Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики»





Скачать 296.49 Kb.
НазваниеДоклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики»
страница1/3
Дата публикации25.03.2015
Размер296.49 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Информатика > Доклад
  1   2   3
МБОУ СОШ № 5 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Климовск Московской области
ДОКЛАД

«Применение различных образовательных технологий на уроках

физики»

Учитель физики высшей квалификационной категории

Козакова Елена Анатольевна

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.

В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информационно – коммуникационные технологии, проблемное обучение, игровые технологии, технологии опорных схем, метод проектов, модульные технологии, дифференцированный подход к обучению, здоровьесберегающие технологии и др.


  1. Информационно – коммуникационные технологии

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

В методике преподавания физики вопросы применения компьютера в обучении учащихся средней школы являются актуальными.

Продумывая урок и внеклассное мероприятие, мне хочется, чтобы учебный материал и приемы учебной работы были достаточно разнообразны, что способствовало бы повышению познавательного интереса, чтобы на уроке моим ученикам было интересно. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Имеющееся необходимое программное обеспечение бывает либо отсутствует, либо по тем или другим причинам не удовлетворяет учителя. Поэтому мы сами составляем презентации к своим урокам и внеклассным мероприятиям. В настоящее время в кабинете физики собрана коллекция презентаций, разработанных мною и моими коллегами, практически по всем разделам физики. Разработанные мною презентации к урокам используются учителями других школ города.

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.

При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным опросом визуальный контроль результатов.

При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.

При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды контроля учебной деятельности. Информационные технологии могут применяться на уроках физики различных типов, а также на различных этапах урока.

Многослайдовые презентации эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников.

  1. Проблемное обучение.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций. Физика в этом плане дает широкие возможности. Практически каждый урок физики – проблемный урок.

В начале урока задаю вопрос: «Может ли кипеть вода при комнатной температуре?», который служит основой для создания проблемной ситуации. После обсуждения показываю известный опыт, демонстрирующий кипение воды при комнатной температуре.

При изучении явления электромагнитной индукции спрашиваю: «Известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?» Обсуждая разные варианты решения проблемы, ученики в результате обсуждения приходят к изучению известного опыта М. Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции.

Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагается такой вопрос: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из этих сосудов более тяжелый?» Ученики считают, что тяжелее будет сосуд, в котором плавает брусок (поскольку добавляется лишнее вещество). Некоторые считают, что тяжелее будет сосуд без бруска (сосуды заполнены доверху, а плотность дерева меньше плотности воды). Взвешивание сосудов показывает, что вес их одинаков. Почему? Решение этой проблемной задачи приводит к установлению закона плавания тел.

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий. Проблемная ситуация может создаваться также в процессе изучения физических законов, теорий, реализовываться во время проблемного изложения материала.

  1. Игровые технологии.


Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A.M .Горький писал: “Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”.

Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока: например: при проведении повторительно-обобщающего урока в 8 классе «Физика за чайным столом», «Физика на кухне», в 7 классе – «Физика в загадках».

Игровые технологии использую во внеклассной работе.

Для учеников начальной школы уже несколько лет провожу «Уроки волшебства».

Таким образом, игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе.

  1. Технология опорных схем.

Шаталов Виктор Федорович - разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, особенностью которой является оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.
Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике я использую опорные сигналы, схемы, конспекты.

  1. Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках и во внеурочной деятельности, на факультативных и групповых занятиях. На уроках – это урок-исследование, урок-лаборатория, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательского проекта и др.

Например:

Возьмите стеклянный стакан и налейте в него до половины пепси или другой сильно газированный напиток. Затем опустите в стакан небольшую (не более 1 см в диаметре) виноградину. Понаблюдайте затем, что будет происходить с виноградиной, и объясните увиденное.(7 класс)

Возьмите стеклянный стакан, переверните его вверх дном и подержите одну-две минуты над газовой горелкой. Затем, не переворачивая, поставьте стакан на блюдце с водой. Опишите и объясните наблюдаемое явление.(8 класс)

Поставьте стопку из 10 монет на лист бумаги. Попробуйте осторожно вынуть бумагу из-под монет так, чтобы монеты не рассыпались. Удалось это сделать? Теперь, оставив всякую осторожность, попробуйте выдернуть бумагу из под монет резким движением (рывком). Остались ли монеты на месте? Объясните опыт (9 класс).

В одном из двух одинаковых длинных “черных ящиках” находится постоянный магнит, а в другом – длинная катушка из медной проволоки, подключенная к источнику постоянного тока. Как, используя только эти ящики, определить, в каком из них находится постоянный магнит? Нельзя заглядывать внутрь ящиков, разбирать и разрушать их (10 кл).

Мои пятиклассники с энтузиазмом выполняли задания по своим проектам.

Пример такой работы:

Влияние изменения атмосферного давления

и погоды на самочувствие человека.

Существует общепринятое мнение, что изменение атмосферного давления и погоды влияет на самочувствие человека. Чтобы выяснить, справедливо ли это мнение, в 5 «В» классе было создано детективное агентство «Пятый океан». «Пятый океан» потому, что учимся мы в пятом классе в пятой школе и исследуем влияние воздушного океана. Сотрудниками детективного агентства были Кочоян Роза, Петухова Виктория, Половникова Ольга, Шумарина Ирина.

В течение недели мы измеряли атмосферное давление с помощью школьного барометра два раза в день, проводили анкетирование наших учителей. Данные исследований приведены в таблицах.

Таблица 1.

Измерение атмосферного давления и погоды в течение недели.

Дата

Погода

Давление, мм рт. ст.

600

1800

16.02

Дождь со снегом, температура воздуха 00С-

-10С

736,8

735,5

17.02

Дождь, температура воздуха 00С- -10С

734,8

735,8

18.02

Мокрый снег, температура воздуха 00С- -10С

735,8

737,5

19.02

-100С

742,3

744,0

20.02

-100С

743,8

742,3

21.02

-100С

746,6

748,7



Таблица 2.

Дата

Число опрошенных, чел.

Плохо чувствовали, %

Связывали самочувствие с изменением погоды и давления, %

16.02

12

16,7

66,7

17.02

15

26,7

53,3

18.02

18

11,1

33,3

19.02

20

15,0

60,0

20.02

21

14,3

28,6

21.02

16

18,8

36,6
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К Экзаменам
ДОКЛАД “ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ФИЗИКЕ” Подготовил учитель физики Кюкяйской СОШ
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconМО: использование современных образовательных технологий на уроках...
Применение тестов на установление причинно-следственных связей и развитие логического мышления на уроках биологии
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconПрименение игровых технологий на урок
Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доклад посвящен некоторым дидактическим вопросам использования мультимедийных технологий на уроках физики
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconПрименение информационных технологий на уроках истории и обществоведения...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconПрограмма по использованию икт на уроках физики
Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий...
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconПрограмма по использованию икт на уроках физики
Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий...
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconУроках математики
Тема конференции : Применение информационных технологий в профессиональном образовании
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconГ. Балтийск, Россия в статье рассматриваются вопросы, связанные с...
Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconЛичностно-ориентированное обучение на уроках физики в 9-м классе
В реализации технологий личностно ориентированного обучения при организации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения...
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconПрименение компьютерных технологий на уроках биологии Слюсарь Т. Д
В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали...
Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» iconИспользование современных образовательных технологий, в том числе...
Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск