БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
УДК 283(410.1)
Горботенко
Екатерина Игоревна
Применение информационных технологий в изучении истории древнего мира в 5-ых классах
Выпускная работа по «Основам информационных технологий
Магистранта кафедры истории нового и новейшего времени
Специальность: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
Научные руководители: кандидат исторических наук Космач П. Г. старший преподаватель Кожич П. П.
Минск, 2012
Оглавление Оглавление 3
Перечень условных обозначений 4
введение 5
Глава 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
Глава 2 Методика исследования проблемы использования ИТ в изучении истории древнего мира 11
Глава 3 ПРИМЕНЕНИЕ ИТ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5-ЫХ КЛАССАХ 12
3.1. Необходимость применения ИТ на уроках истории в 5-ых классах 12
3.2. Методика применения ИТ на различных этапах урока истории в 5-ых классах 16
3.3. Применение интерактивных карт и интерактивной доски на уроке истории в 5-ых классах 22
Заключение 28
библиографический список 30
Приложения 32
Приложение А 32
Предметный указатель 32
Приложение Б 33
Интернет-ресурсы в предметной области исследования 33
Приложение В 36
Действующий в WWW личный сайт 36
Приложение Г 37
Граф научных интересов магистранта исторического факультета БГУ Горботенко Е. И. 37
Приложение Д 39
XML-формат тестовых вопросов по Основам информационных технологий 39
Приложение E 40
Презентация магистерской диссертации 40
Приложение E 42
Презентация урока истории древнего мира «Я и история» 42
Приложение Ж 46
Интерактивные карты по истории древнего мира 46
Ж.1 Верхний и Нижний Египет 46
Ж.2 Греко-персидские войны 46
Перечень условных обозначений АИК – ассоциация «История и компьютер»
БАГiК— Белорусской ассоциации "История и компьютер"
БелНИИДАД – Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела
ИТ– информационные технологии
НАН РБ – Национальная академия наук Республики Беларусь
РБ – Республика Беларусь
РИВШ - Республиканский институт высшей школы
ТИ – теоретическое исследование
ТСО - технические средства обучения
ЭТ – электронная таблица
введение Происходящие изменения в современных условиях, предъявляют новые требования к школе. Она должна готовить к жизни человека, способного адаптироваться к развивающемуся социуму, свободного, ответственного. Отсюда вытекает одна из основных целей — создание условий для получения каждым учеником образования, соответствующего его способностям, интересам и возможностям. Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.
Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьёзные трансформации в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения в школе адаптивного вида [4].
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объёмных и ярких представлений о прошлом.
Применение ИТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях адаптивной школы. Современные учебные пособия, созданные на основе ИТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании [3, c. 14].
Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Современный образовательный процесс, в условиях адаптивной школы, предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся.
Цель исследования — изучение применения информационных технологий в преподавании истории древнего мира.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Указать актуальность использования ИТ в современном процессе обучения;
• Проследить возможности использования информационных технологий в обучении истории;
• Проанализировать методику применения информационных технологий на различных этапах урока.
|