Скачать 138.41 Kb.
|
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Пургина Н.А. Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга Урок-игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Педагогическая игра, в отличие от других видов игр, обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций на учебных занятиях происходит в следующем направлении:
Основная цель игры - повысить учебную и познавательную мотивацию учащихся, и тем самым повысить эффективность обучения. «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса» (Ш.А. Амонашвили). Биология - это наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях. Поэтому к учебной игре, предъявляются психологические требования:
Именно в игровой деятельности учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и успехи и неудачи. Каждый участник игровой деятельности работает в силу своих возможностей и благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. СПО, специальность «технология общественного питания», 1 курс Биология. Тема урока: Сравнение клеток растений, животных и прокариот. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Форма урока: биологический турнир. Цели:
Оборудование:
Участники биологического турнира:
Подготовительный этап: Студенческая группа разделена на 3 команды, во главе с заранее избранными капитанами команд. В каждой команде выбирается секретарь- секундант, который ведет протокол турнира «карта индивидуальных побед участников команды», фиксирует продуктивность участия каждого участника (подсчет баллов за раунд- за каждый правильный ответ задания раунда участник получает 1 балл) и определяет максимальное число баллов всей команды. ( Приложение №1) Раунды:
Ход урока. I.Организационный этап.
II. Этап актуализации знаний.
Несколько уроков назад мы начали изучать клетки, познакомились с растительной и животной клеткой, с прокариотами. А сегодня, подведем итоги наших знаний, проследим взаимосвязь между строением клетки и выполняемой функцией, продемонстрируем умения распознавать органоиды клеток. Урок у нас сегодня необычный. Я вас приглашаю на биологический турнир знаний. Желаю успехов каждой команде. Преподаватель предлагает командам первый раунд турнира.
Участники команд по кругу называют одно из положений клеточной теории:
Участники команд по кругу представляет отрывок из поэмы о клетке:
III. Этап повторения и обобщения знаний. Преподаватель предлагает командам перейти ко 2 раунду турнира.
Преподаватель: Мир живой природы чрезвычайно многообразен, и в основе этого многообразия лежит отличие в строении клеток, образующих организмы. Вместе с тем все клетки имеют много общих признаков. Предлагает каждой команде выполнить индивидуальное задание ( представители команд выбирают конверт с номером задания): Команда 1. Рисует органоиды животной клетки. Команда 2. Рисует органоиды растительной клетки. Команда 3. Рисует органоиды прокариот. Каждый участник команды индивидуально выполняет рисунок, затем секретарь подсчитывает количество правильно обозначенных элементов каждым из участников (чем больше каждый из участников правильно обозначил элементов клетки, тем больше набирает команда баллов) и капитан устно представляет рисунок. Проверка правильности выполненного задания демонстрируется на слайдах презентации. . Затем преподаватель предлагает командам перейти к 3 раунду турнира.
Преподаватель: Сегодня на нашем уроке мы рассматриваем разные клетки, но все они состоят из трёх основных отделов. Подумаем и назовем эти отделы. Далее преподаватель предлагает участникам команд самостоятельно, на основе анализа содержания текста учебника А.А.Каменский, В.В.Пасечник стр.74, заполнить схему «Общий план строения клеток» (слайд 4) Участники команд представляют выполненные работы и описывают один из отделов клетки:
После этого демонстрируется слайды презентации (5,6,7) с заполненной схемой. Основу поверхностного аппарата клеток составляет плазматическая мембрана. Надмембранный комплекс поверхностного аппарата клеток многообразен. У прокариот, в большинстве случаев он представлен клеточной стенкой различной толщины. У растений- это клеточная стенка из целлюлозы. У грибов и членистоногих состоит из хитина. Цитоплазма – это внутреннее содержимое клетки, исключая её ядерный аппарат. В цитоплазме выделяют гиаплазму и органоиды. В ней также могут находится разнообразные включения, например капельки жира, гранулы глигогена, и др. Гиалоплазма –водный раствор органических и неорганических веществ, в котором расположены все остальные компоненты. В цитоплазме проходят основные процессы обмена веществ. Ядерный аппарат у прокариот представлен нуклеотидом (от латинского нуклеус- ядро)-кольцевой молекулой ДНК, которая не изолирована от гиалоплазмы мембраной. Таким образом, ядерный аппарат прокариот включает только генетический материал. Ядерный аппарат эукариот называется ядром. Оно заполнено густым ядерным веществом – кариоплазмой и отделено от цитоплазмы двухслойной ядерной мембраной. В кариоплазме ядра расположено одно или несколько ядрышек и хромосом. Хромосома образована молекулой ДНК и белками. Ядро является важным звеном в управлении процессами, происходящими в клетке. Преподаватель делает вывод: Все клетки имеют одинаковый план строения – состоят из поверхностного аппарата, цитоплазмы и ядерного аппарата. В качестве закрепления учащиеся отвечают на вопрос: « Какое положение клеточной теории подтверждает ваша схема?». Далее преподаватель объявляет 4 раунд турнира. Раунд 4. «Найди различие в строении клеток». Преподаватель предлагает командам выявить различия в строении прокариот и эукариот, при этом каждая команда представляет свою нарисованную клетку: Команда 1.- представляет животную клетку. . Каждый из участников команды представляет органоиды животной клетки (демонстрация слайдов 8, 9, 10, 11): Эндоплазматическая сеть – представляет систему трубочек и полостей. Существует 2 вида сети: гладкая и шероховатая ( гранулярная) ЭПС. На поверхности гладкой сети идёт синтез липидов и углеводов. На шероховатой сети - синтез белков. Находится в животной и растительной клетке. Комплекс Гольджи – система внутриклеточных цистерн, в которых накапливаются вещества, синтезированные клеткой. Находится в животной и растительной клетке. Лизосомы – это маленький мембранный пузырёк диаметром 0,4 -1 мкм, содержащий 50 видов различных ферментов, способных расщеплять белки, углеводы и липиды. Находятся в растительной и животной клетке. Митохондрии – это энергетические органоиды. Форма митохондрий различна. Митохондрии состоят из двух мембран: наружная гладкая, а внутренняя образует многочисленные выросты – кристы. На кристах и происходят процессы клеточного дыхания, необходимые для синтеза АТФ. Присутствуют во всех клетках эукариот. Вопросы участникам команд: 1. Какую функцию выполняет комплекс Гольджи? 2. Сколько митохондрий может содержаться в различных клетках? Команда 2 представляет растительную клетку. Члены команды рассказывают об органоидах растительной клетки. Демонстрация слайда 12. Хлоропласт состоит из наружной и внутренней мембран. Наружная мембрана гладкая .Внутренняя образует выросты внутрь хлоропласта – ламеллы. Ламеллы могут образовывать локальные расширения, имеющие вид уплощённых мешочков – тилакоидов. Пигмент хлорофилл располагается внутри мембран тилакоида. Находится только в растительной клетке. Функция хлоропласта – осуществление процесса фотосинтеза. Вопросы участникам команд:
Команда 3 представляет прокариоты. Демонстрация слайда 13. бактерии и сине – зелёные водоросли. – Прокариоты не имеют обособленного ядра, Единственная кольцевая молекула ДНК находится в центре клетки. В цитоплазме прокариотических клеток нет мембранных органоидов: митохондрий, пластидов, ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом. Их функции выполняют складки и впячивания наружной мембраны – мезосомы. В цитоплазме прокариот беспорядочно располагаются мелкие рибосомы. Цитоскелета в прокариотических клетках тоже нет, но иногда встречаются жгутики. Вопросы к участникам команд: 1. Когда у бактерий образуются споры и какова их функция? 2. Каково значение прокариот в природе и хозяйственной деятельности человека? IV.Этап закрепления. Раунд 5. «Тестовое задание» Для закрепления материала преподаватель предлагают участникам выполнить тестовые задания: Задание по вариантам – 10 минут
Проверка секундантами теста на основе эталонов команд. В это время участникам предлагается заполнить таблицу: 1.Сравнение клеток растений и животных. 2.Сравнение клеток прокариот и эукариот. 3. Органоиды клетки и их функции. (проверка правильности выполненного задания, право каждой команды вносить коррективы и дополнения в ответы своих соперников) Секунданты подсчитывают баллы. Преподаватель делает вывод: « Все живые организмы имеют клеточное строение, сходный биохимический состав клеток, что говорит об общности их происхождения. V. Этап подведения итогов.
Барометр настроения. Приложение №1 Индивидуальная карта побед участников команды ___________
Дата ____ Секретарь_______ Таким образом, благодаря игровым технологиям педагогу удается решить очень важные проблемы обучения, а именно заинтересовать учащихся в освоении новых знаний, применить уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, активизировать их познавательную деятельность, повысить самооценку и позволить им самореализоваться. Игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, происходит процесс приобретения и обогащения знаний и личностного опыта, необходимого в дальнейшей жизни. «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию» (Ф. Песталоцци). |
1 Теоретическая глава. Теоретические основы использования игровых технологий в учебном процессе «Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте», заключается в том, что в наше время всё больше внимания в научной... | Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок Муниципальное образовательное учреждение для детей Межшкольный учебный комбинат городского округа город Буй | ||
Уроках математики Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали... | Урок с использованием игровых технологий по теме «обыкновенные дроби» Повторение правил нахождения части от числа, числа по его части, сравнения дробей | ||
Урок с использованием игровых технологий. Урок по теме «Использование... Урок по теме «Использование топлива человеком. Экологические проблемы» проводится в форме «Суда над техническим прогрессом» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок производственного обучения рассчитан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII компенсирующего вида.... | ||
Методическая разработка На тему: «Использование игровых технологий... На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры» | ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К Экзаменам ДОКЛАД “ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ФИЗИКЕ” Подготовил учитель физики Кюкяйской СОШ | ||
Программа профессионального модуля пм. 07 «Применение информационных... ПМ. 07 "Применение информационных технологий в профессиональной деятельности" разработана на основе Федерального государственного... | Применение игровых технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности... Азисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 9 марта... | ||
Система работы по обучению английскому языку в начальных классах посредством игровых технологий | Применение информационных технологий в исследованиях поэтических... Применение информационных технологий в исследованиях поэтических особенностей стиля Ю. Левитанского 12 | ||
Применение информационных технологий в изучении истории древнего... Применение информационных технологий в изучении истории древнего мира в 5-ых классах | Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический... | ||
Конспект урока по умк кузовлев В. П. для 6 класса. Тема: Home sweet... Оснащение: применение икт технологий, карточки с новой лексикой, рисунки учащихся | Курсовая работа на тему: Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя Тема курсовой работы: «Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя» |