Скачать 259.71 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Томский государственный университет Исторический факультет УтверждаюДекан исторического факультета _________________ В.П. Зиновьев «______» _______________ 2010 г. ИСТОРИЯ РУССКОЙСРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫРАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСАНаправление 030600.62 – История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Статус дисциплины: цикл дисциплин направления ДН(М). Ф. 2. Томск 2010 г. Одобрено кафедрой отечественной историиПротокол №_______ от ______ » ____________ 2010 г. Зав. кафедрой, профессор ___________________ В.П. Зиновьев Рекомендовано методической комиссией исторического факультета Председатель методической комиссии, доцент _________________ В.Ю. Соколов «______» __________________ 2010 г. Рабочая программа спецкурса «История русской средневековой культуры» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г. Общий объем курса 56 часов. Из них: лекции – 28 часа, самостоятельная работа студента – 28 часа. Общая трудоемкость курса – 1,5 зачетные единицы. СОСТАВИТЕЛЬ: доктор исторических наук, профессор А.Н. Жеравина РЕЦЕНЗЕНТ: доктор исторических наук, профессор Е.Е. Дутчак I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. 1. Цели освоения спецкурса «История русской средневековой культуры» является выявление характерных черт и особенностей культуры средневековой Руси, влияния поворотных пунктов в ее истории (с учетом принятия христианства в восточном варианте, моноголо-татарского ига, возникновения Московского государства, утверждение самодержавия, раскола в русской церкви); различного рода наслоений в формировании российской цивилизации; усвоение Русью в процессе ее контактов со смногими странами элементов культуры разных народов. Задача учебного курса: Сводится к приобретению студентами минимума теоретических знаний о функциях и основных тенденциях развития русской средневековой культуры, оказанию им помощи для ориентации в сложном мире ее символов. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина входит в: цикл дисциплин направления ДН(М). Ф. 2. по направлению 030600 - история. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Студент должен знать: - истоки, процесс формирования, основные особенности и смыслы русской средневековой культуры, ее взаимосвязи с мировой культурой Студент должен уметь: - логически связывать различные отрасли русской средневековой культуры с общими историческими закономерностями развития России - анализировать и интерпретировать источниковый материал и исследовательскую литературу, касающуюся русской средневековой культуры - на основании исследовательской литературы подготовить реферат для анализа одного из памятников культуры средневековой Руси (по выбору). Обязательные требования к реферату сводятся к:
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История. А) общекультурные (ОК): - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1); - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6); - осознание социальной значимости своей профессии (ОК-8); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); - способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); Б) профессиональные (ПК) - способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); - способность понимать движущие силы и закономерность исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); - способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); - способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); - способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14); - способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15). II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Тема 1. Вводная лекция. Содержание понятия «культура». Проблемы средневековой культуры Руси в трудах дореволюционных, советских и российских ученых. Взгляд на средневековую Русь представителей русского зарубежья и современных зарубежных россиеведов. Тема 2. Истоки культуры Древней Руси. Хозяйственный опыт и традиции духовного мира восточнославянских племен. Роль геополитических и природных факторов в формировании российской цивилизации. Тема 3. Древняя Русь – зона встречи цивилизаций Запада и Востока. Принятие христианства и соединение культурных традиций восточных славян и Византии. Культурное взаимодействие между Русью и Западом. Связи Руси с Передней и Средней Азией, противоречивый характер связи с соседним кочевым миром. Роль армянских колоний в культурных связях Руси с Востоком. Тема 4. Духовные ориентиры средневековой Руси. Стойкость и укорененность языческого мировоззрения в христианизированной Древней Руси. Основы видения мира и нравственного сознания человека средневековья. Тема 5. Древнерусская литература как духовное учительство. Своеобразие литературы Киевской Руси, периода раздробленности, северо-восточной Руси и Московского государства. Проблема жанров средневековой литературы. Монастыри как центры книжной культуры. Своеобразие христианского мировоззрения средневековой Руси. Причины укоренения в народном сознании исторического пессимизма, эсхатологических настроений, апокалиптических предчувствий, отношения к гнету, произволу, насилию как к исторической неизбежности. Возрастание влияния церковной идеологии в литературе XV в. Отражение в русской публицистике XVI в. основных проблем исторического развития страны – борьбы за усиление государственной централизации, полемики по вопросам взаимоотношений государства и церкви, исторических корней самодержавия. Отличие взаимоотношений церкви и светской власти в Западной Европе и на Руси. Истоки соборности как высшей формы церковной и религиозной легитимности на Руси. Тема 6. Восприятие и преломление византийской традиции в русской архитектуре. Самобытные черты в архитектуре Киевской, Северо-Восточной Руси. Роль Новгорода и Пскова в сохранении традиций и памятников культуры домонгольского времени. Превращение Москвы в общерусский архитектурный центр. Памятники зодчества шатрового стиля. Каменное строительство в русских городах и монастырях. Тема 7. Отражение духовных ориентиров людей средневековья в изобразительном искусстве. Монументальная и станковая живопись. Влияние исихазма на развитие изобразительного искусства на Руси (XIV-XVI вв.). Духовное наследие Ф. Грека. Отражение в иконописи обострения отношений Новгорода с Москвой. Оформление московской школы живописи. Влияние С. Радонежского на творчество А. Рублева и Дионисия. Воплощение в изобразительном искусстве XVI в. официальной идеологии об исторической преемственности власти московских князей и Ивана IV. Расширение тематики в живописи XVI в. Возрастание интереса к церковным темам из всемирной истории. Постановление Стоглавого собора о введении лицевых иконописных подлинников и Собора 1551 г. о разделении живописи на «письмо бытийное» и «письмо притчами». Тема 8. Общественно-политическая мысль конца XV-XVI вв. Вопросы самодержавной власти, места и значения церкви в государстве, его международного положения в публицистике. «Сказание о князях владимирских», идея о Москве – третьем Риме. Споры о положении церкви в государстве между «нестяжателями» и «осифилянами». «Повесть о белом Клобуке». Критика официальной церкви Максимом Греком. Послания Ф. Карпова, Сильвестра. Выступления И. Пересветова. Свод Житий святых «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Сочинения Ермолая-Еразма «Стоглав» как источник для изучения быта русского общества. «Домострой» - свод религиозного и семейно-бытового поведения. Послания А.М. Курбского и Ивана IV. Тема 9. Еретические движения как социокультурное явление средневековой Руси. Богословский спор о рае. Ереси стригольников, «жидовствующих». Московский кружок Ф. Курицына. Осуждение официальной церкви, ее «стяжательства» игуменом Троице-Сергиевского монастыря Артемием. Ересь М. Башкина. Учение Феодосия Косого. Тема 10. Русская культура XVIII в. Грамотность и просвещение. Открытие первого высшего учебного заведения в России. Накопление научных знаний и развитие исторической мысли. Начало нового этапа в развитии литературы. Возрастание индивидуальности авторского стиля и личностного начала в литературе, расширение в ней социальной среды и светских мотивов. Проявление народного характера литературы XVII в. в пословицах и поговорках. Усиление светских мотивов в зодчестве. Становление и развитие реалистических тенденций в живописи. Раскол в русской культуре под влиянием церковной реформы Никона. Появление признаков кризиса традиционной культуры и элементов новой светской культуры. Вытеснение провиденциализма рационализмом. Основные итоги развития культуры средневековой Руси. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
|
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Программа дисциплины «История русской культуры» Для направления 033000. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Культурология»... | ||
Элективный курс "История русской культуры" Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры | Программа дисциплины "история культуры. История русской культуры... Программа отредактирована и утверждена на заседании кафедры культурологии и зарубежной литературы №1 от 19. 09. 2012 г | ||
Российской федерации Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,... | Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:... С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических... | ||
Программа спецкурса по теории русской культуры Особенности построения... В программе и рекомендациях использованы материалы учебно-методического пособия «Введение в киноведение», автор Н. Б. Кириллова.... | Рабочая программа По русской литературе 8класс Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,... | ||
Программа спецкурса для студентов инженерного факультета. Москва Программа спецкурса “Пути русской культурологии. ХХ в: Н. А. Морозов, П. А. Сорокин, Д. Л. Андреев, Л. Н. Гумилев”. Предназначена... | Программа дисциплины Институты власти в средневековой Руси В стадии формирования находилась и сама государственность средневековой Руси. Следует иметь в виду, что проблема формирования власти... | ||
Урок по истории Отечества. Тема: Золотой век русской культуры Цели: Дать учащимся представление о том, что XIX век, стал эпохой культурного развития страны и за бурное развитие культуры и искусства... | Программа спецкурса для студентов 4 курса факультета философии и... Целью Программы является ознакомление студентов с исторической динамикой отечественной философии и ее ключевыми проблемами культурологического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формирование представления школьников об особенностях фортификации русской средневековой крепости | Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... | ||
Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М.,... Проблема средневекового культурного синтеза. Роль христианства, культуры варваров и античного наследия в формировании средневековой... | Методические указания для преподавателяпо проведению практическихзанятий... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |