Скачать 296.8 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Томский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета ________________В.П. Зиновьев «____»___________________201__г. История России до середины XVI века Рабочая программа Направление 030600.62 – История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Статус дисциплины: цикл дисциплин направления ДН (М). Ф. 2. 2010 Одобрено кафедрой отечественной историиПротокол №_______ от ______ » ____________ 2010 г. Зав. кафедрой, профессор ___________________ В.П. Зиновьев Рекомендовано методической комиссией исторического факультета Председатель методической комиссии, доцент _________________ В.Ю. Соколов «______» __________________ 2010 г. Рабочая программа спецкурса «История России до середины XVI в. » составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – История, утвержденного 16 декабря 2009 г. Общий объем курса 168 часов. Из них: лекции – 50 часов, практические занятия – 34 часа, самостоятельная работа студента – 84 часа. Общая трудоемкость курса 4, 7 зачетные единицы. СОСТАВИТЕЛИ: доктор исторических наук, профессор Е.Е. Дутчак старший преподаватель Е.А. Ким РЕЦЕНЗЕНТ: доктор исторических наук, профессор А.Н. Жеравина I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цели освоения учебной дисциплины Сформировать комплексные представления о процессах складывания и развития русской государственности в эпоху Средневековья, об особенностях социального устройства традиционного общества, специфике его экономического уклада; научиться применять полученные знания при анализе исторических источников и исследовательской литературы, при составлении обзоров, аннотаций, рефератов. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе, в ходе освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по истории русской средневековой культуры, истории первобытного общества, истории древнего мира, археологии. Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение исторических процессов и явлений в их социокультурных, политических и экономических измерениях и отражение их в исторических источниках. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь: - ориентироваться в общей хронологической структуре периода; - ставить цели при поиске информации в исторических источниках и литературе, представлять результаты своей научно-поисковой деятельности в письменной и устной форме; - овладеть элементарными методами исторического анализа (историко-генетическим методом, методом периодизации, методом контекстного анализа); - владеть навыками работы с историческими источниками эпохи Средневековья (законодательными, актовыми, историко-литературными). Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История А) общекультурные (ОК): - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1); - способность логически верно, аргументировано и ясно, строить устную и письменную речь (ОК-2); - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности и социально адаптироваться (ОК-6); - осознание социальной значимости своей профессии (ОК-8); - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-11) Б) профессиональные (ПК) - способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории (ПК-1); - способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); - способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); - способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов по тематике проводимых исследований (ПК-10) II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. История как особый вид гуманитарного знания. Становление и развитие исторической науки. Проблема периодизации исторического процесса. Исторический факт и исторический источник. Русская средневековая цивилизация в зеркале письменных источников: основные принципы и методы работы с источниками и исследовательской литературой. Тема 2. Основные признаки и особенности перехода восточных славян к цивилизованному обществу. Индоевропейская общность. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян и возникновение праславянской ветви. Проблемы происхождения восточного славянства и формирования древнерусской народности. Хозяйственный и общественный строй восточных славян в VI – начале IX вв. Союзы племен и правящая элита. Возникновение протогородов. Образ восточнославянского мира в источниках неславянского происхождения. Тема 3. Образование восточно-славянского государства Русь, его характеристика. Понятие «государство» (определение, причины возникновения, исторические типы, основные модели развития). Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссии о происхождении древнерусского государства и слова «Русь». Современные трактовки «норманнской проблемы». Центры ранней государственности у восточных славян – Киев и Новгород. Формирование территорий Киевской Руси. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. «Языческая реформа» князя Владимира. Причины принятия православия. Образование и положение древнерусской церкви. Христианизация Древней Руси. Значение принятия христианства. Внешняя политика Киевской Руси. Отношения с Византией, Хазарским каганатом. Славяне и варяги. Киевская Русь и Степь. Тема 4. Древнерусское общество X–XII в.: власть, собственность и социальная структура. Проблема «русского феодализма» в отечественной историографии. «Вотчинная концепция» Б.Д. Грекова. Концепция «окняжения земель» Л.В. Черепнина Современные подходы в изучении «русского феодализма». Экономика и землевладение. Натуральное хозяйство как тип экономики. Земледелие. Урбанизация. Торговые пути. Экономические изменения на рубеже XI–XII вв. Понятие «феодальная собственность». Причины и последствия формирования княжеского домена. Истоки боярского и церковно-монастырского землевладения. Особенности раннесредневекового землевладения. Феномен «власть-собственность». Патриархальная монархия как тип государственности. Лествичная и династическая система передачи власти. Институты, формы и функции государственного управления. Источники формирования правящего слоя. Правящий слой по основным редакциям «Русской Правды». Происхождение сословных различий и формы закрепления их в законодательстве. Принципы социального деления и основные социальные группы. Свобода и несвобода как категории древнерусского права. Свободное и зависимое население по основным редакциям «Русской Правды». Социальные конфликты в эпоху раннего Средневековья: формы, особенности, значение. Тема 5. Политическая децентрализация Киевской Руси и социально-политическое развитие русских земель в домонгольский период. Социально-политическая организация и экономика древнерусского общества к началу XII в. Объективные факторы распада единого государства и причины возникновения полицентрической системы. Последствия децентрализации. Общерусский политический союз XII–XIII в., его характеристика. Земли-государства и особенности их развития до монгольского нашествия. История Киевской, Смоленской, Полоцкой, Галицко-Волынской, Новгородской, Ростово-Суздальской земель. Тема 6. Завоевательные походы монголов на русские земли. Оценка завоевательных походов монголов на русские земли в исторической литературе. «Батыев погром» и его последствия. Вооруженные силы монголов в начале XIII в. Боевой потенциал русских княжеств. Поход туменов Бату-хана на Северо-Восточную Русь (осень 1237 – весна 1238 гг.). Монгольское завоевание Юго-Западной Руси (осень 1240 – весна 1241 гг.). Восприятие древнерусскими летописцами реалий русско-монгольской войны 1237–1241 гг. Последствия монгольского завоевания для русских земель. Тема 7. От Руси к России. “Русский улус” – Великое княжество Владимирское под властью Орды. Структура Великого Владимирского княжества. «Выход» и «ярлык» как формы политической зависимости русских земель. Ордынские «численники». Междинастическая борьба за великокняжескую власть. Борьба за власть в московской династии. Методы объединительной политики московских князей в XIV–XV в. Московские уделы XIV–XV в. как социально-политическое явление. Присоединение русских княжеств и республик. Великий князь Иван III. Две Руси: Великое княжество Литовское и Русское. Московско-литовские отношения в XIV–XV в. Русь и Орда в XIV–XV в. Политика “мудрого смирения” и курс великого князя Дмитрия Ивановича (Донского). Разгром Тимуром Золотой Орды и поход на Русь. Начало распада Орды. Образование Казанского, Крымского и Астраханского ханств. «Угорщина» и освобождение Руси от ордынской зависимости. Православная церковь в XIV–XV в. Отношения с Ордой. Роль православной церкви в обретении Москвой политической независимости. Сергий Радонежский. Учреждение автокефалии. Иосифляне и нестяжатели. Тема 8. На путях к Московскому царству. Ведущие тенденции в экономике и землевладении. Удельно-вотчинная система землевладения. Средневековые монастыри как крупные земельные собственники. Специфика сословного строя. Русские дворяне и крестьяне. Горожане, служебное население, холопы. Государственная символика единого Российского государства: происхождение названия «Россия», российского герба, символическое значение столицы. Истоки и сущность доктрины «Москва – Третий Рим». Россия в годы правления Василия III. Период 30-х – 40-х годов XVI в.: боярское правление или политический кризис? Реформы «Избранной Рады» царя Ивана IV. Проект реформ в сочинениях И. Пересветова. А.М. Курбский и Иван IV об идеальном государственном устройстве. Еретические движения как социокультурное явление эпохи средневековья. Ересь Матвея Башкина. «Новое учение» Феодосия Косого. Основные направления внешней политики России в первой половине XVI века до Ливонской войны. III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ Общая трудоемкость дисциплины составляет--- зачетные единицы, 168 часов.
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Экзамен в конце первого семестра. Примерный перечень вопросов к экзамену:
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Образовательные технологии В данном курсе используются
В ходе освоения дисциплины студенты учатся ведению конспектов на основе выделенных опорных слов/концептов, составлению тематических таблиц на основе картографического материала и учебной литературы, правилам графического оформления изученного материала. Технология кейс стадии используется при обсуждении проблемных, дискуссионных вопросов по истории формирования социально-политических и экономических структур древнерусского общества. Освоение дисциплины решает общекультурные и профессиональные задачи: формирование уважительного отношения к историческому прошлому страны и осознание социальной значимости своей профессии. Для организации текущего контроля и самоконтроля используются:
Оценивается умение вести конспект лекций и прочитанной исследовательской литературы, умение графически организовывать материал (кластер, денотатный граф).
Студент должен составить аннотации по следующим темам: Образ восточнославянского мира в источниках неславянского происхождения, Языческие традиции и христианство в Древней Руси (по каждой теме должно быть составлено не менее 2-х аннотаций). Объем аннотаций (не менее 4000 зн.), оцениваться овладение студентом нормами библиографического описания текста, умение выделить основные положения текста, ставить к нему вопросы и находить связи с другими темами (дисциплинами, модулями), определять степень аргументированности исследовательских позиций, графически организовать прочитанный материал. |
Рабочая программа учебного предмета «История» «История России с древнейших времен до середины XIX века» и «Всеобщая история с древнейших времен до середины XIX века» | Рабочая программа Курса истории 7 класса к учебникам: Данилов А.... Данилов А. А. История России: История России. Конец XVI-XVIII век Учебник. 7 класс: / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. –М.: Просвещение,... | ||
Программа история России. Конец XVI xviii вв. 7 класс (42 ч) Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:... | Рабочая программа История России Учебник: История России. С древнейших времен до конца XVI века, 6 класс ( А. А. Данилов, Л. Г. Косулина), Московский учебник Просвещение,... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,... Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс... | Программа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» РФ, Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, учебника А. А. Данилов,Л. Г. Косулина «История России... | ||
Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по истории Нового времени конец XV – xviiiвек, истории России. XVI-XVIII века, истории... | Рабочая программа по истории России История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс История. 6-11 классы. 4-е издание. М.: Просвещение, 2009. Особенность программы в том, что она является составной частью единой линии... | ||
Рабочая программа предмета история по содержательным курсам «История средних веков» «История средних веков», «История России с древнейших времен до конца XVI века», «История Ярославского края до конца XV века» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моя работа посвящена методической разработке раздела программы «Московская Русь в XIV-XVI в.» 12 часов по учебной программе А. А.... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по истории для 7 класса... Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2010 г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;... | «Рассмотрено» на заседании методического объединения Учителей истории,... М.: Просвещение, 2008; «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,... | ||
Рабочая программа по предмету «История Средних веков. История России... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №1060 | Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI конец XVIII... Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI – конец XVIII вв.)» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа учебного курса «История России с конца XVI в по XVIII в.» Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и программы курсов Пчелова... | Рабочая программа по истории 6 класс (общеобразовательный) Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Федеральной примерной... |