К вопросу об организации воспитательной работы в вузе





Скачать 78.82 Kb.
НазваниеК вопросу об организации воспитательной работы в вузе
Дата публикации09.04.2015
Размер78.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ.
Краюшкин С.И., Медведева Л.М. Волгоградская медицинская академия.
Проблема воспитания на сегодняшний день является одной из актуальных.

Некоторая стабилизация положения в стране повлекла за собой четкое осознание необходимости корректировки и определения направлений воспитательного процесса. Всего несколько лет назад эта проблема переживала практически полное забвение, пожалуй, только за исключением узкоспециальных изданий педагогической направленности. Сегодня издания и издательства различных профилей уделяют проблемам воспитания большое внимание. В определенной степени можно сказать, что обсуждение проблем воспитания переживают на сегодняшний день новое рождение.

Ситуация усугубилась обновлением социальных отношений в нашем обществе, которое повлекло за собой изменение духовно-нравственных идеалов и ценностей. Но попытка отказаться от негативного в прошлом привела проявлению негативного в настоящем: разрушились устои, уничтожились важные традиции, нарушилась связь времен, все это привело к дезорганизации в воспитании в такой степени, что с полным основанием можно говорить об идейно-воспитательном кризисе. Ситуация с восстановлением нормального положения в сфере воспитания гораздо сложнее, чем с политикой, экономикой, поскольку здесь речь идет о разрыве традиции как таковой. Выход из создавшейся ситуации в сфере воспитания в значительной степени связан с необходимостью нового прочтения русской традиции воспитания, ее включения в современный образовательный процесс.

Осознание проблемы, знакомство с опытом и инициативами различных учебных заведений [1,2,3] формируют широкий спектр проблемы, в которой важно все: от понимания национальных интересов России до уровня бытовой культуры. Разрозненные предложения с мест, понимание обществом в целом данной задачи на сегодняшний день получают свое оформление в современной концепции воспитания. Воспитание стало приоритетным направлением государственной политики [4].

Программы, принятые на федеральном уровне: «Молодежь России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Программа развития воспитания в системе образования России», «Формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», «Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» и т.д. являются доказательством сказанному выше. Федеральная программа развития образования определяет в числе приоритетных задач усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Попытка разделения процессов образования и воспитания оказалась пагубной для достижения конечной цели высшего профессионального образования – подготовки профессионально грамотных и гармонично развитых специалистов [5]. В последние десятилетия двадцатого века в сфере высшего образования России предприняты серьезные качественные изменения. Одним из направлений является гуманизация и гуманитаризация. Воспитание на сегодняшний день рассматривается как продолжение концепции гуманитаризации и гуманизации.

Безусловно, главным направлением воспитательной работы в вузе является профессиональное, воспитание через профессию. В случае медицинского образования огромная роль принадлежит профилирующим медицинским кафедрам, которые непосредственно осуществляют профессиональную социализацию. Традиционно в нашем обществе в практике подготовки врача и медицинского работника сочетались образование и воспитание. Так, например, обучение и воспитание будущего врача у постели больного считалось великим благом еще и по причине нравственного звучания данной профессии. В этой связи трудно переоценить важность производственной практики для студента медицинского вуза. Таким образом, эта традиция соблюдается и сейчас, но современное общество предъявляет к врачу более широкие требования. Но сегодня для любого профессионального образования только прагматический подход узок.

Врач сопровождает человека от момента рождения до смерти, у врача необыкновенно широкий спектр общения с людьми различных социальных групп, личностных установок и т.п. Врачу необходимо учитывать определенное изменение психологии больного человека, находить подход к каждому пациенту, его родственникам. Кроме того, в нашей стране, где институт социальных работников только переживает фазу своего становления врачу приходиться частично выполнять еще и эти функции. Определенные требования диктует возрождающаяся специальность семейного врача, а также профессиональная конкуренция, порожденная частной врачебной практикой.

Сегодняшний студент будет выполнять в обществе множество социальных ролей, интегрировать в различные сферы общественной жизни. Поэтому необходимо формирование мировоззренческих, гражданских основ личности, учитывая также традиционно активную роль медиков в общественной жизни.

Все эти требования могут успешно реализовываться не только через профессиональное обучение и воспитание, но и через широкий воспитательный процесс, проводимый во внеучебное время.

Определение воспитательного процесса как внеучебного, на наш взгляд, является условным. Практически каждая учебная тема несет информационно-значимую воспитательную нагрузку, что особенно видно на примере гуманитарных дисциплин. Воспитание осуществляется при изучении героических страниц истории нашей Родины, особенно военной истории, жизни и деятельности исторических личностей, культурных традиций и обычаев, краеведческого материала и т.п. Аналогичные примеры можно привести из области каждой учебной дисциплины. Кроме того, аудиторная и научная работа частично обеспечивается внеаудиторной, поскольку для проведения научной конференции или заседания научного кружка нужна большая подготовительная работа.

Уже несколько лет воспитательная работа в Волгоградской медицинской академии проводится согласно плану, основными направлениями которого являются:

-повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по воспитательной работе;

-информационное обеспечение;

-формирование патриотического сознания студентов;

-развитие научно-профессиональных способностей студентов;

-духовно-нравственное воспитание студентов;

-формирование здорового образа жизни;

-межвузовская и интернациональная работа.

План предусматривает в первую очередь координацию и консолидацию воспитательной работы кафедр различных профилей, библиотеки, редакции газеты «За медицинские кадры», студенческого совета, студенческого профкома, администрации академии.

Огромная роль в этой связи принадлежит профессорско- преподавательскому составу. Преподаватель в вузе всегда являлся одним из основных звеньев воспитательного процесса. Кризис в России оказал деструктивное воздействие и на это звено. Низкая заработная плата, поиск дополнительного заработка вне стен своего учебного заведения повлекло за собой оформление ситуации, когда преподаватель превращался в человека, излагающего только учебный материал. Сейчас многое меняется к лучшему, появилась возможность эффективного использования творческой деятельности преподавателя, постепенно происходит освобождение от взглядов на воспитательную работу, как на дополнительную нагрузку преподавателей. Большую помощь в этой связи оказывает постоянно действующий в академии психолого-педагогический семинар.

Одним из приоритетных направлений воспитательного процесса является патриотическое воспитание, важность которого неоднократно подчеркивалась на различных уровнях [6,7]. Позволим себе согласиться с мнением В.Лутовинова: «Патриотизм – своего рода фундамент общественного здания, идеологическая и мировоззренческая опора его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов» [6, с.84-85]. В этой связи особую актуальность приобретает формирование патриотического сознания, осознание русской самобытности, выработка национальной самоидентификации, понимание роли родного края в судьбе страны, воспитание у молодежи потребности к освоению общечеловеческой и национальной культуры, чувства интернационализма.

Важность этого направления особенно актуально для нашего города, особенно в преддверии празднования 60-летия победы под Сталинградом над немецко-фашистскими захватчиками. В настоящее время практикуются научные студенческие конференции с широким использованием материалов видеотеки; подготовлены рефераты, выполненные на высоком теоретическом и эмоциональном уровне (многие из рефератов посвящены историям семей и их судьбам); встречи с ветеранами войны, представителями организации «Дети Сталинграда», общественной организации «Поиск»; посещение музеев и выставок; пешие экскурсии по городу; краеведческие научно-исследовательские работы; беседы о символах России, днях и датах Воинской Славы; подготовка тематических стендов; публикаций в газету «За медицинские кадры»; посильная помощь гарнизонному госпиталю; торжественное принятие присяги студентами ВМА – это далеко неполный перечень мероприятий по данному направлению.

По такой же схеме идет реализация названных выше направлений плана воспитательной работы. Полагаем, что многим эти мероприятия покажутся не новыми, но сегодняшнее поколение молодежи было в большинстве своем лишено элементов воспитательного процесса, знакомого очень хорошо людям среднего и старшего возраста. Неправомерный отказ от позитивного опыта прошлых лет оказал свое отрицательное воздействие. Сегодня перечисленные мероприятия воспринимаются студентами с энтузиазмом и высокой степенью активности.

Необходимо отметить, что со стороны студенчества существует определенный социальный заказ на организацию внеучебной работы. Большой популярностью пользуются лекции на темы: «Стратегия формирования имиджа делового человека», «Культура речи». Опыт последних лет демонстрирует оживление студенческой вузовской жизни: появились театральные коллективы, эстетические центры, литературные гостиные, краеведческие экспедиции, а также энтузиасты такого рода деятельности, как со стороны студенчества, так и со стороны преподавательского состава.

На сегодняшний день важно не потерять, а сохранить эти начинания, не превратить инициативу в мероприятие для «галочки», такой отрицательный опыт мы, к сожалению, также имеем. Важно помнить о том, что воспитание молодежи является общественно-историческим закономерным явлением, которое отвечает требованию сохранения общества в целом. Воспитание сегодня необходимо рассматривать как фактор успеха модернизационных процессов в России, как способ возможности саморазвития человека, что является насущным требованием наступающей информационной цивилизации. И, наконец, не лишним в данной связи будет вспомнить о еще одной замечательной российской традиции, когда высшие учебные заведения не только обучали, но и воспитывали истинных интеллигентов – гордость России.

Литература:

1.Филатова М.Н. Воспитание и толерантность. Из опыта Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина.// Высшее образование сегодня. 2002 №11 с.12 - 19

2. Сергеева С.В. Воспитательная работа со студентами- заочниками – важная составляющая учебного процесса.// ВУЗ. XXI век: Научно-информ. Вестник. Вып. 4. Западно-Уральский институт экономики и права. – Пермь, 2002. С. 55 – 58

3. Нефедова Н.А., Чепурина Н.А. Особенности планирования и организации внеаудиторной работы с иностранными учащимися. Гуманитарное образование и медицина: Сб. научных трудов: Т.57, вып. 2. – Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2001. С. 230 – 238

4. Березина В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы.// Высшее образование сегодня. 2002 №11 с. 6 - 12

5. Сиземская И.Н. Россия в XXI веке: проблемы образования и воспитания. // Философские науки. 2002. № 5 с. 62-72

6. Лутовинов В. Российский патриотизм – важнейшая составляющая общенациональной идеи.// Мое Отечество. 1997 №2 с. 80 - 85

7. Керпельман Е.Л. О патриотическом воспитании молодежи.// Новая и новейшая история. 2002 № 6 с. 102 – 106

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Список нормативно правовых документов по вопросу воспитательной работы с детьми
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconУрок России 1 сентября Участие в торжественном открытии несения Почетного...
...
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Положение о поощрениях и наказаниях студентов, Положение о совете профилактики. Концепция воспитательной деятельности и Программа...
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconПрограмма составлена с учетом специфики преподавания биологических...
С информацией по данному вопросу выступил руководитель мо марковской В. А. Он сказал
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconАктивизация самостоятельной деятельности студентов в техническом вузе
Особенно важна роль самостоятельной работы студентов в вузе, где она является важнейшим элементом учебного процесса. Вне самостоятельной...
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconЛитература адыгского (черкесского) зарубежья. Проблемы, возможности...
«xv международная конференция посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук»
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconТемы рефератов для сотрудников отделов (отделений, групп) по воспитательной...
Психологические основы организации воспитательной работы в органах внутренних дел
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconАнализ воспитательной работы школы за I полугодие 2013 – 2014 учебный год
Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Цель...
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconРабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе»
Цель и задачи курса – ознакомление студентов, обучающихся в магистратуре по специальности «Русская литература», с основными формами...
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconПлан работы шмо классных руководителей моу мпл №2 на 2011-2012 учебный год
Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы....
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconАнализ состояния и результатов воспитательной работы в школе Анализируя...
Воспитательная работа на начало года планировалась с учетом «Программы воспитательной работы» и «Концептуальных основ воспитательной...
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconWww src
Цели и задачи, основные направления воспитательной работы в современной школе. Создание и развитие воспитательной системы школы....
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconАналитический отчет мбоу нош №17 об организации методической и учебно-воспитательной...
Аналитический отчет мбоу нош №17 об организации методической и учебно-воспитательной работы в 2012-2013 уч году
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconАналитический отчет мбоу сош №14 об организации методической и учебно-воспитательной...
Аналитический отчет мбоу сош №14 об организации методической и учебно-воспитательной работы в 2012-2013 уч году
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconПлан работы по медиабезопасности мбоу сош №101 на 2013-2014 учебный год
Совещание при директоре оу по вопросу организации работы по медиабезопасности в мбоу сош №101
К вопросу об организации воспитательной работы в вузе iconПлан воспитательной работы школы на 2013-14 уч год. Цель и задачи воспитательной работы
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через разнообразие форм образовательной и внеурочной деятельности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск