Скачать 109.06 Kb.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Клус Л. Г. Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею. Цицерон Одним из путей достижения качества профессиональной подготовки учащихся является разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной и профессиональной деятельности, самостоятельности и творчеству. Игровые технологии как раз и способствуют активизации познавательных процессов учащихся. А сам познавательный интерес стимулирует участников процесса познания на поиск новых путей и возможностей, необходимых для решения поставленных перед ними задач, что способствует формированию профессиональных компетенций, творческой самостоятельности. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу выполнению определенных заданий, при этом, учащийся становится активным субъектом этой деятельности, отвечающий за ее результаты и последствия. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у учащегося исследовательское и творческое отношение к реальной действительности. Основами механизмами игровой деятельности являются:
В процессе игровой технологии учащийся сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм профессиональной деятельности. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает личностно- деятельностную основу обучения, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес изучаемому и творческому, самостоятельному выполнению практических заданий. Применение элементов игровых технологий на занятиях производственного обучения позволяет создать производственные ситуации, которые характерны для реального производства, что дает возможность проявить каждому учащемуся свои профессиональные навыки и умения. СПО, специальность «Технология продукции общественного питания». Занятие производственного обучения, 1 курс. Тема занятия: «Приготовление и отпуск рыбных супов». Межпредметные связи: технология продукции общественного питания, оборудование, товароведение пищевых продуктов, санитария и гигиена. Тип урока: комбинированный. Цели урока:
Оснащение:
Ход занятия: I. Организационный этап
- посещаемость - внешний вид - наличие дневников и записных книжек. II. Этап изучение нового материала.
- актуализация субъектного опыта учащихся. Мастер предлагает учащимся вспомнить эпизод из басни И.А.Крылова «Демьянова уха» - как Демьян угощал Фоку лещом и стерлядью: «Поешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!» Вводное слово мастера: Ассортимент рыбных кушаний на русском столе всегда был чрезвычайно разнообразен. Судите сами. Среди блюд первой подачи на пирах в Древней Руси обычно была кислая капуста с сельдями. Рядом в качестве закусок ставилась икра в разных видах, которую дополняли балыки и провесная рыба: лососина, белорыбица, осетрина и т.д. к этой рыбе выносили ботвинью. Затем следовала паровая рыба, а за ней жаренная. От этого изобилья закусок переходили к ухе. Каких только видов ухи не знает русская кухня….. Да, рыбные первые блюда - это гордость Руссой кухни, одно из самых древних рыбных блюд, Из рыбы можно приготовить вкусные и разнообразные первые блюда… Бульоны, на которых готовятся рыбные супы, содержат экстрактивные, ароматические вещества. Благодаря наличию экстрактивных веществ бульон обладает специфическим рыбным запахом и вкусом, возбуждает деятельность органов пищеварения, усиливает аппетит. Рыбные супы принять ароматизировать пряностями: шалфей, лук, перец, лавровый лист, мускатный орех. Давайте, познакомимся с историей происхождением рыбных супов и рецептами их приготовления.
Мастер предлагает послушать информацию об истории рыбных супов и ответить на вопрос: Какое значение имеют рыбные блюда в питании человека? /Проверка задания/
-Летом – речная рыба, зимой – прудовая. - Рыбу в реке не оценить. - Большая рыба в большом море водится. - Глубже вода — крупнее рыба. - Славу озеру рыба приносит - Дал Бог рыбу, даст и хлеба. - Поешь рыбки — будут ноги прытки. - В мелкой воде крупной рыбы не вырастишь. - Вот тебе ершок, свари ухи горшок.
- организация рабочего места. - подготовка продуктов. - Технологический процесс приготовления рыбных супов: - первичная обработка продуктов; - измельчение продуктов; - приготовление жидкой основы для супа; - тепловая обработка продуктов; - заправка рыбных супов; - оформление рыбных супов; - хранение, требования к качеству.
Первый этап - первичная обработка продуктов: мелкую рыбу для супов очищают от чешуи, потрошат и удаляют жабры, промывают от крови. У крупной рыбы удаляют плавники, потрошат через брюшко, промывают. Используют для варки так же голова, плавники, позвоночник. Подготавливают овощи: картофель, лук, морковь, зелень. Второй этап - измельчение продуктов: крупную подготовленную рыбу нарезают на порционные куски. Картофель нарезают кубиком или дольками. Овощи для пассирования нарезают кубиком, ломтиками или кружочками. Третий этап- приготовление жидкой основы для супа: рыбу укладывают в кастрюлю, заливают холодной водой. Затем необходимо добавить репчатый лук, коренья и варить 30 минут, периодически снимая пену. Бульон процеживают и при необходимости осветляют яичными белками. Четвертый этап: тепловая обработка продуктов: при приготовлении рыбных супов используют несколько видов - варка, припускание (огурцы соленые), пассирование. Мастер обращает внимание на приготовление отдельных супов. Так как учащиеся уже знакомы с видами пассирования овощей, томата и предлагает учащимся ответить на вопросы:
Мастер: При приготовлении ухи бульон варят из мелкой рыбы, весом до 0,5 кг. В процеженный, кипящий бульон закладываем картофель, лук целыми клубнями, корень петрушки. Варят и за 15 минут до готовности закладывают порционные куски рыбы. По окончании варки доводят до вкуса и добавляют сливочное масло. Суп картофельный с рыбой варят с картофелем, нарезанным кубиком, добавляют нарезанные ломтиком и пассированные овощи. За 10 минут до готовности добавляют пассированное томатное пюре, соль, специи, лавровый лист. В рыбную солянку закладывают все подготовленные овощи, кроме маслин, куски рыбы и варят до готовности. В конце варки добавляют головизну. Пятый этап - заправка супов: для улучшения вкусовых качеств супов в конце варки добавляют сливочное масло. Шестой этап- оформление рыбных супов: при отпуске в тарелку кладут порционный кусок рыбы и заливают жидкой частью супа. В солянку при отпуске кладут маслины, лимон. Все супы при подаче посыпают мелкорубленой зеленью. Рыбный бульон отпускают с зеленью и на отдельной тарелке подают расстегаи с рыбой или гренки. Седьмой этап- хранение, требования к качеству: качество супов в значительной степени зависит от качества бульона. При приготовлении рыбных супов продукты следует закладывать только в кипящий бульон с учетом сроков варки. Варить необходимо на медленном огне. Готовые супы, уху, солянку необходимо выдержать 15 минут перед подачей. Первые блюда должны иметь приятный аромат, натуральный цвет, мягкую и однородную консистенцию. Все продуты должны сохранить при подаче свою форму и нарезку. Температура подачи 75 градусов. При длительном хранении ухудшается вкус и внешний вид, понижается витаминная активность, поэтому готовые супы хранят не более 2 часов. Рыбные продукты, подаваемые к супам, хранят в бульоне на раздаче. Невкусный суп может испортить впечатление обо всех остальных блюдах.
- Учащиеся дегустируют приготовленные супы: суп картофельный с рыбой, уха, солянка рыбная, бульон рыбный и запоминают, какими должны быть рыбные супы по вкусу, цвету, запаху. Мастер предлагает учащимся ответить на вопросы:
Затем мастер предлагает учащимся выполнить задание «Мозаика рекомендаций»: из предложенных слов на карточках составить контур рыбки и прочитать рекомендации:
VI. Этап закрепления. Учащиеся делятся на три группы, каждой из которых предлагаются задания. Задание № 1.
проверка выполненного задания, корректировка ответов. Задание № 2. По набору продуктов определите названия рыбных блюд:
Задание №3 «Мини- викторина»
VII. Этап подведения итогов. Подведение итогов:
Домашнее задание: Задания по группам: Разработать рекламную презентацию рыбного супа ( по выбору). VIII. Рефлексия. «Аквариум настроения». Учащимся предлагается выбрать рыбку, того цвета, который соответствует их настроению и опустить в аквариум. Таким образом, игровые технологии обучения, в основе которых лежит игровая деятельность, направлены на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации. Основная цель игровой деятельности заключается в том, чтобы повысить интерес учащихся к процессу познания, и тем самым повысить эффективность и качество обучения. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора, элементами соревновательности, удовлетворения потребностей в самоутверждении, самореализации. При этом основными компонентами игровой деятельности являются: игровое состояние, которое характеризует эмоциональное отношение учащегося к реальной действительности; игровое общение - так как в игре существует определенная игровая мобилизация личности, ориентированная на выполнение игровой цели, самореализация, получение удовольствия от общения. Как говорится: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Литература:
|