Конспект урока «Русская старина»





Скачать 116.92 Kb.
НазваниеКонспект урока «Русская старина»
Дата публикации01.10.2013
Размер116.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ГБОУ ДОД Республики Марий Эл

«Детско-юношеский центр «Роза ветров»



Конспект урока


« Русская старина»

Объединение «Поиск»

Обучающиеся 10-11лет

(1 год обучения)

Автор:

Волкова Татьяна Леонидовна

педагог дополнительного

образования ГБОУ ДОД РМЭ

«ДЮЦ «Роза ветров»

Контакты: тел.:

Email:

г. Йошкар-Ола

март 2013 г.

Тема урока: Русская старина.

Цель урока: Исследование истории крестьянского быта и формирование познавательного интереса к русской народной культуре.

Задачи:

  1. Узнать, что собой представлял крестьянский дом.

  2. Познакомиться с предметами домашнего обихода.

  3. Выявить в русском фольклоре пословицы и поговорки, в которых упоминаются предметы быта крестьянского дома и предметов домашнего обихода.


Средства обучения:

  1. Экспонаты экспозиции школьного музея «История Быта».

  2. Русские народные мелодии и наигрыши.

  3. Оформленный стенд с рисунками крестьянской избы на доске.

  4. Схемы, рисунки, фотографии, приложения.

  5. Краски, карандаши.

  6. Магнитофон, аудиокассеты с музыкой.

  7. Мультимедиа, компьютер, экран, плакаты.

Эпиграф: Если хочешь знать – было,  что, когда?

Что осталось нам от наших прежних лет?

В школьный наш музей приходи,

Здесь на свой вопрос найдешь ответ.
Ход урока.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке по краеведению. (чтение эпиграфа)

Наш урок посвящен русской старине, крестьянской избе и тому, что связано с ними.

Цель урока – Исследование истории крестьянского быта. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Знание истории своего края, его прошлого помогает лучше ценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда, к культуре своего народа.

(Звучит русская народная мелодия, на ее фоне идут слова педагога)

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Педагог: На предыдущем занятии вам были даны задания: провести мини-исследования о крестьянской избе, о предметах домашнего обихода, которые вам больше всего понравились в экспозиции музея. Каждая группа работала над своей темой. Сегодня вам предстоит представить часть своего проекта.

1 группа. Наша группа работала над темой «Крестьянский дом». Мы поставили перед собой задачи:

  1. Узнать, как строился крестьянский дом? Из какого материала?

  2. Почему под нижние венцы клали зерно, монетки, шерсть?

  3. Почему крестьянский дом в средней полосе назывался «избой»?

Ученик 1.

Изба – в ней мудрость вековая…

Полна загадок и проста!

Она и до сих пор живая,

Народа летопись святая,

Вселенной нашей чистота!

Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен – венцов, которые складывали друг на друга, вырубив по краям круглые углубления. В них–то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Избы строили в старину из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Ученик 2: Строили дом ранней весной, едва сойдет снег.
На постройку жилья шли в основном сосны, но нижний ряд бревен и фундаментные стойки старались строить из лиственницы. Для сруба годились лишь ровные, смолистые деревья, росшие в глубине бора. Материал нужно было заготавливать заранее – поздней осенью или зимой, в полнолуние.

Ученик 3: При закладке дома приглашали священника для освящения строительства. Использовали и обычаи: в нижнем ряду бревен под один угол клали зерно, чтобы у хозяина хлеб водился, под другой – шерсть и тряпье, чтобы скот водился и одежда была. Под матицу – главный потолочный брус – подкладывали серебряные монеты, для богатства хозяина. Не преступали к строительству в воскресенье и понедельник, в церковные праздники

Ученик 4: Дом для человека был всем. Он защищал, обогревал, в нем сосредотачивались основные ценности: счастье, достаток, единство семьи и рода.

Главное место в доме занимала печь. Русская пословица гласит «Хорош тот хозяин, что избу на печи поставил». Печь кормила, поила, лечила и утешала. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу. Поэтому, люди отождествляли печь с понятием «дом». Отсюда берет начало выражение «домашний очаг». Да и само название «изба» связано с печью: изба – истьба – истопка, т.е. отапливаемый дом.

Ученик 5: Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

Река истории чиста, Живи же, русская изба

Вновь открывайся перед нами

И незабвенна, будь веками.

Педагог: Спасибо ребята! Посмотрите на наш уголок русского дома и скажите, какие предметы крестьянской избы вы можете назвать? А каких предметов больше? (ответы ребят)

За всеми этими предметами скрывается интересная, познавательная жизнь простого крестьянина. Эта наглядность собранных предметов быта помогает представить картину русской деревни, крестьянской избы, русского быта.

(фрагмент песни братьев Заволокиных «Здравствуй, милая деревня»)

Педагог: Ребята следующей группы представят нам свои исследования.

2 группа.

Ученик 1: Мы собирали материал о предметах домашнего быта и обихода.

Сама изба, начинается с теплой, в виде большого кубика печки, которую крестьяне ласково величали матушкой, считали ее своей помощницей во многих делах. И уж совсем невозможно без печки приготовить еду. Простой была крестьянская еда: щи да каша – пища наша. Готовили пищу в чугунах, использовали при этом ухваты, кочергу.

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и миски, крынки для хранения молока, разных размеров чугуны и многое другое.

Ученик 2:

Горшок - глиняные горшки в крестьянском быту – самая употребительная посуда для приготовления пищи и хранения съестных запасов. Форма горшка была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи – вокруг узкой нижней части он обкладывался дровами или углями, таким образом, жар обхватывал горшок со всех сторон.

Ученик 3:

Ложка - деревянный, костяной, металлический предмет, предназначенный для приема жидкой и рассыпчатой пищи. Ее называли по-разному: черпалка, хлебалка, коковка.

Неизвестно, когда именно появились первые ложки, потому что делались они из глины, щепок, скорлупы орехов или из раковин. На Руси ложка вошла в обиход простых людей намного раньше, чем в Европе. Всем знакомо выражение "бить баклуши". А ведь его происхождение связано с изготовлением деревянных ложек. Изготовление деревянных ложек всегда считалось на Руси делом заурядным и несложным. Недаром возникшее выражение «бить баклуши», что значит, тесать топором заготовки для ложек, является синонимом «безделья». Настолько это было незатейливым делом, что справиться с ним мог и подросток.

Ложка играла заметную роль в жизни людей. Она была одной из немногих личных вещей крестьянина. Собственную деревянную ложку было принято носить с собой в гости вплоть до 19 века. Перед едой ложку клали выемкой кверху, что означало приглашение к еде; после трапезы ее переворачивали, давая понять, что наелись.

Ученик 4-6:
Утюг-
Люди всегда хотели выглядеть красиво и модно. Но, как говорят сами модельеры, модно то, что к лицу и, если человек одет опрятно и его платье или костюм выглажены и чисты, то это один из залогов успеха. Точно никто не знает, когда и кто изобрел то, что принято теперь именовать утюгом. Скорее всего он появился тогда, когда появилась одежда из ткани. Хотя археологи утверждают, что шкуры тоже гладили - отполированной костью мамонта.

Самым древним утюгом была... сковородка. В нее насыпали горячие угли и возили дном по поверхности, которую было нужно разгладить. Еще на Руси использовали pубель с вальком. Рубель – это рифленая доска с ручкой на конце. Hа валек наматывали постельное белье или одежду, а затем катали по нему pубель. Но такую глажку могли выдержать только грубые материалы, поэтому с появлением нежных тканей утюг стал просто незаменим.
Перед вами утюг,

Это бабушкин старый друг.

Грелся он в то время на углях,

Который был во всех дворах

В XVIII веке изготовлением утюгов на Руси занимались Демидовский и другие литейные заводы. Причем наибольшей популярностью пользовался духовой утюг, у которого была откидывающаяся крышка для загрузки угля, а по бокам – отверстия, в них нужно было дуть, чтобы затухающие угли вновь разгорелись.

Наиболее распространенными были нагревательные утюги – они ставились в печь и разогревались.
В Переяславле - Залесском существует музей утюгов, где представлены экземпляры 18 – 20 веков.  (показать фото)

Ученик 7:

Лапти - самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей. Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней. Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

Педагог: Спасибо, ребята. Вы говорили о символичности строительства крестьянской избы и о предметах быта. А знаете ли вы, что одним из самых ключевых культурных символов были хлеб и соль. У славянских народов хлеб почитался как символ достатка, изобилия, материального благополучия. У крестьян стол обычно накрывался скатертью, а на столе стояла солонка и лежал каравай хлеба.  В каждой крестьянской семье хлеб ценился на вес золота, потому что хлеб был основной пищей простого труженика. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

На свете я видела хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом.

Он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко.

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка:

Ни крошки, ни корки – ломоть до конца.

Соль тоже почитали. Стоила она дорого. Хранили ее в солонках которые украшали росписью и резьбой. Соль – символ, используемый в сочетании с хлебом, охраняет хлеб и дом от враждебных сил. Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сегодня остается главным богатством страны.

Что же приготовила для нас третья группа?

3 группа.

1.Наша группа собирала пословицы, поговорки Пословицы  помогают «знакомить русских с Русью», ее историей, идеалами, обычаями, народными приметами, повседневной жизнью крестьян, в среде которых создано подавляющее большинство этих ярких образных изречений. Пословицы и поговорки – одни из самых древних жанров народного творчества. Пословицы и поговорки – это не одно и то же. Это подтверждает и такая пословица: «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».

Суть поговорки в том, чтобы сделать речь образной и яркой в сравнении какого-то явления или человека. Например, в поговорке о жадности говорят: «Как липку ободрал».

А вот пословицы выполняют другую функцию – размышляют о жизни, человеческих взаимоотношениях, нормах поведения в быту, обществе и т.д. «Не красна изба углами - красна пирогами».

2. Пословицы о печке

  • Печь красна – в доме чудеса.

  • Что есть в печи – на стол мечи.

  • Танцевать от печки

  • Без печи и хата не хата

  • На печи не храбрись, а в поле не трусь.

3. Пословицы об избе:

  • Изба детьми весела.

  • Дом вести – не лапти плести.

  • Дома и стены помогают

  • Дом вести - не рукавом трясти.

4. О хлебе

  • Хлеба ни куска – так в горнице тоска.

  • Хлеб в закрому, что хозяин в дому.

  • Хлеб – всему голова.

  • Есть хлеб – есть жизнь.

5. Разные пословицы по теме занятия.

  • Торопясь и лаптей не сплетешь.

  • В дорогу идти – пять пар сплести.

  • Семейный горшок всегда кипит.

  • В семье и каша гуще.

Педагог: Ребята, знаете ли вы, что наши предки очень любили придумывать загадки. Вот и я с помощью загадок проверю, как же вы усвоили то, о чем мы говорили сегодня. Попробуйте их отгадать!

  • Черный конь скачет в огонь. (кочерга)

  • Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдает. Сам в угол идет. (ухват)

  • Бьют меня палками, жмут меня мялками,

Жгут меня огнем, режут ножом,

А за то меня так губят, что меня все очень любят. (хлеб)

  • Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)

  • И комковато и ноздревато,

И ломко, а всех милей. (хлеб)

  • В земле родилась, в огне крестилась,

В воду попала, вся пропала. (соль)

  • Длинная ручка чугунок держит за бок. (ухват)

Заключение:

Итак, сегодня мы познакомились с материалами вашего проекта, где рассмотрели особенности народного крестьянского быта, традиции обустройства жилья. Узнали, как выглядели многие предметы народного быта.

Рассмотрели пословицы, поговорки и загадки по нашей теме. Это все – русская старина - мир почти ушедший от нас. Даже в деревнях сейчас мало где уже сохранились настоящие большие русские печи. Уже почти не услышать, как долгими зимними вечерами, за домашним рукоделием, рассказывают детям волшебные сказки и поют протяжные распевные песни про старину. Но этот уходящий мир тысячами нитей связан с днем сегодняшним. И без этих связей мы не ощущали бы себя россиянами, имеющими многовековую историю. Плох тот человек, который не помнит, ни ценит, не любит своей истории. (В.Васнецов)

Не все предметы экспозиции музея сегодня были охвачены нашими рассказами. Следующий раз вы узнаете о том, как питались наши предки, во что одевались, чем занимались и как проводили свои будни и праздники. Спасибо вам ребята за интересную работу на уроке.


Список используемой литературы
1.Акцорин В.А. Прошлое марийского народа. – Йошкар-Ола, 2000.

2.Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Этнография народов Среднего Поволжья:

Учебное пособие.- Казань, 1984.

3.Виноградов А.Н. Резьба по дереву.- Минск, ОДО «Хэлтон», 2003.

4.Дубровский В.М., Логинов В.В. Плетение из ивового прута.- М. Лесная

промышленность, 1990.

5.Иванов А.Г, Сануков К.Н. История марийского народа.- Й-Ола, 1999.

6. Килемарский районный архив /Р-692,оп.1ос. ц, д. 420, лист 21/.

7.Козлова К.И. Этнография народов Поволжья.- М., 1964.

8.Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа.- М, 1978.

9.Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев XIX века.-

Йошкар-Ола, 1956.

10.Методика историко-краеведческой работы в школе.// Составители

Борисов Н.С., Иванов П.В.- М.: Просвещение, 1982.- 114 с.

11. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм . –Йошкар-Ола, 1992.

12.Молотова Т.Л. Традиционное марийское ткачество. –Йошкар-Ола, 2004.

13.Соловьёва Г.И. Орнамент марийской вышивки.- Йошкар-Ола, 1982.

14.Соловьёва Г.И. Марийская народная резьба по дереву.- Йошкар-Ола, 1986.

15.Петросян О.А. Резьба по дереву. – М. : Вече, 2003.-176 с.

16.Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. - Йошкар-Ола, 2003.

17.Хворостов А.С. Резьба по дереву.- М. : Просвещение, 1985.

18.Хрестоматия по истории и культуре марийского народа.- Йошкар-Ола, 1992.

19.Хрестоматия по истории и культуре марийского народа. -Йошкар-Ола, 1993.

20.Этнография марийского народа. //Составитель Сепеев Г.А.- Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 2001.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока «Русская старина» iconОбластной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина»
Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов...
Конспект урока «Русская старина» iconКонспект урока по литературному чтению Тема : Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Цель урока: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Конспект урока «Русская старина» iconКонспект урока Тема: Русская народная сказка Снегурочка
...
Конспект урока «Русская старина» iconКонспект урока. Самая русская баллада В. А. Жуковского «Светлана»....
Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать...
Конспект урока «Русская старина» iconКонспект урока «Устное народное творчество» Урок №15 «Лиса и журавль»...
...
Конспект урока «Русская старина» iconКонспект Оборина Т. П. Fairy-tales in our life Интегрированный урок...
Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект...
Конспект урока «Русская старина» iconТема урока час
Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века
Конспект урока «Русская старина» iconКонспект урока изо в 5-м классе "Русская изба"
О чём вам рассказала эта мелодия? Если бы можно было нарисовать музыку, какие бы цвета вы использовали ? Почему ?
Конспект урока «Русская старина» iconКонспект урока по изо 6 класс Тема урока: «Портрет в скульптуре»
Оборудование: репродукции картин, скульптурные портреты Микеланджело Буонароти «Голова Давида»,римские скульптурные портреты II-I...
Конспект урока «Русская старина» iconКонспект урока истории в 6 классе Тема: «О, светло-светлая и прекрасно...
Анализ, диагностика и планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста
Конспект урока «Русская старина» iconКонспект урока «Всю душу выплещу в слова». (Жизнь и творчество С....
Базовый учебник – «Русская литература 20 века в 2-х частях» /Под ред. В. П. Журавлёва
Конспект урока «Русская старина» iconУрока: Обучающая
Цель урока: Систематизация знаний по теме «Русская культура xviii» через организацию информации в ms word
Конспект урока «Русская старина» iconУрока Тема урока Кол-во часов
Введение. Русская литература xxвека. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века
Конспект урока «Русская старина» iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока «Русская старина» iconКонспект открытого урока во 2в классе Учитель начальных классов мбоу...
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока «Русская старина» iconКонспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.»
Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск