БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрант
гуманитарного факультета
Ракевич Елены Николаевны
Руководители:
Профессор Мархасёв Игорь Романович
Старший преподаватель Шешко Сергей
Михайлович Минск – 2010 г.
Оглавление Оглавление 2
Список обозначений 3
Реферат по ИТ в предметной области: «Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку» 4
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам 7
1.1 Информатизация образования 7
1.2 Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования 9
1.3 Обучение иностранному языку с использованием персонального компьютера 12
1.4 Использование Интернета в обучении иностранным языкам 15
1.5 Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам 22
2.1 Применение компьютерных программ и обучающих дисков на уроках английского языка 22
2.2 Информационные и коммуникационные технологии на уроках грамматики иностранного языка 30
2.3 Практическое применение Интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам 34
Заключение 40
Список литературы к реферату 42
Предметный указатель 44
Интернет ресурсы в предметной области исследования 45
Действующий личный сайт в WWW 47
Граф научных интересов 48
Тестовые вопросы по основам информационных технологий 50
Презентация магистерской диссертации 51
Список литературы к выпускной работе 52
Приложение 53
Список обозначений ИКТ – Информационные и коммуникационные технологии
ДО – Дистанционное обучение
ПК – Персональный компьютер
ИЯ – Исходный язык
WWW – World Wide Web
Реферат по ИТ в предметной области: «Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку» Введение Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении на современном этапе, несомненно, может явиться катализатором в решении важных социальных задач повышения доступности и качества образовательных ресурсов и услуг, реального обеспечения равных возможностей граждан в получении образования независимо от места проживания, социального статуса, уровня доходов.
Все более актуальной становится проблема подготовки кадров для информационного общества, которое приходит на смену индустриального уклада мировой экономики.
Информатизация такой многообразной и социально-значимой сферы человеческой деятельности, каковой является система образования, охватывает множество организационных, технических, методических, педагогических, правовых проблем, решаемых в условиях постоянно расширяющегося применения средств коммуникационной и вычислительной техники.
На сегодняшний день обучение иностранному языку невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии, включая Интернет.
Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов, и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах, повышение интереса к получению знаний.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией.
Целью работы является рассмотрение образовательных возможностей современных информационных технологий, а также проектирование и создание электронного учебного курса, направленного на изучение грамматики английского языка.
Объект исследования: Процесс обучения ИЯ как целостная система.
Предмет исследования. Новые информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность информационных технологий.
Обосновать перспективность использования ИКТ в процессе обучения.
Опытно-экспериментальным путем проверить гипотезу исследования.
|