Скачать 95.24 Kb.
|
Надобная Татьяна Александровна Мастер производственного обучения, стаж работы-8лет, категория – первая. Государственное учреждение профессионального образования г.Кемерово План урока производственного обучения по специальности «Столяр строительный» Данный урок производственного обучения рассчитан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII компенсирующего вида. Урок рассчитан на 6 академических часов, с пошаговой инструкцией с применением элементов игровых технологий для лучшего освоения учебного материала. Тема программы: Столярные соединения Шиповые соединения Тема урока: Угловые концевые одинарные шиповые соединения Тип урока: формирование у учащихся умения правильно вырабатывать угловые концевые одинарные шиповые соединения Цели урока: Образовательная - сформировать у учащихся умения изготавливать угловые концевые одинарные шиповые соединения Развивающая - создать условия для развития навыков самоанализа, самоконтроля и взаимоконтроля, развивать навыки точности разметки, пиления и долбления. Воспитательная - способствовать воспитанию бережного отношения к инструментам и материалам, уважительного отношения к своей профессии, чувства ответственности, взаимовыручки. Форма обучения: фронтальная Метод проведения урока: рассказ-беседа с элементами проблемности, демонстрация учебно-наглядных пособий, демонстрация трудовых приёмов, самостоятельная работа учащихся. Межпредметные связи: спецтехнология «Угловые шиповые соединения», «Разметочные и измерительные инструменты»; материаловедение «Пороки древесины влияющие на прочность шиповых соединений» Материально-техническое оснащение: 1 Заготовки деталей оконного переплёта. 2 Технологическая карта. 3 Наглядное пособие 4 Инструменты для разметки: угольники, рейсмусы, карандаши, рулетки 5 Инструменты для выработки шипов: пилы ручные (ножовки), долота, стамески, киянки. 6 Цветок подсолнуха из бумаги с вопросами для фронтального опроса, бумажные скрутки-трубочки для деления на бригады. 7 Оценочный лист. Учебно-производственные работы 1 Подготовка рабочего места 2 Разметка и выработка шипа на детали оконного переплёта 3 Разметка и выработка проушины на другой детали оконного переплёта 4 Проверка правильности изготовления шипового соединения и при необходимости подгонка Ход урока 1. Организационная часть (5 мин.) 1.1. Контроль посещаемости и готовности к уроку (спецодежда). 2. Вводный инструктаж (40 мин.). 2.1. Сообщение темы и цели урока. 2.2. Объяснение хода последовательности проведения занятия (деление на две бригады, выбор бригадиров). 2.3.Актуализация опорных знаний методом фронтального опроса (приложение «Подсолнух») 3 Объяснение нового материала 3.1. Формирование понятия об угловых шиповых соединениях 3.2. Показ эталонов угловых шиповых соединений 3.3 Разбор технологической последовательности изготовления шипового соединениях 3.4. Показ мастером правильности и последовательности выполнения операций по разметке и выработке шипов и проушин в деталях оконного переплёта 3.5. Предупреждение типичных ошибок учащихся при выработке шипового соединениях 3.6. Закрепление вводного инструктажа путём составления алгоритма технологического процесса и подбора необходимого инструмента. 3.7. Выдача задания и расстановка по рабочим местам 4 Текущий инструктаж (180 мин.) Целевые обходы: 1-й Проверка организации рабочего места в соответствии с правилами Т.Б. и его оснащение. 2-й Проверка правильности разметки. 3-й Проверка правильности запила шипа и проушины. 4-й Проверка правильности зачистки шипа и проушины. 5-й Приём и оценка выполненных работ. 6-й Уборка рабочего места и сдача инструмента. 5 Заключительный инструктаж (45 мин) 5.1. Подведение итогов урока на оценочном листе. 5.2. Сообщение о достижении цели урока группой в целом и каждым учащимся в отдельности. 5.3. Показ лучших работ и анализ их успеха. 5.4. Анализ типичных ошибок и недостатков, допущенных при выполнении учащимися производственных работ и указание путей их предупреждения и устранения. 5.5 Итоги деловой игры. 5.6 Сообщение оценок за выполненные работы. 5.7 Сообщение учащимся темы следующего урока и домашнего задания. Конспект урока Я рада видеть Вас всех на уроке (дети встали). Посмотрите друг на друга, всё ли в порядке с нашим внешним видом? Одежда соответствует требованиям Т.Б. У меня нет замечаний. Прошу всех присесть. Тема нашего урока: «Угловые концевые одинарные шиповые соединения». Мы с Вами сегодня будем учиться изготавливать угловые концевые шиповые соединения. Для решения задач урока я предлагаю поделиться на две команды-бригады. Для этого я приготовила вот такие бумажные скрутки-трубочки на которых написаны породы деревьев. Разбираем каждый по одной трубочке и читаем название дерева. А сейчас хвойные деревья - направо, лиственные деревья — налево Команда хвойных: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, тис. Команда лиственных: берёза,осина, липа, ясень, бук, дуб. Читаем название пород деревьев- проверим, все ли попали в свою бригаду?! Для руководства бригадой, выбираем бригадира. Пожалуйста не присаживайтесь, коллективно выберите бригадира. В обязанности бригадира входит организовывать труд, следить за дисциплиной, решать вопросы по Т.Б. Бригадиром выбирают человека активного, хорошо знающего своё дело. Для этого я вам даю 3 минуты. Пока наши бригады выбирают себе бригадиров, я предлагаю нашим гостям принять активное участие в уроке. С помощью оранжевых и фиолетовых карточек вы разделитесь на две команды. Команда оранжевых будет болеть за команду лиственных, а команда фиолетовых -за команду хвойных. Отгадывая наши загадки, вы будете приносить по одному баллу своей команде за каждый правильный ответ. Загадываю загадки. (Приложение №1) Время вышло, команды выбрали себе бригадиров. Молодцы прошу садиться. А сейчас обе команды должны приступить к выполнению сменного задания. На любом предприятии, вначале смены, проводится пятиминутка (раскоман- дировка, распределение членов бригад по своим рабочим местам.) Мы ещё только учимся, поэтому до выполнения задания я должна выяснить, могу ли я его вам доверить. С этой целью я подготовила оценочный лист на котором следующие колонки: (Приложение №2) Максимальное количество баллов: по теории-15 баллов. Каждый теоретический вопрос оценивается - 1 балл; составление алгоритма техпроцесса-4 балла; выборка инструмента 3 балла; по практической работе -5 баллов (каждая операция оценивается в 1 балл). Приступаем к опросу. Перед вами подсолнух, в его семечках вопросы для разминки, а в лепестках более сложные вопросы. Вначале мы «пощёлкаем» семечки, каждый из Вас ответит на поставленный вопрос одним словом. Да или нет. Молодцы «пощёлкали» все семечки, теперь приступаем к более сложным вопросам. А сейчас каждая из бригад составит алгоритм технологического процесса: 1-я бригада изготовит шип 2-я бригада изготовит проушину На подготовку вам даётся по одной минуте. Приложение №3 Теперь мы знаем в какой последовательности будем изготавливать шиповое соединение остался только вопрос каким инструментом? На стульях стоят два ящика с инструментами, каждая бригада выбирает для себя инструмент необходимый для выполнения работы. Бригадиры проверьте друг у друга набор. Всё правильно? Напомните друг другу правила безопасной работы с каждым из выбранных вами инструментов. Приложение №4 У нас остался последний вопрос , организация рабочего места. Какие правила необходимо выполнять во время работы? В заключении мы ещё раз разберём технологический процесс изготовления шипового соединения и я покажу вам как правильно производить разметку, запиливать щёчки, выдалбливать проушину. Критерии оценок выполняемой работы. Бригада лиственных — изготавливает шип; бригада- хвойных изготавливает проушину. По окончанию работы каждый оценивает и подписывает своё изделие и сдаёт бригадиру. Бригадир оценивает качество выполненной работы каждого члена бригады с комментариями. Затем бригадиры обмениваются работами и оценивают работы коллег. При проверке качества будет учитываться: 1 Выдержанность размеров шипа и проушины по длине и толщине. 2 Параллельность поверхности шипа и проушины. 3 Отсутствие сколов, выровов. 4 Плотность шипового соединения. 5 Организация рабочего места 6 Соблюдение правил Т.Б. Результаты вносятся в оценочный лист. Бригады приступают к выполнению практической работы Заключительный инструктаж По технологической карте изготовлены шип и проушина. Качество каждого изделия проверено и оценено бригадирами. Выставлены баллы в оценочном листе. Чья бригада работала лучше? Где все были заняты делом? В какой бригаде не было брака? Убрано ли рабочее место? Подведём итоги нашего урока. Достигли мы поставленной цели? Я думаю достигли. Шип изготовленный одной бригадой прекрасно совместился с проушиной изготовленной в другой бригаде. В результате получилось прекрасное угловое концевое шиповое соединение. Я всех благодарю за плодотворную работу. Мне понравилось и я думаю мы будем выбирать бригадиров на следующих уроках- это мои помощники и опора ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 Самый бойкий я рабочий в мастерской в мастерской Колочу я что есть мочи день-деньской. Как завижу лежебоку, что валяется без проку, Я прижму его к доске и как стукну по башке! В доску спрячется бедняжка : Чуть видна его рубашка. (Молоток и гвозди) Замечательный дружище: Деревянная ручища, Да железный обушок, Да калёный гребешок Он у плотника в почёте, Каждый день с ним на работе. (Топор) По деревянной речке бежит кораблик новый, Свивается в колечки дымок его сосновый. (Рубанок) На зеркальном на катке, на единственном коньке Он проехался разок, и распался весь каток (Стеклорез) Этот каменный круг- инструмента лучший друг Взвихрит искры над собою, острым сделает тупое. (Точило) Вострушка-вертушка упёрлась в винт ногой, Потерял болтун покой. (Отвёртка) Приложение №2 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Приложение №3 РАЗМЕТКА ШИПА ЗАПИЛИВАНИЕ ЩЁЧЕК ШИПА СПИЛИВАНИЕ ЗПАЛЕЧИКОВ ЗАЧИСТКА ШИПА РАЗМЕТКА ПРОУШИНЫ ЗАПИЛИВАНИЕ ЩЁЧЕК ПРОУШИНЫ ВЫДАЛБЛИВАНИЕ ПРОУШИНЫ ЗАЧИСТКА ПРОУШИНЫ Приложение №4 Инструмент необходимый для выработки шипа: 1 Рейсмус 2 Ножовка 3 Стамеска 4 Угольник 5 Карандаш Инструмент необходимый для выработки проушины 1 Рейсмус 2 Ножовка 3 Долото 4 Стамеска 5 Угольник 6 Карандаш Приложение №5 Вопросы для «Подсолнуха» Найди и назови угловые концевые шиповые соединения Найди и назови угловые серединные шиповые соединения Назови составные части шипового соединения Чем дополнительно крепятся шиповые соединения Назови основные правила безопасности при выработке шипового соединения От чего зависит количество шипов в соединении Опиши технологический процесс заточки долота Какие дефекты древесины влияют на качество шипового соединения Назови инструменты применяемые для выработки шипового соединения Назови толщину клеевой прослойки ? Почему не больше? Назови дополнительное крепление шипового соединения «на ус» Опишите технологический процесс изготовления углового соединения «на ус» |