Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок





Скачать 77.67 Kb.
НазваниеГ о. Тольятти Использование игровых технологий на урок
Дата публикации26.09.2013
Размер77.67 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект
Блохина Клавдия Петровна

МБУ СОШ № 89 г.о. Тольятти

Использование игровых технологий на уроках биологии как средства активизации мыслительной деятельности
К современному уроку предъявляется много требований, следовательно, перед каждым учителем при планировании урока ставится ряд задач. Как сделать урок интересным, содержательным? Как увлечь ребят, заставить их думать, активно добывать знания? Как подготовиться к такому уроку? Как его построить, провести? Как управлять классом? Такие вопросы задаёт себе каждый учитель, ответы обычно ищет в одиночку.

Познавательные игры – это один из активных методов обучения школьников, который помогает учителю добиться осмысленного усвоения ими базисного материала и высвободить время для его закрепления, углубления и расширения, сделать процесс познания более интересным.

Среди множества познавательных игр наиболее часто мною используются следующие разновидности: игра «Необычные вопросы», «Рассказ-небылица», «Логическая цепочка», «Ответь и задай вопрос товарищу», «Сказки зашифрованные», «Представьте ученого» и т.д.

Познавательная игра «Необычные вопросы», которая имеет следующий алгоритм проведения. Учитель делит класс на команды. Задаёт вопрос, добивается различных ответов, подзадоривая учащихся насмешливыми замечаниями, затем выслушивает предположения и доводы учащихся и предлагает проголосовать. Наспорившись вдоволь, ребята выясняют, кто какой точки зрения придерживается. Затем даётся объяснение тому или иному явлению, факту, процессу. Например,

А) когда закладываются почки?

б) Почему в цирке вы никогда не видели дрессированных лягушек?

в) В родильном доме перепутали детей. Помогите, определите, кто чей сын?

Благодаря познавательным играм уроки становятся творческими, интересными, глубокими. Они никого не оставляют равнодушными, рождают жаркие споры, дискуссии, обеспечивают неплохие знания и умения школьников, а главное – учат думать. Мои ученики не боятся участвовать в олимпиадах по биологии на разных уровнях и становятся очень часто призёрами, лауреатами, успешно сдают ЕГЭ и ГИА (с оценкой «4» и «5») и поступают на бюджетные места в учебных заведениях. Среди моих выпускников есть преподаватели биологии и химии, психологии, физической культуры, есть медицинские работники и т.д.

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку по использованию игровых технологий на уроках биологии на примере урока по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» в 9 классе.

Конспект урока по биологии в 9 классе.

Место урока в системе уроков: раздел «Основы учения о наследственности и изменчивости», 11-й урок.

Тема: «Основы учения о наследственности и изменчивости».

Современная образовательная технология: игровые технологии

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения урока: урок-смотр знаний.

Цели урока:

1. Систематизировать знания учащихся по теме «Генетика»;

2. Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение у учащихся: универсальный характер законов убеждает учащихся в материальном единстве живой природы, история открытия законов помогает утвердиться в познаваемости явлений жизни, понять особенности статистических закономерностей;

3. Воспитывать чувство ответственности у учащихся за результаты совместной деятельности.

Оборудование урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, песочные часы.

Методическое обеспечение:

Презентация к уроку «Основы учения о наследственности и изменчивости»,

опорная схема: «Движущие силы эволюции», карточки-задания.

Литература:

1.«Биология в школе», научно-методический журнал министерства просвещения СССР, Москва, «Педагогика», 1988, №1.

2.Киселева, З.С., Мягкова, А.Н. Генетика: Учеб. пособие по факультатив. курсу для учащихся Х кл. – М.: Просвещение, 1983. – 175 с.

3.Методические правила решения генетических задач на основе использования иллюстративных карточек-задач. Методические рекомендации для студентов-биологов и стажеров. – Куйбышев: пед. ин-т, 1987. 36 с.

4.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М., Биология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. Проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-граф, 2009.

5.Попова, Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы. – М.: ВАКО, 2009г. – 192 с.

6.Составитель Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. – СПб, ООО «Виктория плюс», 2005г.- 128 стр.

Примечание: За несколько дней до урока учащиеся делятся на три группы и получают творческое задание «Представьте ученого», Первая группа представляет Г. Менделя, вторая – Т. Х. Моргана, третья – Ч. Дарвина.

Ход урока.

1.Организационный момент.(4 минуты)

Учитель обращается к классу с сообщением о том, что данный урок несколько необычный. Он будет проходить в форме игры. В ходе этой игры мы должны выяснить, каково значение генетики для народного хозяйства, медицины, здравоохранения. Для этого мы должны решить необычные задачи, выполнить задания и т. д.

Класс разделен на три группы. Каждая группа выбирает себе фишку или красного цвета, или желтого цвета, или зеленого цвета (Фишки предлагает учитель) и становится командой красных, желтых или зеленых. Команда, которая готова ответить на задание, поднимает свою фишку. На обсуждение задания команде дается время 1 минута. На доске висит таблица с названиями команд, куда будут заноситься баллы за выполненные задания.

На экране название темы урока (Смотрим презентацию, слайд 1) и цели урока (Смотрим презентацию, слайды 2 и 3).

2.Проверка знаний учащихся. (32 минуты)

(Проводится в виде игр-конкурсов).

Примечание. Перед каждым конкурсом учитель ставит цель, по окончании конкурса подводит итоги, исправляет и объясняет ошибки, оценивает конкурсы.

Учитель: «По статистическим данным известно, что 10 % мужчин воспитывают не своих детей, живя в браке и думая, что это их дети».

Первый конкурс. (3 балла)

Однажды я прихожу в гости к своей кузине (двоюродной сестре). С ней рядом была её внучка (дочка сына). «Ой, какая хорошая девочка» - сказала я. «Это не наша внучка» - сказала сестра. «У моего сына не может быть дочери с карими глазами» - добавила она. Но тут в комнату заходит её муж. «Вот у кого карие глаза» - говорю я. Сестра замолчала и задумалась. Кто из нас прав: она или я, если у сына сестры глаза голубые и женат он на женщине с голубыми глазами.

гол. гол.

(Ответ. Р аа х аа

G а а а а

F1 аа; аа; аа; аа.

Ответ: 100% детей, рожденных от этого брака голубоглазые.

Беседа по вопросам.

А теперь поясняем всё, чтобы понятно было всем гостям. (Учитывается активность группы. Каждая группа может заработать дополнительный балл)

1.Что такое Р; Х; G; F1; F2; ?

2.Что такое фенотип?

(Фенотип – совокупность внешних и внутренних факторов).

3.Что отвечает за признак?

(За признак отвечает пара генов - аллель).

4.Какие бывают признаки по проявлению?

(Доминантные – подавляющие; рецессивные – подавляемые).

5.Как обозначают признаки?

(Признаки обозначают буквами. Например, А – доминантный признак, а – рецессивный, аа – пара генов, отвечающих за признак; АА – гомозигота по доминантности; аа – гомозигота по рецессивности; Аа – гетерозигота).

Теперь посмотрите на экран, где вы видите таблицу «Наследование некоторых признаков человека». (Смотрим презентацию, слайд 4).

Второй конкурс. (3 балла)

На экране задача с кроликами (Смотрим презентацию, слайд 5).

Какой цвет шерсти и форма шерсти доминируют у кроликов?

(Доминируют серый цвет и мохнатая форма шерсти. По первому закону Менделя гибриды первого поколения единообразны).

Третий конкурс. (3 балла)

На экране задача с группами крови (Смотрим презентацию, слайд 6).

В родильном доме перепутали детей. Помогите, определите, кто чей сын? Если родители одного ребёнка имели группы крови: | (ОО) и || (АО или АА). Отец и мать второго ребёнка: || (АО) и | (АВ). Дети имели | и || группы крови.

(Ответ. 1. Р (ОО) Х (АО; АА)

G О О А О А А

F1 (ОО); (АО).

Ответ: данной паре принадлежит ребёнок с первой группой крови.
2. Р (АО) Х (АВ)

G А О А В

F1 ( АА); (АО); (АВ); (ВО).

Ответ: у данной пары может родиться ребёнок со второй, третьей, четвёртой группой крови. Так как у этой пары не может быть ребёнка с первой группой крови, то ребёнок со второй группой крови принадлежит этой паре.)

Четвёртый конкурс. (1 балл)

На экране фотография больного. (Смотрим презентацию, слайд 7).

Кто показан на этой фотографии?

(Ответ. На фотографии показан больной синдромом Дауна.)

Беседа по вопросам.

Примечание: каждая группа может заработать дополнительный балл.

1.Ребята, а какова причина синдрома Дауна?

(Причиной является лишняя хромосома у 21-й пары хромосом. Смотрим таблицу на экране (Смотрим презентацию, слайд 8).

2.Какова причина не расхождения хромосом?

(Причиной могут быть мутации – изменения в генотипе.)

3.Каковы причины мутаций?

(Причиной мутаций являются мутагены – факторы, вызывающие мутации.)

4.Приведите примеры мутагенов.

(Мутагенами являются: алкоголь, никотин, наркотики, лекарства, ультрафиолетовые лучи и т. д.)

Пятый конкурс «Логическая цепочка» (1балл)

Каждая группа получает карточки со словами: ген, хромосома, ядро, клетка, ткань, орган, система органов, организм.

По команде учителя ребята должны выстроиться в логическую цепочку. Выигрывает та команда, которая первой правильно ее построит.

Шестой конкурс. (3 балла)

Каждая группа получает карточку с рассказом-небылицей. Ребятам предлагается найти пять ошибок, исправить их и объяснить.

"Рассказ-небылица".

Мушка дрозофила тяжело вдохнула, встряхнула свои 46 хромосом, взмахнула крыльями и вылетела из лаборатории Менделя, оставив своё потомство. Мендель очень расстроился, хотел догнать мушку дрозофилу, но не смог. Долго она летала, устала. И вдруг перед ней оказалось поле с горохом. Села на горох, решила отдохнуть и полакомиться. Вдруг её чуткое ухо уловило какие-то шорохи. Оглянулась – ба, сзади чешский ботаник Морган, который проводил опыты с горохом. " Опять не повезло"- подумала мушка и улетела, куда глаза глядят.

Примечание: красным цветом выделены те ошибки, которые дети должны найти.

Седьмой конкурс. (3 балла за представление, 1 балл за отгадку ученого)

Представьте ученого. Это домашнее задание. Выступают участники групп, подготовившие сценки про ученых. Две другие группы отгадывают кто это такой.

Первая группа представляет Г. Менделя, вторая – Т. Х. Моргана, третья – Ч. Дарвина.
Беседа по вопросам.

Ребята, какое отношение имеет Дарвин, объяснивший эволюционное учение органического мира, к генетике?

Посмотрите на опорный конспект «Движущие силы эволюции» и сделайте выводы (Опорный конспект заранее готовится на ватмане).

3. Домашнее задание.(1минута)

Пользуясь дополнительной литературой, напишите небольшой рассказ на тему: «Что было бы, если при жизни встретились Дарвин и Мендель?»

4.Подведение итогов.(2 минуты)

У каждой группы на столе есть оценочный лист, куда внесены фамилии учащихся данной группы. В первую колонку ставятся оценки каждому ученику группой (оценивается работа ученика в группе); во вторую колонку ставятся оценки учащимися самому себе (ученик оценивает себя). Третью оценку ставит учитель всей команде после подсчёта баллов за выполненные задания.

5.Выводы.(1 минута)

На экране выводы, которые учитель предлагает прочитать. (Смотрим презентацию, слайд 9).

Спасибо всем. До свидания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconПрименение игровых технологий на урок
Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconУрок с использованием игровых технологий. Урок по теме «Использование...
Урок по теме «Использование топлива человеком. Экологические проблемы» проводится в форме «Суда над техническим прогрессом»
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок icon1 Теоретическая глава. Теоретические основы использования игровых технологий в учебном процессе
«Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте», заключается в том, что в наше время всё больше внимания в научной...
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconМетодическая разработка На тему: «Использование игровых технологий...
На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры»
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconИспользование икт в образовательной деятельности доу для детей с овз. Ягодина Л. А
В настоящее время в России одной из распространенных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста является использование...
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconМоу «оош с. Холки» Повышение мотивации обучения учащихся через использование...
Заключение
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование элементов игровых технологий на занятии производственного обучения
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование игровых технологий на занятиях хореографии с детьми младшего возраста
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconТема моего проекта соответствует теме моего самообразования: «Повышение...
Педагогический проект учителя английского языка мкоу баганской сош №1 Морозовой О. В
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование игровых технологий при изучении сложной темы помогает создать условия для успешного усвоения учебного материала. Работа...
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconУрок с использованием игровых технологий по теме «обыкновенные дроби»
Повторение правил нахождения части от числа, числа по его части, сравнения дробей
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок производственного обучения рассчитан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII компенсирующего вида....
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconМетодические рекомендации "Использование элементов игровых технологий...
Своении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто,...
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconИспользование информационных технологий в городской прессе
Использование информационных технологий уп «Агентство «Минск-Новости»» 6
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроке
Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный...
Г о. Тольятти Использование игровых технологий на урок iconСовременные образовательные технологии: использование игровых технологий...
В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск