Скачать 84.23 Kb.
|
Инновационный опыт учителя мокшанского языка и литературы Учкиной Валентины Васильевны. . Слайд 1 Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Слайд 2 Наша школа национальная, поэтому уроки мокшанского языка- органическая часть общего процесса обучения и воспитания и я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках мокшанского языка и мордовской литературы является актуальной проблемой образования школ Мордовии. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель, в том числе и учитель родного языка мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. С 2008-2009 учебного года наша школа была муниципальной экспериментальной площадкой. Тема «Внедрение ИКТ на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я. Размышляя о современном уроке в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи: слайд 3
Слайд 4 Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления: Первое - компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса. Второе - он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Но, к сожалению, комплексные компьютерные программы (обучающие, тренировочные контролирующие) по мокшанскому языку не разработаны. Очень хотелось бы, чтобы учителя национальных школ имели возможность пользоваться данными программами в ближайшем будущем, так как применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Цели и задачи использования ИКТ. Слайд 5 В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. Цели использования информационных технологий: 1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества. 2.Развитие творческого мышления, формирование национального самосознания. 3. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности 4. Мотивация учебно-воспитательного процесса: Слайд 6 Направления использования ИКТ. В изучении школьного курса мокшанского языка выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: - наглядное представление о лингвистических явлениях; - изучение орфографии и пунктуации; - система тестового контроля; - подготовка к ГИА Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Слайд 7 Формы использования ИКТ. 1. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по отдельным темам для уроков мокшанского языка и мордовской литературы. Кроме того, накопилось некоторое количество созданных учениками презентаций, которые можно использовать в ходе подготовки и проведения уроков. Имеется банк презентаций для дальнейшего их использования. Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока. В своей практике использую: Уроки-лекции Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне народной музыки. В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания. Урок анализа текста На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы. В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово учителя, а является в некотором роде интерпретацией текста учебника. Визуальные образы презентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео- или аудио- иллюстрации, ученик уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста). («Ушмань Байкась» - мордовская литература, 7 класс») Оформление презентации к уроку анализа текста должно быть более тщательным. Для фона я часто использую пейзажные фотоснимки своего села, мордовский орнамент. В качестве музыкального сопровождения я предпочитаю музыку мордовских композиторов и народные песни. Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы. (Обучение способам сжатия текста при подготовке к ГИА в 9 классе) Обобщающие уроки С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса. В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы. («Глаголсь». Урок мокшанского языка в 10 классе. Презентация как итог изученной темы.) В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается национальное самосознание, историческое мышление 3. Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
Слайд 8 Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика:
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Слайд 9 Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя. ИКТ дают:
Эффективность использования электронно-методических материалов. 1. Реализуются новые цели образования 2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет 3. Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся. У учителя мокшанского языка всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить отсутствием электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала. Слайд10 Результаты использования ИКТ в образовательном процессе. На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:
Я уверена, что ИКТ на уроках мокшанского языка, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны , но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя. Слайд 11 |
Тема: Использование икт на уроках русского языка и литературы Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся | Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | ||
Применение компьютерных технологий на уроках русской словесности Используя икт, педагог создает дополнительную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию... | На уроках немецкого языка На уроках иностранного языка я широко применяю информационно-компьютерные технологии, выступая в роли консультанта и координатора.... | ||
Аннотация на ооп по дисциплине в 4 «Практический курс родного языка» Целью обучения является корректировка имеющихся знаний и умений студентов по орфографии, лексике родного языка, формирование культуры... | «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках родного языка и литературы» | ||
Повышение эффективности обучения через внедрение икт в образовательный процесс начальной школы Вать информационные технологии в работе. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение икт в учебный... | Освоение и внедрение новых педагогических технологий на уроках естественно... Использование икт и других новых пед технологий на уроках естественно – математического цикла | ||
Методическая разработка тема развитие коммуникативных умений учащихся... Целью настоящей разработки является внедрение новых форм и методов ведения урока с целью преодоления проблемы интерференции родного... | Использование икт на уроках английского языка как средство формирования... Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся | ||
Применение икт на уроках английского языка Нигманова Галина Васильевна, г. Томск, маоу гимназия №56, учитель английского языка | План работы мо учителей русского языка и литературы Ленинской средней... Внедрение информационно-коммуникационных технологий (икт) в учебно-воспитательном процессе | ||
Внеклассное мероприятие «Роштовань кудо» Российского государства в моу «Рождественская сош» с 3 марта по 1 апреля 2011 года проходил Месячник родного (русского, мордовского)... | «Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | ||
Реферат. Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского... Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского языка через использование икт | Использование смарт-доски на уроках английского языка Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного... |