Скачать 370.32 Kb.
|
1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031900.68 «Международные отношения», обучающихся по магистерской программе «Европейские исследования», изучающих дисциплину «История и теория европейской интеграции». Данный курс входит в число дисциплин, формирующих подготовку магистров на факультете мировой экономики и мировой политики ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ и соответствует его образовательному стандарту. Курс дает специальные знания в области современных международных отношений. Он готовит студентов к выбору профессиональной деятельности и дальнейшему изучению комплексных проблем регионального и мирового развития. Программа разработана в соответствии с Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности [031900.68 "Международные отношения"], специализации ["Европейские исследования"], утвержденным в 2011 г. 2. Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «История и теория европейской интеграции являются формирование у студентов понимания истории и теорий европейской интеграции и обучение их всестороннему анализу процесса европейской интеграции, исходя из различных теоретических перспектив. Европейская интеграция – базовый предмет магистерской программы «Международные отношения» при специализации «Европейские исследования». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы[Для ГОС:] Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин [Укажите цикл дисциплин (гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно научных, общепрофессиональных, специальных )] и блоку дисциплин, обеспечивающих ____ подготовку. [Для ФГОС:] Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин [Укажите цикл дисциплин (гуманитарный, социальный и экономический, математический и естественно научный, профессиональный)] и блоку дисциплин, обеспечивающих ____ подготовку. [Для НИУ:] … Для специализаций [Укажите название специализации, для образовательных программ со специализациями] настоящая дисциплина является базовой. Для специализаций [Укажите название специализации, для образовательных программ со специализациями] настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Для специализаций Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5. Тематический план учебной дисциплины[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП] [ Таблица для дисциплин, закрепленных за одной кафедрой]
6. Формы контроля знаний студентов
[Укажите для каждого контроля, что должен продемонстрировать студент на текущем, промежуточном или итоговом контроле, чтобы получить оценку. Требования к ответу студента должны соотноситься с компетенциями (раздел 3), которые формируются у студента] Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7. Содержание дисциплиныРаздел 1 История европейской интеграции Предыстория, предпосылки, основные этапы, результаты, движущие силы европейской интеграции. Основные деятели европейской интеграции. Международный контекст европейской интеграции. Современный этап и перспективы европейской интеграции. Тип занятий: лекции, семинары. Самостоятельная работа: освоение обязательной (основной) литературы, подготовка обязательных эссе (рефератов) по курсу. Тема 1. Европейский Союз в современном мире. 3 часа. Место ЕС в мировой политике и экономике. Экономический, социальный и военно – политический потенциал ЕС на глобальной арене. Основные показатели и тенденции в демографической, экономической, технологической, гуманитарной сферах. Участие ЕС в глобальных делах, гуманитарных программах. Тема 2. История европейской идеи. 6 часов. Рождение понятий «Европа» и «европейский», эволюция политических, религиозных и географических представлений о Европе и «европейскости». Европейская идея и идея национального государства. Европеизм и христианство. Реформация и Просвещение, зарождение идей европейской интеграции. Идеи и попытки объединения Европы в 19 веке, концепция Соединенных Штатов Европы. Кризис европеизма и рост национализма и империализма. Проекты интеграции в межвоенный период 1918 – 1939 годов. Тема 3. Итоги второй мировой войны для Европы (особенно для Западной), первые послевоенные интеграционные заявления и инициативы. 2 часа. Проект создания единого государства Франции и Великобритании в годы войны. Уроки первой половины века. Европейская идея в движении Сопротивления. Роль США и их «плана Маршала». Создание Бенилюкса. Тема 4. Послевоенное Движение за Единую Европу – его мотивы и участники, результаты. Создание Совета Европы. 2 часа. Роль внешних угроз в единении проевропейских сил. Речь У. Черчилля в Цюрихском университете. Гаагский конгресс, его итоги – достигнутые и недостигнутые. Создание Совета Европы, его миссия и принципы деятельности. Тема 5. Жан Монне и его стратегия Единой Европы – от экономической интеграции – к политическому союзу. 2 часа. Жан Монне и его взаимодействие с Р. Шуманом, К. Аденауэром, стратегия конкретных дел. Концепция поэтапной практической (функциональной), прежде всего – экономической интеграции. Жизненная и политическая философия Жана Монне. Тема 6. Декларация Робера Шумана – стартовый момент евроинтеграции. Создание и деятельность ЕОУС. 4 часа. Историческое предложение Шумана о создании единого наднационального управления немецкой и французской угольной и сталелитейной промышленностью. Ключевые идеи и практический план по реализации нового подхода. Парижский договор. Создание и деятельность ЕОУС. Тема 7. Провал планов военной и политической интеграции в 50-е годы. 4 часа. Попытка создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Провал ратификации договора во Франции. Роль де Голля и голлистского движения в этой неудаче. Попытка создания европейского политического сообщества, также неудачная. Альтернативные проекты евроинтеграции с участием Великобритании и других стран. Конференция в Мессине 1955 года. Римские договоры 1957 года. Создание ЕЭС и Евратома. Тема 8. Развитие европейской интеграции в 60-е годы. 4 часа. Заявки Греции, Ирландии, Великобритании и Дании об ассоциации и вступлении в ЕЭС. Негативная позиция де Голля по вопросу вступления Великобритании. Ассоциация с Турцией. Инициативы де Голля по укреплению политического сотрудничества. Укрепление институтов ЕЭС. Официальные заявки о вступлении в ЕЭС Великобритании, Ирландии, Дании и Норвегии (1967 год). Первая сессия Европейского парламента во главе с Р. Шуманом. Тема 9. Основные факторы, способствовавшие успеху евроинтеграции в первые 20 лет. 2 часа. Фактор глобального противостояния в рамках двух блоков и «холодной войны». Фактор послевоенного восстановления и быстрого устойчивого экономического роста. Роль США. Значение успеха «общего рынка» для быстрого развития стран ЕЭС. Значение «германского вопроса». Политические, экономические и социальные реформы в странах ЕЭС. «Европейская модель» экономики и общества. Тема 10. Первая попытка создания экономического и валютного союза. Планы Р. Бара и П. Вернера – 1969 – 1971 годы. 2 часа. Основная причина неудачи планов более глубокой интеграции – внешние кризисы (кризис доллара и взлет цен на нефть после арабо-израильской войны 1972 г.) 1970 г. – учреждение Европейского политического сотрудничества – первого механизма координации внешней политики государств - членов на уровне министров иностранных дел. Первое расширение ЕЭС, вступление Великобритании – с третьего захода. Тема 11. Политика «разрядки», Хельсинкский акт, угасание разрядки. 2 часа. Саммит (совещание) СБСЕ в Хельсинки, Заключительный акт 1975 года. Переход СССР от политики полного игнорирования ЕЭС к их признанию. История отношения СССР к европейской интеграции. Конец разрядки и возврат Москвы к игнорированию сообществ. Тема 12. Кризис и последующая стагнация евроинтеграции (1972 - .1978 гг.). 2 часа. Проявления кризиса – усиление протекционизма (нетарифного) в странах ЕЭС, угроза деградации и распада общего рынка товаров. Предпринятые контрмеры – создание Европейского совета на уровне глав государств и правительств, первый саммит в Париже в 1974 г. Расширение задач и рост бюджета Социального фонда ЕЭС. Создание фонда регионального развития (1974 год). Первые прямые выборы в Европарламент (1979 год). Создание фундамента для будущего углубления интеграции. Тема 13. Возобновление интеграции – вширь и вглубь (1979 – 1984 годы). 2 часа. 1979 год – создание европейской валютной системы и общей расчетной денежной единицы – ЭКЮ. Первые прямые выборы в Европарламент. Начало интеграции в научно-технической области. 1980 год – вступление в ЕЭС Греции, начало переговоров о вступлении Испании и Португалии. Тема 14. Программа завершения строительства единого внутреннего рынка ЕС. Жак Делор (1985 – 1992 годы) 4 часа. Жак Делор – выдающийся председатель Комиссии Европейских сообществ, инициатор и лидер дальнейшей интеграции. Единый европейский акт 1986 года. 1986 год – вступление в ЕЭС Испании и Португалии. М. С. Горбачев, перестройка в СССР. Коренной перелом в отношениях СССР и ЕЭС, концепция «Общего европейского дома». Распад СССР и провозглашение Российской Федерации, распад «Восточного блока» - СЭВ и Организации Варшавского договора. Тема 15. Договор о Европейском Союзе (ЕС). Программа строительства Экономического и валютного союза. Договор о Европейском Союзе (ЕС) в Маастрихте – 1992 год. Под руководством Жака Делора принята и осуществляется программа Экономического и валютного союза. 1995 год – вступление в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции. 1999 – 2002 годы – учреждение ЭВС, введение коллективной европейской валюты – евро. 1993 – 1994 годы – официальное признание стран Центральной и Восточной Европы в качестве кандидатов на вступление в ЕС. Мотивы этого стратегического решения. «Копенгагенские критерии» для стран – кандидатов. Создание «Шенгенского пространства». Тема 16. Развитие отношений России и ЕС в 1990-е годы. 2 часа. Подготовка, подписание и ратификация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС (СПС). Философия и содержание СПС. Рост торговли и инвестиций России и ЕС. Сотрудничество в международной сфере. Кризис и разногласия вокруг событий в Югославии и Косово. Тема 17. Современный этап евроинтеграции (2004 – 2012 годы). Лиссабонский договор о реформе ЕС. 2 часа. Вхождение в состав ЕС двенадцати стран Центральной и Восточной Европы. Вступление в силу Амстердамского договора. Договор в Ницце. Создание европейского Конвента во главе с Жискар д Эстеном, разработка проекта Европейской конституции. Провал Конституции на референдуме во Франции. Разработка нового, урезанного проекта (Лиссабонский договор) и его провал на референдуме в Ирландии. Ратификация и вступление в силу Лиссабонского договора. Проблемы интеграции и реформы институтов ЕС. Проблема дальнейшего расширения, «турецкий вопрос». Политика соседства и «Восточное партнерство» ЕС. Тема 18. Отношения России и ЕС в 2000-е годы, перспективы ЕС и отношений ЕС с Россией в новом веке. 2 часа. Ход и итоги выполнения СПС. Калининградская проблема и найденные решения. Концепция «четырех общих пространств» России и ЕС, «дорожные карты». Взаимодействие и разногласия по различным международным вопросам. Россия, ЕС и международные организации – НАТО, ОБСЕ, Совет Европы, ЕСПЧ, СНГ, ОДКБ, ШОС, ООН и др. Проблема разработки нового договора России и ЕС на смену СПС. Энергодиалог Россия – ЕС. Перспективы ЕС и отношений с Россией в новом веке. Основная литература:
Раздел 2. Классические теории европейской интеграции Основное содержание классических теорий европейской интеграции: метода Монне-Шумана, федерализма, функционализма и неофункционализма, экономических теорий, теории коммуникаций. Тип занятий: лекции, семинары. Самостоятельная работа: освоение обязательной (основной) литературы. Тема 1. Метод «Монне-Шумана». 1 час. Тема 2. Теория федерализма. 1 час. Тема 3. Экономические теории региональной интергации. 1 час. Тема 4. Функционализм и неофункционализм. 1 час. Тема 5. Теория коммуникаций. 1 час. Основная литература:
|
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | Программа «Экономика и политика Германии» для направления 031900. 62 «Международные отношения» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | ||
Программа разработана в соответствии с Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031900.... | Программа дисциплины «Евразийская интеграция» для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | ||
Программа дисциплины «Евразийская интеграция» для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | Программа дисциплины «Евразийская интеграция» для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 031900.... | ||
Программа дисциплины Социальная психология для направления 031900.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «Физическая культура» для направления 031900. 62 «Международные отношения» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки031900.... | ||
Программа дисциплины «Национальное и многостороннее регулирование внешнеэкономических отношений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 -«Международные... | Программа дисциплины «Экономика и политика стран Латинской Америки»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 0031900. 62 «Международные... | Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900.... | ||
Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 2 курса направления 031900.... |