БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
УДК 338.242.2
Шахназарян Карина Владимировна
Информационные технологии в таможенной сфере
Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
Магистранта кафедры таможенного дела
Специальность 1-26 80 01 – управление в социальных и экономических системах
Научные руководители: кандидат юридических наук, доцент Семенюк Д.П., старший преподаватель Громко Н.И.
Минск 2012
Оглавление Оглавление 2
Список обозначений к выпускной работе 3
Реферат на тему «информационные технологии в таможенной сфере» 4
Введение 4
Глава 1 Обзор литературы 6
Глава 2 Методика исследования 7
Глава 3. Применение IT в таможенной сфере 7
Заключение 14
Библиографический список 15
Приложение А 17
Предметный указатель к реферату 17
Приложение Б 18
Интернет ресурсы в предметной области исследования 18
Приложение В 20
Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка)и Print SCreen главной страницы 20
Приложение Г 21
Граф научных интересов 21
Приложение Д 24
Тестовые вопросы по ОИТ 24
Приложение E 25
Презентация магистерской диссертации 25
Список обозначений к выпускной работе ТК – Таможенный Кодекс
ГТК – Государственный таможенный комитет
ВЭД – Внешняя экономическая деятельность
НАСЭД – Национальная автоматизированная система электронного декларирования
НПА – нормативный правовой акт
IT – информационные технологии
TIR – (фр. Transports International Routiers) международные дорожные перевозки
EORI – (англ. Economic Operator Registration and Identification) система регистрации и идентификации субъектов хозяйствования
DDS – (англ. Data Dissemination System) система распространения данных
Реферат на тему «информационные технологии в таможенной сфере» Введение Главной задачей информационных технологий является управление информацией внутри таможенной системы с целью повышения эффективности таможенного оформления и контроля, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и при этом максимальное выявление нарушений таможенного законодательства. В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным. Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления рисками.
Внедрение технологий, способствующих упрощению таможенных операций и процедур, является инструментом реализации таможенной политики государства, поскольку, в соответствии с п. 2. ст. 1 Таможенного Кодекса Республики Беларусь, целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, стимулирование развития национальной экономики и содействие в проведении структурной перестройки.
В настоящее время таможенное дело в Республике Беларусь стремительно развивается, примером чему служит интенсивная деятельность по созданию национальной нормативной правовой базы в сфере организации таможенного дела.
В период с 2005 г по настоящее время наиболее значимыми событиями в сфере организации таможенного дела являются следующие:
- ввод в эксплуатацию национальной автоматизированной системы электронного декларирования (НАСЭД) в декабре 2008 г.;
- внедрение системы регистрации и идентификации субъектов хозяйствования – системы EORI в 2009 г;
- обязательное предварительное электронное декларирование при ввозе товаров в ЕС с 1 января 2011 г.;
- введение обновленной версии проекта TIR-EPD в 2009 г.
Электронное декларирование содействует улучшению бизнес - климата в Республике Беларусь благодаря прозрачности таможенных услуг и сокращению коррупционных проявлений по причине отсутствие прямого контакта представителя таможни с субъектом хозяйствования. Исключен субъективизм инспектора в принятии решения, поскольку с использованием системы анализа рисков обеспечивается единое для всех субъектов хозяйствования применение норм таможенного законодательства. Электронное декларирование сокращает временные и материальные издержки, связанные с выполнением необходимых таможенных процедур, в некоторых случаях исключает необходимость предъявлять товары к таможенному оформлению в пунктах таможенного оформления. Также исключаются временные издержки, связанные с простаиванием в очередях, ожиданием принятия решения должностного лица таможенного органа, отпадает необходимость приобретения и поддержания в актуальном состоянии специализированных программных продуктов, а также наличия в штате специалистов по таможенному оформлению.
Введение кода EORI (Economic Operator Registration and Identification) позволяет облегчить работу таможенных органов по взаимодействию с субъектами хозяйствования, ускорить их идентификацию и создаёт общеевропейскую базу данных о таких субъектах. Код EORI полезен не только для таможенных органов, но и для самих субъектов хозяйствования, которые могут получить информацию о контрагентах в системе DDS (Data Dissemination System – система распространения данных Европейского союза) [7].
С 1 января 2011 года используется обязательное предварительное электронное декларирование при ввозе товаров на территорию стран Европейского союза. Данная мера позволяет перевозчикам и сотрудникам таможни экономить 1 час времени, в течение которого информация обрабатывается в компьютеризированной системе.
С 15 июня 2009 г. вступила в силу обновленная версия проекта TIR-EPD, которая позволила перевозчикам при выполнении транспортных перевозок с использованием процедуры МДП и оформлении предварительных деклараций использовать несколько таможен отправления/назначения, а также загрузку/разгрузку товаров с участием нескольких грузоотправителей и грузополучателей.
Кроме того, обновленная версия проекта TIR-EPD позволяет получать ответные сообщения от соответствующих таможенных органов о регистрации предварительных деклараций, которые автоматически направляются держателю книжек МДП, который подал свою электронную предварительную декларацию с использованием проекта TIR-EPD.
Вышеназванные нововведения позволяют упростить процедуры таможенного контроля и оформления товаров, что удовлетворяет целям таможенной политики Республики Беларусь.
|