БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
УДК 94.(476)
Змачинский
Сергей Станиславович
Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения
Выпускная работа по «Основам информационных технологий
Магистранта кафедры истории Беларуси древнего мира и средних веков
Специальность: 07.00.02 – отечественная история
Научные руководители: кандидат исторических наук Денисова Е.Г., старший преподаватель Кожич П.П.
Минск, 2012
Оглавление
Оглавление 3
Перечень условных обозначений 4
Ведение 5
Глава 1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ 8
Глава 2
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ 17
Глава 3
Методика применения ИТ на различных этапах урока истории и обществоведения 31
Заключение 35
Библиографический список 36
Приложение А 38
Предметный указатель к реферату 38
Приложение Б 39
Интернет-ресурсы в предметной области исследования 39
Приложение В 41
Действующий личный сайт 41
http://zmachinski.narod2.ru/ 41
Приложение Г 42
Граф научных интересов 42
Магистранта Змачинского Сергея Станиславовича 42
Исторический факультет 42
Специальность – отечественная история 42
Приложение Д 44
Тестовые вопросы по ОИТ 44
Приложение Е 45
Презентация магистерской диссертации 45
Перечень условных обозначений ПК — персональный компьютер
РИВШ — Республиканский институт высшей школы
СНГ — Содружество независимых государств
ЭВМ — электронная вычислительная машина
ЭСО — электронное средство обучения
ЭУ — электронный учебник
ЭУИ — электронное учебное издание
ЭУП — электронное учебное пособие
ЭУР — электронный учебный ресурс
Ведение Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого информационного пространства. Трудно назвать область, которая к концу XX – началу XXI столетий не была бы затронута идейной революцией наступающей постиндустриальной, информационной эры. Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий.
XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.
Вся система образования, включая область гуманитарного знания, широко опирается на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии. Еще в 1995 году было признано, что разумная информатизация поднимет образование на качественно новый уровень. Информатизация образования способствует “ внедрению новых методик обучения, дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, учет психофизических особенностей каждого ребенка”.
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. “ Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования”.
Для тех, кто начал свою педагогическую, преподавательскую деятельность в 70-80-х годах было отведено слишком мало времени на подготовку к работе с компьютером, формирование информационной культуры. Развитие пользовательских умений и навыков зависит от настойчивости, можно сказать, упорства и других личных качеств учителя. Формирование компьютерной грамотности требует большой самостоятельной работы, которая включает: овладение пользованием текстовым процессором, простым графическим редактором; организацию хранения текстов во внешней памяти и вывод их на печать.[9] Знание технологии работы в программе Power Point позволит разработать и провести урок – презентацию, состоящую из слайдов.
Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений нет, то “… развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является носителем подобных объектов”.[3]
Системные исследования в области электронных средств поддержки процесса обучения имеют более чем тридцатилетнюю историю. За этот период времени в США, Канаде, Англии, Франции, Японии, России и ряде других стран было разработано большое количество компьютерных программ учебного назначения, ориентированных на различные типы информационной и телекоммуникационной техники [25, с. 16]. Без анализа теории и практики использования электронных средств обучения невозможно как теоретическое обоснование, так и практическая разработка структуры и содержания электронных компонентов учебно-методического комплекса, их эффективное использовании в преподавании истории.
В настоящее время разработано большое число электронных учебных материалов, в качестве которых выступают электронные учебники и учебные пособия, автоматизированные обучающие системы и т.п. Существующие электронные учебные материалы решают те или иные задачи обучения с большей или меньшей эффективностью, которая определяется, прежде всего, степенью управляемости обучаемым в процессе обучения. В условиях нарастающего интереса к созданию различных вариантов электронно-методических материалов возникает необходимость в классификации этих материалов с целью оценки их различия и определения области применения. Уже существует ряд классификаций обучающих систем по различным их свойствам. Однако нет классификации, которая бы отражала степень управляемости системы обучаемым, что при расширяющемся использовании электронных учебных материалов, является важным на данный момент.
При практической реализации идеи создания любого электронного средства обучения, создатель сталкивается с необходимостью выбора программного обеспечения, или «электронной образовательной среды». На сегодняшний день не существует специальных изданий по описанию и характеристике функциональных возможностей электронных образовательных сред, предназначенных для создания автоматизированных обучающих систем. При разработке того или иного ЭСО необходимо руководствоваться четкими алгоритмами, выполненными в строгом соответствии с функциональными возможностями среды, в которой оно разрабатывается.
|