«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я





Скачать 84.23 Kb.
Название«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я
Дата публикации31.07.2014
Размер84.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Инновационный опыт учителя мокшанского языка и литературы Учкиной Валентины Васильевны.

. Слайд 1

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение.

Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Слайд 2

Наша школа национальная, поэтому уроки мокшанского языка- органическая часть общего процесса обучения и воспитания и я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках мокшанского языка и мордовской литературы является актуальной проблемой образования школ Мордовии. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель, в том числе и учитель родного языка мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

С 2008-2009 учебного года наша школа была муниципальной экспериментальной площадкой. Тема «Внедрение ИКТ на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я.

Размышляя о современном уроке в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи:

слайд 3

  • Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

  • В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Слайд 4

Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:

Первое - компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса.

Второе - он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Но, к сожалению, комплексные компьютерные программы (обучающие, тренировочные контролирующие) по мокшанскому языку не разработаны. Очень хотелось бы, чтобы учителя национальных школ имели возможность пользоваться данными программами в ближайшем будущем, так как применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата.

Цели и задачи использования ИКТ. Слайд 5

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

2.Развитие творческого мышления, формирование национального самосознания.

3. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

4. Мотивация учебно-воспитательного процесса:

Слайд 6

Направления использования ИКТ.

В изучении школьного курса мокшанского языка выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

- наглядное представление о лингвистических явлениях;

- изучение орфографии и пунктуации;

- система тестового контроля;

- подготовка к ГИА

Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Слайд 7

Формы использования ИКТ.

1. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по отдельным темам для уроков мокшанского языка и мордовской литературы. Кроме того, накопилось некоторое количество созданных учениками презентаций, которые можно использовать в ходе подготовки и проведения уроков. Имеется банк презентаций для дальнейшего их использования.

Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока.

В своей практике использую:

Уроки-лекции

Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне народной музыки. В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.

Урок анализа текста

На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы.

В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово учителя, а является в некотором роде интерпретацией текста учебника. Визуальные образы презентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео- или аудио- иллюстрации, ученик уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста). («Ушмань Байкась» - мордовская литература, 7 класс»)

Оформление презентации к уроку анализа текста должно быть более тщательным. Для фона я часто использую пейзажные фотоснимки своего села, мордовский орнамент. В качестве музыкального сопровождения я предпочитаю музыку мордовских композиторов и народные песни.

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы. (Обучение способам сжатия текста при подготовке к ГИА в 9 классе)

Обобщающие уроки

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.

В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы. («Глаголсь». Урок мокшанского языка в 10 классе. Презентация как итог изученной темы.)

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается национальное самосознание, историческое мышление

3. Использование ресурсов сети Интернет.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;

  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно,

  • выделять главное в информационном сообщении.

Слайд 8

Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика:

  • способствует повышению познавательного интереса к предмету;

  • содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

  • позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

  • формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

  • способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Слайд 9

Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя.

ИКТ дают:

  • экономию времени на уроке;

  • глубину погружения в материал;

  • повышенную мотивацию обучения;

  • интегративный подход в обучении;

  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа - материалов;

  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Эффективность использования электронно-методических материалов.

1. Реализуются новые цели образования

2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет

3. Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся.

У учителя мокшанского языка всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить отсутствием электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала.

Слайд10

Результаты использования ИКТ в образовательном процессе.

На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:

  • повышение качества образования по мокшанскому языку;

  • повышение познавательного интереса к предмету;

  • повышение уровня информационной культуры;

Я уверена, что ИКТ на уроках мокшанского языка, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны , но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Слайд 11



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconПрименение компьютерных технологий на уроках русской словесности
Используя икт, педагог создает дополнительную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию...
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconНа уроках немецкого языка
На уроках иностранного языка я широко применяю информационно-компьютерные технологии, выступая в роли консультанта и координатора....
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconАннотация на ооп по дисциплине в 4 «Практический курс родного языка»
Целью обучения является корректировка имеющихся знаний и умений студентов по орфографии, лексике родного языка, формирование культуры...
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я icon«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках родного языка и литературы»

«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconПовышение эффективности обучения через внедрение икт в образовательный процесс начальной школы
Вать информационные технологии в работе. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение икт в учебный...
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconОсвоение и внедрение новых педагогических технологий на уроках естественно...
Использование икт и других новых пед технологий на уроках естественно – математического цикла
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconМетодическая разработка тема развитие коммуникативных умений учащихся...
Целью настоящей разработки является внедрение новых форм и методов ведения урока с целью преодоления проблемы интерференции родного...
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconИспользование икт на уроках английского языка как средство формирования...
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconПрименение икт на уроках английского языка
Нигманова Галина Васильевна, г. Томск, маоу гимназия №56, учитель английского языка
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconПлан работы мо учителей русского языка и литературы Ленинской средней...
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (икт) в учебно-воспитательном процессе
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconВнеклассное мероприятие «Роштовань кудо»
Российского государства в моу «Рождественская сош» с 3 марта по 1 апреля 2011 года проходил Месячник родного (русского, мордовского)...
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconРеферат. Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского...
Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского языка через использование икт
«Внедрение икт на уроках родного языка». Руководила этим экспериментом я iconИспользование смарт-доски на уроках английского языка
Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск