Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.»





Скачать 296.8 Kb.
НазваниеРабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.»
страница1/2
Дата публикации20.03.2015
Размер296.8 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Томский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ
Декан исторического факультета

________________В.П. Зиновьев

«____»___________________201__г.

История России до середины XVI века

Рабочая программа
Направление 030600.62 – История


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Статус дисциплины: цикл дисциплин направления

ДН (М). Ф. 2.

2010

Одобрено кафедрой отечественной истории


Протокол №_______ от ______ » ____________ 2010 г.


Зав. кафедрой, профессор ___________________ В.П. Зиновьев
Рекомендовано методической комиссией

исторического факультета
Председатель методической комиссии,

доцент _________________ В.Ю. Соколов

«______» __________________ 2010 г.




Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в. » составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г.

Общий объем курса 168 часов. Из них: лекции – 50 часов, практические занятия – 34 часа, самостоятельная работа студента – 84 часа. Общая трудоемкость курса 4, 7 зачетные единицы.
СОСТАВИТЕЛИ:

доктор исторических наук, профессор Е.Е. Дутчак

старший преподаватель Е.А. Ким
РЕЦЕНЗЕНТ:

доктор исторических наук, профессор А.Н. Жеравина

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цели освоения учебной дисциплины

Сформировать комплексные представления о процессах складывания и развития русской государственности в эпоху Средневековья, об особенностях социального устройства традиционного общества, специфике его экономического уклада; научиться применять полученные знания при анализе исторических источников и исследовательской литературы, при составлении обзоров, аннотаций, рефератов.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе, в ходе освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по истории русской средневековой культуры, истории первобытного общества, истории древнего мира, археологии.

Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение исторических процессов и явлений в их социокультурных, политических и экономических измерениях и отражение их в исторических источниках.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • ключевые события отечественной истории VI – первой половины XVI в. в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • основные понятия, раскрывающие суть социокультурных, политических и экономических процессов и явлений;

  • общие трактовки периода в трудах дореволюционных, советских и современных историков.

Уметь:

- ориентироваться в общей хронологической структуре периода;

- ставить цели при поиске информации в исторических источниках и литературе, представлять результаты своей научно-поисковой деятельности в письменной и устной форме;

- овладеть элементарными методами исторического анализа (историко-генетическим методом, методом периодизации, методом контекстного анализа);

- владеть навыками работы с историческими источниками эпохи Средневековья (законодательными, актовыми, историко-литературными).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История

А) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

- способность логически верно, аргументировано и ясно, строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности и социально адаптироваться (ОК-6);

- осознание социальной значимости своей профессии (ОК-8);

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-11)

Б) профессиональные (ПК)

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории (ПК-1);

- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

- способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

- способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов по тематике проводимых исследований (ПК-10)
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. История как особый вид гуманитарного знания. Становление и развитие исторической науки. Проблема периодизации исторического процесса.

Исторический факт и исторический источник. Русская средневековая цивилизация в зеркале письменных источников: основные принципы и методы работы с источниками и исследовательской литературой.

Тема 2. Основные признаки и особенности перехода восточных славян к цивилизованному обществу. Индоевропейская общность. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян и возникновение праславянской ветви. Проблемы происхождения восточного славянства и формирования древнерусской народности.

Хозяйственный и общественный строй восточных славян в VI – начале IX вв. Союзы племен и правящая элита. Возникновение протогородов. Образ восточнославянского мира в источниках неславянского происхождения.

Тема 3. Образование восточно-славянского государства Русь, его характеристика. Понятие «государство» (определение, причины возникновения, исторические типы, основные модели развития). Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссии о происхождении древнерусского государства и слова «Русь». Современные трактовки «норманнской проблемы».

Центры ранней государственности у восточных славян – Киев и Новгород. Формирование территорий Киевской Руси. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки.

Принятие христианства. «Языческая реформа» князя Владимира. Причины принятия православия. Образование и положение древнерусской церкви. Христианизация Древней Руси. Значение принятия христианства.

Внешняя политика Киевской Руси. Отношения с Византией, Хазарским каганатом. Славяне и варяги. Киевская Русь и Степь.

Тема 4. Древнерусское общество XXII в.: власть, собственность и социальная структура. Проблема «русского феодализма» в отечественной историографии. «Вотчинная концепция» Б.Д. Грекова. Концепция «окняжения земель» Л.В. Черепнина Современные подходы в изучении «русского феодализма».

Экономика и землевладение. Натуральное хозяйство как тип экономики. Земледелие. Урбанизация. Торговые пути. Экономические изменения на рубеже XI–XII вв. Понятие «феодальная собственность». Причины и последствия формирования княжеского домена. Истоки боярского и церковно-монастырского землевладения. Особенности раннесредневекового землевладения. Феномен «власть-собственность».

Патриархальная монархия как тип государственности. Лествичная и династическая система передачи власти. Институты, формы и функции государственного управления. Источники формирования правящего слоя. Правящий слой по основным редакциям «Русской Правды».

Происхождение сословных различий и формы закрепления их в законодательстве. Принципы социального деления и основные социальные группы. Свобода и несвобода как категории древнерусского права. Свободное и зависимое население по основным редакциям «Русской Правды».

Социальные конфликты в эпоху раннего Средневековья: формы, особенности, значение.

Тема 5. Политическая децентрализация Киевской Руси и социально-политическое развитие русских земель в домонгольский период. Социально-политическая организация и экономика древнерусского общества к началу XII в. Объективные факторы распада единого государства и причины возникновения полицентрической системы. Последствия децентрализации. Общерусский политический союз XII–XIII в., его характеристика. Земли-государства и особенности их развития до монгольского нашествия. История Киевской, Смоленской, Полоцкой, Галицко-Волынской, Новгородской, Ростово-Суздальской земель.

Тема 6. Завоевательные походы монголов на русские земли. Оценка завоевательных походов монголов на русские земли в исторической литературе. «Батыев погром» и его последствия. Вооруженные силы монголов в начале XIII в. Боевой потенциал русских княжеств. Поход туменов Бату-хана на Северо-Восточную Русь (осень 1237 – весна 1238 гг.). Монгольское завоевание Юго-Западной Руси (осень 1240 – весна 1241 гг.). Восприятие древнерусскими летописцами реалий русско-монгольской войны 1237–1241 гг. Последствия монгольского завоевания для русских земель.

Тема 7. От Руси к России. “Русский улус” – Великое княжество Владимирское под властью Орды. Структура Великого Владимирского княжества. «Выход» и «ярлык» как формы политической зависимости русских земель. Ордынские «численники».

Междинастическая борьба за великокняжескую власть. Борьба за власть в московской династии. Методы объединительной политики московских князей в XIV–XV в. Московские уделы XIV–XV в. как социально-политическое явление. Присоединение русских княжеств и республик. Великий князь Иван III.

Две Руси: Великое княжество Литовское и Русское. Московско-литовские отношения в XIV–XV в.

Русь и Орда в XIV–XV в. Политика “мудрого смирения” и курс великого князя Дмитрия Ивановича (Донского). Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Орды. Образование Казанского, Крымского и Астраханского ханств. «Угорщина» и освобождение Руси от ордынской зависимости.

Православная церковь в XIV–XV в. Отношения с Ордой. Роль православной церкви в обретении Москвой политической независимости. Сергий Радонежский. Учреждение автокефалии. Иосифляне и нестяжатели.

Тема 8. На путях к Московскому царству. Ведущие тенденции в экономике и землевладении. Удельно-вотчинная система землевладения. Средневековые монастыри как крупные земельные собственники. Специфика сословного строя. Русские дворяне и крестьяне. Горожане, служебное население, холопы.

Государственная символика единого Российского государства: происхождение названия «Россия», российского герба, символическое значение столицы. Истоки и сущность доктрины «Москва – Третий Рим».

Россия в годы правления Василия III. Период 30-х – 40-х годов XVI в.: боярское правление или политический кризис?

Реформы «Избранной Рады» царя Ивана IV. Проект реформ в сочинениях И. Пересветова. А.М. Курбский и Иван IV об идеальном государственном устройстве.

Еретические движения как социокультурное явление эпохи средневековья. Ересь Матвея Башкина. «Новое учение» Феодосия Косого.

Основные направления внешней политики России в первой половине XVI века до Ливонской войны.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Общая трудоемкость дисциплины составляет--- зачетные единицы, 168 часов.



п/п


Тема




Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)



Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)




В том числе




Лекции

Практические занятия

СРС



  1. .

1





История как особый вид гуманитарного знания.





1




1-3


4









Русская средневековая цивилизация в зеркале письменных источников: особенности работы с источниками и методика работы с исследовательской литературой







6




2

Основные признаки и особенности перехода восточных славян к цивилизованному обществу




4

4








Образ восточнославянского мира в источниках неславянского происхождения










10

Аннотация к исследовательской литературе (индивидуально)

3

Образование восточно-славянского государства Русь, его характеристика




5

4








Языческие традиции и христианство в Древней Руси










10

Аннотация к исследовательской литературе (индивидуально)




Внешняя политика Киевской Руси













10

Тематическая таблица (индивидуально)

4

Древнерусское общество X–XII в.: власть, собственность и социальная структура.




6-8

8




4


Тесты (индивидуально)


Происхождение сословных различий и формы закрепления их в законодательстве (начало XI в.)







2




Раннее средневековое землевладение: причины и последствия формирования княжеского домена (вторая половина XI в.)







4




5

Политическая децентрализация Киевской Руси и социально-политическое развитие русских земель в домонгольский период




9

4







Тесты (индивидуально)

Социально-политическая организация и экономика древнерусского общества к началу XII в.






4

4


Социальные конфликты в эпоху раннего Средневековья: формы, особенности, значение







2




6

Завоевательные походы монголов на русские земли










10

Тематическая таблица (индивидуально)

7

От Руси к России






10- 13

12




4

Тесты (индивидуально)

«Взятие» русских княжеств под власть Москвы. Причины и методы объединительной политики







2




  1. 7

8

На путях к «Московскому царству»




14-17

14




4

Тесты (индивидуально)

Русский средневековый монастырь.







4




Формирование религиозно-политической доктрины и государственной символики на рубеже XV-XVI вв.







4




Общественно-политическая мысль эпохи Средневековья: о чем спорили «иосифляне» и «нестяжатели»?










18

Эссе (индивидуально)

Современники о путях становления российской государственности в середине XVI века.













4







Еретические движения на Руси в конце XV – первой половине XVI в.













2




Внешняя политика России с конца XVI-до середины XVI века.
















10

Тематическая таблица (индивидуально)




ВСЕГО










50

34

84





IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен в конце первого семестра.
Примерный перечень вопросов к экзамену:

  1. Дискуссии о прародине славян. Происхождение восточного славянства и формирование древнерусской народности

  2. Хозяйственный и общественный строй восточных славян в VI – начале IX вв.

  3. На заре восточнославянской цивилизации: союзы племен и их знать.

  4. Процесс урбанизации в традиционном обществе. Возникновение восточнославянских протогородов.

  5. Понятие «государство» (определение, причины возникновения, исторические типы, основные модели развития). Возникновение государственности у восточных славян.

  6. Восточные славяне и викинги. Современные трактовки «норманнской проблемы».

  7. Формирование территории Киевской Руси. Дань и подданство.

  8. Принятие христианства. Образование и положение древнерусской церкви.

  9. Внешняя политика Киевской Руси.

  10. Проблема «русского феодализма» в отечественной историографии. Современные подходы в изучении «русского феодализма».

  11. «Вотчинная концепция» Б.Д. Грекова. Концепция «окняжения земель» Л.В. Черепнина.

  12. Понятие «феодальная собственность». Истоки княжеского, боярского, церковно-монастырского землевладения.

  13. Экономический уклад Киевской Руси. Экономические изменения на рубеже XI–XII вв.

  14. Княжеский домен в Правде Ярославичей.

  15. Патриархальная монархия как тип государственности (система передачи власти, институты государственного управления и их функции)

  16. Принципы социального деления и основные социальные группы в X – XI вв.

  17. Правящий слой по основным редакциям «Русской Правды».

  18. Правда Ярослава Мудрого и отражение в ней общественных отношений начала XI в.

  19. Зависимое население Руси по основным редакциям «Русской Правды».

  20. Социальные конфликты XI в.: восстания в Суздале, Киеве, Белоозеро

  21. Формы и специфика социальной борьбы в период раннего Средневековья.

  22. Объективные факторы распада единого государства, причины и последствия полицентрической системы.

  23. Общерусский политический союз XII–XIII в., его характеристика.

  24. Особенности развития Киевской, Смоленской, Полоцкой, Галицко-Волынской земель в домонгольский период

  25. Особенности развития Новгородской земли в домонгольский период

  26. Особенности развития Ростово-Суздальской земли в домонгольский период

  27. Завоевательные походы монголов на русские земли.

  28. Последствия монгольского нашествия на Русь.

  29. Русь под властью Орды («ордынское иго»).

  30. Структура Великого Владимирского княжества как политического союза после монгольского нашествия.

  31. Междинастическая борьба за великокняжескую власть в конце XIII – XIV вв.

  32. Московские уделы XIV – XV вв. как социально-политическое явление.

  33. Династическая борьба московских князей в XIV – XV вв.

  34. Русь и Орда в XIV в.

  35. Русь и Орда в XV в. Освобождение от ордынского ига.

  36. Две Руси: московско-литовские отношения XIV – XV вв.

  37. Объединительная политика Москвы: ликвидация русских княжеств.

  38. Объединительная политика Москвы: ликвидация русских республик.

  39. Развитие землевладения в России в первой половине XVI в. Особенности землевладения на Руси. Удельно-вотчинная система.

  40. Экономическое развитие России в первой половине XVI в.

  41. Дворяне и крестьяне Русского государства первой половины XVI в.

  42. Русский средневековый монастырь как крупный земельный собственник.

  43. Горожане, холопы и служебное население русского государства первой половины XVI в.

  44. Боярское правление или политический кризис в России 1533 – 1547 гг.

  45. Проект реформ в сочинениях И.С. Пересветова.

  46. Реформы Избранной рады царя Ивана IV.

  47. Политический строй и организация власти в первой половине XVI в.

  48. Государственная символика единого русского государства конца XV – XVI вв.

  49. Формирование и сущность доктрины Москва – Третий Рим.

  50. Ересь Матвея Башкина

  51. «Новое учение» Феодосия Косого.

  52. Внешняя политика России в первой половине XVI века .

  53. Идея царской власти на Руси в конце XV – первая половина XVI в. и ее обрядовое оформление.

  54. Россия во времена великого князя Василия III.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Образовательные технологии

В данном курсе используются

  • традиционная академическая методика, направленная на ознакомление с результатами исследований основных научных школ и формирование у студентов умения самостоятельно: а) находить причинно-следственные связи между социокультурными, политическими, экономическими процессами и б) использовать методы исторического анализа источников периода Средневековья;




  • современные образовательные технологии (РКМЧП, кейс-стади, организация СРС), нацеленные на: а) социокультурную адаптацию вчерашнего школьника к условиям учебного процесса в классическом научно-исследовательском университете; б) овладение умению находить и анализировать причины разных исследовательских подходов и определять актуальные направления медиевистики.


В ходе освоения дисциплины студенты учатся ведению конспектов на основе выделенных опорных слов/концептов, составлению тематических таблиц на основе картографического материала и учебной литературы, правилам графического оформления изученного материала. Технология кейс стадии используется при обсуждении проблемных, дискуссионных вопросов по истории формирования социально-политических и экономических структур древнерусского общества.

Освоение дисциплины решает общекультурные и профессиональные задачи: формирование уважительного отношения к историческому прошлому страны и осознание социальной значимости своей профессии.
Для организации текущего контроля и самоконтроля используются:

  • просмотр конспектов лекций и тетрадей по практическим занятиям для выявления степени усвоения лекционного материала и умения конспектировать исследовательскую литературу.

Оценивается умение вести конспект лекций и прочитанной исследовательской литературы, умение графически организовывать материал (кластер, денотатный граф).

  • «выходная карта» лекций и практических занятий как средство самоконтроля (составляется по итогам лекций и практических занятий, содержащих большой объем проблемного и теоретического материала);

  • аннотация к исследовательской литературе, которая показывает способность студента ответить на вопрос «О чём говорится в первичном документе?», перечислить и кратко охарактеризовать основные положения текста, давать выходные данные (автор, название, место и время издания) по библиографическим стандартам;

Студент должен составить аннотации по следующим темам: Образ восточнославянского мира в источниках неславянского происхождения, Языческие традиции и христианство в Древней Руси (по каждой теме должно быть составлено не менее 2-х аннотаций).

Объем аннотаций (не менее 4000 зн.), оцениваться овладение студентом нормами библиографического описания текста, умение выделить основные положения текста, ставить к нему вопросы и находить связи с другими темами (дисциплинами, модулями), определять степень аргументированности исследовательских позиций, графически организовать прочитанный материал.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconРабочая программа учебного предмета «История»
«История России с древнейших времен до середины XIX века» и «Всеобщая история с древнейших времен до середины XIX века»
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconРабочая программа Курса истории 7 класса к учебникам: Данилов А....
Данилов А. А. История России: История России. Конец XVI-XVIII век Учебник. 7 класс: / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. –М.: Просвещение,...
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconПрограмма история России. Конец XVI xviii вв. 7 класс (42 ч) Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconРабочая программа История России
Учебник: История России. С древнейших времен до конца XVI века, 6 класс ( А. А. Данилов, Л. Г. Косулина), Московский учебник Просвещение,...
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс...
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconПрограмма по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»
РФ, Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, учебника А. А. Данилов,Л. Г. Косулина «История России...
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconРабочая программа учебного курса «История»
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Нового времени конец XV – xviiiвек, истории России. XVI-XVIII века, истории...
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconРабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс
История. 6-11 классы. 4-е издание. М.: Просвещение, 2009. Особенность программы в том, что она является составной частью единой линии...
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconРабочая программа предмета история по содержательным курсам «История средних веков»
«История средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Ярославского края до конца XV века»
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моя работа посвящена методической разработке раздела программы «Московская Русь в XIV-XVI в.» 12 часов по учебной программе А. А....
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории для 7 класса...
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2010 г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;...
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» icon«Рассмотрено» на заседании методического объединения Учителей истории,...
М.: Просвещение, 2008; «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,...
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconРабочая программа по предмету «История Средних веков. История России...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1060
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconРабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI конец XVIII...
Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI – конец XVIII вв.)» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconРабочая программа учебного курса «История России с конца XVI в по XVIII в.»
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и программы курсов Пчелова...
Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в.» iconРабочая программа по истории 6 класс (общеобразовательный)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Федеральной примерной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск