную категорию,12 разряд, не имеют категорий 3 человека. С введением новой формы аттестации каждый учитель должен пройти аттестацию на соответствие, но в то же время стоит проблема прохождения аттестации учителей казахского языка, так как у них не имеется утвержденной программы Министерства образования РА, нет методиста, который бы занимался этими проблемами. При прохождении аттестации работа учителя казахского языка и литературы подвергается экспертизе, которая выявляет, что учителя владеют методикой преподавания казахского языка и литературы на достаточно хорошем уровне, обладают профессиональной компетентностью. Их уроки отличаются высокой плотностью, доступностью изложения материала, эффективностью методов и приемов работы, целесообразностью распределения времени, логической последовательностью и взаимосвязью этапов урока. Самыми основными критериями уроков по родному языку стали включение современных педтехнологий, регионального компонента, наличие интерактивных приемов и методов, информационной технологии активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Большинство учителей казахского языка и литературы используют развитие критического мышления через чтение и письмо, модульное обучение, технологию коллективного, группового обучения. Каждый учитель имеет свой персональный компьютер. Но в школах района ни один кабинет казахского языка не оснащен компьютером. В кабинетах отсутствуют наглядные пособия, художественные книги.

Но несмотря на это наши учителя казахского языка и литературы участвуют в школьном и районном масштабе конкурса «Учитель года» В районном конкурсе следует отметить участие таких учителей казахского языка как: Сванкулова Галина Кабдрашитовна,,Байдушкина Галина Ешимтаевна, Имамагзамова Кулима Багденовна,Атина Джакыпековна, Асем Муратовна,Мухтасырова Ляззат Муратовна, а в 2002 году Гульдария Токтамуратовна в районном конкурсе заняв 1 место вышла в финал и участвовала на региональном уровне. Для повышения своей квалификации учителя занимаются самообразованием, периодически отчитываются по творческой теме в школьных и районных методических объединениях, дают Мастер - классы. В районном масштабе для учителей проводили Мастер - классы по своей творческой теме учителя 1 квалификационной категории Самарханова Галина Амантаевна, Туматова Альфия Жунусовна,Имамагзамова Кулима Багденовна.А также Имамагзамова Кулима Багденовна стала победителем конкурса, организованным администрацией МО «Кош-Агачский район» и стала обладательницей премии в 50 тысяч рублей. А также благодаря работе администрации МО «Кош-Агачский район»и Отдела образования, спорта и молодежной политики в течение пяти лет наши учителя проходят курсы повышения квалификации, тем самым повышая свой методический уровень. В 2005 году 20 учителей казахского языка в старших классах проходили курсы в городе Алматы в Республиканском институте повышения квалификации руководящих и научно- педагогических кадров системы образования. На следующий учебный год те учителя казахского языка и литературы, которые не прошли курсы, это в основном учителя начальных классов повышали свой уровень в городе Семипалатинске. А в 2009-2010 учебном году при институте ИПКРО наши учителя очно-заочно с приглашением работников из города Семипалатинска проходили курсы по теме «Обновление содержания и технологии преподавания казахского языка и литературы» в объеме 72 часов.

Цель учителей в преподавании казахского языка – повышение мотивации обучающихся к получению качественного образования по родному языку, а также основной целью является сохранение родного языка, традиций и обычаев казахского народа. Каждый год учителя по своему предмету проводят внеклассные тематические мероприятия согласно утвержденному плану работы. Учителя казахского языка активно участвуют в общественной жизни села. Каждый год их можно увидеть вместе с детьми на сценах клубов. Как говорится они не только прекрасные педагоги ,наставники детей, но и отличные актеры.

В образовательных школах района казахский язык изучают___ обучающихся. Наравне с продолжающими подгруппами ___ детей изучают начинающий казахский язык. В начальных классах на обучение казахского языка отводится 3часа, на литературу(ана т ілі) недельная нагрузка два часа. А в среднем звене на изучение казахского языка в 5 классах по три часа, на адебиет по два часа. С 7 по 8классы на родной (казахский) язык отводится по два часа, а в старших классах по два часа литературы и по одному часу языка. В начинающих подгруппах по казахскому языку отводится 2 часа языка и по одному часу казахской (әдебиет) литературы. Итогом работы учителей является контрольные работы,которые пишут выпускники 9-11 классов в конце учебного года. В продолжающих подгруппах обучающиеся 9 классов пишут изложение с элементами сочинения,а в начинающих подгруппах пишут диктант. В 11 классе продолжающие подгруппы пишут сочинение,а в начинающих подгруппах пишут изложение . И вот результаты этих контрольных работ за последние три года в 9-х и в 11-х классах:



классы

Вид контрольной работы

Результаты

2009год

2010год

2011год

Успев.

Качество

% успев.

Качество

% успев.

Качество

1.

2.

3.

4.

2

9-ые класссы(продолжающая подгруппа)

9-ые классы(начинающая подгруппа)

11классы(продолж.подгруппа

11классы(начинающая)подгруппа

Изложение с элементом сочинения

диктант

сочинение

изложение

100%

100%

100%

100%

43%

40%

53%

49%

100%

100%

100%

100%

50%

48%

55%

54%

100%

100%

100%

100%

56%

54%

63%

60%

Преподавание данного предмета осуществляется по программе,утвержденной Министерством образования РА,разработанной бывшим методистом Чакеровым Союзом Чакеровичем.Обучающиеся по родному языку учатся по учебникам выпущенным в издательствах Казахстана. Этих учебников не хватает в связи с тем,что нет возможности в пределах Республики приобретать их. А по новым учебниками выпущенными в Республике Казахстан не соответствует и с каждым годом идет рост населения Кош-Агачского района.Программа, выпущенная раньше, тоже не соответсвует по новым учебникам выпущенным в издательствах Казахстана.Поэтому учителям приходится исходя из старой программы составлять тематические планы по новым учебникам. Несмотря на эти проблемы, с каждым годом идет рост повышения успеваемости учащихся по родному (казахскому) языку и литературе.

Предмет

2008-2009

2009-2010

2010-2011

успеваемость

качество

успеваемость

качество

успеваемость

качество

Казахский язык

100

54

100

56

100

59

Казахская литература

100

63

100

70

100

80

В работе образования особое место занимает направление «Способный, одаренный ребенок». С целью реализации потенциала особо одаренных детей, формирования интереса к учебным дисциплинам в районе традиционно проводятся олимпиады по предметам. И в том числе по родному (казахскому) языку. Наши дети каждый год принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах по казахскому языку, где они занимают призовые места и с 2000 года наши победители-выпускники районных туров принимают участие в международной олимпиаде проводимой в городах Казахстана. Каждый год участники становятся победителями олимпиады или призерами в отдельных номинациях. В 2004 году в городе Астана Аспембитова Аягуль была награждена сертификатом в номинации «Жас әдебиетші». В этом же году Нуртазанов Ербулан был победителем олимпиады,где он занял первое место и по итогам этой олимпиады он поступил в Евразийский университет. В последующих годах наши учащиеся занимали тоже призовые места, а в 2010-2011 году результаты международной олимпиады по родному (казахскому) языку и литературе были такими:

Результаты Международной олимпиады, проходившей в г.Алматы 2011 года.

Участвовали 8 обучающихся нашего района:

Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова

  1. Абатаева Акгуль -1место Гранпри

  2. Салыкова Асель

  3. Кобдобаева Ризагуль- заняла в номинации «Шабыт» Руководители:Актанова Тогжан Мудиновна и Сосова Балжан Ядыгемовна

Тобелерская СОШ имени А.Кожабаева

  1. Тамимова Гулсым

  2. Тлеубаева Еркежан

Жана-Аульская СОШ

  1. Канапьянов Саяхат

  2. Чокубаев Ринат Аймергенович

Ташантинская ООШ

8.Нуртазанов Есканат

В самом начале на международную олимпиаду с нашего района ездили по десять с лишним учащихся и по два руководителя, то теперь с каждым годом из-за финансов участников становится все меньше и по одному руководителю. Хотя победители средних классов (5-8) вовсе не участвуют на этих олимпиадах, они остаются победителями только районного уровня. Победители международной олимпиады по итогам получают Гранты на поступление в Вузы Казахстана, а также по окончании школы наши выпускники поступают в различные учебные заведения. В 2001 году по итогам олимпиады поступили в Вузы Казахстана Каранова Жанаргуль в КазГУ и Куманова Гульфира в ЖенПИ.Обе в данный момент работают в Казахстане. (Учитель Актанова Тогжан Мудиновна).В 2009 году поступили Битуганова Мадиана, Скендирова Жансая (учитель Чакерова Ф.К.); в 2002 году в Евразийский университет города Астаны по итогам международной олимпиады поступил и нынче учится в магистратуре и работает в центре «Дарын» Нуртазанов Ербулан(учитель Имамагзамова К.Б).;в 2007 тоже по итогам международной олимпиады Есенжарова Дильда(учитель Самарханова Б.К. )поступила в Алматинский педагогический университет имени Абая закончив его в этом году работает учителем казахского языка и литературы в МОУ «Кош-Агачская средняя школа имени В.И.Чаптынова». В 2006 году Солтанов Аркалык, поступил и закончил Баян-Олгейский педколледж и заочно закончив Семипалатинский Университет нынче работает в село Кош-Агач в редакции газеты «Чуйские зори»(учитель Корхунова Гульмира Ареновна),Абдрахманов Мейр,Кусаинов Алдаберген Семипалатинский университет ,(учитель Корхунова Г.А).; Сейсекенова Сагыныш,Алматинская консерватория(учитель Мухтасырова Л.М) ;Смагулова Нургуль очно закончила Семипалатинский педколледж, нынче учится заочно в Семипалатинском педагогическм институте(учитель Смагулова Алия Касмарановна)Самашева Сагыныш, ЖенПИ;Абатаева Акгуль,Евразийский университет,Солтанова Земфира,Баян-Олгейский педколледж , а затем заочно СГУ(учитель Актанова Т.М.) Кабанбаева Разыгуль,Евразийский университет города Астаны (учитель Самарханова Г.А.);Кыдырбаева Ботагоз, Педагогический институт города Тараз(учитель Байдушкина Г.Е.);Тохтауов Асылжан по сегодняшний день учится в Евразийском университете(учитель Туматова А.Ж.) Нас радует, что многие наши выпускники заканчивают Вузы Казахстана, но проблема в том,что с приездом на Родину не могут найти работу по своей профессии.

Также радует нас, что учителя казахского языка и литературы не останавливаются на достигнутой работе. По ходу обучения учителя сами разрабатывают свои методические находки. Многие из них работают над созданием методических пособий, авторских программ, учебников, разрабатывают свои лучшие уроки. И вот недавно вышли в свет издательстве «Эржине:-медиа центр» под редакцией Т.К.Шутиной материалы, выпущенные учителем казахского языка литературы в начальных классах Дюсенбаевой Камзат Далелхановны «Сборник диктантов по казахскому языку»и «Раздаточно-дидактические материалы по казахскому языку для 2-4 классов»,а также «Цикл уроков и внеклассных мероприятии по казахскому языку», разработанные учителями казахского языка и литературы района. Камзат Далелхановной был разработана авторская программа по казахскому языку и литературе в начальных классах, по которой она проходила аттестацию на первую квалификационную категорию. В современном мире для того, чтобы выпустить одну методическую разработку ,необходимы финансы, а нашим учителям приходится все это делать на собственные деньги.

Как говорил К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель, поэтому в современном мире каждый педагог должен не переставать учится, для владения педагогическими компетенциями. Уважаемые участники нашей сегодняшней конференции хочется заверить всех, что учителя казахского языка и литературы высокогорного Кош-Агачского района полны сил, энергии, желания работать еще лучше, добиваясь высоких результатов в обучении учеников, шагая в ногу современном временем, чтобы быть конкурентоспособным.

Резолюция научно-практической конференции

1.Активизировать работу организации курсов повышения квалификации учителей казахского языка и литературы в старшем и среднем звене при институтах Республики Казахстан.

2.Создать группу учителей для работы над созданием основной образовательной программы по казахскому языку и литературе по новым учебникам.

3. Найти всевозможные пути для приобретения или создания учебников по казахскому языку и литературе для образовательных школ района, учебно-методических литератур для обучающихся в соответствии с утвержденным перечнем учебников в условиях реализации модернизации образования.

4.Для районного методического кабинета выделить штатную единицу методиста казахского языка и литературы, который занимался бы проблемами языка.

5.Продумать варианты прохождения аттестации учителей казахского языка и литературы в новой форме и по новым учебным программам.

6. Кабинеты казахского языка и литературы школ района оснастить компьютерами, учебно-наглядными пособиями, дидактическими материалами, художественными книгами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподавание русского языка и литературы в условиях модернизации общего образования
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconИнновационного педагогического опыта
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания родного (чувашского) языка, литературы и культуры...
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconПояснительная записка Русский язык является одним из ведущих предметов...
Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми»...
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconМ. В. Ломоносов и его достижения в развитии русского языка и литературы
Урок литературы проведён в 9 – 10 классах в рамках празднования 300-летия М. В. Ломоносова учителем русского языка и литературы мкоу...
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconАннотация на ооп по дисциплине в 4 «Практический курс родного языка»
Целью обучения является корректировка имеющихся знаний и умений студентов по орфографии, лексике родного языка, формирование культуры...
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования icon«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я
Инновационный опыт учителя мокшанского языка и литературы Учкиной Валентины Васильевны
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тие интереса, любви и уважения к родному слову, отработка языковых умений, усиление результативности преподавания родного языка и...
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования icon«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках родного языка и литературы»

О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconДата проведения
Августовская конференция работников образования «Инициативы, инновации, инвестиции – основа модернизации Томской области». Ассоциация...
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconРазвитие национального самосознания средствами русского языка и литературы
Под национальным самосознанием понимают осмысление своей принадлежности к определенному этносу, своего места и роли в этом обществе,...
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconУрок русского языка «Не с причастиями»
«Повышение мотивации к обучению и успешной сдаче итоговой аттестации посредством использования разнообразных методических форм на...
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconВнеклассное мероприятие «Роштовань кудо»
Российского государства в моу «Рождественская сош» с 3 марта по 1 апреля 2011 года проходил Месячник родного (русского, мордовского)...
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconТезисы научно-исследовательской работы по теме: «Вклад Пушкина в...
Научный Афанасьева В. Н. учительница русского языка и литературы бсош №1
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Основные направления модернизации системы образования. Новые подходы в работе учителя русского языка и литературы
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconПрограмма по русскому языку Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми»...
О развитии и перспективах родного (казахского языка и литературы) в условиях модернизации образования iconТематическое планирование Русский язык Класс
Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск