Скачать 267.22 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заборско – Никольская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора Директор МБОУ «Заборско-Никольская СОШ» МБОУ «Заборско-Никольская СОШ» по УВР ______________________________ ____________________________ «____» __________________ 2013г. «____» __________________ 2013г. Рабочая программа по истории 6 класс (общеобразовательный) Учитель: Трищенкова Ирина Васильевна первая квалификационная категория. 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, авторских программ курса «История средних веков» и «История России с древнейших времен до конца XVI века». Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 6 класса к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? кто мы? кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, во-вторых, освоение ими знаний об истории человеческих цивилизаций и особенностях исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности для самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в 6 классе — образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности. Задачи изучения истории в 6 классе: формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; формирование представлений об истории Средних веков как части общемирового исторического процесса; овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе; оценка значения политического и культурного наследия Средневековья для современности; продолжить формирование умений работы с интернет - ресурсами, интерактивными задачниками и электронными пособиями по истории. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6 классе в общем объеме — 68 часов, по 2 часа в неделю. Формы контроля: тестирование, проверочные работы. Содержание курса «История» для 6 класса Содержание учебного предмета «История» в 6 классе изложено в виде двух курсов. Это «История Средних веков» (28 часов) и курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» (занимающий приоритетное место по объему учебного времени – 40 часов). Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории. Основное содержание курса «История средних веков» (28 ч.) Часть I. От императоров до конунгов. (9ч) Глава 1. В центре ойкумены ( 2 ч.) Тема 1. Введение. Второй Рим. Понятие «Средние века». Хронологические рамки средневековья. Тема 2. Век Византии. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Глава 2. Бури на окраинах ( 3 ч.) Тема 1. Завоеватели – германцы. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Тема 2. Рождение новой силы. Арабские племена: расселение, занятия. Тема 3. Мир ислама. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Глава 3. Держава франков. Тема 1. От Хлодвига к Пипину. Хлодвиг, его внутренняя и внешняя политика. Пипин Короткий. Тема 2. Император Карл. Создание и распад империи Карла Великого. Часть II. Европейский мир. (13ч) Глава 5 . Крестьяне и рыцари. (3 ч.) Тема 1. Земля и власть. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Тема 2. Вечные труженики. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Тема 3. За стенами замков. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Глава 6. Так хочет Бог! ( 3 ч.) Тема 1. Наследие Каролингов. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Тема 2. К Гробу Господню! Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Глава 7. Лики города. ( 3 ч.) Тема 1. Возвращение городов. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Культура городов. Тема 2. В поисках знаний. Средневековые школы. Университет. Глава 8. Вершина Средневековья. ( 4 ч.) Тема 1. Во главе христианского мира. Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Тема 2. Страны и государи. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Тема 3. Тяжкие времена. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Часть III. Иные миры (6ч) Глава 9. Где был и где не был Марко Поло. ( 6 ч.) Тема 1. Во владениях великого хана. Государства Центральной Азии в средние века. Империя Чингисхана. Тема 2. Индия: раджи и султаны. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Тема 3. Поднебесная империя. Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Создание империи Мин. Тема 4. В стране Сипанго. Средневековая Япония. Японское военное искусство. Тема 5. Мир совсем неизвестный. Средневековая Африка. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Повторение ( 1 ч.) Основное содержание курса «История России с древнейших времён до конца XVI в.» (40 ч) Глава I. Древние жители нашей Родины.(5ч) Тема 1. Первобытные жители нашей страны. Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Тема 2. На окраинах античного мира. Тема 3. Кочевые племена на территории России в IV-V вв. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Тема 4. Восточные славяне в VI-VII вв. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. Глава 2. Древняя Русь в IX-XII веках ( 8 ч.) Тема 1. Образование Древнерусского государства. Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Тема 2. Русские князья времен язычества. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Тема 3. Князь Владимир и крещение Руси. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество. Тема 4. Киевская Русь при Ярославе Мудром. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого. Тема 5. Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол. Тема 6. Общественный строй Киевской Руси. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Тема 7. Православная церковь в Киевской Руси. Тема 8. Культура Киевской Руси. Культура Древней Руси. Устное народное творчество. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения. Глава 3. Русские земли в XII – начале XIII века. ( 5 ч.) Тема 1. Удельный период русской истории. Тема 2. Южная Русь. Тема 3. Юго-Западная Русь. Тема 4. Новгородское государство. Тема 5. Владимиро-Суздальская Русь. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Глава 4. Русь между Востоком и Западом. ( 4 ч.) Тема 1. Монгольское нашествие на Русь. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Тема 2. Натиск с Запада. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Тема 3. Русские земли под властью Золотой Орды. Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды, ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Тема 4. Великое княжество Литовское и русские земли. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Глава 5. Объединение русских земель вокруг Москвы. ( 5 ч.) Тема 1. Возвышение Москвы. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Тема 2. Москва на подъеме. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение. Тема 3. Кризис Московской Руси. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Тема 4. Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV вв. Религия и церковь в средневековой Руси. Роль Православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим». Тема 5. Русская культура во второй половине XIII – середине XV вв. Культура Руси XIII в. Летописание. Каменное строительство в русских землях (храмы, города-крепости). Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. Культура и быт в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники Куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев) Глава 6. Создание Московского царства. ( 4 ч.) Тема 1. Конец удельной эпохи. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Тема 2. От великого княжества к царству. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы. Тема 3. Русская православная церковь в конце XV в. Роль Православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры Тема 4. Русская культура в конце XV в. Повторение (6ч) Резервные уроки (3ч) Требования к уровню подготовки. Изучение истории в 6 классе способствует развитию у учащихся значительного круга компетентностей: социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. При этом можно выделить личностные, межпредметные и предметные результаты обучения. К важнейшим личностным результатам изучения истории в 6 классе относятся следующие убеждения и качества: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,Ø уважение прав и свобод человека; осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории в 6 классе: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают: овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории. готовность применять исторические знания для выявления и сохраненияØ исторических и культурных памятников своей страны и мира. Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 6 класса по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Литература. Учебники: 1.«История Средних веков» М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.: Русское слово, 2011 год 2. «История России с древнейших времён до конца XVI века» Е.В. Пчёлов (М: Русское слово, 2010г). Справочная литература: 1. Школьная энциклопедия «История Средних веков» (М. Олма-пресс,2003г) 2. Школьная энциклопедия «История России IX – XVI века» (М. Олма-пресс,2003г) 3. Серия «Эрудит» справочник « История России с древнейших времён до конца XV века» (М. Мир книг,2006г) 4. А.А.Данилов, Справочник школьника «История России IX- XIX века» (М.Дрофа 2002г.) 5. А.А.Данилов Справочное пособие «История России в таблицах IX- XIX века» 6. Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма-Пресс,2001 г.) Сборники заданий для самостоятельной работы: 1. Тренинг по теме «Киевская Русь» 2. Тренинг по теме «Политическая раздробленность» (1132 г. — конец XIIIв.) 3. Тренинг по теме «Образование Русского централизованного государства» (XIV — начало XVI вв.) 4. Тренинг по теме «Русское государство в 1533-1600 гг. 5. А.Т.Степанищев «300 задач по истории с древнейших времён до наших дней» ИКТ: 1. Интерактивный задачник по истории России IX – XIXвв. « Витязь на распутье» 2. Электронное пособие «Всеобщая история» 5- 6 классы. Наглядный материал: 1. Исторические карты «Киевская Русь в 9-начале 12 вв.», «Русские княжества в 12-начале 13 вв.», «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», «Образование Русского централизованного государства в 14-15вв», «Королевство франков в 8-9 вв.», «Арабы в 9 - 11 вв.», «Крестовые походы», «Западная Европа в 13-15вв», «Индия и Китай в Средние века» 2. Опорные схемы «Этапы становления Русского государства» 3. Раздаточный материал по истории Средних веков. 4. Иллюстрации Книги для чтения: 1. «Повесть Временных лет» в переводе Д.С. Лихачёва 2. «Слово о полку Игореве» 3. «Задонщина» 4. В. Ряховский «Евпатий Коловрат» Комплект учебных материалов для учителя 1. Поурочные разработки «История Средних веков», «История России с древнейших времён до конца 16 века для 6 класса» 2. А.Т.Степанищев «Методический справочник учителя истории» М.Владос,2001 г 3.Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» 2010 год.
|
Рабочая программа по Брянскому краю 11 класс (общеобразовательный) Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по Новой истории 1800-1913 гг. Уровень: общеобразовательный Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» | ||
Тематическое планирование биологии. Общеобразовательный курс 2часа в неделю 11 класс Тематическое планирование биологии. Общеобразовательный курс (2часа в неделю 11 класс). Учебник В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н.... | Рабочая программа по Всеобщей истории 6 класс Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень). 1 Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | Рабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень). 1 Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по всеобщей истории. (10 класс. Базовый уровень). 1 Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | Рабочая программа по истории средних веков (6 класс) Пояснительная Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по истории России. (10 класс. Базовый уровень). 1 Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год 7 класс Уровень: общеобразовательный Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом мо РФ о 05. 03. 2004 года, №1089) | ||
Рабочая программа по физической культуре 3-а класс уровень: общеобразовательный... Рабочая программа по физической культуре для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Рабочая программа по истории. «Всеобщая история с древнейших времен... Рабочая программа по истории (10 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по истории 9 класс. (102 ч.) История России. XX начало XXI века -68 часов Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по истории 8 класс Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы по истории и авторской... | ||
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 11 класс учителя... Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной... | Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса... Учебник: Г. И. Данилова «Мировая художественная культура. От истоков до 17 века» (10 класс). М.: Дрофа, 2013 |