«Святая старина»





Скачать 50.67 Kb.
Название«Святая старина»
Дата публикации08.04.2015
Размер50.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Игнатова А. Ф.,

МОУ «Куриловская СОШ»

Серпуховского р-на

«Святая старина».

Научная урок-конференция, посвященная 500-летию Рышковской церкви иконы

Успения Божией Матери.

(Интегрированный урок духовного краеведения и истории).
Специфика нашей школы заключается в ее местонахождении. Мы – школа и городок – относимся к Серпуховскому району, но находимся на границе и в окружении Калужской области. Поэтому занимаемся историей и того, и другого края. Используем весь возможный материал для постижения духовного наследия.

Как пример представляем работу духовному краеведению: мы изучали со школьниками историю Рышковской церкви, святого источника около церкви, бьющему на месте явления чудотворной иконы Божией Матери. Результаты работы продемонстрировали в форме урока – научной конференции.

План урока: Урок начинаем с прослушивания песни «С чего начинается Родина», заканчиваем просмотром видеофильма «Наш край», созданного учениками для конференции.

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока, целей и постановка проблемного вопроса.

Цели урока:

- Обобщить, систематизировать и расширить исторические знания в ходе научно-исследовательской и поисковой работы.

- Развивать познавательную активность, создавать условия для духовного развития личности.

- Продолжать формирование духовных и нравственных ценностей на основе приобщения к историческому прошлому родного края.

Проблемный вопрос: «Патриотизм», «малая Родина», «любовь к Родине» – что означают эти понятия для каждого из нас?

Представляем гостей. Намечаем план работы:

2. Основная часть конференции.

- «Село Курилово (Спасское). Куриловская церковь, история и архитектура». Первый ученик представляет план с. Курилово в историческом развитии, второй - рассказывает об истории возникновения и развития села, третий - об архитектуре Куриловской церкви. Затем выступают гости и желающие дополнить. Звучат ответы на проблемный вопрос.

- «Село Тарутино. Тарутинская церковь, история и архитектура». Выступление группы учащихся с докладами и содокладами о истории возникновения и развития села Тарутина, истории создания Тарутинской церкви. Формулируем ответы на проблемный вопрос.

- «Село Рышково. Рышковская церковь, ее история и архитектура». Выступление учащихся с докладами и содокладами по теме. Первый ученик рассказывает об истории возникновения и развития села. Второй ученик рассказывает об архитектуре Рышковской церкви. Затем слово предоставляется гостям и желающим дополнить. Ищем ответы на проблемный вопрос.

- «Святой источник. История создания часовни». Выступление группы учащихся с докладами и содокладами по истории святого источника возле Рышковской церкви. Затем показываем инсценировку предания о чудотворном явлении святого образа Божьей Матери в с. Рышково. Формулируем ответы на проблемный вопрос.

3. Формулируем единый и целостный ответ на проблемный вопрос как вывод. Заключительное слово учителя, гостей. Выступление ученицы с песней «Малиновый звон». Просмотр видеофильма «Наш край».

4. Подводим итоги конференции. Намечаем дальнейшую перспективу работы: продолжить научно-исследовательскую работу по данным докладам, на их основе написать рефераты для защиты на экзамене по истории России.

На уроке присутствовали гости: родители учеников класса, которые вместе с детьми непосредственно занимаются восстановлением Рышковской церкви и которые строили часовню «Святой источник», директор Тарутинского музея Н.В.Ивашко, библиотекарь школы Рябова А.В.- дочь основателя музея в с. Тарутино.
Некоторые материалы конференции: «Их истории храма».

«Не разрушай храм, если на его месте не можешь построить новый», – так говорили наши предки. Эта мудрость с годами все больше предавалась забвению. И вместе с нею разрушались и стирались с Земли Русской православные храмы. Вычеркивались они из памяти истории нашей. Только лишь стараниями людей, любящих свою Родину вновь начали заполняться белые листы истории, культуры, возвращаться к жизни храмы, а вместе с ними память о наших истоках, необходимая юному поколению.

Свидетельство сказанному храм с. Рышково. Он жив еще, не разрушен до основания, он напоминает о становлении Московской Руси. Явление в Рышково иконы Успения Божией Матери с двунадесятью праздниками произошло 14 июля (по новому стилю) 1505 года. С тех пор в этот день установлено празднование явления образа Царицы Небесной.

Здесь, на южных, наиболее опасных границах тогдашнего государства, появление святой иконы было видимым знаком Покрова Богородицы над Русью, которая, после падения Византийской империи, охраняла Православие.

Промысл Божий выбрал неслучайное время и место явления чудотворного образа, чудеса исцелений от которого продолжались до 1930 года.

Из истории мы знаем о том, как расширялось, набирало силу молодое Московское государство. Самые опасные рубежи его защищал Богородичный Пояс, проходивший, по преданию, по рекам Оке и Угре. Частью этого Пояса стал небольшой девичий монастырь в с. Рышково. И монастырь этот, и само село, пользовались покровительством государства, о чем поведала сохранившаяся с 17 века царская грамота. По сей грамоте, подписанной царевичами Петром и Иоанном Алексеевичами, первые Романовы жаловали селу льготы.

Сменялись эпохи, отодвигалась граница, и от упраздненного во времена Екатерины II монастыря осталась церковь Успения, построенная Н.К. Нарышкиной, матерью Петра 1, многие дары которых здесь хранились. Уже в наше время подверглась разорению и сама церковь.

Близ места явления чудотворной иконы Успения Божией Матери есть источник. В народе целебными считались родниковые воды, ключи, студенцы, криницы и ручьи, стекающие с горных возвышенностей, бьющие из-под больших камней или корней старых деревьев. Особой целительной силой обладали места слияния двух-трех потоков, так называемые ручьи-встречники. Если же такие ручьи находились вблизи перекрестка дорог, то их (источники) предпочитали всем другим.

Нельзя не сказать о дивных красотах этого избранного Богородицей ой места Своего пребывания. Как в старину говорили: «Место принарочето и красно вельми». А святые отцы учили, что «видимые красоты страны являются знаком силы и мощи и благополучия государства, а духовные украшения (знамения и чудеса) означают святость и благочестие живущего в нем народа». Это не просто пример любования простором своей земли, но и закономерное проявление некой важной черты культуры. Таким видением пространства или, если воспользоваться предложенным Д. С. Лихачевым понятием «ландшафтным зрением», люди обладали уже во времена Киевской Руси. Ландшафтное зрение – это способ созерцания и вчувствования в окружающий мир.

Примечательно место обретения Чудотворной иконы. Оно сходно по рельефу местности с окрестностями Иерусалима. Село Рышково также расположено между двумя ручьями, сливающимися в один поток, который впадает в реку Нару, как и Иерусалим, раскинувшийся между долиной Иосафата, где течет поток Кедрон, и долиной Еннома, где тоже есть ручей. Потоки сливаются недалеко от Силоамской купели. О местоположении ее напоминает наш колодец при въезде в село. На запад от церкви Успения, по другую сторону пруда, возвышается лесок, аналогичный Гефсиманскому саду в Святом городе. На восток от церкви был когда-то курган (теперь небольшой карьер). По расположению и значению курган, по мнению старожилов, подобен Сионской горе.

Источник в Рышково — один из символов нашего края. Все здесь свято, все Божье – и народ, и небо, и природа. Наконец, мы видим людей, которые делом, показывают нам, юным, чем жила, вдохновлялась, строилась и хранила себя Русь. Приникая к родным истокам, мы черпаем духовную силу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Святая старина» iconОбластной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина»
Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов...
«Святая старина» iconКонспект урока «Русская старина»
Иванов Б. А., Петров В. И. Литература. 10-11 класс. Ч м.: Ооо «Обучение», 2006
«Святая старина» iconУрок русского языка 2 класс «Начальная школа 21 века»
Как вы понимаете смысл этих слов? Давайте выпишем слово старина и подберем к нему родственные слова
«Святая старина» iconЗадание заочного этапа
Заочный этап областного конкурса «Живая старина» предполагает самостоятельное теоретическое исследование в форме реферата и выполнение...
«Святая старина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В северной Осетии школьный тур Олимпиады «Русь святая, Храни веру Православную!» стартует 21 октября и завершается 15 ноября 18
«Святая старина» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка по теме «Школьный музей «Живая старина» как образовательный ресурс на уроках технологии»
«Святая старина» iconРать Святая Сивый Конь! Живи в Раю! Никогда я не оставлю Без Рая Родину свою!
Будьте правдивы Душой и Духом. Миры держаться Истиной. Их врата Истина; ибо сказано, что в Истине покоится Безсмертие
«Святая старина» iconРеферат На тему: «Женщины на русском престоле: княгиня Ольга»
И только самые легендарные личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи. Кто же она, эта княгиня, выдающийся...
«Святая старина» iconСписок победителей епархиального конкурса детского творчества в номинации...
Малиновская Владислава, 5 лет, мбдоу «Детский сад №10 комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской Области», название работы...
«Святая старина» icon25 апреля 2014 года обучающиеся школы ВерхутинаТатьяна, 6 а кл.,...
ВерхутинаТатьяна, 6 а кл., Малышева Валерия, 8 кл., Кузнецов Александр, 8 кл с педагогами школы Саморуковой Светланой Евгеньевной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск