Скачать 50.51 Kb.
|
Применение компьютерных технологий на уроках русской словесности Работая учителем в современной школе, нельзя не понимать, что ИКТ прочно вошло в образовательный процесс и от учителя требуется огромный запас знаний в области современных технологий. Поэтому, чтобы обучать учащихся в новых условиях, учителю самому необходимо обучиться владению компьютером, основным компьютерным программам. И вот необходимый минимум знаний получен. С чего начать? Систематизировать электронные и сетевые ресурсы по словесности и прикладной лингвистике; овладеть методикой применения ИКТ на уроке и внеурочных занятиях; сформировать представления об информационных технологиях анализа, обработки и хранения речевых сообщений (устных и письменных). В результате учитель-словесник сможет ориентироваться в предметных средствах ИКТ, подбирать из них необходимое в соответствии с собственным педагогическим стилем и особенностями класса; освоит основные способы использования возможностей, предоставляемых ИКТ: сможет спланировать урок работы учеников с лингвистическими базами данных в интерактивном режиме, определить место мультимедийной презентации в системе урока и т. п. Применение компьютерных технологий на уроках русской словесности помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, даёт всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся, меняет способ мышления сегодняшних школьников, так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость. Используя ИКТ, педагог создает дополнительную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию речевой культуры, развитию самостоятельной активной личности. Варианты использования ИКТ на уроках словесности: компьютер (или мультимедийный комплекс), интернет-уроки, интерактивная доска
Самым распространённым или популярным средством ИКТ на уроках словесности является продукт программы PowerPoint — презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков. В этом учебном году я работаю с пятиклашками. Так сложилось, что работаем мы с ними только один месяц. Применение компьютерных технологий на уроках русской словесности позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой, а главное заговорить с ними на одном языке, стать ближе и понятней друг другу. Кроме того, всё на ту же мотивацию работает и тот факт, что в этом возрасте учащимся ещё непривычно работать за компьютером на уроках (не информатики) и их увлекает просто новизна процесса. На своих уроках презентации (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) я применяю в различных ситуациях: как фрагмент урока использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала или домашнего задания я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, Процесс объяснения может также отображаться на доске: вопросы, выводы, иллюстрации. На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Уроки, полностью построенные на одной презентации: урок-лекция, урок- путешествие, урок-викторина или использование презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися. Опорных схем (алгоритмов) на ряде уроков с различными целями: например, сначала объяснение нового материала, потом его закрепление, затем проверка знаний, наконец, систематизация и обобщение материала. На уроках словесности составление в Microsoft Word опорных конспектов и схем (с целью развития навыков анализа и обобщения), на спецкурсе «Секреты стилистики» при объяснении нового теоретический материал представляю в виде схем, таблиц, опорных конспектов. Для развития связной монологической речи практикую работу с текстовыми редакторами, позволяющую моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками (сверхфразовыми единствами, абзацами и т. п.), правку деформированного текста (развитие орфографической и пунктуационной зоркости). Видео, аудио материалы, которые можно применять на уроках литературы с использованием ИКТ, несомненно, создают определенную эмоциональную обстановку, способствующую повышению интереса учащихся к предмету и более качественному усвоению знаний. Несмотря на активную компьютеризацию, пришедшую в школы, ведущую роль играет все же комплексный подход к использованию ИКТ. Сегодня на всех этапах урока стало возможным применение интерактивной доски. На этапе проверки домашнего задания наиболее часто использую такие формы работы, как самопроверка и взаимопроверка по предложенному на интерактивной доске материалу домашних упражнений « Играем со словами». Работа с интерактивной доской позволяет повысить интерес к предмету, улучшает восприятие, запоминание учебного материала. Работа с интерактивной доской носит творческий и индивидуальный характер, каждый может видеть, слышать, анализировать. У учащихся развивается логическое мышление, а в процессе демонстрации приобретается опыт публичных выступлений. Систематическое использование ИКТ на уроке приводит к целому ряду положительных моментов:
Учитель русского языка и литературы Степанова Алёна Юрьевна |
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К Экзаменам ДОКЛАД “ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ФИЗИКЕ” Подготовил учитель физики Кюкяйской СОШ | Применение компьютерных технологий на уроках биологии Слюсарь Т. Д В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали... | ||
Применение компьютерных технологий на уроках биологии Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студ вузов. 9-10-е изд. М.: «Академия», 2009 | Применение информационно-компьютерных технологий в процессе изучения... В течение десяти лет я изучала методы новых педагогических технологий и широко использовала их в своей практике. На своих уроках,... | ||
Учебно-методический комплекс по модулю История русской словесности «история русской словесности» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Применение компьютерных технологий во внеклассной деятельности и на уроках биологии Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных... | Применение игровых технологий на урок Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся | ||
Результаты внедрения информационных технологий в область изобразительного искусства Цифровое искусство – применение компьютерных технологий в художественной практике 14 | Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий» | ||
Применение информационных технологий на уроках английского языка... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17 | Рабочая программа Специальность «Связи с общественностью» Понятие телекоммуникационных и компьютерных технологий. История развития технологий от аналоговых к цифровым. Сферы применения телекоммуникационных... | ||
Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17 | Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кроме выше названных технологий обучения, я считаю, что эффективным средством повышения мотивации к предмету у обучающихся является... | Использование компьютерных технологий на уроке русского языка и литературы Возможности компьютера оказались чрезвычайно полезным подспорьем в процессе освоения самых разных отраслей знания. Поэтому совершенно... |